Управление предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 10:16, лекция

Описание работы

Предприятие – это самостоятельный хозяйственный субъект, созданный предпринимателем или группой предпринимателей для производства рыночных товаров и услуг с целью получения прибыли, доли на рынке и удовлетворения потребностей экономических субъектов.
Производственное предприятие – это обособленная специализированная организация, основанием которой является профессионально организованный трудовой коллектив, способный с помощью имеющихся в его распоряжении средств производства изготавливать нужную потребителю продукцию (выполнять работы, оказывать услуги) соответствующего назначения, профиля, ассортимента.

Файлы: 1 файл

Экономика на малых предпр..doc

— 1.53 Мб (Скачать файл)

Если МП > Зпост – предприятие получает прибыль.

Если МП = Зпост – финансовый результат равен нулю (точка безубыточности).

По методике факторного анализа прибыли используют формулу:

П = VРП (р – с),

Где VРП – объем реализованной продукции;

Р – цена единицы продукции;

с – полная себестоимость единицы  продукции.

При этом исходят из предположения, что все приведенные факторы  изменяются сами по себе, независимо друг от друга. Данная модель не учитывает взаимосвязь объема производства (реализации) продукции и ее себестоимости. При увеличении объема производства себестоимость единицы продукции снижается, так как возрастает только сумма переменных расходов, а сумма постоянных затрат остается без изменения.

Безубыточность – такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков, выручка покрывает только затраты. Безубыточный объем продаж можно выразить в количестве единиц продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет приносить прибыль предприятию.

Для определения безубыточного  объема продаж построим график. По горизонтали  показываем объем реализации продукции  в натуральных единицах. По вертикали – себестоимость проданной продукции и прибыль, которые вместе составляют выручку от реализации.

Разность между количеством  реализованной продукции и безубыточным объемом продаж продукции – это зона безопасности (зона прибыли). Чем она больше, тем прочнее финансовое состояние предприятия. Является основополагающим показателем при разработке бизнес-плана, обосновании управленческих решений, оценке деятельности предприятия.


                                                                        Постоянные затраты


0                                                         500                                                              1000шт                                  

                                                             10                                                               20млн.руб. 

Рис.4   Графическое определение точки безубыточности предприятия                   

 

Для определения уровня безубыточности деятельности предприятия можно использовать аналитический  и графический способы.

При графическом способе по горизонтали показывается объем реализации продукции, по вертикали – себестоимость проданной продукции и прибыль, т.е. выручку от реализации. По графику можно установить, при каком объеме реализации продукции предприятие получит прибыль, а при каком ее не будет. Можно определить также точку, в которой затраты будут равны выручке от реализации продукции (точку безубыточного объема реализации продукции) ниже которой производство будет убыточным.

 

Пример аналитического способа определения точки безубыточности:

Производственная  мощность предприятия                                                       1000шт.

Цена  изделия (р или Ц)                                                                                              20 тыс.руб.

Выручка (нетто) (В)                                                                                  20000 тыс.руб.

Постоянные  затраты (А)                                                                          4000 тыс.руб.

Переменные  расходы на единицу продукции (b или Зпер.уд)                                        12 тыс.руб.

Переменные  расходы на весь выпуск продукции (Зпер)                         12000тыс.руб

Прибыль от реализации продукции (П)                                                    4000 тыс.руб

Маржа покрытия (МП=В – Зпер)                                                                 8000 тыс.руб.

Доля моржи покрытия в выручке (Дмп)                                                                      0,4

Ставка моржи покрытия (Смп)                                                                          8 тыс.руб.

 

Аналитический способ:

Для определения безубыточного объема продаж в стоимостном выражении  необходимо сумму постоянных затрат разделить на долю маржи покрытия Дмп =  МП/В в выручке:

              А                 4

Вкр = ----------   =   ------   =   10 млн.руб. или В = Зпост/(1- Зпер.уд/Ц),   где Зпер.уд –удельные пер. затраты

             Дмп              0,4         

Для одного вида продукции безубыточный объем продаж можно определить в натуральном выражении:

                  А                А            4000

VРПкр = --------  =  ---------  =  ---------- = 500 шт       В = Зпост/Ц- Зпер.уд,  

                 Смп            p – b        20 – 12

Определения зоны безопасности аналитическим  методом по стоимостным показателям:

           В  – Вкр              20000 - 10000

ЗБ = --------------    =   -------------------  =  0,5  или  50%

                В                         20000

Безубыточный объем продаж и  зона безопасности зависят от суммы  постоянных и переменных затрат, а  также от уровня цен на продукцию. При повышении цен нужно меньше реализовать продукции, чтобы получить необходимую сумму выручки для компенсации постоянных издержек предприятия и наоборот. Увеличение удельных постоянных и переменных затрат повышает порог рентабельности и уменьшает зону безопасности.

 

Цена является важнейшим экономическим параметром, который характеризует деятельность предприятия. Именно цены определяют структуру производства, влияют на движение материальных потоков, распределение товарной массы и уровень доходности предприятия.

Цена всегда была основным фактором, определяющим выбор и интерес  покупателя.

Разные фирмы решают проблемы ценообразования по-разному:

- в мелких фирмах цены устанавливаются  высшим руководством;

- крупные компании имеют в  своем штате управляющих товарным  ассортиментом, а высшее руководство  определяет ценовую политику. Часто  оно утверждает цены, предложенные  низшими инстанциями.

Цена является средством определения  отношений  между продавцом и  покупателем. Она определяет рентабельность и прибыльность, т.е. жизнеспособность МП. Цена является существенным элементом, определяющим финансовую стабильность предприятия, а также сильнейшим орудием в борьбе с конкурентами. Цена является важным элементом маркетинга, который способствует накоплению денежно-финансовых ресурсов.

Установление определенной цены на товар или услугу осуществляется для того, чтобы продать их и  получить прибыль. Цена предопределяет успех продаж, их объемы, доходы и получаемую прибыль. Важно чтобы установленная цена не оказалась слишком низкой или слишком высокой. Если цена будет высокой, может произойти потеря интереса потребителя к приобретению. Более дешевый товар легче продать, но меньше прибыль. Важно установить взаимосвязь между ценой продукта и количестве продаваемых его единиц.

 

Затратный подход к ценообразованию – отправной точкой при расчете цен являются фактические затраты предприятия на  производство и реализацию товаров. Модель цены при затратном методе ее формирования включает три базовых элемента: переменные затраты на изготовление единицы изделия, средние накладные (постоянные) затраты на ту же единицу и удельную прибыль.

Определение цены с помощью норматива рентабельности к затратам: Ц = З (1+Рз),

Где Ц – цена; З – удельные затраты; Рз - рентабельность к затратам (отношение удельной прибыли к удельным затратам (удельные переменные  + накладные)). Используется производственными предприятиями.             Цп

На основе торговых скидок:          Ц = --------

                                                                  1 - Тс

Где Цп – цена приобретения товара дистрибьюторской компанией; Тс – торговая скидка.

Модель цены на основе торговой надбавки: Ц = Цп (1 + Тн),

Где Тн – торговая надбавка.

 

При рыночном подходе ставится задача добиться максимальной разницы между ценностью товара для покупателя, которую он готов заплатить, и затратами на изготовление предприятием данного товара.

Экономическая ценность товара – цена лучшего из доступных покупателю альтернативных товаров, называемую ценой безразличия, увеличенную на ценность для покупателя тех свойств данного товара, которые отсутствуют у лучшей альтернативы.

Шаги определения экономической  ценности: Цена безразличия – определяется на основе доступной информации о ценах на альтернативные товары других предприятий (трудности определения для промышленных товаров). Определение отличий: функциональность, надежность, полезность, содержание вредных веществ, затраты на ввод в эксплуатацию, затраты на обслуживание. Оценка значимости отличий с позиции покупателя – интерпретация в денежном выражении качественных отличий товара (на сколько цена товара должна быть выше альтернативного, чтобы покупатель согласился оплатить повышенные свойства данного товара.

 

Структура цены

Элементы цены

Виды цен

Себестоимость производства и реализации продукта

Прибыль изготовителя

Оптовая цена изготовителя

Оптовая цена изготовителя. Акциз. НДС

Оптовая цена отпускная

Отпускная цена. Издержки посредника. Прибыль посредника. НДС посредника.

Оптовая цена закупки

Оптовая цена закупки. Издержки торговли. Прибыль торговли. НДС  торговли

Розничная цена


 

Ценовая система – единая упорядоченная  совокупность различных цен, регулирующих экономические отношения между участниками национального и мирового хозяйства.

Запас финансовой безопасности – прогнозный объем продаж товара сверх объема, соответствующего точке безубыточности:             С

                                                                        Ко = ----------- ,

                                                                                 (Ц – V)

где Ко – безубыточный объем производства (продаж), шт; С – постоянные затраты предприятия за анализируемый период, тыс.руб.; Ц – цена единицы изделия, руб.; V – переменные затраты на единицу изделия, руб.

Коэффициент эластичности – мера чувствительности спроса к изменению цены, измеряемая процентным изменением величины спроса к вызвавшему его процентному изменению цены. Если спрос по цене эластичен, то повышение цены, как правило, ведет к сокращению объема продаж в большей мере, чем возрастает выручка от продаж из-за подорожания товара.

 
 Эффект финансового рычага (ЭФР) – один из показателей оценки эффективности использования заемного капитала. Показывает насколько процентов увеличится сумма собственного капитала за счет привлечения заемных средств в оборот предприятия. Положительный ЭФР тогда, когда рентабельность совокупного капитала выше средневзвешенной цены заемных ресурсов,

т.е. РОА> Цзк.

 

ЭФР = (ВЕР – Цзк.ном.)(1- Кн)*ЗК/СК  или ЭФР = (РОА – Цзк.уточ)*ЗК/СК ,

где: ВЕР – экономическая рентабельность совокупного капитала до уплаты налогов и процентов за кредит, %;

РОА – рентабельность совокупного  капитала после уплаты налогов, %;

Цзк.ном – номинальная цена заемного капитала;

Цзк.уточ – уточненная цена заемных ресурсов (с учетом налоговой экономии), %;

Кн – отношение налогов из прибыли к сумме прибыли после уплаты процентов);

ЗК - средняя сумма заемного капитала;

СК - средняя сумма собственного капитала.

 

Бизнес-план – это документ, в котором описывается предполагаемое развитие бизнеса, его цели пути их достижения, а также последствия. БП является перспективным документом, его рекомендуется составлять с прогнозом на несколько лет. Основная цель его составления – планирование хозяйственной деятельности предприятия на ближайшие и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов для реализации поставленной задачи.

В российской бизнес-практике БП составляются в следующих случаях:

- при реализации инновационного  проекта;

Информация о работе Управление предприятием