Социальное страхование в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 18:14, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - анализ социального страхования в Республике Беларусь и на его основе разработка путей совершенствования социального страхования в Республике Беларусь.
На основе этого можно определить задачи данной работы:
раскрыть экономическое содержание социального страхования;
рассмотреть систему построения пенсий и пособий в Республике Беларусь;
выявить пути совершенствования социального страхования в Республике Беларусь.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..4
1 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ….6
1.1 Функции страхования и его роль в жизнедеятельности человека……………6
1.2 Содержание социального страхования, его принципы………………………11
2 ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………………………………………………………….14
2.1 Основные приоритеты социальной политики Республики Беларусь. Повышение уровня качества жизни населения…………………………..............14
2.2 Система построения пенсий и пособий в республике Беларусь…………….23
3 СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ………………………35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………

Файлы: 1 файл

Социальное страхование РБ.doc

— 449.50 Кб (Скачать файл)

Примечание: Источник [13]

 

 

 

Таблица 2.5 - Динамика денежных доходов населения

 

Денежные доходы в расчете на душу населения

Реальные располагаемые денежные доходы, в % к соответствующему периоду предыдущего года

тыс. руб. в месяц

в % к бюджету прожиточного минимума

2013 г.

Январь

3 037,0

319,1

121,3

Январь-февраль

3 193,8

333,5

121,7

Январь-март

3 356,8

348,5

121,4

Январь-апрель

3 375,8

349,1

121,0

Январь-май

3 462,4

356,6

120,6

Январь-июнь

3 587,8

366,1

119,8

Январь-июль

3 652,0

369,6

119,1

Январь-август

3 696,0

371,7

118,8

Январь-сентябрь

3 740,8

374,0

118,1

Январь-октябрь

3 749,7

372,4

117,2

Январь-ноябрь

3 778,9

372,7

116,1

Январь-декабрь

3 868,2

377,9

115,4

2014 г.

Январь

3 798,1

331,4

109,2

Январь-февраль

3 915,3

338,2

106,6

Январь-март

4 118,3

350,2

106,6


Примечание: Источник [13]

 

На высоком уровне сохраняется рост доходов населения. За 2013 год реальные располагаемые денежные доходы населения увеличились на 15,4%.

Либерализация системы оплаты труда в реальном секторе экономике способствовала росту заработной платы, которая в целом по республике увеличилась по сравнению с 2012 г. на 37,0%, в реальном выражении – на 15,8%.[13]

Рисунок 2.1 -  Номинальная начисленная средняя заработная плата работников Республики Беларусь по отдельным видам экономической деятельности в март 2014 г.

Примечание: Источник [13]

 

В номинальном выражении ее размер в январе-декабре 2013 г. составил 5139,4 тыс. рублей.

В долларовом выражении заработная плата в декабре составила 619 долл. США. Итоги 2013 года свидетельствуют о стабильной ситуации на рынке труда. Уровень безработицы удерживается в социально допустимых пределах и на конец декабря составляет 0,5% к численности экономически активного населения. Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, на конец декабря 2013 г. составила 20,9 тыс. человек, что на 16,0% меньше, чем на конец декабря 2012 г.

Сравним: основные социально-экономические показатели в Беларуси опубликованные в ежеквартальном издании национального статистического кабинета РБ

Таблица 2.6 - Основные социально-экономические показатели за 2010-2013гг.

 

2010г.

2011г.

2012г.

2013г.

1

2

3

4

5

Численность занятого населения, в среднем за период, тыс. человек

4441,0

4349,8

4594,4

4621,2

Денежные доходы в расчете на душу населения,

тыс. руб. в месяц

46,5

329,3

648,2

769,5

Валовой внутренний продукт, млрд, руб,

9133,8

65067,1

129790,8

136789,8

Продукция промышленности, млрд. руб.

10501,2

62545,4

130829,8

123224,7

Производство потребительских товаров, млрд. руб.

4200,2

16154,4

29297,7

28708,7

Продукция сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий, млрд. руб.

2734,1

12826,2

25051,5

26537,5

Инвестиции в основной капитал, млрд. руб.

1809,0

15095,8

37202,3

43065,6

Ввод в действие общей площади жилых домов, тыс. м2.

3528,5

3785,5

5102,8

5844,0

Розничный товарооборот, млрд. руб.

4196,5

25230,4

50650,7

55913,4

Платные услуги населению, млрд. руб.

632,6

6776,2

12607,6

14223,4

Объем внешней торговли Республики Беларусь, млн. долларов США

15972,6

32687,4

71952,1

49845,8

Экспорт

7326,4

15979,3

32570,8

21282,2

Импорт

8646,2

16708,1

39381,3

28563,6

Сальдо

-1319,8

-728,8

-6810,5

-7281,4


Примечание: Источник [13]

 

Выполнение задания по росту заработной платы находится под постоянным контролем республиканских и местных органов власти. Накопленный опыт в этой области показывает, что прогнозирование является ключевым инструментом, обеспечивающим высокие темпы и поступательность повышения заработной платы, опережающие темпы ее роста в отраслях и конкретных организациях, где она значительно ниже среднего уровня (сельское хозяйство, социальное обеспечение, культура, легкая промышленность).

Важной составляющей финансового поведения населения является его кредитная активность. В Республике Беларусь в последние годы кредитование населения интенсивно развивается.

Валовые финансовые активы населения за последние десять лет увеличились в 3,2 раза в сопоставимых ценах (среднегодовой прирост 12,5%), составив к концу 2013 г. 31,6 трлн. руб. Их динамика была близка к динамике ВВП. Так, отношение валовых активов к ВВП на протяжении 2001—2012 гг. находилось уровне 17% с весьма незначительными отклонениями. В 2013 г. показатель вырос до 20%, что, однако, не было вызвано интенсификацией сберегательного процесса, а стало следствием переоценки стоимости валютной составляющей накоплений из-за роста курса иностранных валют по отношению к белорусскому рублю. В организованной форме домашние хозяйства хранят менее двух третей своих накоплений (57,4% — к концу 2013 г.).

 

2.2 Система построения пенсий и пособий в республике Беларусь

Важнейшей составляющей системы социальной защиты является пенсионное обеспечение. В настоящее время в органах по труду, занятости и социальной защите различные виды пенсий получает более 2,5 млн. человек.

Гарантированное Конституцией Республики Беларусь право на пенсионное обеспечение реализуется через Закон Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» (далее – Закон), другие законодательные акты.

Законом закреплены условия предоставления трудовых пенсий по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, за особые заслуги перед республикой.

Право на трудовую пенсию по возрасту на общих основаниях предоставляется мужчинам - по достижении 60 лет при стаже работы не менее 25 лет, женщинам - по достижении 55 лет при стаже работы не менее 20 лет. Обязательным условием для реализации права на трудовую пенсию по возрасту и трудовую пенсию за выслугу лет является уплата обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее – Фонд) не менее 10 лет, а для назначения досрочных пенсий по возрасту родителям детей – инвалидов (инвалидов с детства); многодетным матерям, родившим пять и более детей; инвалидам с детства; инвалидам войны; матерям военнослужащих, смерть которых связана с исполнением обязанностей военной службы, лилипутам и карликам (статьи 17-22 Закона) – не менее 5 лет. 

Размер пенсии зависит от длительности стажа и заработка до назначения пенсии. 

В стаж включаются периоды работы (иной деятельности) с уплатой обязательных страховых взносов в Фонд, а также иные периоды деятельности, предусмотренные частью второй статьи 51 Закона (в частности, служба в Вооруженных Силах СССР, Республики Беларусь, время ухода за детьми в возрасте до 3-х лет (но не более 9 лет в общей сложности и др.).

В 2014 году пенсии исчисляются из заработка за 20 лет подряд из последних 30 лет стажа работы. При этом в периодах работы, предпринимательской деятельности учитывается фактический заработок (доход), а за другие периоды деятельности, которые включены в стаж (часть вторая статьи 51 Закона) в качестве фактического заработка в расчет принимается 40 процентов средней заработной платы работников в республике за соответствующие месяцы.

Минимальные гарантии

Минимальный размер трудовой пенсии по возрасту установлен в размере 25 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Правительством Республики Беларусь за два последних квартала (статья 23 Закона).

Минимальный размер трудовой пенсии по инвалидности I и II групп установлен в размере 100 процентов, по III группе - 50 процентов, матерям-героиням (независимо от группы инвалидности) - 100 процентов минимального размера пенсии по возрасту (статья 31 Закона).

Минимальный размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца установлен в размере 100 процентов минимального размера пенсии по возрасту, детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот (при условии неполучения в связи со смертью родителя ежемесячной страховой выплаты) – 200 процентов минимального размера пенсии по возрасту (статья 38 Закона).

Минимальный размер трудовой пенсии за выслугу лет установлен в размере 100 процентов минимальной пенсии по возрасту (статья 50 Закона).

К трудовым пенсиям, исчисленным в минимальном размере, установлена доплата в размере 20 процентов средней заработной платы работников в республике, применяемой для корректировки фактического заработка пенсионера при назначении и перерасчете пенсий в связи с ростом средней заработной платы (далее – доплата к минимальным пенсиям) (Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 декабря 1999 г. № 1976 в редакции от 26 мая 2011 г. №667).

К пенсиям отдельных категорий пенсионеров устанавливается надбавка на уход (статьи 25, 33, 41-1, 50-1 Закона) и (или) повышение пенсий (статья 68 Закона).

Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 16 января 2012 г. №35 «О повышении пенсий» к пенсиям неработающих пенсионеров, достигших возраста 75 лет и получающих пенсию в органах по труду, занятости и социальной защите, установлены доплаты.

Нетрудоспособным гражданам, не получающим трудовую пенсию, назначаются социальные пенсии. Эти пенсии исчисляются из наибольшей величины утвержденного Правительством Республики Беларусь бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения за два последних квартала в следующих размерах (с 1 августа 2011 г.): инвалидам I группы, в том числе инвалидам с детства, – 110 процентов; инвалидам с детства II группы – 95 процентов; инвалидам II группы (кроме инвалидов с детства), детям в случае потери кормильца (пункт «а» части третьей и часть четвертая статьи 35) на каждого ребенка – 85 процентов; инвалидам III группы, в том числе инвалидам с детства –75 процентов; лицам, достигшим возраста: мужчины – 60 лет, женщины – 55 лет, – 50 процентов; детям-инвалидам в возрасте до 18 лет при степени утраты здоровья: первой – 80 процентов, второй – 85 процентов, третьей – 95 процентов, четвертой – 110 процентов.

Одним из приоритетных направлений государственной социальной политики в области пенсионного обеспечения является последовательное повышение уровня пенсий. 

Перерасчет пенсий осуществляется:

(1) в связи с ростом средней  заработной платы. Одновременно  с таким повышением перерасчитывается  размер доплаты к минимальным трудовым пенсиям;

(2) в связи с изменением бюджета  прожиточного минимума в среднем  на душу населения (минимальных  трудовых пенсий, социальных пенсий, надбавок и повышений к ним, доплат пенсионерам в возрасте  старше 75 лет).

В 2014 году были произведены перерасчеты:

с 1 февраля:

    • трудовых пенсий исходя из средней заработной платы работников в республике, примененной при предыдущем перерасчете пенсий, с повышением ее величины на 5 процентов (4960,0 тыс. руб.) (Указ Президента Республики Беларусь от 28 января 2014 г. № 52);
    • минимальных трудовых пенсий, социальных пенсий, надбавок и повышений к ним, доплат пенсионерам в возрасте старше 75 лет – в связи с увеличением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения в ценах декабря 2013 г. – 1128,1 тыс. руб.

с 1 мая

    • минимальных трудовых пенсий, социальных пенсий, надбавок и повышений к ним, доплат пенсионерам в возрасте старше 75 лет – в связи с увеличением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения в ценах марта 2014 г. – 1212,5 тыс. руб. 

с 1 августа:

    • трудовых пенсий исходя из средней заработной платы работников в республике, примененной при предыдущем перерасчете пенсий, с повышением ее величины на 7,5 процента (5332,0 тыс. руб.) (Указ Президента Республики Беларусь от 24 июля 2014 г. № 366);
    • минимальных трудовых пенсий, социальных пенсий, надбавок и повышений к ним, доплат пенсионерам в возрасте старше 75 лет – в связи с увеличением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения в ценах июня 2014 г. – 1343,4 тыс. руб.

Информация о работе Социальное страхование в Республике Беларусь