Перспективы развития Фонда социального страхования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 18:15, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является рассмотрение особенностей деятельности Фонда Социального страхования (ФСС) в РФ и его роль в развитии социальной сферы. Исходя из поставленной цели можно выделить следующие задачи: определение сущности, цели, задачи, структуры и управления фонда; анализ бюджета фонда; рассмотрение проблем и перспектив развития фонда.
Предмет изучения курсовой – социальное страхование в целом, во всём многообразии форм его проявления.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
Задачами исследования являются:
- рассмотреть финансовые основы функционирования ФСС;
- показать порядок формирования и распределения ресурсов Фонда;
- обозначить состав и структуру доходов.

Содержание работы

Введение...................................................................................................................
Глава 1
Сущность фонда социального страхования Российской Федерации.
1.1 История появления и развития системы социального страхования в России.......................................................................................................................
1.2 Правовое положение фонда социального страхования Российской Федерации ...............................................................................................................
1.3 Фонд социального страхования, его цели, задачи и система организации............................................................................................................
Глава 2
Анализ бюджетного фонда социального страхования Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013-2014 год.
2.1. Общие положения .........................................................................................
2.2 Общая характеристика проекта Федерального закона о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов ....................................................................................
2.3 Доходы проекта бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов ..................
2.4 Расходы проекта бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов ..................
2.5 Межбюджетные трансферты ........................................................................
2.6 Источники финансирования дефицита бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов ..............................................................................................................
2.7 Вывод ...............................................................................................................
Глава 3
Перспективы развития Фонда социального страхования ........... ...................
Заключение ............................................................................................................
Список литературы ......................................

Файлы: 1 файл

моя курсовая.docx

— 88.88 Кб (Скачать файл)

К сожалению, на данный момент нет готовых программных продуктов  для осуществления данных расчетов, любую программу (1С Бухгалтерия, БЕСТ и др.) необходимо адаптировать для каждого предприятия, так  как в первоначальном виде она  подходит только на 10-15%.

Совершенствование системы  социального страхования является сейчас не благими намерениями, а  насущной необходимостью. Пусть у  внебюджетных фондов и существуют свои проблемы, но путем принятия новых  нормативных актов они вполне могут быть решены. Хотелось бы надеяться  на то, что сложившаяся система  внебюджетных фондов не будет разрушена, так как они по-прежнему остаются одним из важных звеньев финансовой системы государства, в обеспечении  государственного социального страхования.

Счетная палата Российской Федерации  полагает целесообразным обратить внимание на необходимость рассмотрения и  решения в ближайшей перспективе  следующих вопросов: принятия мер  по разработке федерального закона, определяющего  статус Фонда с учетом современного состояния системы социального  страхования и перспектив ее развития; возможности изменения налогового законодательства в части освобождения от обложения налогом на доходы физических лиц пособий по временной нетрудоспособности; принятия, в целях законодательного обеспечения прав граждан в области  санаторно-курортного лечения, соответствующего федерального закона.

В заключение можно отметить, что для повышения эффективности  бюджетных расходов необходимо:

- закрепить в бюджетном  процессе технологию бюджетирования по результату;

- формализовать единую  систему государственного финансового  контроля с четким разграничением  органов и компетенций внутреннего  и внешнего контроля;

- широко распространить  в практике контрольных органов  аудит эффективности бюджетных  расходов и т.д.

 

 

Заключение .

 

Потребность в социальном страховании возникает на определенном историческом этапе экономического и социального развития общества. Анализ истории развития социального  страхования в России показал, что  его формы и задачи меняются в  соответствии с социально-политической и экономической ситуацией в  обществе. Это относится в равной степени и к нынешнему переходному  этапу развития страны.

Обоснованная система социального  страхования – одна из предпосылок  обеспечения социальной справедливости, создания и поддержания политической стабильности.

К задачам социального  страхования относятся: формирование денежных фондов, из которых покрываются  затраты, связанные с содержанием  нетрудоспособных или лиц, не участвующих  в трудовом процессе; сокращение разрыва  в уровне материального обеспечения  неработающих и работающих членов общества.

Социальное страхование  играет существенную роль в современном обществе. Оно является надёжной защитой для населения. Социальному страхованию уделяется особое внимание. Созданы все предпосылки к тому, чтобы оно стало реально действующим механизмом. Ведь процент отчисления от заработной платы не так уж мал.

Социальное страхование  — это, по сути, институт социального  партнерства, солидарности и соглашения, и уровень его развития определяется социальной зрелостью основных субъектов  — работников, предпринимателей и  государства, балансом сил и согласованностью их интересов. В рамках социального  страхования не только производятся материальные выплаты, компенсирующие утрату доходов при наступлении  страхового случая, но и оказываются  услуги: профилактические, лечебные, реабилитационные, значение которых с развитием  страхования возрастает, и в итоге  именно они определяют эффективность  этой системы.

В последнее время предпринято  много попыток, совершенствования  законодательства о взносах во внебюджетные фонды, но, тем не менее, на данном этапе  существует много проблем.

Совершенствование системы  социального страхования является сейчас не благими намерениями, а  насущной необходимостью.

Пусть у внебюджетных фондов и существуют свои проблемы, но путем принятия новых  нормативных актов они вполне могут быть решены.

Построение системы соцстраха  на независимой от государства и  иных структур основе, выстраивание взаимоотношений  субъектов с учетом заинтересованности, взаимоуважения интересов делают ее эффективной, а ее функционирование и развитие — согласованным с  общественными условиями.

Таким образом, Фонд управляет  средствами государственного социального  страхования Российской Федерации. Фонд является специализированным финансово-кредитным  учреждением при Правительстве  Российской Федерации.

Однако приходится констатировать серьезные отставания в создании экономических условий и институциональной  базы для формирования новых механизмов социальной защиты в форме сбалансированных между собой экономических отношений  и института социального страхования. Так, существующее правовое положение  внебюджетных социальных фондов зауживает  их роль и функции, сводит их в основном к финансовым учреждениям (“сборщиков взносов” и “распределителей средств”). Мировой опыт свидетельствует о  том, что основные виды социального  страхования (пенсионного, от несчастных случаев на производстве, по безработице), кроме финансовых задач по компенсации  утраты заработков (в связи с временной  и постоянной утратой трудоспособности или места работы), выполняют целый  ряд других функций: оздоровление трудящихся и членов их семей, организацию лечения, проведения крупномасштабных национальных программ по реабилитации инвалидов (медицинской, профессиональной и социальной).

Следует понимать, что формирование национальной системы социального  страхования - дело непростое. Такая  система органически связана  с системой заработной платы, налоговой  системой, политикой и состоянием рынка труда, демографическим положением в настоящем и его прогнозным положением в будущем. Необходимо критично признать, что пока формирование системы  социального страхования не увязано  с названными выше факторами, которые  во многом определяют качественные ее характеристики (уровень пенсий и  других страховых выплат, качество и объем услуг по лечению и  оздоровлению трудящихся), построить  эффективную систему социальной защиты в стране не удастся. Сегодня система социального страхования требует определенных мер по её реформированию. Иначе работа соответствующих внебюджетных фондов так и будет оставаться малоэффективной. Из ряда причин существенного отставания в проведении реформ в системе социального страхования следует отметить три.

Во-первых, реформирование этой системы проводится без должной  увязки с государственной социальной политикой. В стране до сих пор  не сформирована идеология перемен  в области социального страхования. Разработчики соответствующих законопроектов видят свою задачу в решении лишь частных вопросов.

Во-вторых, упускается из виду, что рассматриваемая система - один из важнейших механизмов регулирования  в социально-трудовой сфере, основанного  на взаимодействии трех социальных субъектов (работодателей, работников и государства). Что же касается государства, то оно  уклоняется от ответственности за создание и регулирование правового поля социального страхования, проявляет  себя как недисциплинированный и  постоянно нарушающий "правила  игры" партнер (хронический должник  взносов в Пенсионный фонд, нерадивый  распорядитель средств Фонда  занятости и Фонда медицинского страхования). Такое поведение государства  превращает систему социального  страхования из механизма обеспечения  согласия в обществе в механизм социального  напряжения.

В-третьих, неупорядоченной  и нескоординированной остается финансовая сфера социального страхования. Не обоснованы размеры страховых  взносов по каждому его виду, не определены принципы распределения  нагрузки страховых платежей между  работодателями, работниками и государством. Страховые платежи сохраняют  налоговый характер, но при этом отсутствуют действенные механизмы  контроля за сбором и расходованием  страховых средств. При ныне действующем  порядке взимания страховых взносов  налицо значительный разрыв между их уплачиваемым страхователями размером и уровнем выплат застрахованным, что, понятно, вызывает нарекания, и  вполне справедливые. Между тем в  мировой практике такие проблемы давно решены. Обязательные страховые  взносы начисляются на заработную плату, ограниченную верхним пределом. С  той же ее суммы, которая превышает  этот предел, взносы не взимаются. Расходованию средств из страховых фондов явно не хватает "прозрачности"; во многом это связывается с нежеланием государства проводить принцип  их самоуправляемости, при котором  основную роль призваны играть работодатели и работники.

Именно поэтому необходимо разработать среднесрочную программу  мер (например, на 3 - 5 лет) с целью  завершения в ближайшие 5 - 8 лет формирования системы социального страхования  в России в увязке ее с реформами  в системе заработной платы и  налоговой системе. Такая программа  мер позволит обеспечить преемственность  и последовательность в работе правительства, министерств, ведомств, сообщества субъектов  социального страхования (представителей работников, работодателей и страховщиков).

Много серьезных вопросов в этой связи предстоит решить законодателям, и прежде всего Государственной  Думе. В их числе совершенствование  законов по социальному страхованию  и обеспечению, их гармонизация с  другими видами права - трудовым, гражданским, финансовым и административным, снятие существующих законодательных противоречий между ними.

Действующая в России система  социального страхования до сих  пор сохраняет черты, в большей  степени характерные для социальной помощи, чем страхования. При достаточно высокой страховой нагрузке на работодателей (почти 40% фонда оплаты труда) уровень  большинства социальных выплат явно недостаточен и не увязан с объемом  вносимых страховых средств. Правовое поле данного института социальной защиты только формируется.  Отсутствует реальное разделение системы социального страхования и системы социальной помощи. Термины, принципы и инструментарий организации финансовых институтов и систем социальных гарантий, которые широко используются во многих развитых странах в практике различных видов социального страхования - социальный и профессиональный риски, эквивалентность страховых взносов и выплат, увязка уровней социальных рисков и страховых тарифов - эти и другие классические элементы и механизмы данных систем все еще представляются отвлеченными категориями, а не жизненно важными регуляторами социальной зашиты населения.

Это во многом объясняет  массовую незаинтересованность занятого населения в своевременной уплате в полном объеме страховых взносов (работниками, и работодателями) в  государственные внебюджетные социальные фонды.

В отличие от бюджетной  системы государственные внебюджетные фонды социального назначения профицитны, т.е. доходы превышают расходы.

Доходная часть внебюджетных фондов социального назначения формируется  главным образом за счет социальных отчислений.

Бюджет Фонда и отчет  о его исполнении утверждаются федеральным  законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений  Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда  утверждаются председателем Фонда.

В Фонд социального страхования  Российской Федерации входят следующие  исполнительные органы:

–региональные отделения, управляющие  средствами государственного социального  страхования на территории субъектов  Российской Федерации;

–центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях хозяйства;

–филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями Фонда по согласованию с председателем Фонда.

При Фонде образуется правление, а при региональных и центральных  отраслевых отделениях – координационные  советы, являющиеся коллегиальными совещательными органами.

Средства Фонда используются только на целевое финансирование мероприятий, указанных в Положении о фонде. Не допускается зачисление средств  социального страхования на личные счета застрахованных.

Средства, полученные от взимания пеней и наложения финансовых санкций (в размере 20 процентов), образуют фонд развития Фонда социального  страхования Российской Федерации.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Финансы: Учебник / Под ред. проф. С. И. Лушина, проф. В. А. Слепова. - Ф 991 М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2000.

2. Финансы: Учебник/ Под  ред. проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Вруб-Ф59 левской, проф. Б.М. Сабанти. — 2-е изд., перерао. и доп. — М.: Юрайт-Издат, 2006.

3. Парамонова О.Ю. Формирование  и использование средств Фонда  социального страхования РФ: проблемы  и пути решения /О.Ю. Парамонова // Научно-технические ведомости  СПбГПУ. – 2006. - №6, С. 106-108.

4. Парамонова О.Ю. Финансовый  механизм Фонда социального страхования  Российской Федерации: сущность, проблемы, способы реформирования /О.Ю.  Парамонова // Вестник Костромского  гос. ун-та им. Н.А. Некрасова. Спец. вып. – 2005.-№3, С. – 68-71

5. Парамонова О.Ю. Социальное  страхование в системе социальной  защиты населения /О.Ю. Парамонова // Финансы, кредит и международные  экономические отношения в XXI веке. Материалы 1-й международной  научной конференции. Т.I/ Под ред.  д.э.н, проф. В.Е. Леонтьева. - Спб.: СпбГУЭФ, 2006. -С.343-347.

6.  Парамонова О.Ю. Система  социального страхования: проблемы  и пути решения /О.Ю. Парамонова//Современный  этап социально-экономического развития: проблемы и мнения Межвуз. сб. науч. тр./ИвГУ – Иваново, 2006.- С.186-191.

7. Федеральный закон от 24 ноября 2010 года "О бюджете Фонда  социального страхования Российской  Федерации на 2011 год и на плановый  период 2012 и 2013 годов"

Информация о работе Перспективы развития Фонда социального страхования