Совершенствование регулирования перестраховочной деятельности в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 15:02, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ современного состояния и перспектив развития рынка перестрахования в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:
- анализ требований законодательства РФ, предъявляемые к профессиональным участникам рынка перестрахования и к проведению перестраховочных операций;
- анализ структуры рынка перестрахования РФ;
- анализ количественного и качественного состав рынка перестрахования;
- анализ деятельности компании ОАО «Росгосстрах» на рынке перестрахования;

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Правовое регулирование рынка перестрахования в Российской Федерации 5
1.1 Требования законодательства РФ, предъявляемые к профессиональным участникам рынка перестрахования и к проведению перестраховочных операций 5
1.2. Структура рынка перестрахования РФ 15
1.3. Количественный и качественный состав рынка перестрахования 26
Глава 2. Анализ деятельности компании ОАО «Росгосстрах» на рынке перестрахования 31
2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика ОАО «Росгосстрах» 31
2.2. Анализ динамики операций по перестрахованию 37
2.3. Анализ основных недостатков и проблем в операциях по перестрахованию ОАО «Росгосстрах» 42
Глава 3. Совершенствование регулирования перестраховочной деятельности в Российской Федерации 48
3.1. Необходимость и пути обеспечения приоритета интересов потребителей перестраховочных услуг 48
3.2. Направленность развития отечественного перестраховочного рынка 54
3.3. Основные проблемы перестрахования в России 61
Заключение 70
Список литературы 73

Файлы: 1 файл

Перестрахование.doc

— 453.00 Кб (Скачать файл)

 Учитывая, что арбитражные суды  квалифицируют в качестве страхового случая по договорам    перестрахования    осуществление    перестрахователями    выплаты    страхового возмещения    или    страховой    суммы    по    основным    договорам    страхования,    считать необходимым уточнить понятие «кассового убытка» следующим образом: «Кассовый убыток - договорное условие, в соответствии с которым:

-   под  страховым   случаем   по   настоящему   договору   перестрахования   понимается  факт признания перестрахователем события, произошедшего по основному договору страхования.

страховым случаем и принятия им на себя обязательства по страховой выплате в определенном размере;

- перестраховщик принимает на  себя обязательство по ускоренной  выплате страхового возмещения перестрахователю по сравнению с обычным установленным договором перестрахования порядком и до осуществления перестрахователем страховой выплаты в полном объеме по основному договору страхования».

Участники конференции подтверждают необходимость продолжения борьбы с налогосберегающими схемами в  перестраховании.

Регулирование деятельности страховых брокеров в перестраховании следует осуществлять в соответствии с нормами Директивы 2002/92/ ЕС о страховом посредничестве, применяемыми к независимым посредникам. С этой целью представляется целесообразным внести соответствующие изменения в действующее законодательство о страховании. Для создания нормальных условий осуществления брокерской деятельности в перестраховании следует освободить брокеров, в соответствии с мировой практикой, от уплаты НДС, внеся необходимые изменения в налоговое законодательство.

Ещё одной важной задачей современного этапа развития отечественного перестрахования является формирование механизма стимулирования перестраховочной деятельности, обеспечение условий для расширения клиентской базы отечественных поставщиков перестраховочных услуг путём активного их включения в реализацию новой социально-экономической политики государства.

В настоящее время развитие воспроизводственной  базы отечественных поставщиков  перестраховочных услуг возможно, прежде всего, за счёт интенсификации использования экспортного потенциала отечественного перестрахования, превращения российского перестраховочного рынка из локального рынка в региональный. Это - объективная потребность развития отечественного страхового капитала. Её эффективная реализация в полной мере соответствует целям и задачам государственной политики, получившей новый импульс в феврале 2007 года и направленной на приоритетное развитие внешнеэкономических связей и, прежде всего, со странами СНГ. Глобальные конкурентные преимущества России, накопленный страной с начала нынешнего века значительный экономический потенциал могут и должны быть конвертированы сегодня в политику поддержки внешнеэкономической экспансии отечественных перестраховщиков.

Международное перестрахование - один из наиболее сложных и интеллектуально насыщенных видов экспортной деятельности. Этот бизнес имеет постиндустриальный характер, не требует трансграничного перемещения значительных объёмов инвестиционных и трудовых ресурсов и, поэтому, является одним из самых современных и перспективных в глобализирующемся мире.

К настоящему моменту российские поставщики перестраховочных услуг достигли профессионального уровня, накопили необходимый опыт и знания, достаточные для решения задач значительного расширения перестраховочных операций и активизации присутствия российского капитала в странах ближнего зарубежья и «третьего мира». Экспорт перестраховочных услуг отечественными компаниями имеет не только значение самостоятельного и перспективного вида бизнеса, но может служить и серьёзной опорой для защиты российских инвестиционных программ за рубежом, расширения экспорта высокотехнологичных товаров и услуг.

Определёнными препятствиями для  реализации предпринимательского потенциала российских экспортёров перестраховочных услуг является их небольшая, по мировым меркам, капитализация и отсутствие достаточно высоких международных рейтингов финансовой устойчивости. В существовании этих проблем нет вины отечественных поставщиков перестраховочных услуг - они, прежде всего, являются следствием неблагоприятных макроэкономических условий функционирования страхового рынка, сложившихся в конце прошлого века. В настоящее время, после достижения в стране макроэкономической стабилизации, сформировались предпосылки для качественного сдвига в развитии отечественного перестрахования и, в частности, для реализации его экспортного потенциала.

Для этого представляется целесообразным активно использовать возможности создаваемой в настоящее время российской государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности». На основе системы гарантий, предоставляемых Банком развития, должна быть обеспечена эффективная поддержка активизации деятельности российских поставщиков по экспорту перестраховочных услуг и защите от рисков среднесрочных и долгосрочных инвестиционных проектов российского бизнеса, реализуемых в рамках новой внешнеэкономической стратегии РФ.

 

Глава 3. Совершенствование регулирования перестраховочной деятельности в Российской Федерации

3.1. Необходимость и пути обеспечения приоритета интересов потребителей перестраховочных услуг

 

Современные теория и практика осуществления  и регулирования перестраховочной деятельности в нашей стране во многом исходят из ошибочного представления о перестраховочном рынке как о некоей совокупности конкурирующих друг с другом поставщиков перестраховочных услуг – специализированных перестраховочных компаний и универсальных страховых организаций, имеющих право на осуществление перестраховочной деятельности.

Между тем, и страховой и перестраховочный рынки – это система отношений между потребителями, поставщиками и государством. Источником воспроизводства этой системы отношений, источником потенциального развития рынка, являются потребители – весь страховой и перестраховочный рынок существует на их средства. Поэтому, правильное понимание состояния, в котором пребывают потребители, понимание того, как в этой системе отношений реализуются их интересы, имеет ключевое значение для адекватной оценки состояния и перспектив развития отечественного страхования и перестрахования.

Иными словами, потребители, в силу своего объективно обусловленного положения, являются главной фигурой на страховом и перестраховочном рынке, и любые попытки исследования этого рынка, планирования предпринимательской деятельности на этом рынке, а также попытки нормативного регулирования этой деятельности, осуществляемые без учета ведущей роли потребителей, всегда будут заведомо обречены на неудачу.

Именно с этих позиций, утверждающих приоритет интересов потребителей, должны рассматриваться все вопросы практической организации функционирования современного российского перестраховочного рынка в целом и поставщиков перестраховочных услуг в частности.

Наиболее фундаментальным вопросом, настоятельно требующим сегодня переосмысления, является вопрос о месте и роли перестраховочной деятельности в развитии отечественного страхования и экономики в целом.

Практически значимый ответ может  быть дан на основе анализа системы отношений между основными участниками страхового рынка: потребителями страховых услуг, поставщиками и государством.

На «советском» этапе развития страховых отношений приоритет  отдавался интересам государства, причем, прежде всего, фискальным, – недаром руководитель Госстраха СССР одновременно занимал должность заместителя министра финансов. Эта модель отношений была, в целом, адекватна задачам индустриального этапа развития экономики страны.

В течение последних 15 лет, характеризовавшихся  процессами последовательного «ухода» государства из экономической жизни, доминирующее значение на страховом и перестраховочном рынке приобрели интересы поставщиков соответствующих услуг. К настоящему моменту стало очевидным, что такая модель рынка не способна к самостоятельному расширенному воспроизводству. Рынок реального страхования сегодня по-прежнему в разы меньший рынка 80-90-х годов прошлого века, пребывает в состоянии стагнации 1). Поставщики страховых услуг демонстрируют стойкую неспособность к развитию добровольных видов страхования, но упорно продолжают попытки обеспечить себе воспроизводственную базу за счет введения новых видов обязательного или «добровольно-принудительного» страхования. Однако, необходимые экономические предпосылки для этого в стране отсутствуют – прежде всего, отсутствует устойчивый платежеспособный спрос. Таким образом, модель рынка, основанная на доминировании узкокорпоративных интересов поставщиков страховых и перестраховочных услуг, не способна преодолеть застой в страховых отношениях, не способна вывести их из тупика.

Для того, чтобы рынок реального  страхования и, соответственно, перестрахования, действительно развивался, он должен быть «встроен» в «мэйнстрим» общеэкономического развития. Сегодня одна из наиболее актуальных задач, стоящих перед отечественной экономикой, – привлечение инвестиций в предпринимательский сектор. Обеспечение условий для инвестиций, создание благоприятного инвестиционного климата на объектах собственности – важнейшая задача страхования. Оно должно не пассивно следовать за колебаниями макроэкономической конъюнктуры, а стать средством для осуществления необходимых структурных изменений в экономике, активной частью механизма ее развития.

Это, в свою очередь, означает, что  в современных условиях для развития экономики страны страхование нужно, главным образом, как инструмент защиты собственности потребителей, а не как инструмент реализации финансовых интересов поставщиков и государства. Сама жизнь диктует сегодня необходимость смены приоритетов в системе страховых отношений: для эффективного ответа на потребности экономики на страховом рынке следует обеспечить приоритет интересов потребителей реальных страховых услуг.

В современных условиях разговоры  об инвестиционном потенциале страхования  следует отложить по причине их несоответствия реальному состоянию и перспективам отечественного страхового рынка. На достаточно длительную перспективу страхование следует рассматривать, главным образом, лишь как наиболее эффективный инструмент управления рисками потребителей страховых услуг и, прежде всего, - предпринимателей, включая представителей среднего и малого бизнеса, являющихся резервом развития и экономики в целом, и страхового рынка в частности.

Страховщики должны быть стимулированы  на решение этой задачи. В свою очередь, перестраховщики должны быть опорой страховщиков в деле эффективной защиты собственности потребителей страховых услуг.

Сегодня в России перестрахование, в силу низкой капитализации отечественного страхового бизнеса, зачастую определяет условия прямого страхования – нередко «хвост виляет собакой». Основную долю ответственности по крупным индустриальным объектам, авиационным, космическим и другим крупным рискам несут сегодня зарубежные перестраховщики. Они же определяют условия перестраховочной защиты подавляющего большинства отечественных перестраховочных компаний и универсальных страховщиков, предоставляющих услуги по перестрахованию, а значит, - формируют базовые условия для страхования не только крупного, но и среднего, и малого бизнеса. Фактически, в современной России все категории страхователей - предпринимательских структур являются потребителями услуг перестраховщиков, в том числе зарубежных. Зависимость российских страховщиков и перестраховщиков и даже страхователей от интересов зарубежных поставщиков перестраховочных емкостей – это объективная реальность, которую отечественные профессионалы страхования и перестрахования игнорировать не имеют права.

Понятно, что решать жизненно важную для развития отечественного страхования  задачу обеспечения приоритета интересов  потребителей в страховых отношениях придется с учетом этой объективной реальности. Отсюда становится понятным, что на современном российском рынке необходимо создать условия для того, чтобы перестрахование служило интересам потребителей страховых услуг при условии их разумного сочетания с интересами поставщиков.

Потребности развития современного российского  страхового рынка вызывают необходимость  качественного сдвига в практике перестрахования: из механизма только защиты портфелей страховщиков и  специализированных перестраховщиков оно должно развиться еще и в инструмент управления рисками отечественных страхователей. Тогда удастся повысить эффективность использования потенциала перестрахования в деле развития реального страхования в нашей стране, тогда из своеобразного препятствия перестрахование превратится в стимул развития страхового рынка, экономики страны в целом. На это должна быть направлена государственная политика на перестраховочном рынке, нацелены усилия страховых предпринимателей. Это – вопрос смены идеологии и стратегического выбора.

Объем перестраховочной премии по рискам, принятым в перестрахование специализированными перестраховочными организациями и страховщиками, имеющими лицензию на перестрахование, сократился в 1 квартале 2009 г. на 13% по сравнению с 1 кварталом 2008 г., последовав за динамикой рынка прямого страхования (-8% к аналогичному периоду ., кроме операций ОМС). Детальный анализ участников рынка перестрахования, т.е. компаний, принимающих риски в перестрахование, позволил выявить следующую картину: сокращение сегмента реального перестрахования составило всего 2%, тогда как объем премии по “схемному” перестраховочному бизнесу уменьшился на 27% по сравнению с итогами 1 кв. 2008 г . Как следствие, — доля “схем” в перестраховании сократилась со среднего значения 47% в течение всего 2008 г. до 37% в 1 кв.2009 г .Хотя в 1 квартале каждого года премии по рискам, принятым в перестрахование традиционно ниже, чем в последующие периоды, снижение премии в текущем году вызвано не этим. Причина в изменении политики “схемщиков” и перераспределении денежных потоков (из 172 участников российского перестраховочного рынка “схемными” операциями занимаются не более 40 компаний. При этом по данным реестра ФССН и по информации из собственных источников все “схемные” перестраховщики принадлежат весьма ограниченному кругу собственников. Таким образом, речь идет о переброске средств с одной “схемной” компании на другую, а не о выходе на рынок нового перестраховщика с увеличенной перестраховочной емкостью):

Информация о работе Совершенствование регулирования перестраховочной деятельности в Российской Федерации