Расходы федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 20:08, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования обусловлена, прежде всего, высокой социальной значимостью результатов финансовых решений в сфере пенсионного обеспечения. Полноценная система пенсионного страхования и обеспечения должна включать в себя различные институты соответствующего профиля. К настоящему времени в Российской федерации сложилась система негосударственных пенсионных фондов, насчитывающая около 300 таких организаций.

Файлы: 1 файл

Finansy_negosudarstvennogo_pensionn (готовое).doc

— 385.50 Кб (Скачать файл)

 

 

1.2. Особенности формирования финансов и организации финансовой     деятельности негосударственных пенсионных фондов

 

Отличие негосударственного пенсионного фонда как финансового  института от банков, страховых компаний, инвестиционных фондов состоит в  долгосрочности вложений, невозможности  или очень ограниченной возможности  для клиента изъять средства единовременно и досрочно. Негосударственное пенсионное обеспечение включает в себя такие направления, как: разработка пенсионных схем, аккумулирование пенсионных взносов, размещение и организация размещения пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда, назначение и выплату негосударственных пенсий участникам фонда.8

Сейчас в России большинство  действующих негосударственных  пенсионных фондов являются корпоративными, т.е. созданными одной крупной организацией (или группой связанных организаций) для обслуживания преимущественно своих сотрудников. Подобный фонд не нуждается в выходе на открытый рынок, цели задаются ему извне, по крайней мере, первоначально. Вкладчиками корпоративных фондов являются в основном его учредители или подконтрольные им компании. Корпоративный фонд может также работать и непосредственно с физическими лицами — сотрудниками этих фирм.

Под открытыми фондами  понимаются НПФ, ориентированные на самостоятельный поиск клиентов и привлечение их к сотрудничеству на рыночных принципах. Эти фонды в своей деятельности делают основной акцент либо на работу с частными лицами — будущими пенсионерами, либо на работу с предприятиями — работодателями, намеренными обеспечить пенсии своим сотрудникам в будущем, но по отношению к НПФ выступающими лишь клиентами, а не учредителями 9.

В основе функционирования НПФ лежит пенсионная схема, которая  определяет порядок взаимоотношений  между тремя субъектами: вкладчик (предприятие) — фонд (НПФ) — участник (работник). Пенсионная схема нужна  для того, чтобы разработать:

- корректные условия и порядок внесения взносов и распределения полученного инвестиционного дохода;

- правила получения выкупных сумм;

- правила наследования средств, накопленных на индивидуальном пенсионном счете участника.

Помимо этого при реализации пенсионной схемы оговаривается предполагаемый уровень доходности, а также возможные пути формирования и расходования пенсионного резерва.

Пенсионные схемы могут  быть двух видов:

- с установленными взносами (где заранее определяется размер взноса на финансирование негосударственной пенсии, но не оговаривается размер выплат);

- с установленными выплатами (заранее определяется размер выплат пенсий, но размер взносов может корректироваться).

В настоящее время  наибольшее распространение в российской практике получили пенсионные схемы с установленными взносами, что предполагает определенную гибкость в отношении размера выплат. В странах же с более стабильной экономической ситуацией, напротив, наибольшей популярностью пользуются схемы с установленными выплатами.10

Пенсионные накопления формируются как на солидарных пенсионных счетах (СПС) в НПФ, так и на индивидуальных (именных) пенсионных счетах работников (ИПС).

На солидарные пенсионные счета отчисления производятся только работодателем в установленных процентах от фонда оплаты труда. Обычно размер отчислений составляет 12% от ФОТ, поскольку именно такой размер отчислений можно отнести на себестоимость в соответствии с налоговым законодательством в РФ. Из-за того, что взносы на солидарных пенсионных счетах не индивидуализированы, НПФ предлагает участнику различные виды пенсионных программ. Так, размер пенсии может рассчитываться в зависимости от тарифного разряда работника, а также зависеть от размера пенсионных накоплений, времени участия в программе или от пропорций взносов, которые были сделаны работодателем и самим работником за период участия в пенсионной программе.

Индивидуальные пенсионные счета предназначены для персональных взносов работников, а также для  целевых взносов их работодателей. Как правило, взносы работника и работодателя производятся в равных пропорциях. Взносы, накопленные на индивидуальных счетах, могут наследоваться, а также выплачиваться работнику в виде выкупной суммы в случае досрочного выхода из программы.11

В соответствии с законом о негосударственных пенсионных фондах, гарантиями исполнения НПФ своих обязательств может выступать:

- достаточный размер совокупного вклада учредителей (с 01 января 2005г. — не менее 30 млн. руб.);

- формирование страхового резерва;

- актуарное оценивание деятельности фонда независимым актуарием;

- независимая аудиторская проверка;

- создание объединенных гарантийных фондов (несмотря на то, что в законе такая возможность прописана, ею фонды пока не спешат воспользоваться).12

Самостоятельным аспектом функционирования негосударственных пенсионных фондов является их инвестиционная деятельность, позволяющая осуществлять возложенную на них социальную задачу по негосударственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию.

Инвестиционная деятельность представляется одним из важнейших направлений деятельности фондов. Она позволяет решать двуединую задачу: сохранять от обесценивания и увеличивать размеры накоплений в пользу участников и обеспечивать национальной экономике дополнительный долгосрочный финансовый ресурс. Поэтому функционирование негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования в условиях рыночных отношений предполагает вовлечение негосударственных пенсионных фондов в сферу финансового рынка страны и взаимодействие НПФ с другими субъектами этого рынка.13

Фактически развитие рынка пенсионных услуг органически  переплетается с функционированием  важнейших сегментов национального  финансового рынка, что обусловливает  наличие неизбежного риска, возникающего в процессе инвестирования пенсионных накоплений в различные финансовые инструменты.

В связи с этим главными требованиями, предъявляемыми к негосударственным  пенсионным фондам и связанными с  соблюдением интересов их вкладчиков и участников, являются сохранность, возвратность инвестированных пенсионных ресурсов и их преумножение в размерах, по крайней мере, не ниже уровня инфляции в стране.

В соответствии с основной целью деятельности негосударственного пенсионного фонда - выполнение взятых на себя обязательств по выплате пенсий согласно заключенным договорам с вкладчиками по негосударственному пенсионному обеспечению и с застрахованными лицами по обязательному пенсионному страхованию - перед ним стоит задача инвестирования пенсионных резервов и пенсионных накоплений и получение дохода в размере, достаточном для установленных или планируемых выплат.14

Размещение пенсионных ресурсов выступает  средством их защиты от инфляции. Поэтому  принципиальное значение приобретают  результаты инвестирования и достижение необходимого уровня доходности с учетом уровня инфляции. Именно на это направлена инвестиционная политика каждого конкретного фонда.

Под инвестиционной политикой фонда  понимается обоснование основных направлений  использования инвестиционных ресурсов с учетом выбора конкретных финансовых инструментов и сроков инвестирования, обеспечивающих достижение плановых целей при соблюдении установленных государством инвестиционных ограничений.

Успех инвестиционной деятельности зависит  от обоснованности инвестиционной политики и сформированного в соответствии с ней инвестиционного портфеля - совокупности финансовых инструментов, приобретенных с целью получения дохода, а также в расчете на возможный рост их стоимости к конкретному сроку или на длительную перспективу.15

Основные принципы инвестиционной политики НПФ исходят из необходимости  оптимизации инвестиционного портфеля при соблюдении требований надежности и платежеспособности фонда. Это  достигается соблюдением следующих  принципов:

- диверсификации, доходности, ликвидности и возвратности вложений;

- достаточности средств фонда для покрытия принятых обязательств;

- ограничения риска вложений.

Законодательством установлены порядок инвестирования средств НПФ, процедура хранения сертификатов ценных бумаг, их учета и контроля инвестиционной деятельности фонда, в том числе через управляющие компании, осуществляемые специализированным депозитарием на основе договора с фондом.

Предусмотрен порядок распределения  дохода от размещения пенсионных ресурсов, которые направляются на пополнение пенсионных резервов и пенсионных накоплений, а также на покрытие расходов (не более 15 % суммы дохода, полученного в течение года), связанных с обеспечением деятельности фонда. Кроме того, в Законе конкретизирован порядок размещения инвестиций через управляющие компании. На последние возлагается ответственность за обеспечение возврата средств в соответствии с договорами доверительного управления.

Принцип диверсификации в инвестиционной деятельности реализуется  в процессе размещения пенсионных резервов по способам и направлениям инвестирования. Фонды, размещающие свои пенсионные накопления самостоятельно и посредством управляющих компаний, производят вложения в финансовые инструменты, различающиеся по финансовым рынкам и по срокам инвестирования.16

Постановлением № 1432 определены направления и условия  размещения пенсионных резервов. В  частности, предусмотрено, что фонды  могут размещать пенсионные резервы  самостоятельно:

- в федеральные ценные бумаги;

- в государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации;

- в муниципальные ценные бумаги;

- в банковские вклады (депозиты);

- в недвижимое имущество.

Особо оговорено, что  объем пенсионных резервов фонда, размещаемых  в ценные бумаги, не имеющие признаваемой котировки, не должен превышать 20% всех пенсионных резервов фонда.

Определены и условия  размещения в недвижимое имущество. При размещении пенсионных резервов в недвижимость фонд обязывается  предоставлять уполномоченному  федеральному органу данные об оценке этого имущества, проведенной независимым оценщиком, действующим в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Фондам запрещается  размещение пенсионных резервов:

- в казначейские обязательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

- в производные ценные бумаги;

- при заключении фьючерсных и форвардных сделок;

- в ценные бумаги, выпущенные управляющей компанией и ее аффилированными лицами, а также депозитарием, актуарием и аудитором, обслуживающими фонд;

- в паи паевых инвестиционных фондов, если управляющая компания является одновременно управляющей компанией этими паевыми фондами;

- в недвижимое имущество, отчуждение которого запрещено законодательством Российской Федерации;

- в уставный капитал организаций, чья организационно-правовая форма предполагает полную имущественную ответственность учредителей;

- путем предоставления займов (кредитов) физическим и юридическим лицам;

- в интеллектуальную собственность.

«Требования к составу и структуре пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов»17 также вводят ограничения инвестиционной деятельности. В частности, определено, что вложения средств пенсионных резервов в инвестиционные проекты предприятий и организаций допускается только в случае их реализации путем эмиссии ценных бумаг в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.

Кроме того, установлены  уточненные требования к составу  пенсионных резервов:

- стоимость пенсионных резервов, размещенных в один объект, не может превышать 20% стоимости всех размещенных пенсионных резервов;

- стоимость пенсионных резервов, размещенных в эмиссионные ценные бумаги, не имеющие признаваемых котировок, не должна превышать 20% стоимости размещенных пенсионных резервов;

- общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в ценные бумаги, выпущенные учредителями и вкладчиками фонда, не должна превышать 30% стоимости размещенных пенсионных резервов;

- в федеральные государственные ценные бумаги может быть вложено не более 50% пенсионных резервов;

- в ценные бумаги субъектов Российской Федерации и муниципальные ценные бумаги - не более 50%;

- в акции и облигации российских предприятий - не более 50%;

- в векселя - не более 50%;

- в банковские вклады и недвижимость - не более 50%.

Одновременно установлено, что для фонда при общей  сумме размещения пенсионных резервов не более 5 млн. руб. не накладываются процентные ограничения при размещении пенсионных резервов в федеральные ценные бумаги и депозиты банков, показатели, деятельности которых соответствуют нормативам, определенным в Законе «О Центральном банке Российской Федерации».

Информация о работе Расходы федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ