Управление предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 10:16, лекция

Описание работы

Предприятие – это самостоятельный хозяйственный субъект, созданный предпринимателем или группой предпринимателей для производства рыночных товаров и услуг с целью получения прибыли, доли на рынке и удовлетворения потребностей экономических субъектов.
Производственное предприятие – это обособленная специализированная организация, основанием которой является профессионально организованный трудовой коллектив, способный с помощью имеющихся в его распоряжении средств производства изготавливать нужную потребителю продукцию (выполнять работы, оказывать услуги) соответствующего назначения, профиля, ассортимента.

Файлы: 1 файл

Экономика на малых предпр..doc

— 1.53 Мб (Скачать файл)

Решите для себя, какая бизнес идея нужна именно вам, какими характеристиками она должна обладать. Будет ли дело уникальным или нет. Если вы, открывая свое дело, продумаете все нюансы, то вопросы, как и где искать идею, больше не будут вас волновать. Что касается характеристик, то главное отличие любой идеи бизнеса - это ее уникальность. Это очень важное свойство, которое очень часто по многим причинам путают с таким понятием, как новая идея бизнеса. Услуга, которая ранее никогда никем не предлагалась на рынке - это и есть новый бизнес, а уникальная бизнес идея - это такая идея, которая является чем-то действительно новым касаемо места и времени ее использования. Если такая идея используется в определенном месте и времени (имеется ввиду, что идея в конкретный момент не имеет никаких аналогов), то такая бизнес идея имеет все шансы на успешное осуществление.

Стоимость реализации любой бизнес идеи - это второе важное свойство. Неправильно  поступают многие новички, которые  сразу же по ошибке откидывают неплохие идеи бизнеса из-за того, что не хотят привлекать для их реализации большие деньги и инвестиции. Вы же можете найти для проекта инвестора, которые обычно всегда заинтересованы в хороших идеях. В любом случае, сегодня на открытие бизнеса многими банковскими учреждениями предлагаются выгодные кредиты. Учтите, что действительно прибыльный бизнес чаще всего сопровождается большими начальными затратами. Большой проблемой может стать сам поиск идеи. Очень сложно сейчас придумать что-то концептуально новое. По этой причине многие еще на этапе разработки своего дела опускают руки. Не все смогут рискнуть, не имея твердой основы. А идея - это и есть та самая основа любого бизнеса.

Сегодня много идей для того, чтобы  начать прибыльный бизнес можно отыскать в Интернете. Сейчас существует большое количество Интернет ресурсов, которые предоставляют бизнес идеи, идеи нового бизнеса или же предлагающие открыть новое дело. Сразу же на таких сайтах можно отыскать и детальные бизнес-планы, обсуждения, схемы реализации и т.д. Следовательно, не пренебрегайте и такой возможностью для поиска идей бизнеса. Однако, с многими молодыми бизнесменами случается следующий парадокс. Человек, еще несколько часов назад, который желал побыстрее открыть собственный бизнес, начинает бродить в Интернете от одной идеи бизнеса к другой, желая отыскать наиболее оптимальную. Одна идея ему не нравится, вторая требует значительных затрат, третья не является, на его взгляд, прибыльным бизнесом и т.д. И здесь успеха добьется тот, кто будет действовать, а не лазить по Интернету в поисках чудо-идеи. Тот, кто в самом деле не побоится, а попробует воплотить идею бизнеса в жизнь (возможно даже прибегнув к услугам кредитования малого бизнеса под залог своего личного жилья, например), тот и сможет по-настоящему открыть собственное дело.

Жизненный  цикл  малого  бизнеса  –   это   жизненный   цикл   товара, составляющего предмет деятельности  предприятия.  Можно выделить  четыре основных этапа жизненного цикла МП:

I этап  –  научные  исследования,  разработка  технологии  и  создание коммерческой схемы товара (это прентальный период предприятия).

II этап – начало производства  товара  и  выход  его   на  рынок  –  это детство предприятия.

III этап – коммерческий успех  товара – зрелость предприятия.

IY этап – деградация рынка товара – жизненный закат предприятия.

 Финансовому менеджеру необходимо  постоянно решать вопрос, как  сделать, чтобы вместе с товаром,  заканчивающим свой земной путь, не  умирало  и  само предприятие?  Вероятно, надо вовремя отказываться  от деградирующих товаров  и подгадывать к этому моменту стремительный взлет новых  товаров.  При  ставке не  на  один,  а  на  несколько  товаров  у  предприятия  снижается   порог рентабельности и легче достигается нужный уровень доходности.

Каковы особенности  каждого  из  этапов жизненного  цикла  предприятия  малого  бизнеса   –   особенности,   которые необходимо учитывать финансовому менеджеру предприятия?  На  первом  этапе  выручка практически нулевая,  а денежные  потоки предприятия отрицательные, потому что затраты на исследования, оплату  труда не покрываются доходами. Велик  риск:  производство  товара  и  услуг  и  их коммерциализация потребуют значительных инвестиций в  достаточно  длительном временном интервале. На этом этапе руководитель предприятия  вряд  ли  может рассчитывать на банковские кредиты. Предприятие существует  на  собственные средства владельца.

 Второго этапа, если собственных и привлеченных  средств недостаточно, чтобы покрыть хотя бы часть базовых расходов, многие  предприятия могут  не пережить. На  этой  стадии  резко  вырастают  затраты,  но  еще  не  доходы. Денежные потоки пока «отрицательные». Главные задачи этого этапа  как  можно рачительнее управлять оборотными средствами, а  также  постараться  получить внешнее финансирование. Необходимо  помнить  об  основной  дилемме  финансового   менеджмента: больнее  всего  капкан  «либо  рентабельность,  либо  ликвидность»  зажимает именно  малое  предприятие  на  первых  двух  этапах  его   развития,   т.к. предприятие стремится быстрее нарастить оборот, а дефицит ликвидных  средств все увеличивается.

На  третьем  этапе  предприятие   добивается   коммерческого   успеха. Финансово-хозяйственное положение улучшается, хотя  темпы прироста  оборота несколько снижаются по сравнению со вторым этапом.  Денежные  потоки  должны стать положительными, поскольку  выручка  увеличивается  и  даже  становится достаточной  для  покрытия  и  накопившихся  прежних,  и  неизбежных   новых расходов. Теперь у предприятия  возникают  производственные  и  коммерческие проблемы: нужно усиливать торговую сеть, делать  рекламу.  Иногда  возникает необходимость в технической доводке товаров и услуг по  результатам  реакции рынка. Все это  требует  денег.  Но  теперь  уже  более  зрелому,  возможно, имеющему неплохую  кредитную  историю  и  в  финансовом  отношении  крепкому предприятию  легче  получить  внешнее  финансирование  в  виде   банковского кредита. Однако  следует  помнить,   что,   если   предприятие,   желая   взять максимальную долю рынка, превысит разумные темпы  прироста  продаж,  то  тем подорвет свою ликвидность и платежеспособность.

Печального  IV  этапа  желательно  избежать.  Жизнь  показывает,   что стратегически  выигрывает  тот,  кто  заранее  тратится  на   разработку   и внедрение  новых товаров и  услуг,  сознательно  идя  на  некоторое  снижение финансовых результатов предыдущего этапа.

Если   рост   активов   превышает   рост   нераспределенной   прибыли, задолженность  должна  покрывать  эту  разницу.  Эта   задолженность   может принимать форму банковского кредита  или  увеличения  степени  использования кредиторской задолженности по расчетам. Наиболее важные различия в финансовом менеджменте  крупного  и  малого бизнеса состоят в  доступе  к  ресурсам,  в  постановке  целей  и  в  уровне ликвидности.

Доступ  на  финансовый  и  денежный  рынки   для   малых   предприятий чрезвычайно загружен, т.к. получить кредит не удается не  только  из-за  его дороговизны, но и вследствие рискованного финансового  положения  предприятия и отсутствия кредитной истории. МП обычно не ставит перед собой цель  максимизировать курс акций, показатель капитализации и уровень дивиденда.  В малом бизнесе иной набор,  иной  уровень и иная  иерархия  рисков, нежели в крупных компаниях.

Парадоксальное  сочетание  наибольшего  риска  с   наименьшей доходностью  сопутствует  малому   предприятию   на   первых   стадиях   его существования. Поэтому частное  финансирование  для  малого  бизнеса  сильно затруднено.

Предприятия  малого  бизнеса  имеют,  как  правило,   пониженный,   по сравнению с крупными предприятиями, уровень ликвидности, т.к.:

- в малом бизнесе относительно  меньше денег вкладывается в  запросы и дебиторскую задолженность  (об  этом  говорят  и  более   высокие показатели оборачиваемости  запасов и дебиторской задолженности);

-  у  предприятий  малого   бизнеса   относительно   выше   текущие обязательства.

Наиважнейшей целью финансового  менеджмента  малого  бизнеса  является грамотное   управление    оборотным    капиталом:    запасом,    дебиторской задолженностью, денежными средствами и краткосрочными  обязательствами.  Это приносит предприятию достаточное количество ликвидных средств и делает  его платежеспособным. Основу  информационного обеспечения анализа финансового   состояния составляет  бухгалтерская  отчетность.   Чтение   и   анализ   бухгалтерской отчетности компании входит в число основных функций менеджера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМА 9. Организация, управление деятельностью и планирование на малом предприятии.

Производственные мощности: проектирование, планирование. Принципы оценки потенциальных возможностей предприятия. Планирование объемов производства и продаж.

Планирование потребности в  оборотных средствах. Закупка товара. Управление запасами. Ценообразование  и прибыль. Методы установления цены. Государственное регулирование цен. Использование графика безубыточности при управлении предприятием. Управление финансами на малом предприятии. Бюджетирование. Элементы бизнес-плана для малого предприятия.

 

Планирование – это разработка и корректировка плана, включающие предвидение, обоснование, конкретизацию и описание деятельности хозяйственного объекта на ближайшую и отдаленную перспективу. Планированием на предприятии поэтапно охватывается работа персонала и движение ресурсов (материальных и финансовых), нацеленных на получение заданного конечного результата. В утвержденном руководителем предприятия плане указываются:

- цель деятельности предприятия  на плановый период. Количественно  выраженная системой установленных  показателей (с указанием конкретных видов выпускаемой продукции и характера работ);

- средства достижения цели (финансовые, материальные, трудовые);

- правила и сроки увязки цели  и средств по этапам на весь  период действия плана;

- этапы и сроки выполнения  работ;

- исполнители плана по срокам и видам работ;

- методы, этапы и средства контроля  выполнения плана.

Планирование занимает центральное  место в механизме хозяйственного управления как способ достижения цели на основе сбалансированности и последовательности выполнения всех производственных операций и решения социальных задач.

Планированием охватываются все стороны  хозяйственной деятельности предприятия:

У

П

Р

А

В

Л

Е

Н

И

Е

 

П

Р

Е

Д

П

Р

И

Я

Т

И

Е

М

 

 

 

 

 

 

 

=

 

Управление процессом производства

 

 

 

 

 

 

 

=

=

Планирование производства

 

 

 

 

 

 

 

+

 

+

Контроль и регулирование производства

Управление финансовой деятельностью

Финансовое планирование

Контроль и регулирование финансовой деятельности

Управление персоналом

Планирование персонала

Контроль работы и регулирование персонала

Управление маркетингом и сбытом продукции

Планирование сбыта продукции

Контроль и регулирование сбыта  продукции

Управление материальным обеспечением производства и запасами

Планирование поставок, запасов  и расходования материалов

Нормирование, контроль использования и обеспечения производства материальными ресурсами

Управление инвестициями

 и нововведениями

Планирование инвестиций и нововведений

Контроль и регулирование инвестиций и нововведений


 

Планирование производства на предприятии – это точное предвидение и программирование на текущий год и на перспективу хода производственного процесса и его результатов по этапам. В плане с учетом специализации и кооперации труда устанавливается по датам четкое задание на выполнение конкретного вида и объема работ и расходование ресурсов по каждому цеху, отделу, бригаде и рабочему месту. В плане предусмотрена последовательность выполнения связанных между собой работ. План всегда устремлен в будущее. С его помощью по часам и датам начиная с текущего момента и на перспективу распределяются имеющиеся ресурсы (материальные, трудовые, финансовые и природные).

Технология планирования включает:

- определение и обоснование  основной цели и вытекающих  из нее задач предприятия (стадия  предплановых разработок);

- оформление поставленной задачи, установление конкретных показателей  и заданий для исполнителей;

- детализацию задания по видам  и объемам работ, конкретным  исполнителям, в том числе по  рабочим местам и срокам исполнения;

- детальные расчеты затрат и получаемых результатов по этапам и на весь период планирования; организацию и контроль исполнения плана.

 

Задачи планирования и основные исполнители:

Задачи планирования

Основные исполнители

Проектирование ближайшей и 

отдаленной перспективы по датам (дням,

часам) исполнения

Руководители структурных звеньев 

(начальники цехов, отделов, мастера,

 бригадиры, специалисты)

Контроль исполнения

Руководители предприятия и  специалисты


 

План – это связующее и  направляющее звено работы предприятия.


 

 

 


 


 

 


 

 

 

 

Рис.3 Структура плана деятельности предприятия

 

Прогнозирование – это система  количественных и качественных предплановых изысканий, направленных на выяснение  возможного состояния и результатов  деятельности предприятия в будущем. На основе прогнозов определяется возможность (вероятность) достижения поставленных целей. В прогнозах указывается вероятная степень возможного отклонения от тех или иных целей в зависимости от способа будущих действий и влияния различных внешних факторов.

Информация о работе Управление предприятием