Совершенствование регулирования перестраховочной деятельности в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 15:02, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ современного состояния и перспектив развития рынка перестрахования в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:
- анализ требований законодательства РФ, предъявляемые к профессиональным участникам рынка перестрахования и к проведению перестраховочных операций;
- анализ структуры рынка перестрахования РФ;
- анализ количественного и качественного состав рынка перестрахования;
- анализ деятельности компании ОАО «Росгосстрах» на рынке перестрахования;

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Правовое регулирование рынка перестрахования в Российской Федерации 5
1.1 Требования законодательства РФ, предъявляемые к профессиональным участникам рынка перестрахования и к проведению перестраховочных операций 5
1.2. Структура рынка перестрахования РФ 15
1.3. Количественный и качественный состав рынка перестрахования 26
Глава 2. Анализ деятельности компании ОАО «Росгосстрах» на рынке перестрахования 31
2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика ОАО «Росгосстрах» 31
2.2. Анализ динамики операций по перестрахованию 37
2.3. Анализ основных недостатков и проблем в операциях по перестрахованию ОАО «Росгосстрах» 42
Глава 3. Совершенствование регулирования перестраховочной деятельности в Российской Федерации 48
3.1. Необходимость и пути обеспечения приоритета интересов потребителей перестраховочных услуг 48
3.2. Направленность развития отечественного перестраховочного рынка 54
3.3. Основные проблемы перестрахования в России 61
Заключение 70
Список литературы 73

Файлы: 1 файл

Перестрахование.doc

— 453.00 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

 

Введение

 

Под перестрахованием понимают вторичное распределение риска, систему экономических отношений, в соответствии с которой страховщик, принимая на страхование риски, часть ответственности по ним, исходя из своих финансовых возможностей, передает на согласованных условиях другим страховщикам с целью создания по возможности сбалансированного портфеля договоров страхований, обеспечения финансовой устойчивости и рентабельности страховых операций.

В рамках отдельной страны со зрелым рыночным хозяйством перестрахование защищает имущественные интересы, связанные с личностью, имуществом и гражданской ответственностью на всех уровнях, во всех сферах.

Деятельность крупных объектов производственной и непроизводственной сферы объективно связана с наличием крупных по стоимости рисков. В последнее время на территории РФ, к сожалению, участились землетрясения, лесные, промышленные и бытовые пожары, аварии на нефтепроводах и другие события, наносящие катастрофический ущерб имущественным интересам государства, отдельных юридических лиц или граждан нашей страны.

Все это предъявляет повышенные требования к перестраховочному  бизнесу в России, который недавно  возродился и пока еще завоевывает  свое место в рыночном хозяйстве  страны и мира. Профессиональные участники  перестраховочного рынка в России принимают на себя часть ответственности по крупным рискам от государства, снижая таким образом нагрузку на бюджет разных уровней.

Перестрахование является сравнительно молодым институтом российского гражданского законодательства, поскольку его современное развитие берет начало в конце 80-х годов XX века, характеризующихся отменой государственной монополии на страхование во всех его видах. Возрождение перестрахования обусловлено, в первую очередь, становлением в России рыночных отношений, и, как следствие, появлением коммерческих страховых компаний, для каждой из которых система перестрахования является необходимым элементом деятельности.

Исчерпаемость финансовых ресурсов страховых  компаний объективно обусловливает  ограниченность их возможностей по страхованию  крупных рисков. Перестрахование позволяет страховым компаниям путем привлечения денежных средств других страховщиков обеспечить добросовестное исполнение обязательств по осуществлению страховой выплаты при наступлении страхового случая, сохраняя при этом стабильность своего финансового положения. Учитывая небольшую, по сравнению с зарубежными перестраховщиками, капитализацию российских страховых компаний, система перестрахования приобретает для отечественного страхового рынка большее значение, предоставляя российским страховщикам возможность заключать договоры страхования рисков, стоимость которых превосходит их собственные средства, что позволяет развиваться страховому рынку в целом. Таким образом, система перестрахования является залогом финансовой устойчивости любой страховой компании, предоставляя защиту ее капитала, и является основой роста объемов и качества страховых услуг.

Все вышесказанное определило актуальность темы дипломной работы.

Целью данной работы является анализ современного состояния и перспектив развития рынка перестрахования в Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели в  работе поставлены следующие задачи:

- анализ требований законодательства  РФ, предъявляемые к профессиональным участникам рынка перестрахования и к проведению перестраховочных операций;

- анализ структуры рынка перестрахования  РФ;

- анализ количественного и качественного  состав рынка перестрахования;

- анализ деятельности компании  ОАО «Росгосстрах» на рынке  перестрахования;

- разработка рекомендаций по  совершенствованию регулирования перестраховочной деятельности в Российской Федерации.

Предметом исследования является рынок  перестрахования Российской Федерации.

Объект исследования – ОАО «Росгосстрах».

 

 

 

 

Глава 1. Правовое регулирование  рынка перестрахования в Российской Федерации

1.1 Требования законодательства  РФ, предъявляемые к профессиональным участникам рынка перестрахования и к проведению перестраховочных операций

Одной из разновидностей страхования  предпринимательского риска выступает  перестрахование, то есть страхование рисков возникающих в сфере профессиональной деятельности страховщиков в непосредственной связи с заключёнными ими договорами страхования. Страховщики прибегают к заключению перестраховочных договоров, чтобы облегчить для себя несение риска, передав некоторую его часть перестраховщику (так называемое перераспределение рисков).

Успешное развитие страхового рынка  невозможно без его регламентирования, без обдуманных законодательных актов, определяющих порядок организации и деятельности страховщиков. Законодательство является основой экономического порядка в страховании, и государство в лице специально уполномоченных органов должно осуществлять управление этим процессом путём принятия правовых норм и осуществления надзора за их соблюдением. Законодательство о страховании может быть только федеральным. Источниками правового регулирования перестрахования являются нормативно-правовые акты разного уровня, и в первую очередь федеральные законы, а также постановления правительства, нормативные акты уполномоченных государственных органов. 1

Среди нормативных актов регулирующих перестраховочную деятельность в РФ, по мнению автора данной работы, необходимо выделить несколько групп. В первую очередь это группа нормативных актов выделяющих перестрахование как вид страховой деятельности. Эти нормы содержатся в ст.967 ГК РФ и ст.13 Закона РФ № 4015-1 от 27 ноября 1992г. «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (последняя редакция от 29 ноября 2007).

Вторая группа - это нормативные  акты, регулирующие страхование в целом, содержащиеся в ст.927-970 ГК РФ и Законе РФ № 4015-1 от 27 ноября 1992г. «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

Третья группа - это нормативные  акты, регулирующие создание, статус, деятельность, реорганизацию, ликвидацию субъектов страхового рынка оказывающих услуги по перестрахованию. К их числу можно отнести гл. 4 ГК РФ, Налоговый Кодекс РФ, Федеральный закон «О регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08 августа 2001г. № 129-ФЗ., Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», другие федеральные законы, а также приказы, инструкции, письма Министерства финансов, Центрального Банка РФ, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной налоговой службы

Четвёртая группа - это нормативные акты, регламентирующие деятельность органов государственного надзора в сфере страхования. Функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности осуществляет Федеральная служба страхового надзора, находящаяся в ведении Министерства финансов Российской Федерации. Полномочия указанного органа определены Положением о Федеральной службе страхового надзора (утв. постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 330).

Среди особенностей правового регулирования  перестраховочной деятельности можно выделить следующие моменты. Субъектами, оказывающими услуги по перестрахованию (далее будем именовать их перестраховщиками) на основании ст.6 Закона РФ № 4015-1 от 27 ноября 1992г. «Об организации страхового дела в Российской Федерации» могут являться только юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ для осуществления перестрахования и получившие лицензии в установленном порядке. В указанном законе также установлены ограничения для страховщиков с участием иностранного капитала. Так в соответствии с ст.6 этого закона: « Страховая организация, являющаяся дочерним обществом по отношению к иностранному инвестору (основной организации), имеет право осуществлять в Российской Федерации страховую деятельность, если иностранный инвестор (основная организация) не менее 15 лет является страховой организацией, осуществляющей свою деятельность в соответствии с законодательством соответствующего государства, и не менее двух лет участвует в деятельности страховых организаций, созданных на территории Российской Федерации. 2

Страховые организации, являющиеся дочерними  обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) либо имеющие долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49 процентов, могут открывать свои филиалы на территории Российской Федерации, участвовать в дочерних страховых организациях после получения на то предварительного разрешения органа страхового надзора. В указанном предварительном разрешении отказывается, если превышен размер (квота) участия иностранного капитала в страховых организациях Российской Федерации, указанный в пункте 3 настоящей статьи».

Этим же законом установлены  и другие ограничения в отношении  перестрахования. В частности п.п.2,3 ст.13 установлено: «2. Не подлежит перестрахованию риск страховой выплаты по договору страхования жизни в части дожития застрахованного лица до определенного возраста или срока либо наступления иного события.

3. Страховщики, имеющие лицензии  на осуществление страхования  жизни, не вправе осуществлять перестрахование рисков по имущественному страхованию, принятых на себя страховщиками».

Сведения о субъектах предлагающих услуги по перестрахованию подлежат внесению в единый государственный реестр субъектов страхового дела в порядке, установленном органом страхового надзора.

На основании ст.13 Закона РФ № 4015-1 от 27 ноября 1992г. «Об организации страхового дела в Российской Федерации» перестрахование осуществляется на основании договора перестрахования, заключенного между страховщиком и перестраховщиком в соответствии с требованиями гражданского законодательства. Отсюда следует, что к договорам перестрахования применяются общие положения раздела III ГК РФ об обязательствах, о договоре.

Однако, наряду с договором перестрахования  в качестве подтверждения соглашения между перестрахователем и перестраховщиком могут использоваться иные документы, применяемые исходя из обычаев делового оборота.

На основании п.3 ст.25 Закона об организации  страхового дела в РФ для обеспечения  финансовой устойчивости - организации, занимающиеся перестрахованием должны обладать полностью оплаченным уставным капиталом, размер которого должен быть не ниже установленного вышеуказанным законом минимального размера уставного капитала, в данном случае не менее 120 миллионов рублей. В качестве ограничения также указано, что внесение в уставный капитал заемных средств и находящегося в залоге имущества не допускается. Для обеспечения исполнения обязательств по перестрахованию страховщики формируют страховые резервы. Средства страховых резервов не подлежат изъятию в бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ и используются исключительно для осуществления страховых выплат. Перестраховщики вправе инвестировать и иным образом размещать средства страховых резервов в порядке, установленном нормативным правовым актом органа страхового надзора, на условиях диверсификации, возвратности, прибыльности и ликвидности.

Перестраховщики ведут бухгалтерский  учет, составляют бухгалтерскую и статистическую отчетность и представляют их в орган страхового надзора, а также иные сведения по формам и в порядке, которые установлены указанным органом. Перестраховщики опубликовывают годовые бухгалтерские отчеты в средствах массовой информации в том числе, распространяющихся на территории, на которой осуществляется деятельность перестраховщика, после аудиторского подтверждения достоверности содержащихся в этих отчетах сведений. 3

Специальные требования предъявляются  законодательством и к руководящему менеджменту перестраховочных компаний. Руководители (в том числе единоличный исполнительный орган) субъекта страхового дела - юридического лица обязаны иметь высшее экономическое или финансовое образование, а также стаж работы в сфере страхового дела и (или) финансов не менее двух лет. Главный бухгалтер перестраховщика должен иметь высшее экономическое или финансовое образование, а также стаж работы по специальности не менее двух лет в страховой, перестраховочной организации и (или) брокерской организации, зарегистрированных на территории Российской Федерации. Кроме того, указанные лица должны постоянно проживать на территории РФ.

Право на осуществление деятельности в сфере перестрахования предоставляется только субъекту страхового дела, получившему лицензию от Федеральной службы страхового надзора. Федеральная служба страхового надзора осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы в федеральных округах. Федеральная служба страхового надзора обладает достаточно большими полномочиями в сфере контроля и надзора за деятельностью перестраховщиков. В настоящее время готовится проект закона о страховом надзоре в РФ, который более детально установит правила в данной сфере.

В настоящее время российский рынок  перестрахования переживает непростое время. Несмотря на то, что данная отрасль непрерывно развивается, и ее экономические преимущества ни у кого не вызывают сомнений, этот институт до сих пор остается малоизученным, ставя перед участниками рынка перестрахования целый ряд труднорешаемых задач и вопросов. Основной причиной возникновения большинства спорных ситуаций продолжает оставаться отсутствие правового оформления вопросов перестрахования, что тормозит дальнейшее развитие, как рынка перестрахования, так и страхования в России в целом, а, следовательно, мешает приблизиться к международным стандартам.4

На наш взгляд, основная причина  отсутствия необходимой правовой базы, регулирующей вопросы перестрахования, заключается в том, что этот рынок, как, в общем, и рыночные отношения  в целом в нашей стране, сформировался относительно недавно и за свою недолгую историю развития, еще не успел достичь окончательного становления. Такого небольшого срока существования оказалось недостаточно для формирования у законодателя четкого представления об этом институте, и, следовательно, для соответствующего регулирования отношений в указанной сфере, что становится причиной не только жарких научных дебатов, но и неоднозначной судебной практики по разрешению споров, вытекающих из отношений по перестрахованию.

Информация о работе Совершенствование регулирования перестраховочной деятельности в Российской Федерации