Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 18:14, курсовая работа
Цель курсовой работы - анализ социального страхования в Республике Беларусь и на его основе разработка путей совершенствования социального страхования в Республике Беларусь.
На основе этого можно определить задачи данной работы:
раскрыть экономическое содержание социального страхования;
рассмотреть систему построения пенсий и пособий в Республике Беларусь;
выявить пути совершенствования социального страхования в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..4
1 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ….6
1.1 Функции страхования и его роль в жизнедеятельности человека……………6
1.2 Содержание социального страхования, его принципы………………………11
2 ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………………………………………………………….14
2.1 Основные приоритеты социальной политики Республики Беларусь. Повышение уровня качества жизни населения…………………………..............14
2.2 Система построения пенсий и пособий в республике Беларусь…………….23
3 СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ………………………35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………
с 1 ноября:
Таблица 2.7 - Размеры государственных пособий семьям, воспитывающим детей в 2014 году
Вид пособия |
Размер пособия |
Сумма, рублей | ||||
с 01.01.2014 по 31.01.2014 |
с 01.02.2014 по 30.04.2014 |
с 01.05.2014 по 31.07.2014 |
с 01.08.2014 по 31.10.2014 |
с 01.11.2014 по 31.01.2015 | ||
в связи с рождением ребенка |
10 БПМ |
10 475 300 |
11 280 700 |
12 124 700 |
13 434 200 |
13 960 200 |
при рождении второго и последующих детей |
14 БПМ |
14 665 400 |
15 793 000 |
16 974 600 |
18 807 900 |
19 544 300 |
женщинам, ставшим на учет в государственных организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности (единовременное) |
100 % БПМ |
1 047 500 |
1 128 100 |
1 212 500 |
1 343 400 |
1 396 000 |
по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет (ежемесячное): на второго и последующих детей
на ребенка-инвалида |
35 % 40 %
45 % |
1 911 100 2 184 100
2 457 200 |
1 946 300 2 224 300
2502400 |
1 946 300 2 224 300
2502400 |
2 111 900 2 413 600
2715200 |
2 234 000 2 553 100
2 872 200 |
Окончание таблицы 2.7 | ||||||
на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей, определяемых Законом (ежемесячное): на ребенка-инвалида на других детей в семье |
70 % БПМ 50 % БПМ |
733 300 523 800 |
789 600 564 000 |
848 700 606 200 |
940 400 671 700 |
977 200 698 000 |
по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет (ежемесячное) |
100 % БПМ |
1 047 500 |
1 128 100 |
1 212 500 |
1 343 400 |
1 386 000 |
на детей в возрасте до 18 лет, инфицированных вирусом иммунодефицита человека (ежемесячное) |
70 % БПМ |
733 300 |
789 600 |
848 700 |
940 400 |
977 200 |
Примечание: Источник [13]
Бюджет прожиточного минимума в среднем на душу населения:
Среднемесячная заработная плата работников в республике:
На 1 июля 2014 г. в республике проживало: ветеранов Великой Отечественной войны – 19,6 тыс. человек, в том числе инвалидов и участников войны – 13,4 тыс. человек; граждан, пострадавших от последствий войны, – 29,6 тыс. человек, в том числе: членов семей военнослужащих, погибших в годы войны, – 1,3 тыс. человек; бывших узников фашизма – 27,4 тыс. человек; инвалидов с детства вследствие ранения, контузии, увечья, связанных с боевыми действиями в период войны либо с последствиями боевых действий, – 880 человек.
В 2014 году продолжена реализация подпрограммы «Социальная поддержка ветеранов, лиц, пострадавших от последствий войн, пожилых людей и инвалидов» Комплексной программы развития социального обслуживания на 2011–2015 годы (далее – Комплексная программа).
Во всех населенных пунктах, включая самые отдаленные и малонаселенные, проведены обследования условий жизни ветеранов ВОВ, лиц, пострадавших от последствий войн, одиноких пожилых людей, инвалидов I и II группы, выявлена нуждаемость в различных видах помощи.
По итогам 9 месяцев 2014 г. обследовано 189,6 тыс. граждан данных категорий.
Более 9,3 тыс. граждан оказана помощь в ремонте квартир, домов, надворных построек, печей, электропроводок, сантехнического, газового, электротехнического оборудования, установке пожарных извещателей на общую сумму 10,5 млрд. рублей.
Из средств бюджета ФСЗН материальную помощь получили 62 тыс. человек на сумму 25,7 млрд. рублей.
Местными исполнительными и распорядительными органами оказана помощь 596 ветеранским организациям в финансировании проводимых ими мероприятий на сумму 8 млрд. рублей, из них на поощрение руководителей общественных объединений выделено 4,6 млрд. рублей.
К выполнению просьб ветеранов подключаются учреждения, организации и предприятия республики, где они работали до выхода на пенсию, в коллективных договорах которых предусмотрен «социальный пакет», обеспечивающий ряд мер дополнительной материальной и социальной поддержки ветеранов и неработающих пенсионеров.
Повсеместно проводится работа по закреплению ветеранов, пожилых людей и инвалидов, утративших связь с трудовыми коллективами, за организациями (предприятиями) республики с целью оказания возможной социальной поддержки.
С целью материальной поддержки ветеранов войны и отдельных категорий граждан, пострадавших от последствий войны, в рамках выполнения Указа Президента Республики Беларусь от 29 января 2014 г. № 54 «Об оказании единовременной материальной помощи» с 1 июня по 1 июля 2014 г. произведена выплата единовременной материальной помощи в полном объеме.
Единовременную материальную помощь получили 50 047 человека из числа ветеранов и лиц, пострадавших от последствий войны, сумма произведенных выплат составила 235,9 млрд. рублей.
С целью выявления проблем жизнедеятельности ветеранов и лиц, пострадавших от последствий войны, и оказания им необходимой социальной поддержки во всех населенных пунктах проведено стопроцентное обследование их материально-бытового положения (50,1 тыс. человек). Поступившие просьбы выполняются в соответствии с утвержденными (в исполкомах, городских администрациях, сельских исполкомах) планами мероприятий.
По итогам 9 месяцев 2014 г. оказана помощь 1184 чел., из числа ветеранов и лиц, пострадавших от последствий войны, в ремонте квартир, домов, надворных построек, печей, электропроводок, сантехнического, газового, электротехнического оборудования, установке пожарных извещателей на сумму 3,2 млрд. руб.
Примечание: Источник [13]
На поддержку малообеспеченных и находящихся в трудной жизненной ситуации граждан направлена работа системы государственной адресной социальной помощи (далее – ГАСП).
За 9 месяцев 2014 года ГАСП предоставлена 164,6 тыс. человек на сумму 300,9 млрд. рублей, из них: ежемесячное социальное пособие – 43,7 тыс. человек на сумму 69,9 млрд. рублей; единовременное социальное пособие – 24,4 тыс. человек на сумму 19,7 млрд. рублей; социальное пособие для возмещения затрат на приобретение подгузников – 55,6 тыс. человек на сумму 92,4 млрд. рублей; социальное пособие на оплату технических средств социальной реабилитации (далее – ТССР) предоставлено 15,7 тыс. человек для оплаты 21,4 тыс. средств реабилитации на сумму 30,1 млрд. рублей; обеспечено продуктами питания 25,2 тыс. детей на сумму 88,8 млрд. рублей.
Таблица 2.8- Сведения о предоставлении государственной адресной социальной помощи за 9 месяцев 2014 года
Численность получателей, человек |
Сумма государственной адресной социальной помощи, млн. рублей |
В % к 9 месяцам 2013 года | ||
численность получателей |
сумма государственной адресной социальной помощи | |||
Брестская |
28 672 |
47 574,3 |
99,4 |
106,4 |
Витебская |
26 098 |
37 641,2 |
96,3 |
105,4 |
Гомельская |
28 375 |
58 370,7 |
94,8 |
103,4 |
Гродненская |
15 870 |
30 354,9 |
126,2 |
117,6 |
Минская |
21 332 |
42 779,2 |
105,7 |
109,1 |
Могилевская |
25 696 |
46 668,1 |
98,4 |
106,2 |
г. Минск |
18 597 |
37 538,8 |
116,8 |
115,7 |
ИТОГО |
164 640 |
300 927,2 |
102,5 |
108,1 |
Примечание: Источник [13]
По сравнению с аналогичным периодом 2013 года в целом численность получателей ГАСП увеличилась на 2,5 процента, сумма предоставленной помощи – на 8,1 процента.
Средний размер ГАСП в виде ежемесячного социального пособия составил 266,6 тыс. рублей в месяц на одного человека, единовременного – 807,4 тыс. рублей, социального пособия для возмещения затрат на приобретение подгузников – 1662,4 тыс. рублей, Средняя стоимость набора продуктов питания для детей до двух лет жизни составила 586,9 тыс. рублей. По сравнению с аналогичным периодом 2013 года размер ежемесячного социального пособия увеличился на 51,4%, средний размер единовременного социального пособия увеличился почти на 35%.
Таблица 2.9 - Сведения о средних размерах государственной адресной социальной помощи за 9 месяцев 2014 года
Ежемесячное социальное пособие, тыс. руб. |
Единовременное социальное пособие, тыс. руб. |
Социальное пособие на приобретение подгузников, тыс. руб. |
Обеспечение продуктами питания детей первых двух лет жизни, тыс. руб. | |||
9 месяцев 2014 г. |
в % к 9 месяцам 2013 г.* |
9 месяцев 2014 г. |
в % к 9 месяцам 2013 г.* | |||
Брестская |
246,4 |
160,1 |
700,5 |
110,0 |
1610,4 |
397,2 |
Витебская |
247,2 |
155,4 |
410,8 |
130,7 |
1677,2 |
518,0 |
Гомельская |
275,1 |
149,8 |
990,2 |
135,9 |
1622,7 |
739,3 |
Гродненская |
256,1 |
161,3 |
1044,9 |
117,0 |
1668,8 |
657,7 |
Минская |
308,4 |
160,9 |
1031,7 |
159,2 |
1657,0 |
639,8 |
Могилевская |
261,3 |
130,7 |
1010,5 |
134,8 |
1815,9 |
597,3 |
г. Минск |
302,9 |
154,1 |
1371,0 |
142,7 |
1928,2 |
706,6 |
На финансирование системы ГАСП на 2014 год местными бюджетами запланировано 617,2 млрд. рублей, которые по итогам 9 месяцев 2014 года освоены на 48,8 процента.
Основными получателями ежемесячного и единовременного социальных пособий традиционно являются многодетные и неполные семьи, воспитывающие несовершеннолетних детей, – 76,2 процента. Среди семей, обеспеченных продуктами питания, лидирующую позицию занимают неполные семьи – 50 процентов.
В каждом административном районе республики созданы и динамично развиваются территориальные центры социального обслуживания населения - государственный социальный стандарт в области социального обслуживания. Социальные услуги нуждающимся гражданам и семьям предоставляют 146 территориальных центров социального обслуживания населения.
Посредством предоставляемых центрами социальных услуг нуждающиеся нетрудоспособные граждане обеспечены своевременным социальным обслуживанием, в том числе на дому, с учетом их индивидуальных потребностей. При этом социальное обслуживание одиноких пожилых граждан и ветеранов Великой Отечественной войны организовано по выявительному принципу.
По состоянию на 1 октября 2014 г. на учете в центрах состоят 1,8 млн. человек (в т.ч. 127,0 тыс. одиноких и 571,0 тыс. одиноко проживающих пожилых граждан; 24,0 тыс. одиноких и 30,0 одиноко проживающих инвалидов I и II групп; 8,2 тыс. лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – бывших воспитанников интернатных учреждений, опекунских, приемных семей; 5,0 тыс. граждан из числа лиц, освободившихся из мест лишения свободы; 72,2 тыс. многодетных семей; 112,8 тыс. неполных семей; 23,3 тыс. семей, воспитывающих детей-инвалидов).
Численность граждан, которым социально-бытовые услуги предоставляются на дому (приобретение и доставка продуктов питания, медикаментов и товаров первой необходимости; оформление документов для оказания материальной помощи; оплата коммунальных услуг и др.) на 1 октября 2014 г. составила 88,1 тыс. человек (по состоянию на 1 октября 2013 г. – 88,9 тыс. человек). На условиях частичной и полной оплаты обслуживается 97,5 процентов получателей услуг.
По сравнению с аналогичным периодом 2013 года численность нетрудоспособных граждан (пожилые люди, инвалиды I и II групп), обслуживаемых на дому, уменьшилась на 0,8 тыс. человек.
Для обеспечения в течение дня безопасного пребывания и присмотра в центрах по состоянию на 1 октября 2014 г. работают 36 отделений дневного пребывания для граждан пожилого возраста. Численность граждан, посещающих такие отделения на постоянной основе, составляет 2 018 человек.
С целью осуществления постоянного (в течение суток) ухода за нетрудоспособными гражданами в центрах функционируют 61 отделение круглосуточного пребывания для граждан пожилого возраста и инвалидов на 2 178 мест.
Информация о работе Социальное страхование в Республике Беларусь