Социальное страхование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 11:33, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования является непосредственно социальное страхование.
Актуальность данной работы выражается в изучении вопросов правового регулирования по обязательному социальному страхованию, которые в настоящее время относятся к числу наиболее актуальных в общественной жизни России.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
I. Теоретические основы социального страхования в РФ………..………...4
1.1. Понятие социального страхования и социального обеспечения………….4
1.2. История развития социального страхования. Существующая система пенсий и пособий…………………………………………………………………..….6
1.3. Организация обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний………………………………….16
II. Социальное страхование на предприятии……………..………………..22
2.1. Анализ уплаты единого социального налога…………...…………………22
2.2. Анализ добровольного социального страхования………………………...24
2.3. Анализ страхования от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания………………………………………………………..26
2.4. Анализ выплаты государственных пособий по социальному страхованию и оплаты путевок………………………………………………………….……..32
2.5. Меры по сокращению производственного травматизма и финансовое обеспечение предупредительных мер за счет уплаты взносов…………...…..33
Заключение ………………………………………………………………………35
Список использованных источников………………………

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 297.00 Кб (Скачать файл)

 Средства больничных  касс состояли из взносов рабочих и предпринимателей. При этом, в соответствии с законом, взносы рабочих в полтора раза превышали взносы предпринимателей. Размер взносов устанавливался общим собранием больничной кассы.

 Основной функцией  больничной кассы была выдача  пособий в случае болезни, увечья, родов и смерти. Пособие по временной нетрудоспособности обычно выдавалось с 4-го дня заболевания, но не более 26 недель подряд в течение года или 30 недель в течение года при повторных заболеваниях и составляло для семейных рабочих от 1/2 до 1/3 заработка, а для одиноких от 1/4 до 1/2 заработка. Размер пособий устанавливался общим собранием больничной кассы, которое могло принять решение о выплате пособия с первого дня нетрудоспособности. При увечье срок выдачи пособия был меньше 13 недель. По истечении этого срока пособия выдавались страховыми товариществами, осуществляющими страхование от несчастных случаев. Пособия при родах выдавались только тем работницам, которые проработали на предприятии из менее трех месяцев, в течение двух недель до и четырех недель после родов - в размере 1/2 полного заработка.

 Наряду с помощью  самим застрахованным по решению  общих собраний больничных касс можно было оказывать помощь членам семей. При этом максимальные расходы на все виды помощи последним не должны были превышать 2/3 доходов кассы.

 Амбулаторное лечение  и первая помощь при несчастных  случаях участникам больничных касс по закону должны были обеспечиваться за счет предпринимателя, а стационарная помощь и родовспоможение - на общем основании. Помощь оказывалась при заболевании с утратой трудоспособности в течение четырех месяцев, после чего участник кассы мог получать пособие еще в течение двух месяцев.

 Врачебная помощь  членам семей участников больничных  касс за счет владельцев не  оказывалась, но больничные кассы в пределах 2/3 средств имели право организовывать для них лечебницы, чем они активно пользовались. Первая кассовая лечебница была создана в России в 1914г. при тульских заводах. У каждого участника больничной кассы имелось удостоверение, в котором перечислялись все члены семьи, находящиеся на его иждивении. Врачи кассовых лечебниц могли работать как семейные врачи.

 По закону 1912г. больничные  кассы подчинялись губернским  страховым присутствиям, которые возглавлялись губернатором или градоначальником и состояли из 15 человек: 2 представителя рабочих, региональные представители предпринимателей и чиновников. Страховые присутствия подчинялись Российскому страховому совету, в состав которого входил 21 человек: 5 представителей рабочих, остальные представители предпринимателей и чиновников.

 Вокруг страховых  законов 1912г. развернулась острая  политическая борьба, в которой  принимали активное участие различные  политические партии и сами рабочие. Важнейшие требования рабочих в области социального страхования и охраны здоровья были сформулированы в докладе Н.А.Семашко в январе 1912г. Эта программа имела решающее значение для создания в 1917г. системы охраны здоровья, которая получила название "рабочая страховая медицина".

30 октября 1917г. была  объявлена программа страхования советского правительства. Был издан ряд декретов, в корне изменивших систему социального страхования: 14 ноября 1917г. – «О передаче больничным кассам лечебных учреждений»; 29 ноября – «О страховых присутствиях и страховом совете»; 11 декабря - «О страховании на случай безработицы»; 22 декабря – «О страховании на случай болезни».

 В соответствии  с декретами началось создание  рабочей страховой медицины. Больничные кассы развернули активную деятельность, и за короткое время была создана система лечебных учреждений, где застрахованные получали квалифицированную медицинскую помощь. Рабочая страховая медицина была относительно самостоятельна, контролировалась лишь Народным комиссариатом труда в плане соблюдения законов, декретов, постановлений.  Создание в июле 1918г. Народного комиссариата здравоохранения привело к существованию двух параллельных систем здравоохранения: рабочей страховой медицины, подчиненной Народному комиссариату труда, и советской медицины, созданной на основе земской и городской медицины и подчиненной Народному комиссариату здравоохранения. В связи с этим было принято решение об объединении страховой медицины с общегосударственной: 18 февраля 1919г. Совет Народных Комиссаров принял постановление "О передаче всей лечебной части бывших больничных касс Народному комиссариату здравоохранения". Рабочая страховая медицина была ликвидирована и утверждена единая советская медицина. Одновременно проходила реформа всей системы социального страхования, которая заменялась государственной системой социального обеспечения. В 1918г. народным комиссариатом труда было принято Положение о социальном обеспечении трудящихся, в соответствии с которым все страховые органы ликвидировались.

 Возрождение социального  страхования в России началось в 1921г. в связи с новой экономической политикой (НЭП). Появление в период НЭПа различных форм собственности на средства производства потребовало новых подходов к социальному страхованию. Постановлениями СНК 1921-1923 гг. были определены страховые взносы работодателей различных форм собственности по отдельным видам социального страхования. Устанавливались взносы на временную нетрудоспособность и другие виды обеспечения: на инвалидность, вдовство и сиротство, на безработицу и лечебную помощь. Размер страхового взноса по всем, кроме безработицы, видам страхования зависел от опасности и вредности производства. В 1922г., например, этот взнос составлял от 21 до 28,5% по отношению к оплате труда, в которую включались все виды выплат.

 Для государственных  учреждений взнос был меньше, он составлял на все виды социального страхования 12% от фонда оплаты труда. Для государственных промышленных предприятий взнос на все виды страхования составлял 16% от фонда оплаты труда. Были установлены страховые тарифы трех видов: нормальный, временный и льготный, что позволяло учитывать в системе социального страхования интересы государства и реальное экономическое положение отдельных предприятий. Кроме того, с помощью прогрессивных тарифов, на 25% превышающих нормальные, и льготных тарифов, на 25% ниже нормальных, стимулировалась работа по улучшению условий труда, уменьшению опасности и вредности производства.

 Установленные законом  взносы на лечебную помощь  передавались непосредственно органам  здравоохранения: 10% Наркомздраву и 90% непосредственно губернским и местным органам - для улучшения медицинской помощи застрахованным. Страховые взносы в 1925г. давали 1/3 средств, необходимых для медицинского обслуживания застрахованных.

 После окончания  периода нэпа отдельные элементы медицинского страхования продолжали существовать в советской системе социального страхования. За счет страховых средств частично финансировались санаторно-курортное лечение, отдельные виды профилактической и оздоровительной работы на промышленных предприятиях. В целом в 30-х гг. был осуществлен переход к государственной системе социального обеспечения и страхования в стране. В 1933г. социальное страхование в СССР было передано в ведение профсоюзов, а страховые кассы ликвидированы, бюджет государственного социального страхования был консолидирован в государственный бюджет.

 Данная система  социального обеспечения и социального  страхования существовала в бывшем  СССР с начала 30-х до конца  80-х и характеризовалась высокой степенью централизации и интеграции в государственный бюджет.

 Финансы социального  обеспечения и социального страхования  включали: государственный бюджет (расходы на социальное обеспечение); бюджет государственного социального страхования; Союзный фонд социального обеспечения колхозников; Союзный фонд социального страхования колхозников; социальные фонды государственных предприятий и колхозов. Доля государственного бюджета в общих расходах социального обеспечения и страхования в течение последних 15 лет составляла 95%.

 Недостатками этой  системы были отсутствие четкой специализации и перекрестное финансирование между фондами.

 Например, в 80-х  гг. в доходах Государственного  фонда социального страхования  страны доля страховых взносов  предприятий составляла 38%, субсидий из союзного бюджета - 61%. Около 70% общих расходов этого фонда направлялось на выплату пенсий, 30% - на выплату социальных пособий и другие нужды. Кроме того, распределение средств Фонда социального страхования по различным направлениям, исключая выплату пенсий, находилось в компетенции профсоюзов.

 Управление системой  социального обеспечения и страхования  было сложным и бюрократизированным.  Оно включало, кроме союзного  парламента и правительства, союзный Комитет по труду и социальным вопросам, министерства социального обеспечения союзных республик, союзный и республиканские Советы социального обеспечения колхозников, профсоюзы и органы местного самоуправления в области социального обеспечения.

 В течение последних  30 лет в бывшем Советском Союзе  численность и доля населения,  получающего пенсии и социальные пособия, постоянно увеличивалась - с 10,1% в 1960г. до 16,9 в 1970г. и 18,8% в 1980г., достигнув 20,4% в 1987г. Это явилось причиной роста доли расходов на социальное обеспечение в национальном доходе страны: с 6,8% в 1960г. до 7,9 в 1970г., 10,1 в 1980г. и 11,8% в 1987г. Потребовалось увеличение взносов на социальное страхование (максимального значения тарифов) с 9,0% в 1970г. до 14,4%) в 1982г. и до 30% к концу 1990г. Уровень социальных платежей был дифференцирован по 30 отраслям народного хозяйства, в зависимости от уровня их рентабельности, без учета уровня социальных и профессиональных рисков.

 

  Появление системы социального страхования в России связано с принятием новых законов «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (1990г.), «О занятости населения в Российской Федерации» (1991г.), «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (1991г.), а также Указов Президента РФ о Фонде социального страхования в Российской Федерации, о негосударственных пенсионных фондах и Постановлений Правительства РФ о государственных внебюджетных социальных фондах, утвердившие новые положения о них. Новый пенсионный закон утвердил единую федеральную пенсионную систему, включающую следующие виды трудовых пенсий: по возрасту, по нетрудоспособности, в случае потери кормильца, за выслугу лет в отдельных отраслях с тяжелыми, вредными и связанными с профессиональным риском условиями труда. Пенсия по возрасту устанавливается:

- для мужчин — в, возрасте 60 лет с общим трудовым стажем 25 лет;

- для женщин — в возрасте 55 лет с общим трудовым стажем 20 лет.

Данная пенсия устанавливается  на уровне 55% от зарплаты плюс 1% за каждый год общего стажа свыше 25 лет (для  мужчин) и свыше 20 лет (для женщин). Уровень такой пенсии не может  быть выше 75% заработка. Минимальный уровень данной пенсии равен минимальной заработной плате. Максимальный уровень пенсии по возрасту равен трем минимальным пенсиям, а для пенсий, связанных с тяжелыми и вредными условиями труда, — 3,5 минимальным пенсиям. Согласно закону, работающий пенсионер в России получает полную государственную пенсию, но досрочная пенсия, установленная для безработных граждан, не выплачивается им в случае трудоустройства.

 Пенсия по нетрудоспособности  устанавливается для инвалидов  первой и второй групп на уровне 75%, третьей группы — 30% от заработной платы. Среднемесячная заработная плата работника для исчисления пенсий в России равна его заработку в течение 24 последних месяцев работы.

 Социальная пенсия  в новом пенсионном законе  устанавливается:

- для инвалидов первой-третьей групп, включая детей-инвалидов в возрасте до 16 лет;

- для детей, потерявших своих родителей;

- для граждан в возрасте 65 лет (мужчины) и 60 лет (женщины), которые не имеют права на трудовую пенсию.

Согласно Закону, все  пенсии должны индексироваться не реже, чем каждые три месяца, в зависимости от уровня инфляции. Источниками финансирования пенсий, согласно Закону, являются Пенсионный фонд РФ, который аккумулирует страховые взносы работодателей и работников, а также субсидии из Федерального бюджета.

 В период высокой  инфляции в стране для поддержания  уровня минимальных пенсий использовался механизм компенсации (в одинаковом или дифференцированном размере), а для сохранения зависимости пенсии от предыдущего заработка — механизм их линейной индексации в соответствии с индексом роста потребительских цен.

Ставки страховых взносов  в Пенсионный фонд РФ и другие государственные фонды социального страхования РФ устанавливаются Российским Парламентом. Федеральный бюджет перечисляет в Пенсионный фонд РФ платежи для выплаты пенсий военнослужащим, их семьям и социальных пенсий.

Следующий новый закон, связанный с развитием социального  страхования в РФ, — закон «О занятости населения в Российской Федерации» (1991г.). Он определил государственные гарантии реализации права на труд и на защиту от безработицы для граждан России. Согласно этому закону, безработные — это трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированные государственной службой занятости с целью поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

  Государственная политика в Российской Федерации направлена на реализацию прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость. Государственные гарантии для безработных граждан включают:

- бесплатные профессиональную ориентацию, подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению службы занятости, выплату стипендий в данный период;

- компенсацию расходов, связанных с направлением на работу в другой регион по рекомендации службы занятости;

- выплату пособия по безработице;

Информация о работе Социальное страхование на предприятии