Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 18:14, курсовая работа
Цель курсовой работы - анализ социального страхования в Республике Беларусь и на его основе разработка путей совершенствования социального страхования в Республике Беларусь.
На основе этого можно определить задачи данной работы:
раскрыть экономическое содержание социального страхования;
рассмотреть систему построения пенсий и пособий в Республике Беларусь;
выявить пути совершенствования социального страхования в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..4
1 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ….6
1.1 Функции страхования и его роль в жизнедеятельности человека……………6
1.2 Содержание социального страхования, его принципы………………………11
2 ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………………………………………………………….14
2.1 Основные приоритеты социальной политики Республики Беларусь. Повышение уровня качества жизни населения…………………………..............14
2.2 Система построения пенсий и пособий в республике Беларусь…………….23
3 СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ………………………35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………
На практике существуют три основные формы страховых фондов: фонд самострахования (или его модификация - фонд риска), централизованные общегосударственные резервы и фонды страховщика. Значение и распространение каждой из них предопределяется конкретными историческими и экономическими условиями и, в конечном счете, зависит от уровня развития производительных сил общества.
Создание в децентрализованном порядке обособленного фонда (как правило, в виде натуральных запасов) каждым предприятием или хозяйством в отдельности является самострахованием. Особое значение имеют подобные фонды для сельскохозяйственного производства, которое в значительной степени зависит от климатических и природных условий и в большей степени, чем промышленность, подвергается воздействию стихийных сил природы.
Централизованный страховой (резервный) фонд образуется за счет общегосударственных ресурсов. Он предназначен для возмещения ущерба в случае глобальных катастроф, аварий и стихийных бедствий.
Третья форма создания страхового фонда - страхование - здесь фонд формируется за счет страховых взносов его участников (предприятий, учреждений, организаций, отдельных граждан и т.д.). Он расходуется на строго определенные цели: возмещение ущерба, оказание страховой защиты только участникам его создания. Формирование фонда происходит в децентрализованном порядке, поскольку страховые взносы уплачиваются каждым страхователем, а выплаты пострадавшим осуществляются на основе определенных правил, оговоренных в договорах страхования. На практике страховой фонд страховщиков представляет систему страховых резервов и других фондов, источниками формирования которых являются соответствующие элементы страховых тарифов и часть прибыли страховой организации [3].
Страховые резервы используются страховщиком для возмещения имущественного ущерба при наступлении неблагоприятных чрезвычайных событий и оказания помощи гражданам при наступлении определенных событий в их жизни (утрата трудоспособности, дожитие до обусловленного срока или события и др.). Кроме того, резервы страховых организаций направляются на предотвращение или уменьшение ущерба. Существуют две категории принимаемых мер:
а) предупредительные (превентивные), цель которых - предотвратить возможность возникновения бедствия (строительство дамб, огнестойких и антисейсмических конструкций и т.д.);
б) подавляющие (репрессивные), ограничивающие разрушительную силу уже наступившего события (тушение пожаров, проведение спасательных работ). Временно свободные страховые резервы инвестируются по различным каналам инвестиционной деятельности для получения прибыли страховыми компаниями. [3].
По отраслевому признаку выделяют страхование личное, имущественное и ответственности.
Личное страхование предполагает предоставление страховой защиты гражданам, оно производится на случай наступления определенных событий, влияющих на жизнь и здоровье застрахованных.
Объектами страховых отношений в имущественном страховании выступают имущество в различных видах и имущественные интересы. Страхование производится на случай утраты (гибели) или повреждения имущества, находящегося во владении, пользовании, распоряжении страхователя (выгодоприобретателя), а также ущерба имущественным правам последнего (в том числе убытков от предпринимательской деятельности) из-за невыполнения обязательств контрагентами предпринимателя (или изменения условий деятельности по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам).
В страховании ответственности объектом страховых отношений является ответственность по обязательствам, возникающим в случае причинения страхователем вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц (физических или юридических), либо ответственность по договору.
Классификация страхования по роду опасностей является частичной и охватывает только имущественное страхование.
Страхование может осуществляться в обязательной и добровольной форме.
Обязательное страхование основывается на законе, определяющем перечень объектов страхования, виды и порядок проведения, объем ответственности страховщика и права страхователя, тарифы и порядок уплаты страховых взносов.
Добровольное страхование осуществляется на основе договора страхования, определяющего такие существенные условия, как: объект страхования, перечень страховых случаев, страховая сумма, размеры страховых взносов, сроки их уплаты, застрахованное лицо и ряд других. Страховой договор относится к категории возмездных двусторонних соглашений между страхователем и страховщиком, регламентирующих их взаимные права и обязанности.
Страховой тариф, по которому заключается договор страхования, носит название брутто-тарифа. Он устанавливается в абсолютном денежном выражении, в процентах или промилле от страховой суммы в заранее обусловленном временном интервале (сроке страхования). В его состав входят нетто-тариф и нагрузка.
Нетто-тариф обеспечивает формирование той части страхового фонда, которая предназначена для выплат страхователям. Его величина определяется на основе данных страховой статистики с использованием теории вероятностей.
Нагрузка необходима для покрытия затрат на проведение страхования, она составляет меньшую часть брутто-тарифа (зависит от формы и вида страхования). Деление на нетто-тариф и нагрузку характерно для тарифов всех видов страхования. Однако построение тарифов по страхованию жизни имеет свои особенности: расчеты производятся с использованием демографической статистики и теории вероятностей, при этом применяются способы долгосрочных финансовых исчислений. Для этого вида страхования характерна более сложная структура нетто-тарифа.
Таким образом, становление и развитие социального государства процесс не только экономический и политический, но и процесс нравственный, требующий «человеческого» измерения. Перестройка системы социальной защиты и перевод ее на новые принципы функционирования возможны лишь в условиях изменения социального сознания общества и глубокого понимания сущности и значимости системы социальной защиты, ее новых теоретических концепций, моделей, понятий и, что особенно важно, преодоления утвердившегося за долгие годы образа теоретического и практического мышления.
1.2 Содержание социального страхования, его принципы
Обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.
Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством Республики Беларусь социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.
Основными принципами осуществления обязательного социального страхования являются:
Субъекты обязательного социального страхования - участники отношений по обязательному социальному страхованию.
Субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Страхователи - организации любой организационно - правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с государственными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы (обязательные платежи), а в отдельных случаях, установленных законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения. Страхователями являются также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные в соответствии с законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы. Страхователи определяются в соответствии с законами о конкретных видах обязательного социального.
Страховщики - некоммерческие организации, создаваемые в соответствии с законами о конкретных видах обязательного социального страхования для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев.
Застрахованные лица - граждане Республики Беларусь, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Посредническая деятельность в системе обязательного социального страхования не допускается.
1. Видами социальных страховых рисков являются:
1) необходимость получения
2) временная нетрудоспособность;
3) трудовое увечье и
4) материнство;
5) инвалидность;
6) наступление старости;
7) потеря кормильца;
8) признание безработным;
9) смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.
Таким образом, при наступлении одновременно нескольких страховых случаев порядок выплаты страхового обеспечения по каждому страховому случаю определяется в соответствии с государственными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
2 ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Основные приоритеты
социальной политики
Переход страны к устойчивому развитию во многом определяется ее ролью и местом в мировом сообществе, имеющимися национальными ресурсами, созданным социально-экономическим потенциалом и возможностями его наращивания. Национальное богатство Республики Беларусь представлено совокупностью накопленных материальных благ, созданных трудом людей, которыми в настоящее время располагает общество, а также человеческим и природным капиталами. По имеющимся оценкам доля человеческого капитала в национальном богатстве Беларуси составляет более 55%, что выше, чем в других странах СНГ.
Республика Беларусь обладает совокупностью благоприятных факторов и условий, которые способствуют ее переходу к устойчивому развитию. Это, прежде всего:
Важнейшим условием развития человеческого потенциала являются стабильность общества, эффективная социальная политика государства, призванная создать необходимые условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека. Социальная стабильность развития общества в Республике Беларусь должна обеспечиваться проведением эффективной социальной политики, критериями которой являются:
Информация о работе Социальное страхование в Республике Беларусь