Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 18:14, курсовая работа
Цель курсовой работы - анализ социального страхования в Республике Беларусь и на его основе разработка путей совершенствования социального страхования в Республике Беларусь.
На основе этого можно определить задачи данной работы:
раскрыть экономическое содержание социального страхования;
рассмотреть систему построения пенсий и пособий в Республике Беларусь;
выявить пути совершенствования социального страхования в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..4
1 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ….6
1.1 Функции страхования и его роль в жизнедеятельности человека……………6
1.2 Содержание социального страхования, его принципы………………………11
2 ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………………………………………………………….14
2.1 Основные приоритеты социальной политики Республики Беларусь. Повышение уровня качества жизни населения…………………………..............14
2.2 Система построения пенсий и пособий в республике Беларусь…………….23
3 СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ………………………35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………
Для обеспечения доступности социального обслуживания для жителей села открываются социальные пункты и филиалы центров, организуется деятельность хозяйственных бригад и бригад социального обслуживания на мобильной основе.
На 1 октября 2014 г. в республике работают 1094 социальных пункта и 29 филиалов (на 1 октября 2013 г. – 1083 социальных пункта и 15 филиалов). Разовые социально-бытовые услуги нетрудоспособным гражданам оказывают 79 хозяйственных бригад, комплексное социальное обслуживание предоставляют 119 бригад социального обслуживания на мобильной основе.
Для оказания содействия инвалидам в восстановлении или компенсации нарушенных или утраченных вследствие заболевания способностей к самообслуживанию и в подготовке к самостоятельной жизни в центрах работают 146 отделений дневного пребывания для инвалидов (далее – ОДП). Вопросами реабилитации инвалидов занимаются также 5 отделений социальной адаптации, реабилитации и дневного пребывания для инвалидов центров Витебской области (в районах, где численность инвалидов недостаточна для открытия ОДП). Такие отделения на постоянной основе посещают 4163 инвалида.
Для развития трудовых навыков в таких отделениях работают 212 реабилитационно-трудовых мастерских, 1079 кружков (секции) по интересам.
На дальнейшее развитие системы социального обслуживания направлены мероприятия Комплексной программы развития социального обслуживания на 2011-2015 годы (подпрограмма «Социальная поддержка ветеранов, лиц, пострадавших от последствий войн, пожилых людей и инвалидов», раздел «Развитие территориальных центров социального обслуживания населения»), предусматривающие внедрение инновационных технологий социальной работы, расширение перечня оказываемых услуг, укрепление материально-технической базы центров.
По оперативным данным, в Беларуси на 1 ноября 2014 года зарегистрированная безработица сохранилась на уровне 0,5% к численности экономически активного населения (год назад этот показатель был 0,6%). Предполагается, что уровень безработицы не изменится до конца 2014 года, завершается подготовка проекта Государственной программы содействия занятости населения Республики Беларусь на 2015 год, вносятся последние корректировки с учетом мнений заинтересованных ведомств. Документ поступит в Совет Министров к 1 декабря нынешнего года. Проектом госпрограммы предусматривается, что уровень безработицы к концу 2015 года останется в социально допустимых пределах, не превышающих 1,5% (такой же показатель заложен и на 2014 год). Среди главных приоритетов программы — меры поддержки нанимателей в модернизации производства, а также реализация активных мер политики занятости с учетом влияния демографических тенденций, развития экономики.
Использование средств Фонда осуществляется через территориальные органы главного государственного казначейства Министерства финансов (таблица 2.10 и 2.11).
Таблица 2.10 - Объем средств государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты по источникам формирования в 2014 году
Источники формирования средств |
Сумма, тыс. рублей |
Всего |
9 973 297 630 |
В том числе: |
|
обязательные страховые взносы работодателей, Белгосстраха, работающих граждан и физических лиц, уплачивающих эти взносы самостоятельно |
9 816 584 970 |
обязательные страховые взносы, уплачиваемые гражданами Республики Беларусь, иностранными гражданами и лицами без гражданства, осуществляющими предпринимательскую деятельность |
46 000 000 |
поступления от работодателей сумм возмещения расходов на выплату пенсий работникам, занятым на работах с вредными и тяжелыми условиями труда |
53 183 460 |
доходы от капитализации средств государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты |
50 000 000 |
другие поступления |
7 529 200 |
Примечание: Источник [13]
Таблица 2.11 - Объем средств государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты по источникам формирования в 2015 году
Источники формирования средств |
Сумма, тыс. рублей |
Всего |
12 013 109 702 |
в том числе: |
|
обязательные страховые взносы работодателей, Белгосстраха, работающих граждан и физических лиц, уплачивающих эти взносы самостоятельно |
11 772 376 052 |
обязательные страховые взносы, уплачиваемые гражданами Республики Беларусь, иностранными гражданами и лицами без гражданства, осуществляющими предпринимательскую деятельность |
65 000 000 |
поступления от работодателей сумм возмещения расходов на выплату пенсий работникам, занятым на работах с вредными и тяжелыми условиями труда |
64 933 650 |
доходы от капитализации средств государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты |
100 000 000 |
добровольные перечисления (безвозмездная (спонсорская) помощь и пожертвования) в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты |
при наличии поступлений |
другие поступления |
10 800 000 |
Примечание: Источник [13]
Таким образом, действующий сегодня механизм социальных выплат безработным и социальное страхование является частью системы государственного социального страхования.
3 СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ
В настоящее время страхование является финансовым стабилизатором экономического развития. Выполняемые им функции, с одной стороны, представляют наиболее важную форму солидарной защиты общества, позволяя компенсировать гражданам и частным предпринимателям ущерб, который несут за собой неблагоприятные и непредвиденные события, а с другой стороны, дают возможность инвестирования накопленных ресурсов в народное хозяйство. Поэтому несомненной становится заинтересованность общества в финансовой надежности и стабильности данного института. Актуален этот вопрос и для Беларуси, где страховой рынок только начинает свое становление.
Система государственного социального страхования приковала к себе взгляды ученых и практиков в 1990-е годы, когда началась кардинальная перестройка экономической и политической структуры общества. Социальная защита населения испытала на себе всю силу изменений, неадекватность системы новым потребностям общества выявила массу проблем, вскрытых переходом к рыночной экономике. Административно-плановая экономическая система советского времени не могла больше отвечать на требования развивающегося общества, ее неспособность адаптироваться к новым социально-рыночным реалиям создала целую цепочку проблем, которые необходимо было решать. Неспособность старой системы социальной защиты населения отвечать новым условиям хозяйствования поставила под угрозу экономическую стабильность общества.
Сегодня набирает обороты процесс старения населения, который порождает значительные изменения в структуре производства и составе рабочей силы, а, следовательно, влияет на здравоохранение и социальное обеспечение тем, что влечет за собой рост расходов на пенсии, медобслуживание и другие специальные службы, связанные с уходом за престарелыми. Статус национальной безопасности государства напрямую зависит от проблемы социальной защиты личности и отдельных социальных групп в целом.
Система государственной социальной защиты строится в форме социального обеспечения и социального страхования. Последнее, хоть и является формой общей системы социальной защиты, имеет ряд специфических отличий. Страхование в широком смысле имеет форму взаимной ответственности между всеми его субъектами: государством, застрахованным и страховщиком (предприятием) [2].
На сегодняшний день в Республике действует национальное пенсионное законодательство. Приняты Законы Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении», «Об основах государственного социального страхования», «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС», «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел» и другие [1].
Самой выделяющейся и наиболее характерной чертой системы пенсионного обеспечения Беларуси является ее доступность. Пенсионное обеспечение охватывает каждого нетрудоспособного, постоянно проживающего на территории Беларуси, вне зависимости от гражданства и прошлой деятельности, а, также, невзирая на ряд иных обстоятельств. Фундаментальной основой для предоставления права на получение пенсии при инвалидности, трудовой пенсии в старости и в случае смерти кормильца являются принципы соцстрахования. Согласно последним, право на пенсию имеют лица, которые в период работы и занятия прочими видами деятельности подлежали непосредственному государственному социальному страхованию, и за них (или ими самими) уплачивались страховые взносы. Также, в целях увеличения пенсионных гарантий потерявшим кормильца семьям и инвалидам право на пенсию всегда предоставляется вне зависимости от продолжительности уплаты страховых взносов. Нетрудоспособные граждане, не имеющие права на трудовую пенсию, получают социальную пенсию.
В Республике Беларусь социальное обеспечение представлено достаточно разветвленной сетью и охватывает почти всех трудоспособных и нетрудоспособных лиц посредством государственного соцстрахования, предоставления пенсионного обеспечения, а также социальной помощи в различных ее проявлениях. Наибольшая часть в этой системе занята пенсионным обеспечением, играющим ключевую роль в обеспечении жизни инвалидов и старшего поколения. На сегодняшний день в Беларуси проживает свыше 2,4 миллионов пенсионеров (это 25,5 % населения). Возраста 80-ти лет из них достигли чуть более 150 000 человек (из них 120 000 женщин и 30 000 — мужчин). В процентном показателе население после 60-ти лет в сельской местности составляет 30 %, в то время как в городах эта цифра значительно ниже — 12 %. В таблице 1 приведена классификация получателей пенсий по возрастной категории [3].
Финансирование пенсионной системы Беларуси осуществляется за счет т. н. страхового тарифа: 35 % фонда оплаты труда для нанимателей и 1 %, уплачиваемый работником. Все средства аккумулируются в Фонде соцзащиты и далее распределяются на выплату пенсий (примерно 75 %) и на оплату пособий семьям, воспитывающим детей, временной нетрудоспособности и т. д. Финансируются социальные пенсии из республиканского бюджета. Возникновение источников дохода, из которых социальный налог не взимается (а по сути, это не страховой взнос, а именно налог), значительно сужает финансовую базу для будущей выплаты пенсий.
Несмотря на факт направленности пенсионной системы на защиту нетрудоспособного населения, все же ей присущи определенные негативные моменты, главный из которых —низкий (с точки зрения покупательной способности) уровень пенсий. Разумеется, подобное состояние дел не удовлетворяет ни государство, ни, тем более, большинство пенсионеров, так как подобная ситуация приводит к нежеланному результату — падению уровня жизни населения и росту социального напряжения в обществе [3].
Таблица 3.1 - Получатели трудовых пенсий в Республике Беларусь (кроме пенсионеров, служивших в вооруженных силах, КГБ и МВД)
Категория |
Число получателей, чел. |
Доля от общего числа пенсионеров, % |
До 55 лет |
336031 |
13,5 |
55―59 лет |
244145 |
9,8 |
60―64 года |
517051 |
20,8 |
65―69 лет |
454711 |
18,3 |
70―79 лет |
685505 |
27,6 |
80―89 лет |
155772 |
6,3 |
90―99 лет |
25148 |
1,0 |
100 лет и старше |
1030 |
0,4 |
Примечание: Источник [13]
Совершенствование пенсионной системы — это вопрос особой значимости для каждого государства. Даже малейшие изменения в данной сфере приобретают мощнейший общественный резонанс и в нашей стране. Это закономерно, ведь каждый четвертый житель Беларуси — пенсионер, и в ближайшие годы ожидается массовый «приток» граждан в пенсионную систему.
Совершенствование пенсионной системы должно быть направлено в сторону повышения уровня жизни нетрудоспособных граждан и граждан пенсионного возраста на основании сочетания обязательного и дополнительного добровольного пенсионного страхования, накопительных и распределительных механизмов финансирования.
В настоящее время активно разрабатываются механизмы введения в общую пенсионную систему условно-накопительных счетов (УНС). Это позволит в значительной степени укрепить страховые принципы, снизить степень перераспределения пенсионных средств, а также в большей мере «привязать» размер пенсии к финансовому вкладу в систему пенсионного страхования. Начальник главного управления по пенсионному обеспечению и социальному страхованию Министерства труда и соцзащиты Валентина Королева утверждает, что введение схем УНС проверено на международном опыте, что в лишний раз доказывает ее актуальность и целесообразность реформирования и совершенствования пенсионной системы в Беларуси.
В период формирования пенсионных прав (т. е. уплаты страховых взносов) в схемах УНС на индивидуальных счетах происходит накопление информации об уплаченных взносах и об условном доходе. Кроме прочего, ежегодно переоцениваются суммы взносов, что происходит в соответствии с ростом ВВП или фонда заработной платы. При наступлении времени выплаты пенсии исчисляются исходя из условного баланса индивидуального счета и ожидаемого периода выплаты.
Информация о работе Социальное страхование в Республике Беларусь