Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 14:23, реферат
Целью работы является изучить риски в страховании.
Задачи, поставленные в работе:
Раскрыть понятие риска и дать ему характеристику
Изучить виды рисков и показатели оценки рисков
Выявить основы управления рисками
Рассмотреть риски на современном этапе
Причины, обусловливающие различное восприятие риска людьми:
1)информативность (переоценка событий, о которых чаще сообщается в средствах массовой информации);
2)методы подачи информации (сухая статистика автокатастроф уменьшает восприятие, а отдельные примеры - увеличивают);
3)отсрочка возможных отрицательных последствий (вред курения) и другие.
Эти положения позволили на практике выработать четыре метода управления риском:
а) вероятность риска мала (падение метеорита);
б) самострахование.
Процесс управления риском может быть разбит на шесть этапов:
Планирование как элемент
1) выбор цели;
2) оценка доходов и затрат, связанных с реализацией того или иного пути достижения цели;
3) последовательность действий для выполнения плана;
4) проверка и оценка плана.
Методы определения
1) статистические (статистическая вероятность) - существуют статистические данные;
2) аналитические (объективная
3) метод экспертных оценок (субъективная вероятность) - определяется «впрямую» экспертом;
4) методы вывода (индукция, дедукция, анализ, синтез и другое) - логическая вероятность.
Многообразие форм проявления риска, частота и тяжесть последствий его проявления, невозможность устранения риска вызывают необходимость организации страхования.
В современных кризисных условиях
очень важными являются меры, принимаемые
правительством РФ для поддержания
экономической активности в стране.
Однако эти меры одновременно являются
и основными рисками для
Перемены происходящие в российской
экономике на современном этапе
создают высокий рисковый фон
для любой экономической
Современный кризис в мировой экономике
охватил все сферы
Управление рисками макроуровня относится
к числу тех проблем, которые должны быть
поставлены во главу угла государственной
политики, поскольку от решения вопросов
создания общегосударственной системы
управления рисками макроуровня зависит
нормальное развитие и функционирование
национальной хозяйственной системы страны.
Обеспечение приемлемой величины рисков
макроуровня позволяет добиться стабильного
социально-экономического развития, результатом
которого будет экономическая независимость
государства, благоприятный инвестиционный
климат, увеличение производительности
труда, низкий уровень безработицы, повышение
благосостояния и социальной защищенности
граждан страны, лидирующие позиции России
на международной арене. При этом нейтрализуется
или уменьшается негативное воздействие
разрушительных процессов, влияющих на
развитие социально-экономической системы
страны в целом и входящих в ее состав
структурных элементов (отраслей, рынков
и т.д.). Без обеспечения приемлемой величины
рисков макроуровня, очень сложно решать
какие либо задачи, стоящие перед страной,
как на внутригосударственном, так и на
международном уровне. В этом отношении
обеспечение приемлемой величины рисков
макроуровня выступает реальной основой
жизнедеятельности общества, ближайших
и более отдаленных перспектив его социально-экономического
развития.
Основываясь на современных тенденциях
в экономике можно выделить следующие
основные риски в России:
1.Отсутствие свободных денежных средств привело к замедлению темпов роста частных инвестиций. Это существенным образом отразилось на таких секторах экономики, как строительство и т.д. Российский бюджет в серьезной степени зависит от цен на нефть, и это является самым важным риском.
2.Отток капитала из России, связанный с глобальным финансовым кризисом, который составил 10-15 миллиардов долларов. Отток капитала наметился в июле в связи с падением цен на нефть. Со временем он только усиливался на фоне глобального замедления, а также из-за опасений относительно политики РФ, касающейся иностранных инвесторов. Кроме того, отток капитала в течение последних нескольких месяцев сопровождался ухудшением ситуации на мировых финансовых рынках и ужесточением условий кредитования.
3.Снижение объемов кредитования. Темпы роста кредитования в России значительно снизились на фоне оттока иностранного капитала и замедления темпов роста депозитов. В 2009 г. по оценкам экспертов, данный показатель едва ли превысит 15%.
4.Еще одним риском для российской экономики является ситуация в банковском секторе, который сейчас выглядит довольно слабым в условиях мирового финансового кризиса. Российские банки вносят 60%-ный вклад в рост ВВП страны, однако все может сильно измениться в ближайшее время. Банковская система в России сильно концентрированна. 30 первых банков владеют примерно 70% банковских активов. Подконтрольные государству банки доминируют. Только первые четыре государственных банка владеют 40% активов всей банковской системы и хранят 50% всех депозитов на своих счетах. Частные банки небольшие, и именно они сейчас подвержены высокому риску, поскольку из-за сильной концентрации депозитов на счетах госбанков они осуществляли свою деятельность, полагаясь в основном на внешнее фондирование. Для 30 крупнейших российских банков отношение займов к депозитам в среднем составляет 140%. При этом у некоторых из них данный показатель достигает 200%. Поэтому неудивительно, что с началом оттока средств иностранных инвесторов из России и падения российского рынка акций, банки РФ оказались под сильным давлением, вызванным нехваткой ликвидных средств.
Однако поддержка частных
5.Кроме того, в 2009 г. под давлением оказался и рубль.
Падение цены на нефть и правительственные
займы привели к резкому снижению курса
рубля. Обвал рубля по отношению евро и
доллару, курс которых резко вырос до показателей
начала 2008 г., может быть спровоцирован
массовым оттоком иностранного капитала
из России.
Согласно предварительной оценке ЦБ РФ,
рост реального эффективного курса рубля
к иностранным валютам в декабре 2008 г. в
сравнении с декабрем 2007 г. составил 4,5%
против 5,1% в 2007 г. Реальный курс российской
валюты к доллару в сравнении с декабрем
2007 г. упал на 0,2% (+15% за такой же период 2007 г.),
к евро – вырос на 5,3% (+5,8% в 2007)г., см. Реальный
эффективный курс рубля отражает курс
к корзине валют стран – основных торговых
партнеров России с учетом инфляции. На
него влияют девальвация и темпы роста
потребительских цен по обе стороны –
в России и странах, с которыми она ведет
торговлю.
Еще в ноябре рост реального курса рубля
был почти вдвое выше декабрьских темпов
– 8,5%. В ноябре ЦБ четырежды ослаблял рубль
к бивалютной корзине, подорожавшей с
августа к началу декабря на 5,2%, но эффект
девальвации нивелировался высокой инфляцией
(12,5% с начала года по ноябрь).
Укрепление рубля особенно важно для корпоративного долга, так как большинство компаний и банков занимало в долларах, ориентируясь на его долгое падение.[3]
6.Сокращение золотовалютных
Объем международных резервов страны,
ранее называвшихся золотовалютными,
непрерывно рос в течение всего
2008 года. Если в начале года их общая
стоимость оценивалась в 474 млрд
долл., то уже в марте была превышена
отметка в полтриллиона, а летом
– в 590 млрд долл., в августе рост
резервов прекратился, поэтому отметка
в 600 млрд долл. так и не была пройдена.
Государственные резервы
7.Преобразование
В 2008 г. Стабилизационный фонд России прекратил свое существование, разделившись на два фонда: Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.
Резервный фонд может расходоваться
на финансирование бюджета, либо на погашение
внешнего долга. Фонд благосостояния создан
для софинансирования добровольных
пенсионных накоплений. Если не вдаваться
в подробности, то разница в следующем:
Фонд национального благосостояния
предназначен для рискованных инвестиций,
а Резервный фонд размещается
в консервативных инструментах. Формируются
они, как и их предшественник, из
нефтегазовых сверхдоходов. При этом
он снижается, поскольку государству
необходимо тратить средства на борьбу
с финансово-экономическим
8.Стагнация экономики. Одним из последствий глобального финансового кризиса является снижение темпов роста российской экономики. Падение мировых цен на нефть ведет к кризисному поражению национального хозяйства России, обвалу на фондовом рынке, падению промышленного производства, росту безработицы и усилению инфляции, резкому снижению потребления. В условиях осложнения внутриэкономической ситуации, а также падения мировых цен на нефть государство не располагает достаточными финансовыми ресурсами. Расходы правительства резко возрастают, в то время как поступления сокращаются. Время, уходящее на реализацию проектов, удлиняется, отдача от них значительно меньше или отодвинута на неопределенный срок. Некоторые проекты и вовсе окажутся замороженными или превратятся в долгострой.
Замедление экономического роста,
а то и спад в нашей стране чреваты
не только экономическими, но и политическими
проблемами. Поэтому важнейшей задачей
современной политической и экономической
системы России является ее способность
адекватно реагировать на возможные
риски. Поэтому проблема управления
рисками в развитии национальной
экономики приобретает
Предыдущий прогноз Центра макроэкономических исследований на период 2010-2012 годов был рассчитан в августе 2009 г. и, в целом, верно уловил динамику основных российских макроэкономических показателей в текущем году. Согласно нашему предыдущему прогнозу в 2010 г. темп роста реального ВВП должен был составить 3,8%, инфляция - 8,2% (в марте 2010 г. прогноз пересмотрен в сторону понижении до 7,6%), стоимость бивалютной корзины - 33,6 рублей. Надо заметить, со временем более четко проявились отдельные тенденции, определяющие инфляционные процессы и экономический рост в России, и мы считаем целесообразным пересмотреть наш прогноз на 2010-2011 гг., а также попытаться представить, что может ждать российскую экономику в перспективе 2012-2013 гг. В базовом варианте нашего нового прогноза, предполагающем восстановление и дальнейший рост глобальной экономики (соответственно, увеличение мировой торговли в 2010 г. на 7,4% и в 2011 г. на 6,1%), а также средние цены на нефть в 2010-2011 г на уровне 75 долл. за баррель. мы ожидаем, что экономика России вырастет в 2010 г. на 4,4%-4,7% (с учетом возможного пересмотра данных ВВП Росстатом), в 2011 г. – на 3,6%. Основным двигателем экономического роста будет являться внутренний спрос. Инфляция в 2010 г. составит 6,8%. Ближе к концу года, в силу восстановления спроса и увеличения денежных агрегатов конца 2009 г. – начала 2010 г., мы ожидаем некоторого ускорения темпов роста потребительских цен, которое продолжится и в первой половине будущего года.