Социальное страхование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 11:33, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования является непосредственно социальное страхование.
Актуальность данной работы выражается в изучении вопросов правового регулирования по обязательному социальному страхованию, которые в настоящее время относятся к числу наиболее актуальных в общественной жизни России.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
I. Теоретические основы социального страхования в РФ………..………...4
1.1. Понятие социального страхования и социального обеспечения………….4
1.2. История развития социального страхования. Существующая система пенсий и пособий…………………………………………………………………..….6
1.3. Организация обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний………………………………….16
II. Социальное страхование на предприятии……………..………………..22
2.1. Анализ уплаты единого социального налога…………...…………………22
2.2. Анализ добровольного социального страхования………………………...24
2.3. Анализ страхования от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания………………………………………………………..26
2.4. Анализ выплаты государственных пособий по социальному страхованию и оплаты путевок………………………………………………………….……..32
2.5. Меры по сокращению производственного травматизма и финансовое обеспечение предупредительных мер за счет уплаты взносов…………...…..33
Заключение ………………………………………………………………………35
Список использованных источников………………………

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 297.00 Кб (Скачать файл)

Содержание 

 

Введение…………………………………………………………………………...3

I. Теоретические основы социального страхования в РФ………..………...4

1.1. Понятие социального страхования  и социального обеспечения………….4

1.2. История развития социального страхования. Существующая система пенсий и пособий…………………………………………………………………..….6

1.3. Организация обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний………………………………….16

II. Социальное страхование на предприятии……………..………………..22

2.1. Анализ уплаты единого социального налога…………...…………………22

2.2. Анализ добровольного социального страхования………………………...24

2.3. Анализ страхования от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания………………………………………………………..26

2.4. Анализ выплаты государственных пособий по социальному страхованию и оплаты путевок………………………………………………………….……..32

2.5. Меры по сокращению производственного травматизма и финансовое обеспечение предупредительных мер за счет уплаты взносов…………...…..33

Заключение ………………………………………………………………………35

Список использованных источников…………………………...………………37

Приложение …………………………………………………………………...…38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Современная рыночная экономика  создает адекватную систему социальной защиты населения, важнейшим звеном которой является социальное страхование.

 Становление новой  модели социальной защиты должно  обеспечивать преемственность в  социальной политике и соблюдение  принципов общественной солидарности и социальной справедливости.

 К задачам социального  страхования относятся: формирование денежных фондов, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных или лиц, не участвующих в трудовом процессе; сокращение разрыва в уровне материального обеспечения неработающих и работающих членов общества.

 Учитывая особую важность социального страхования, его влияние на общественные процессы, государство во многих странах создает системы обязательного государственного социального страхования, дающие возможность значительной концентрации ресурсов в единых фондах и тем самым обеспечение надежной социальной защиты населения страны.

  В России обязательное государственное социальное страхование представлено тремя внебюджетными фондами:

 • пенсионным;

 • обязательного  медицинского страхования;

 • социального  страхования.

В формировании и использовании этих фондов есть свои особенности. Задуманные как страховые, они не всегда соответствуют принципам формирования и использования страховых фондов. В их деятельности очевидны черты бюджетного подхода: обязательность и нормативность отчислений, плановое расходование средств, отсутствие персонификации накоплений и др. По экономической сущности эти фонды не являются страховыми, по форме они относятся к внебюджетным фондам.

Однако нельзя не отметить, что наряду с обязательным государственным социальным страхованием возникают и постепенно развиваются негосударственные пенсионные фонды; некоторые страховые компании заключают договоры медицинского страхования.

Предметом исследования является непосредственно социальное страхование.

Актуальность данной работы  выражается в изучении вопросов правового регулирования  по обязательному социальному страхованию, которые в настоящее время относятся к числу наиболее актуальных в общественной жизни России.

В своей теме я раскрываю  сущность государственной системы социальной защиты населения, как и каким образом государство берет под свою опеку лиц, которые в силу некоторых причин не могут трудиться и получать оплату за труд.

 

I. Теоретические основы                                                                     социального страхования в РФ

 

    1. Понятие социального страхования и социального обеспечения

 

Социальное страхование - установленная, контролируемая и гарантированная государством система обеспечения, поддержки престарелых, нетрудоспособных за счет государственного страхового фонда, а также коллективных и частных страховых фондов.

Обязательное социальное страхование - часть государственной  системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального или социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

Целью обязательного  социального страхования является защита личных имущественных интересов  при наступлении страховых случаев.

Обязательное социальное страхование представляет собой  систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.

Основными принципами осуществления обязательного социального страхования являются:

- устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования;

- всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;

- государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;

- государственное регулирование системы обязательного социального страхования;

- паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;

- обязательность уплаты страхователями страховых взносов;

- ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;

- обеспечение надзора и общественного контроля;

- автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

Анализируя государственную  систему обязательного социального  страхования можно сказать, что    Обязательное социальное страхование как системное образование состоит из  следующих элементов:

- Субъекты обязательного социального страхования (застрахованные лица, страховщики, страхователь);

- Объекты обязательного социального страхования (вероятные события, изменяющие материальное и/или социальное положение застрахованного лица);

- Страховые риски (предполагаемые события, влекущие изменение материального и/или социального положения застрахованного лица)

- Страховое обеспечение - страховое возмещение вреда, причиненного в результате наступления страхового случая жизни и здоровью застрахованного, в виде денежных сумм, выплачиваемых либо компенсируемых страховщиком застрахованному или лицам, имеющим на это право в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Страховым обеспечением по отдельным видам обязательного  социального страхования являются:

- оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи;

- пенсия по старости;

- пенсия по инвалидности;

- пенсия по случаю потери кормильца;

- пособие по временной нетрудоспособности;

- страховые выплаты в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, оплата дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию;

- пособие по беременности и родам;

- ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

- иные виды страхового обеспечения, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования;

- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

- единовременное пособие при рождении ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

    1.  История развития социального страхования.

Существующая  система пенсий и пособий.

 

 

До 1917г. социальное страхование  в России отражало европейские тенденции, но имело и некоторые черты, определявшиеся особенностями российской истории.

 В развитии социального  страхования в России можно  выделить несколько периодов:

 - XVII-XIX вв. возникновение и развитие социального страхования как общественного института;

 - вторая половина XIX в. - 1917г. - принятие страховых законов и формирование обязательного социального страхования и его учреждений;

- с 1917г. до начала 1930-х гг. - свертывание и огосударствление социального страхования в соответствии с политической и экономической ситуацией в стране;

- начало 1930-х - 1980-е гг. - преобладание государственного социального обеспечения, передача социального страхования в ведение профсоюзов;

- с начала 1990-х гг. - формирование системы социального страхования адекватного требованиям формирующейся рыночной экономики.

 Зарождение добровольного  пенсионного обеспечения относится  ко второй половине XIX в., когда  в России стали образовываться  эмеритальные (пенсионные) кассы.

Эмеритальная касса - это организация, в которую человек  вносил деньги и из которой через определенное время участия или по выслуге лет выплачивалась ежегодная пенсия (иногда заменяемая единовременным пособием) как самому участнику, так и членам семьи в случае смерти кормильца. Первая эмеритальная касса, устав которой впоследствии был взят за образец для пенсионных касс других учреждений, была основана при Морском ведомстве в 1858г.

 Обязательное устройство  страховых касс в России восходит  к 1861г., когда был принят Закон  "О вспомогательных товариществах". Эти кассы возникли при казенных  заводах. В 1901г. были приняты Временные правила о пенсиях рабочим казенных горных заводов и рудников, утративших трудоспособность на заводских и рудничных работах.

 Наряду с городской  и земской медициной во второй  половине XIX в. уже существовала  фабрично-заводская медицина. В этот период наибольшее значение для охраны здоровья рабочих имели законы: 1866г. -устанавливающий обязанность предпринимателей обеспечивать рабочих медицинской помощью; 1882г.- утвердивший фабричную инспекцию; 1903г. - устанавливающий ответственность работодателей при несчастных случаях. Этот последний вводил необходимость компенсации потерпевшим и их семьям за увечье и смерть в промышленных заведениях. Основанием права на вознаграждение пострадавших от несчастных случаев на производстве являлось понятие профессионального риска. Фабрично-заводская медицина полностью зависела от владельцев фабрик и заводов. Врачи получали жалованье от заводоуправления и должны были информировать предпринимателей о состоянии здоровья рабочих.

 Наряду с развитием фабрично-заводской медицины во второй половине XIX в. в России как и в других странах Европы, получает развитие общественная система страхования ремесленников и наемных рабочих, основой которой становятся больничные кассы. К 80-м гг. XIX в. относятся первые проекты государственного социального страхования рабочих. Революция 1905г. ускорила решение вопросов, связанных с введением обязательного социального страхования.

 В 1912 г. III Государственная  дума приняла пакет страховых  законов: "Об утверждении присутствий по делам страхования рабочих"; "Об утверждении Совета по делам страхования рабочих"; "Об обеспечении рабочих на случай болезни"; "О страховании рабочих от несчастных случаев на производстве". Общее руководство социальным страхованием в стране осуществлял Совет по делам страхования рабочих при Министерстве торговли и промышленности. В губерниях и крупных городах учреждались страховые присутствия, наблюдавшие за исполнением страховых законов. Рабочими органами на местах являлись больничные кассы и страховые товарищества. Последние объединяли в страховых целях работодателей по округам. В дореволюционной России действовало несколько тысяч страховых касс и около 10 товариществ.

 Органом проведения  страхования на случай болезни  по закону являлась больничная касса, учреждаемая на каждом предприятии с числом рабочих не менее 200. Мелкие предприятия могли создавать общие больничные кассы. Больничная касса управлялась общим собранием, это было правление и высший исполнительный орган. Общее собрание состояло из представителей рабочих и работодателей. Последним принадлежало 2/3 от числа голосов представителей рабочих. В правлении больничной кассы владелец предприятия имел на, один голос меньше, чем представители рабочих.

Информация о работе Социальное страхование на предприятии