Перспективы развития Фонда социального страхования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 18:15, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является рассмотрение особенностей деятельности Фонда Социального страхования (ФСС) в РФ и его роль в развитии социальной сферы. Исходя из поставленной цели можно выделить следующие задачи: определение сущности, цели, задачи, структуры и управления фонда; анализ бюджета фонда; рассмотрение проблем и перспектив развития фонда.
Предмет изучения курсовой – социальное страхование в целом, во всём многообразии форм его проявления.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
Задачами исследования являются:
- рассмотреть финансовые основы функционирования ФСС;
- показать порядок формирования и распределения ресурсов Фонда;
- обозначить состав и структуру доходов.

Содержание работы

Введение...................................................................................................................
Глава 1
Сущность фонда социального страхования Российской Федерации.
1.1 История появления и развития системы социального страхования в России.......................................................................................................................
1.2 Правовое положение фонда социального страхования Российской Федерации ...............................................................................................................
1.3 Фонд социального страхования, его цели, задачи и система организации............................................................................................................
Глава 2
Анализ бюджетного фонда социального страхования Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013-2014 год.
2.1. Общие положения .........................................................................................
2.2 Общая характеристика проекта Федерального закона о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов ....................................................................................
2.3 Доходы проекта бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов ..................
2.4 Расходы проекта бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов ..................
2.5 Межбюджетные трансферты ........................................................................
2.6 Источники финансирования дефицита бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов ..............................................................................................................
2.7 Вывод ...............................................................................................................
Глава 3
Перспективы развития Фонда социального страхования ........... ...................
Заключение ............................................................................................................
Список литературы ......................................

Файлы: 1 файл

моя курсовая.docx

— 88.88 Кб (Скачать файл)

3. Бюджет Фонда на 2012 год  и на плановый период 2013 и 2014 годов планируется исполнить  с профицитом: в 2012 году профицит составит 2 340 003,0 тыс. рублей, в 2013 году - 5 499 921,3 тыс. рублей, в 2014 году - 8 885 070,6 тыс. рублей.

Профицит бюджета Фонда формируется только в части обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Доходы бюджета Фонда по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не обеспечивают расходы Фонда по данному виду страхования. На покрытие дефицита бюджета Фонда в 2012 году предполагается выделить средства федерального бюджета в сумме 84 498 085,0 тыс. рублей, в 2013 году - 75 169 616,1 тыс. рублей; в 2014 году - 78 610 367,9 тыс. рублей.

4. В соответствии с  задачами, определенными посланием  Президента Российской Федерации  от 29 июня 2011 года "О бюджетной  политике в 2012 - 2014 годах", проектом  Федерального закона "О внесении  изменений в отдельные законодательные  акты Российской Федерации по  вопросам установления тарифов  страховых взносов в государственные  внебюджетные фонды" для отдельных  категорий плательщиков взносов  установлен пониженный тариф  страховых взносов в размере  0,0% вместо 2,9 процента.

5. Федеральным законом  от 28 ноября 2009 г. N 292-ФЗ "О бюджете  Фонда социального страхования  Российской Федерации на 2010 год  и на плановый период 2011 и 2012 годов" источником внутреннего  финансирования дефицита бюджета  Фонда в части обязательного  социального страхования на случай  временной нетрудоспособности и  в связи с материнством предусмотрен  остаток средств страхового резерва  по обязательному социальному  страхованию от несчастных случаев  на производстве и профессиональных  заболеваний на счетах по учету  средств бюджета Фонда в сумме  30 532 539,6 тыс. рублей. Вместе с тем  в настоящее время отсутствует  достаточная правовая основа  регулирования механизма возврата  средств резерва, в том числе  не определен источник финансирования, из которого средства резерва  должны быть восстановлены.

6. Законопроектом предусмотрены  все расходные обязательства  Фонда по обязательному социальному  страхованию на случай временной  нетрудоспособности и в связи  с материнством и обязательному  социальному страхованию от несчастных  случаев на производстве и  профзаболеваний.

При этом значительно увеличиваются  с 508 200 828,1 тыс. рублей (88,0% общей суммы  расходов) в 2012 году до 586 454 867,4 тыс. рублей (89,0%) в 2014 году объемы бюджетных ассигнований, направляемых Фондом на исполнение публичных  нормативных обязательств.

7. Законопроектом сохраняется  норма, предусматривающая реализацию  в 2012 и 2013 годах в ряде субъектов  Российской Федерации плотного  проекта, предусматривающего назначение  и выплату застрахованным лицам  страхового обеспечения по обязательному  социальному страхованию на случай  временной нетрудоспособности и  в связи с материнством и  по обязательному социальному  страхованию от несчастных случаев  на производстве и профессиональных  заболеваний, а также осуществление  иных выплат и возмещение расходов  страхователя на предупредительные  меры по сокращению производственного  травматизма и профессиональных  заболеваний работников территориальными  органами Фонда.

8. Законопроектом предусматривается  осуществление в 2012 году и в  плановый период 2013 и 2014 годов  в ряде субъектов Российской  Федерации плотного проекта, направленного  на оценку профессиональных рисков. В рамках плотного проекта  Фондом планируется осуществить  финансовое обеспечение мероприятий  по организации и проведению  аттестации рабочих мест по  условиям труда работников, занятых  в государственных и муниципальных  учреждениях сферы образования,  здравоохранения и культуры за  счет средств обязательного социального  страхования от несчастных случаев  на производстве и профессиональных  заболеваний ежегодно в сумме  до 1 000 000,0 тыс. рублей.

Вместе с тем особо  острой остается решение проблемы аттестации рабочих мест в добывающих, обрабатывающих и промышленных отраслях экономики  Российской Федерации.

9. Финансовое обеспечение  предоставления инвалидам технических  средств реабилитации и услуг  и отдельным категориям граждан  из числа ветеранов протезов (кроме  зубных протезов) и протезно-ортопедических  изделий в 2012 - 2014 годах установлено  в сумме 8 999 525,8 тыс. рублей ежегодно. Следует отметить, что на 2013 - 2014 годы  бюджетные ассигнования из федерального  бюджета на указанные цели  предусмотрены без учета прогнозного  уровня инфляции на 2013 - 2014 годы.

10. Законопроектом установлено,  что объем бюджетных ассигнований, подлежащих перечислению в бюджет  Фонда из федерального бюджета  на оказание отдельным категориям  граждан государственной социальной  помощи по санаторно-курортному  лечению, включая проезд к месту  лечения и обратно, определяется  в соответствии с Федеральным  законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О  государственной социальной помощи" исходя из численности граждан,  не воспользовавшихся правом  отказа от получения набора  социальных услуг полностью или  от получения соответствующей  социальной услуги (ежегодно до 1 октября), на основании сведений, содержащихся в Федеральном регистре  лиц, имеющих право на получение  государственной социальной помощи. Соответственно указанные бюджетные  ассигнования не могут быть  определены в сроки, установленные  для подготовки и утверждения  бюджета Фонда, в связи с  чем эти бюджетные ассигнования  законопроектом не предусмотрены.

 

3. Перспективы развития Фонда социального страхования.

 

Совершенствование системы  социального страхования является сейчас не благими намерениями, а  насущной необходимостью. Пусть у  внебюджетных фондов и существуют свои проблемы, но путем принятия новых  нормативных актов они вполне могут быть решены. Хотелось бы надеяться  на то, что сложившаяся система  внебюджетных фондов не будет разрушена, так как они по-прежнему остаются одним из важных звеньев финансовой системы государства, в обеспечении  государственного социального страхования.

Современное общество все  настойчивее требует обеспечения  полноценной социальной защиты с  тем, чтобы население в целом  и отдельные социальные группы получали широкую социальную поддержку.

Происходящие в стране экономические преобразования обусловливают  соответствующие перемены в области  социальной политики, выработку механизмов социальной защиты, основывающихся на принципах самоуправления и взаимопомощи.

Анализ современного положения  дел в сфере социальной защиты приводит к выводу о несовершенстве существующей в стране системы социальной защиты. Сегодняшнее положение обусловлено  преимущественно неэффективным  использованием имеющихся средств. Отечественная система социальной защиты установила рекорд удельной себестоимости  оказания социальных услуг и успешно  заморозила все попытки модернизации системы социального страхования. Плохо то, что изменения в социальной сфере, в области социальной защиты и вовсе осуществляются без должного методологического и нормативно-правового  обеспечения и увязки с экономическими и социальными процессами. Отсутствует  координация усилий между существующими  организационными и формами социальной защиты — социальной помощью и  социальным страхованием.

Можно заключить, что реформы  в области социальной защиты не подготовлены ни с экономической, ни с социальной, ни с правовой точек зрения. В ходе их проведения игнорируются такие факторы, как состояние общественного сознания, точнее два его аспекта: национальные особенности и своеобразие “переходного” периода. Последнее связано с необходимостью адаптации к новым экономическим условиям, и действенную помощь в этом может оказать развитие системы социального страхования с привлечением к участию в ней широкой общественности. Однако существующая ныне система социального страхования “остается в координатах прежней, социалистической системы социального обеспечения и базируется на прежних принципах построения”.

В социальной защите выделяются два основных вида:

- социальная помощь, предназначенная  для избирательной и адресной  поддержки наиболее социально  уязвимых групп населения в  рыночных условиях;

- социальное страхование,  ориентированное на социально  активное население, занятое в  сфере труда; поэтому его финансирование  должно осуществляться за счет  средств как работника, так  и работодателя. Социальное страхование  трудового населения не только  как нельзя лучше вписывается  в рыночные отношения, но и  способно принести экономической  сфере определенную помощь и  выгоду.

Деятельность системы  социального страхования в первую очередь адресована группам трудоустроенного населения. Трудоспособное население  в своем большинстве — это  работники по найму, и заработная плата — их единственный источник доходов, благосостояния и благополучия. На базе отчислений от заработков строится весьма эффективная система социальной защиты в форме социального страхования, которое в определенных параметрах регулируется государством. Грамотно построенная социальная политика не только обеспечивает социальную защиту трудящихся с помощью механизма  социального страхования, но и позволяет  осуществлять инвестиции в сферу  производства, доходы от которых идут на повышение квалификации работников и мотивации их труда, на развитие “человеческого капитала” и в итоге способствуют стабилизации общества.

Реформирование системы  социального страхования должно привести ее в соответствие с развивающимися рыночными отношениями и обеспечить действенную защиту трудящихся. Реформированная  система социальной защиты должна строиться  на двух основополагающих принципах  — на индивидуальной ответственности  и на солидарности всех членов общества. Данный подход открывает широкие  возможности для самореализации личности в обществе, защищает интересы обеих сторон, взаимоувязывая их интересы, и препятствует процессам разрушения. Принцип солидарности необходим для социальной защиты, прежде всего, нетрудоспособного населения: пенсионеров, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми и др. Для трудоспособного населения более важен принцип личной ответственности.

В настоящее время при  переходе России к более совершенной  системе социальной защиты одним  из важных моментов может явиться  необходимость перераспределения  ресурсов для сохранения необходимого уровня и качества жизни при поощрении  накопления средств всеми субъектами данного взаимодействия. Работающий может накапливать средства на случай болезни или в дополнение к  пенсии, работодатели должны стремиться к разумному балансу расходования средств на зарплату и на различные  виды социального страхования (как  обязательного, так и добровольного), государство должно найти систему  оптимального распределения своих  расходов между социальным страхованием госслужащих и выплатами в  рамках социальной помощи. Для этого  необходим некий механизм достижения равновесия интересов, гармонизации всех видов ответственности: личной, коллективной, общенациональной. Таким механизмом и является социальное страхование.

Социальная политика должна строиться в соответствии с базовыми Конвенциями МОТ, а также с  национальными особенностями понимания  целей и задач социальной защиты. Она неотделима от экономической  политики. Только их совместное проведение даст ожидаемый эффект, а их несогласованность, наоборот, приведет к дальнейшему снижению уровня социальной защищенности населения.

Таким образом, те принципиальные положения, с учетом которых и  анализировалась система социального  страхования, оказываются тесно  взаимосвязанными между собой, и  от их взаимосогласованности в итоге зависит уровень социальной защищенности трудового населения. Эти принципы широко распространены сегодня в странах с развитой рыночной экономикой и являются там основой системы социальной защиты.

В последнее время предпринято  много попыток, совершенствования  законодательства о взносах во внебюджетные фонды, но, тем не менее, на данном этапе  существует много проблем: во-первых, противоречия в законодательстве, которые  приводят к абсурдным ситуациям  как, например, взносы в один государственный  социальный внебюджетный фонд следует  производить за счет средств, выделенных другим государственным социальным внебюджетным фондом в частности в ПФ РФ на сумму премии страховому активу, выплачиваемую организацией за счет средств, выделенных отделением ФСС РФ, так как данная премия в перечень необлагаемых выплат ПФ РФ не включена.  И это не единичный случай.

Здесь, на мой взгляд, необходима, тщательная проработка нормативных  актов на факт соответствия их друг другу. Во-вторых, как показывает практика, неуплата или неполная уплата взносов  в фонд – одно из самых распространенных нарушений, допускаемых руководителями организаций. Хотя действующее законодательство предусматривает за эти нарушения  как налоговую, так и уголовную  ответственность, это не может искоренить проблему недоимок в РФ.

Данная ситуация создается  из-за высоких ставок отчислений в  фонды, естественно предприятия  пытаются уклониться от уплаты страховых  взносов, чем и объясняется высокий  объем недоимок. В данной ситуации необходимо пойти на снижение ставок (хотя бы на время) отчислений в фонды. В-третьих, необходимо внедрять новейшие компьютерные системы и программы, применяемые в зарубежных странах, не только на предприятиях, но в фондах для упрощения и ускорения процедур расчетов с организациями, а также для более строгого контроля со стороны фонда. Имеется в виду, что и предприятие и внебюджетный фонд или страховая компания должны быть подключены к одной компьютерной сети.

Информация о работе Перспективы развития Фонда социального страхования