Социальное страхование в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 18:14, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - анализ социального страхования в Республике Беларусь и на его основе разработка путей совершенствования социального страхования в Республике Беларусь.
На основе этого можно определить задачи данной работы:
раскрыть экономическое содержание социального страхования;
рассмотреть систему построения пенсий и пособий в Республике Беларусь;
выявить пути совершенствования социального страхования в Республике Беларусь.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..4
1 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ….6
1.1 Функции страхования и его роль в жизнедеятельности человека……………6
1.2 Содержание социального страхования, его принципы………………………11
2 ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………………………………………………………….14
2.1 Основные приоритеты социальной политики Республики Беларусь. Повышение уровня качества жизни населения…………………………..............14
2.2 Система построения пенсий и пособий в республике Беларусь…………….23
3 СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ………………………35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………

Файлы: 1 файл

Социальное страхование РБ.doc

— 449.50 Кб (Скачать файл)

Главной целью социальной политики Республики Беларусь в долгосрочной перспективе является обеспечение устойчивого роста уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала. При этом государство должно предоставить каждому трудоспособному человеку условия, позволяющие ему собственным трудом и предприимчивостью обеспечить свое благосостояние и благосостояние своей семьи и полностью выполнить социальные обязательства перед инвалидами, многодетными семьями, нетрудоспособными и малообеспеченными слоями населения. Для реализации этой цели основными направлениями социальной политики в Республике Беларусь должны являться:

  • создание условий и возможностей всем трудоспособным гражданам зарабатывать средства для удовлетворения своих потребностей;
  • последовательное повышение уровня оплаты труда как основного источника денежных доходов населения и важнейшего стимула трудовой активности работников наемного труда;
  • формирование среднего класса как фактора стабилизации общества на основе значительного роста денежных доходов населения и снижения уровня малообеспеченности;
  • обеспечение рациональной занятости населения на основе сохранения рабочих мест на жизненно важных и перспективных предприятиях, создания новых рабочих мест, в том числе в частном секторе экономики, создание гибкой системы подготовки и переподготовки кадров;
  • повышение уровня пенсионного обеспечения, повышение социальной защиты нуждающихся на основе усиления адресности оказания помощи, рационализации системы льгот, улучшения социального обслуживания.

Приоритетной задачей национальной экономики Республики Беларусь является необходимость приближения по уровню и качеству жизни населения нашей страны к экономически развитым странам на основе формирования социально ориентированного рыночного типа экономики.

В соответствии с социально-экономическим курсом Главы государства, Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г., Программой социально-экономического развития Республики Беларусь до 2020 гг. социальная политика нашего государства имеет яркую направленность на последовательное повышение денежных доходов населения, как важнейшего показателя уровня жизни населения.

Рост денежных доходов населения и заработной платы в Республике Беларусь рассматривается как фактор экономического роста и расширения внутреннего потребительского спроса. В 2010 – 2013 гг. осуществлялась политика ускоренного роста доходов и заработной платы. При росте ВВП за этот период в 1,2 раза реальные денежные доходы выросли в 1,7 раза, реальная заработная плата – в 1,6 раза. Приоритетными направлениями политики нашей страны в области оплаты труда должны стать: кардинальное повышение уровня заработной платы работников как основного источника формирования денежных доходов населения и важного стимула трудовой активности; повышение производительности труда и эффективности хозяйствования во всех звеньях экономики; рост инвестиционного потенциала населения; снижение налоговой нагрузки на фонд заработной платы субъектов хозяйствования всех форм собственности.

Таблица 2.1 - Основные индикаторы рынка труда по месяцам 2012-2013гг. (оценочные данные)

 

2012 год

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

Экономически активное население, тыс. чел.

8448,4

8560,4

8657,7

8574,1

8619,3

8667,9

8656,5

8654,3

8647,6

8617,3

8615,6

8615,3

Занятое население, тыс. чел.

7920,6

8033,9

8133,4

8060,0

8117,5

8172,0

8169,9

8180,1

8163,3

8145,2

8141,3

8137,6

Безработное население, тыс чел.

527,8

526,5

524,3

514,1

501,8

495,9

486,6

474,2

484,3

472,1

474,3

477,7

Окончание таблицы 2.1

Уровень безработицы, %

6,3

6,2

6,1

6,0

5,8

5,7

5,6

5,6

5,6

5,5

5,5

5,5

                         
 

2013 год

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

Экономически активное население, тыс. чел.

8610,3

8610,2

8610,8

8658,1

8672,1

8683,9

8920,6

8915,7

8910,4

8890,0

8884,1

8945,1

Занятое население, тыс. чел.

8130,8

8134,6

8138,2

8184,9

8205,5

8222,7

8448,4

8443,5

8437,9

8415,0

8406,5

8465,9

Безработное население, тыс чел.

479,5

475,6

472,6

473,2

466,6

461,2

472,2

472,2

472,5

475,0

477,6

479,2

Уровень безработицы, %

5,6

5,5

5,5

5,5

5,4

5,3

5,3

5,3

5,3

5,3

5,4

5,4


Примечание: Источник [13]

 

Для достижения поставленных целей в области оплаты труда необходимо:

  • обеспечение роста заработной платы до уровня, адекватного современным требованиям воспроизводства рабочей силы;
  • формирование рыночных механизмов регулирования оплаты труда, усиление стимулирующей роли заработной платы в повышении производительности труда и эффективности производства;
  • поэтапное приближение государственных минимальных социальных стандартов в области оплаты труда к бюджету прожиточного минимума, в перспективе – к минимальному потребительскому бюджету;
  • совершенствование структуры заработной платы, повышение доли оплаты труда по тарифным ставкам и окладам;
  • регулирование межотраслевых различий в заработной плате, повышение уровня заработной платы в сельском хозяйстве и социально-культурных отраслях бюджетной сферы;
  • развитие социального партнерства на всех уровнях управления;
  • усиление законодательной защиты прав наемных работников на труд и его справедливую оплату.

В области политики денежных доходов и оплаты труда предусматривается увеличение реальных денежных доходов в соответствии с ростом ВВП, рост реальной заработной платы в соответствии с ростом производительности труда при некотором снижении численности занятых в экономике.

Таблица 2.2 - Начисленная среднемесячная заработная плата 
работников Республики Беларусь по областям и г. Минску

 

Номинальная начисленная  среднемесячная заработная плата, рублей

Изменение реальной заработной платы к соответствующему 
периоду предыдущего года, %

январь-июль 
2014 г.

июль 
2014 г.

январь-июль 
2014 г.

июль 
2014 г.

Республика Беларусь

5 860 839

6 455 276

102,3

98,7

Области:

       

Брестская

5 117 585

5 734 879

102,4

99,7

Витебская

5 178 768

5 710 872

101,3

97,9

Гомельская

5 525 165

6 122 951

101,0

98,2

Гродненская

5 263 670

5 846 191

102,3

98,7

г. Минск

7 774 943

8 296 016

104,6

98,9

Минская

5 788 481

6 548 231

100,7

99,1

Могилевская

5 160 970

5 729 348

100,3

96,9


Примечание: Источник [13]

 

Средняя заработная плата – показатель, который вызывает значительную заинтересованность у тех, кто следить за официальной статистикой, так как характеризует уровень оплаты труда. Величина данного показателя в наибольшей степени зависит от уровня производительности труда. Для получения прибыли той или иной организацией и обеспечения рентабельности, нужно, чтобы рост производительности труда превышал рост средней заработной платы ее работников.

В Беларуси для определения уровня средней заработной платы применяется метод среднего арифметического, то есть при расчете за месяц весь объем фонда зарплаты делится на число занятых в экономике работников.

По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь, начисленная средняя заработная плата работников в августе 2014 года достигла 6 364 500 рублей и в сравнении с июлем 2014 года сократилась на 1,4%, или на 90 800 рублей. Примечательно, что данное сокращение стало первым с начала 2014 года.

Несмотря на негативные влияния последствий мирового финансово экономического кризиса, государство не отказалось от социальной поддержки своих граждан. В стране принимаются целенаправленные меры по созданию условий для бесперебойной работы предприятий и сохранению занятости, обеспечению сбалансированного роста доходов, социальной защите наиболее уязвимых категорий населения.

 Согласно статистических дынных  изменение денежных доходов населения  Республики Беларусь представлены  в таблице 2.3

 

Таблица 2.3- Реальные денежные доходы населения, % к предыдущему году

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

104,6

104,4

110,4

116,6

117,8

113,2

111,8

102,7

110,8


Примечание: Источник [13]

 

В области социальной политики (в частности, политики доходов населения) основными задачами на сегодняшний день остаются сохранение рабочих мест и недопущение снижения достигнутого уровня заработной платы, пенсий, социальных пособий.

 В макроэкономическом аспекте  важно также соблюдение оптимальной  структуры валового внутреннего  продукта в смысле пропорции  его распадения на часть, используемую для оплаты труда и связанных с ней социальных выплат, и часть, распределяемую между работодателем и государством.

В политике денежных доходов населения государство руководствуется двумя основными подходами: создание условий для того, чтобы трудоспособные граждане могли своим добросовестным трудом и инициативой зарабатывать достойные, постоянно повышающиеся доходы для себя и своих семей; обеспечение надежной социальной защиты и поддержка нетрудоспособных и тех категорий населения, которые по объективным причинам не в состоянии обеспечить минимально допустимый уровень жизни.

 Главная составляющая доходов населения – заработная плата. Исходя из критерия социальной справедливости, важнейшим принципом организации системы оплаты труда в Республике Беларусь является обеспечение равной платы за равный труд. Это достигается на основе использования тарифной системы, включающей нормирование труда и Единую тарифную сетку. Тем самым обеспечивается одинаковый подход при формировании тарифных заработков работников с учетом их квалификации, профессионального уровня, сложности и общественной значимости их труда. При этом предприятия могут самостоятельно устанавливать системы (повременно-премиальная, сдельно-премиальная, сдельно-прогрессивная и др.) и размер оплаты труда. Бюджетные организации вправе устанавливать системы оплаты труда, а ее размеры устанавливаются правительством.

 Государственное регулирование  роста заработной платы осуществляется  путем увязки параметров ее  повышения с увеличением объемов производства, реализации продукции (работ, услуг), эффективностью финансово-хозяйственной деятельности. Этим достигается дифференциация размера тарифной ставки первого разряда и заработков работников одинаковой квалификации, работающих на разных предприятиях и в отраслях экономики, в зависимости от результативности функционирования субъекта хозяйствования.

В I квартале 2014 г. общий объем денежных доходов населения составил 117 трлн. рублей и по сравнению с I кварталом 2013 г. увеличился на 22,8% при росте потребительских цен на товары и услуги за этот период на 15,5%. [13]

Реальные располагаемые денежные доходы (денежные доходы за вычетом налогов, сборов и взносов, скорректированные на индекс потребительских цен на товары и услуги) в I квартале 2014 г. по сравнению с I кварталом 2013 г. увеличились на 6,6%.

 

Таблица 2.4 - Основные показатели доходов населения

 

I квартал 2014 г.

В % к I кварталу 2013 г.

Март 2014 г. в % к

Справочно

I квартал 2013 г. в % к I кварталу 2012 г.

марту 2013 г.

февралю 2014 г.

Денежные доходы в расчете на душу населения, тыс. руб. в месяц

4 118,3

122,7

х

х

149,6

Реальные располагаемые денежные доходы

х

106,6

х

х

121,4

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников, тыс. руб.

5 497,2

121,2

122,4

106,8

150,2

Реальная заработная плата

х

104,9

105,5

105,4

122,4

Средний размер назначенных пенсий, тыс. руб. в месяц

2 283,8

120,8

122,6

100,0

168,8

Реальный размер назначенных пенсий

х

104,6

105,7

98,7

137,6

Информация о работе Социальное страхование в Республике Беларусь