Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 11:33, курсовая работа
Предметом исследования является непосредственно социальное страхование.
Актуальность данной работы выражается в изучении вопросов правового регулирования по обязательному социальному страхованию, которые в настоящее время относятся к числу наиболее актуальных в общественной жизни России.
Введение…………………………………………………………………………...3
I. Теоретические основы социального страхования в РФ………..………...4
1.1. Понятие социального страхования и социального обеспечения………….4
1.2. История развития социального страхования. Существующая система пенсий и пособий…………………………………………………………………..….6
1.3. Организация обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний………………………………….16
II. Социальное страхование на предприятии……………..………………..22
2.1. Анализ уплаты единого социального налога…………...…………………22
2.2. Анализ добровольного социального страхования………………………...24
2.3. Анализ страхования от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания………………………………………………………..26
2.4. Анализ выплаты государственных пособий по социальному страхованию и оплаты путевок………………………………………………………….……..32
2.5. Меры по сокращению производственного травматизма и финансовое обеспечение предупредительных мер за счет уплаты взносов…………...…..33
Заключение ………………………………………………………………………35
Список использованных источников………………………
- возможность заключать трудовые контракты на участие в общественных работах;
- бесплатные медицинское обслуживание и освидетельствование при приеме на работу и направлении на обучение, оплату периода временной нетрудоспособности за счет средств Фонда занятости не свыше 30 календарных дней в течение года безработицы или всего периода обучения в размере пособия или стипендии.
Согласно закону, с целью реализации политики занятости государство осуществляет меры в области финансово-кредитной, инвестиционной, налоговой политики, правовое регулирование занятости, формирование службы занятости и Государственного фонда занятости населения РФ. Новый закон о занятости позволяет образовывать негосударственные институты помощи в трудоустройстве граждан на лицензионной основе.
По новому закону о занятости, Государственный фонд занятости населения РФ является внебюджетным федеральным фондом, образованным с целью финансирования государственной политики занятости и не являющимся юридическим лицом. Государственная служба занятости управляет и распоряжается средствами данного фонда.
Все виды пособий и других платежей безработным должны индексироваться согласно закону. Стипендии, выплачиваемые гражданам во время профессиональной подготовки, переподготовки по направлению службы занятости, устанавливаются в следующем порядке:
- для граждан, уволенных в течение года до начала безработицы и проработавших в этот период не менее 26 недель — 75% от средней зарплаты за 3 месяца на последнем рабочем месте;
- для граждан, потерявших работу в результате производственной травмы или профессионального заболевания, — на уровне 100% средней зарплаты за последние 3 месяца (за счет средств работодателя);
- для остальных граждан — на уровне государственной стипендии в образовательных учреждениях соответствующего профиля.
Уровень пособия по безработице определяется в процентах к средней зарплате в течение 3 последних месяцев, если безработный гражданин имел оплачиваемую работу в течение 26 недель за последние 12 месяцев до наступления безработицы. В других случаях пособие по безработице равно минимальной заработной плате. При наличии иждивенцев размер пособия увеличивается на 50% минимальной оплаты труда на каждого из них.
Период выплаты пособия по безработице не может быть выше 12 месяцев в сумме за последние 18 месяцев. Пособие по безработице выплачивается гражданам, трудовой стаж которых дает им право на получение пенсии по старости, не более 24 месяцев. Пособие по безработице выплачивается в следующем размере:
- первые 3 месяца — 75% от среднемесячного заработка за 3 месяца на последнем рабочем месте;
- последующие 4 месяца — 60% средней зарплаты на последнем рабочем месте;
- далее — 45% среднего заработка, но в любом случае не меньше, чем минимальная зарплата в РФ и не более, чем средняя зарплата в соответствующем регионе страны.
Закон предполагает, что безработные граждане, которые имеют трудовой стаж, дающий право на получение полной пенсии по возрасту, могут выйти на пенсию досрочно по предложению государственной службы занятости, но не ранее, чем за 2 года до назначения полной пенсии.
В законе установлено, что члены семьи безработного (его иждивенцы) и граждане, потерявшие право на получение пособий по безработице, могут получать социальную помощь (финансовую и натуральную). В законе предусмотрено, что граждане РФ могут заключать соглашения на добровольное страхование от безработицы со страховыми организациями.
Следующий новый страховой закон, связанный с реформой здравоохранения в РФ, — закон «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (1991г.). Данный Закон обеспечивает конституционное право граждан России на медицинскую помощь и направлен на повышение ответственности граждан, государства и работодателей в области охраны здоровья в течение переходного периода. Законом введено добровольное медицинское страхование (с 1991г.) и обязательное медицинское страхование (с 1993г.) в России. Он ориентирован на переход от государственной бюджетной модели к бюджетно-страховой модели финансирования здравоохранения. Попытки реформирования централизованного государственного здравоохранения в России на принципах децентрализации управления, формирования внутреннего рынка, конкуренции и нормативной экономики в рамках бюджетной системы здравоохранения в стране в 1988-1991 гг. не имели успеха в условиях острого бюджетного кризиса. Новый страховой закон должен помочь здравоохранению РФ преодолеть финансовый кризис и обеспечить его развитие на социально-рыночной основе.
Обязательное медицинское страхование в России является всеобщим, составной частью государственного социального страхования и реализуется посредством программ обязательного медицинского страхования (базовой и региональных).
Страхователями в системе обязательного медицинского страхования являются:
для неработающего населения
— государство и местные
для работающего населения — предприятия и организации (работодатели).
Страховщики, медицинские учреждения и частнопрактикующие врачи в системе медицинского страхования должны иметь лицензию. Согласно закону, граждане России имеют право на:
- обязательное и добровольное медицинское страхование;
- выбор страховой медицинской организации, свободный выбор медицинского учреждения и врача;
- право на медицинскую помощь на всей территории России;
- на предъявление иска страхователю, страховщику и медицинскому учреждению на возмещение ущерба пациенту.
Смешанная система здравоохранения в РФ, согласно закону, включает следующие составляющие:
- государственная и муниципальная системы медицинского обслуживания;
- государственная система обязательного медицинского страхования;
- негосударственные медицинские учреждения и страховые компании, частнопрактикующие врачи.
Финансовые средства государственной, муниципальной систем здравоохранения используются для:
- финансирования целевых программ (федеральных, региональных, местных);
- обеспечения профессионального образования медицинского персонала;
- финансирования исследовательских программ и проектов;
- развития материально-технической базы медицинских учреждений;
- субсидий регионам на улучшение условий медицинского обслуживания;
- оплаты катастрофических медицинских расходов;
- финансирования медицинской помощи при социально значимых заболеваниях;
- медицинской помощи в случаях массовых заболеваний, в регионах, где происходят чрезвычайные ситуации и катастрофы.
Финансовые средства
государственной системы
Новый закон стимулирует
развитие деятельности
Контроль за деятельностью страховых медицинских компаний осуществляется государственными органами по контролю за страховой деятельностью в составе Минфина РФ, которые выдают лицензии на деятельность в области медицинского страхования. Закон разрешает деятельность негосударственных медицинских учреждений, которые обязаны иметь лицензию. Новый страховой закон вводит механизм аккредитации всех медицинских учреждений. Последняя является формой контроля за их соответствием установленным профессиональным медицинским стандартам. Но в кризисный период развития российской экономики и здравоохранения с дефицитом многих лекарственных препаратов идея аккредитации труднореализуема.
Обязательное медицинское страхование в России реализуется на основе разработки федеральных и региональных программ обязательного медицинского страхования. Базовая программа данного вида страхования разрабатывается Министерством здравоохранения РФ и утверждается Правительством РФ. На ее основе правительства субъектов федерации разрабатывают и утверждают территориальные программы. Цены на медицинские услуги в системе медицинского страхования устанавливаются в результате соглашения социальных партнеров: региональных правительств, страховых медицинских организаций и профессиональных медицинских ассоциаций. Медицинские учреждения, которые работают в системе обязательного медицинского страхования, согласно Закону, не платят налоги со своих доходов.
На основе нового социального законодательства Правительство РФ разработало и утвердило новые Положения о государственных внебюджетных фондах социального страхования. Кроме того, бывший бюджетный Фонд социального страхования, находившийся в распоряжении профсоюзов, также перешел в разряд внебюджетных фондов, подчиненных Правительству России. Основанием явилось возникновение множества новых независимых профсоюзов в России и острая борьба между ними за контроль над средствами Фонда социального страхования РФ, а также не перечисление отдельными профсоюзами взносов в данный фонд, что привело к переподчинению его Правительству РФ при участии российских профсоюзов в управлении его деятельностью.
Общий размер страховых платежей в государственные внебюджетные фонды социального страхования в России до 1996 года составлял 40% к фонду оплаты труда в народном хозяйстве.
Страховые платежи в государственные внебюджетные социальные фонды первоначально взимались со всех видов оплаты труда, за исключением единовременных и компенсационных выплат работникам, что в целом ряде случаев вело к росту социальных выплат на предприятиях с целью сокращения налогооблагаемой базы (фонда оплаты труда) и уменьшения налоговых платежей государству.
1.3. Организация
обязательного страхования от
несчастных случаев на
Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования и предусматривает:
- обеспечение социальной защиты застрахованных и экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска;
- возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию;
- обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Основными принципами обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний являются:
- гарантированность права застрахованных на обеспечение по страхованию;
- экономическая
- обязательность регистрации в качестве страхователей всех лиц, нанимающих (привлекающих к труду) работников, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- обязательность уплаты
- дифференцированность
Обязательному страхованию подлежат физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), заключенного со страхователем, физические лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду страхователем, а также граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, при отсутствии других ограничений.
Право застрахованных на обеспечение по страхованию возникает со дня наступления страхового случая.
Право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного в результате наступления страхового случая имеют нетрудоспособные лица, состоящие на иждивении умершего или имеющие ко дню его смерти право на получение от него содержания