Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 20:08, курсовая работа
Актуальность темы исследования обусловлена, прежде всего, высокой социальной значимостью результатов финансовых решений в сфере пенсионного обеспечения. Полноценная система пенсионного страхования и обеспечения должна включать в себя различные институты соответствующего профиля. К настоящему времени в Российской федерации сложилась система негосударственных пенсионных фондов, насчитывающая около 300 таких организаций.
Актуальность темы исследования обусловлена, прежде всего, высокой социальной значимостью результатов финансовых решений в сфере пенсионного обеспечения. Полноценная система пенсионного страхования и обеспечения должна включать в себя различные институты соответствующего профиля. К настоящему времени в Российской федерации сложилась система негосударственных пенсионных фондов, насчитывающая около 300 таких организаций.
Значение негосударственных
Совершенствование государственного регулирования в этой области характеризуется принципиально важными изменениями. В частности, были внесены изменения дополнения в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах». Тем самым государство признало необходимость дельнейшего развития деятельности негосударственных пенсионных фондов и возложило на них важные и масштабные функции по реализации национальной программы пенсионной реформы. Созданы организационно-правовые условия реализации права выбора гражданами негосударственных пенсионных фондов для формирования накопительной части своей будущей пенсии.
Фонды получили право не только формировать пенсионные накопления на финансирование накопительной части трудовой пенсии, но и осуществлять выплату соответствующей части трудовой пенсии. В дельнейшем, от негосударственных пенсионных фондов будет существенно зависеть уровень благосостояния значительной части населения, как это и происходит во всех странах с рыночной экономикой.
Таким образом, негосударственные
пенсионные фонды, с одной стороны,
становятся своеобразным локомотивом в пенсионной
реформе, реализуя свою социальную функцию.
С другой стороны, они неизбежно
должны стать важнейшим игроком финансового
рынка, что обусловливает интерес к перспективам
и проблемам их инвестиционно-финансовой
деятельности.
Целью данной работы является исследование доходов и расходов негосударственного пенсионного фонда «Алмазная осень» за 2004-2008 гг.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность
негосударственных пенсионных
- рассмотреть особенности формирования их финансов и финансовой деятельности;
- проанализировать динамику состава и структуры доходов негосударственного пенсионного фонда «Алмазная осень»;
- проанализировать динамику состава и структуры расходов негосударственного пенсионного фонда «Алмазная осень».
Объектом исследования является негосударственный пенсионный фонд «Алмазная осень». Исходной информацией для анализа послужили ежегодные финансовые отчеты фонда, размещенные в открытых источниках информации.
Поставленная цель и задачи предопределяют структуру работы, которая включает введение, две главы, заключение и список использованных источников и литературы.
В первой главе определена экономическая сущность негосударственных пенсионных фондов и рассмотрены особенности формирования их финансов и финансовой деятельности.
Вторая глава посвящена анализу состава и структуры доходов и расходов негосударственного пенсионного фонда «Алмазная осень».
Теоретические основы деятельности негосударственных пенсионных фондов в рамках теории инвестиционного поведения населения анализировались в трудах зарубежных экономистов Дж. М. Кейнса, М. Вальраса, А. Маршалла, А. Пигу, П. Самуэльсона, Э. Долана, Р. Кемпбела, К. Фабоцци и других.
Среди российских ученых данным проблемам уделяли внимание С. Е. Савич, Е. М. Четыркин, В. Н. Баскаков и С. А. Михайлов. Инвестиционные проблемы негосударственных пенсионных фондов на российском пенсионном рынке рассматривались в трудах Л. А. Дробозиной, В. Д. Миловидова, Г. В. Черновой, Ю. И. Кашина, Ю. В. Рожкова, Г. М. Бродского и других исследователей. Однако многие важные проблемы деятельности негосударственных пенсионных фондов, обусловленные особенностями современной российской пенсионной системы и институциональной структурой российского финансового рынка, остаются пока за пределами рассмотрения, что также обусловливает актуальность темы настоящей работы.
Глава 1. Экономическая сущность негосударственных пенсионных фондов и особенности их финансовой деятельности
1.1 Сущность негосударственных пенсионных фондов
Одной из важнейших составляющих экономического и социального положения граждан является пенсионное обеспечение. В большинстве развитых стран мира пенсионное обеспечение построено на основе комбинации двух систем: государственной (распределительной) и негосударственной (накопительной).
Государственная (распределительная) система в качестве источника финансирования пенсий использует страховые взносы предприятия и работников, которые аккумулируются и распределяются для текущих выплат пенсий. Поэтому финансовые результаты пенсионного обеспечения в государственной системе России полностью зависят от того, удастся ли собрать необходимые средства.
В большинстве стран мира пенсионные системы давно уже стали многоуровневыми и напоминают своеобразный многослойный пирог. Таким же «пирогом» становится и пенсионная система России. В соответствии с Программой пенсионной реформы России предусматривается создание четырехуровневой пенсионной системы.1
Первым уровнем пенсионной системы является государственная базовая социальная пенсия. Вторым уровнем является трудовая (страховая) пенсия, соответствующая природе солидарности поколений работников наемного труда за счет обязательных взносов работодателя и работника в Государственный пенсионный фонд России. Третьим уровнем пенсионной системы является обязательная накопительная государственная пенсия, формируемая обязательными отчислениями работодателя пропорционально заработку работника и в зависимости от его возраста. Четвертым уровнем системы пенсионного обеспечения должны стать негосударственные пенсии. Негосударственные пенсии формируются за счет добровольных (дополнительных к государственным) накоплений работодателя и собственных накоплений работников.
Основу негосударственной дополнительной системы пенсионного обеспечения составляют негосударственные пенсионные фонды (НПФ). При этом государство регулирует правовые стороны их деятельности и контролирует ее.
Негосударственные пенсионные фонды — особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения. Они имеют право осуществлять следующие виды деятельности:
- по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения;
- в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и договорами об обязательном пенсионном страховании;
- в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с упомянутым федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем.2
Контроль за деятельностью НПФ в настоящее время в России осуществляет отдел негосударственных пенсионных фондов при Федеральной службе по фондовым рынкам.
НПФ на практике используют
как накопительный (сберегательный),
так и распределительный
Уровень развития системы
негосударственного пенсионного обеспечения
зависит от того, насколько государственная
система пенсионного
По экономическому содержанию
негосударственные пенсионные фонды
представляют собой организации, деятельность которых заключается в аккумулировании
денежных средств и их приращении для
выплаты пенсий своим участникам. Каждый
фонд работает в соответствии с утвержденным
Уставом и Правилами и является самостоятельной
организацией.3
Деятельность негосударственных пенсионных
фондов в России осуществляется на основании
законов Российской федерации, Постановлений
правительства, Приказов инспекции Негосударственных
пенсионных фондов при Министерстве труда
РФ. Формально эта деятельность инициирована
Указам Президента Российской Федерации
№ 1077 «О негосударственных пенсионных
фондах», увидевшем свет в 1992 году. Однако
основа современной законодательной базы,
определяющей функционирование негосударственных
пенсионных фондов, складывается из Федерального
закона № 75-ФЗ от 7.05.98 г. «О негосударственных
пенсионных фондах»4, постановления Правительства Российской
Федерации от 13 декабря 1999 г. №1385 «Об утверждении
Требований к пенсионным схемам негосударственных
пенсионных фондов, применяемым для негосударственного
пенсионного обеспечения населения»5 и положениями Гражданского кодекса
Российской Федерации. В соответствии
с этими нормами регулирования негосударственный
пенсионный фонд представляет собой особую
организационно-правовую форму некоммерческой
организации социального обеспечения,
исключительным видом деятельности которой
является негосударственное пенсионное
обеспечение участников фонда в соответствии
с заключенными договорами, которые предусматривают
аккумулирование пенсионных взносов,
размещение пенсионных резервов, учет
пенсионных обязательств и выплату негосударственных
пенсий участникам фонда.
Кроме того, к исключительным видам деятельности фонда относятся также действия по выполнению фондом обязательств перед организациями, гражданами или лицами, к которым могут перейти права требования по пенсионным обязательствам фонда.
Все средства фонда делятся на пенсионные резервы, пенсионные накопления и средства для уставной деятельности. Как некоммерческая организация, фонд может тратить на свои нужды не более 15% заработанного при размещении пенсионных резервов инвестиционного дохода и весь доход, полученный от размещения средств для уставной деятельности. Весь оставшийся доход увеличивает пенсионные накопления вкладчиков и участников. При этом резервы фонда всегда должны превышать его обязательства перед вкладчиками и участниками.
Резервы фонда представляют
собой сумму взносов и
- из обязательств перед участниками, которые уже начали получать пенсионные выплаты или получили право на дополнительную пенсию по правилам фонда (гарантированные права);
- из обязательств перед участниками, которые еще не получили права на дополнительную пенсию, но имеют права на накопления работодателя, которые могут и не получить (негарантированные права);
- из обязательств по возврату пенсионных накоплений вкладчикам и участникам фонда по факту расторжения договоров о негосударственном пенсионном обеспечении. 7
У участника фонда возникают права требования на пенсионные накопления вкладчика при наступлении условий, зафиксированных в договоре или в пенсионной программе. Набор этих прав определяется в зависимости от варианта пенсионной схемы, от собственных взносов участника, от периода его участия в пенсионной программе вкладчика и некоторых других условий.
Права требования по времени могут предшествовать наступлению пенсионных оснований. В этом случае они могут оформляться как резервирование части солидарного счета вкладчика в пользу его участника.
В целом права требования, переданные вкладчиком участнику, реализуются в виде перечисления суммы с солидарного счета вкладчика на индивидуальный счет участника или в виде назначения пенсии участнику с заданным размером выплат с солидарного счета (на определенный период времени или пожизненно).
Основой для заключения договора между фондом и вкладчиком о негосударственном пенсионном обеспечении участника является пенсионная схема фонда, которая и определяет условия негосударственного пенсионного обеспечения. Она регулирует взаимоотношения между фондом, участником и вкладчиком, отражает условия, порядок временного и количественного внесения пенсионных взносов, правила их зачисления на индивидуальные пенсионные счета, условия распределения инвестиционного дохода, соотношения между размерами взносов и выплат, правила наследования накоплений, обязательства фонда по уровню доходности, формирование и использование страхового резерва и другие условия, влияющие на размер взносов и выплат.
Информация о работе Расходы федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ