Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 18:14, курсовая работа
Цель курсовой работы - анализ социального страхования в Республике Беларусь и на его основе разработка путей совершенствования социального страхования в Республике Беларусь.
На основе этого можно определить задачи данной работы:
раскрыть экономическое содержание социального страхования;
рассмотреть систему построения пенсий и пособий в Республике Беларусь;
выявить пути совершенствования социального страхования в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..4
1 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ….6
1.1 Функции страхования и его роль в жизнедеятельности человека……………6
1.2 Содержание социального страхования, его принципы………………………11
2 ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………………………………………………………….14
2.1 Основные приоритеты социальной политики Республики Беларусь. Повышение уровня качества жизни населения…………………………..............14
2.2 Система построения пенсий и пособий в республике Беларусь…………….23
3 СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ………………………35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………
Главной целью социальной политики Республики Беларусь в долгосрочной перспективе является обеспечение устойчивого роста уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала. При этом государство должно предоставить каждому трудоспособному человеку условия, позволяющие ему собственным трудом и предприимчивостью обеспечить свое благосостояние и благосостояние своей семьи и полностью выполнить социальные обязательства перед инвалидами, многодетными семьями, нетрудоспособными и малообеспеченными слоями населения. Для реализации этой цели основными направлениями социальной политики в Республике Беларусь должны являться:
Приоритетной задачей национальной экономики Республики Беларусь является необходимость приближения по уровню и качеству жизни населения нашей страны к экономически развитым странам на основе формирования социально ориентированного рыночного типа экономики.
В соответствии с социально-экономическим курсом Главы государства, Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г., Программой социально-экономического развития Республики Беларусь до 2020 гг. социальная политика нашего государства имеет яркую направленность на последовательное повышение денежных доходов населения, как важнейшего показателя уровня жизни населения.
Рост денежных доходов населения и заработной платы в Республике Беларусь рассматривается как фактор экономического роста и расширения внутреннего потребительского спроса. В 2010 – 2013 гг. осуществлялась политика ускоренного роста доходов и заработной платы. При росте ВВП за этот период в 1,2 раза реальные денежные доходы выросли в 1,7 раза, реальная заработная плата – в 1,6 раза. Приоритетными направлениями политики нашей страны в области оплаты труда должны стать: кардинальное повышение уровня заработной платы работников как основного источника формирования денежных доходов населения и важного стимула трудовой активности; повышение производительности труда и эффективности хозяйствования во всех звеньях экономики; рост инвестиционного потенциала населения; снижение налоговой нагрузки на фонд заработной платы субъектов хозяйствования всех форм собственности.
Таблица 2.1 - Основные индикаторы рынка труда по месяцам 2012-2013гг. (оценочные данные)
2012 год | ||||||||||||
январь |
февраль |
март |
апрель |
май |
июнь |
июль |
август |
сентябрь |
октябрь |
ноябрь |
декабрь | |
Экономически активное население, тыс. чел. |
8448,4 |
8560,4 |
8657,7 |
8574,1 |
8619,3 |
8667,9 |
8656,5 |
8654,3 |
8647,6 |
8617,3 |
8615,6 |
8615,3 |
Занятое население, тыс. чел. |
7920,6 |
8033,9 |
8133,4 |
8060,0 |
8117,5 |
8172,0 |
8169,9 |
8180,1 |
8163,3 |
8145,2 |
8141,3 |
8137,6 |
Безработное население, тыс чел. |
527,8 |
526,5 |
524,3 |
514,1 |
501,8 |
495,9 |
486,6 |
474,2 |
484,3 |
472,1 |
474,3 |
477,7 |
Окончание таблицы 2.1 | ||||||||||||
Уровень безработицы, % |
6,3 |
6,2 |
6,1 |
6,0 |
5,8 |
5,7 |
5,6 |
5,6 |
5,6 |
5,5 |
5,5 |
5,5 |
2013 год | ||||||||||||
январь |
февраль |
март |
апрель |
май |
июнь |
июль |
август |
сентябрь |
октябрь |
ноябрь |
декабрь | |
Экономически активное население, тыс. чел. |
8610,3 |
8610,2 |
8610,8 |
8658,1 |
8672,1 |
8683,9 |
8920,6 |
8915,7 |
8910,4 |
8890,0 |
8884,1 |
8945,1 |
Занятое население, тыс. чел. |
8130,8 |
8134,6 |
8138,2 |
8184,9 |
8205,5 |
8222,7 |
8448,4 |
8443,5 |
8437,9 |
8415,0 |
8406,5 |
8465,9 |
Безработное население, тыс чел. |
479,5 |
475,6 |
472,6 |
473,2 |
466,6 |
461,2 |
472,2 |
472,2 |
472,5 |
475,0 |
477,6 |
479,2 |
Уровень безработицы, % |
5,6 |
5,5 |
5,5 |
5,5 |
5,4 |
5,3 |
5,3 |
5,3 |
5,3 |
5,3 |
5,4 |
5,4 |
Примечание: Источник [13]
Для достижения поставленных целей в области оплаты труда необходимо:
В области политики денежных доходов и оплаты труда предусматривается увеличение реальных денежных доходов в соответствии с ростом ВВП, рост реальной заработной платы в соответствии с ростом производительности труда при некотором снижении численности занятых в экономике.
Таблица 2.2 - Начисленная среднемесячная
заработная плата
работников Республики Беларусь
по областям и г. Минску
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата, рублей |
Изменение реальной заработной
платы к соответствующему | |||
январь-июль |
июль |
январь-июль |
июль | |
Республика Беларусь |
5 860 839 |
6 455 276 |
102,3 |
98,7 |
Области: |
||||
Брестская |
5 117 585 |
5 734 879 |
102,4 |
99,7 |
Витебская |
5 178 768 |
5 710 872 |
101,3 |
97,9 |
Гомельская |
5 525 165 |
6 122 951 |
101,0 |
98,2 |
Гродненская |
5 263 670 |
5 846 191 |
102,3 |
98,7 |
г. Минск |
7 774 943 |
8 296 016 |
104,6 |
98,9 |
Минская |
5 788 481 |
6 548 231 |
100,7 |
99,1 |
Могилевская |
5 160 970 |
5 729 348 |
100,3 |
96,9 |
Примечание: Источник [13]
Средняя заработная плата – показатель, который вызывает значительную заинтересованность у тех, кто следить за официальной статистикой, так как характеризует уровень оплаты труда. Величина данного показателя в наибольшей степени зависит от уровня производительности труда. Для получения прибыли той или иной организацией и обеспечения рентабельности, нужно, чтобы рост производительности труда превышал рост средней заработной платы ее работников.
В Беларуси для определения уровня средней заработной платы применяется метод среднего арифметического, то есть при расчете за месяц весь объем фонда зарплаты делится на число занятых в экономике работников.
По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь, начисленная средняя заработная плата работников в августе 2014 года достигла 6 364 500 рублей и в сравнении с июлем 2014 года сократилась на 1,4%, или на 90 800 рублей. Примечательно, что данное сокращение стало первым с начала 2014 года.
Несмотря на негативные влияния последствий мирового финансово экономического кризиса, государство не отказалось от социальной поддержки своих граждан. В стране принимаются целенаправленные меры по созданию условий для бесперебойной работы предприятий и сохранению занятости, обеспечению сбалансированного роста доходов, социальной защите наиболее уязвимых категорий населения.
Согласно статистических
Таблица 2.3- Реальные денежные доходы населения, % к предыдущему году
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
104,6 |
104,4 |
110,4 |
116,6 |
117,8 |
113,2 |
111,8 |
102,7 |
110,8 |
Примечание: Источник [13]
В области социальной политики (в частности, политики доходов населения) основными задачами на сегодняшний день остаются сохранение рабочих мест и недопущение снижения достигнутого уровня заработной платы, пенсий, социальных пособий.
В макроэкономическом аспекте
важно также соблюдение
В политике денежных доходов населения государство руководствуется двумя основными подходами: создание условий для того, чтобы трудоспособные граждане могли своим добросовестным трудом и инициативой зарабатывать достойные, постоянно повышающиеся доходы для себя и своих семей; обеспечение надежной социальной защиты и поддержка нетрудоспособных и тех категорий населения, которые по объективным причинам не в состоянии обеспечить минимально допустимый уровень жизни.
Главная составляющая доходов населения – заработная плата. Исходя из критерия социальной справедливости, важнейшим принципом организации системы оплаты труда в Республике Беларусь является обеспечение равной платы за равный труд. Это достигается на основе использования тарифной системы, включающей нормирование труда и Единую тарифную сетку. Тем самым обеспечивается одинаковый подход при формировании тарифных заработков работников с учетом их квалификации, профессионального уровня, сложности и общественной значимости их труда. При этом предприятия могут самостоятельно устанавливать системы (повременно-премиальная, сдельно-премиальная, сдельно-прогрессивная и др.) и размер оплаты труда. Бюджетные организации вправе устанавливать системы оплаты труда, а ее размеры устанавливаются правительством.
Государственное
В I квартале 2014 г. общий объем денежных доходов населения составил 117 трлн. рублей и по сравнению с I кварталом 2013 г. увеличился на 22,8% при росте потребительских цен на товары и услуги за этот период на 15,5%. [13]
Реальные располагаемые денежные доходы (денежные доходы за вычетом налогов, сборов и взносов, скорректированные на индекс потребительских цен на товары и услуги) в I квартале 2014 г. по сравнению с I кварталом 2013 г. увеличились на 6,6%.
Таблица 2.4 - Основные показатели доходов населения
I квартал 2014 г. |
В % к I кварталу 2013 г. |
Март 2014 г. в % к |
Справочно I квартал 2013 г. в % к I кварталу 2012 г. | ||
марту 2013 г. |
февралю 2014 г. | ||||
Денежные доходы в расчете на душу населения, тыс. руб. в месяц |
4 118,3 |
122,7 |
х |
х |
149,6 |
Реальные располагаемые денежные доходы |
х |
106,6 |
х |
х |
121,4 |
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников, тыс. руб. |
5 497,2 |
121,2 |
122,4 |
106,8 |
150,2 |
Реальная заработная плата |
х |
104,9 |
105,5 |
105,4 |
122,4 |
Средний размер назначенных пенсий, тыс. руб. в месяц |
2 283,8 |
120,8 |
122,6 |
100,0 |
168,8 |
Реальный размер назначенных пенсий |
х |
104,6 |
105,7 |
98,7 |
137,6 |
Информация о работе Социальное страхование в Республике Беларусь