Страховая культура в РФ: пути и способы ее повышения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 09:46, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение теоретических и методических основ страховой культуры в РФ: путей и способов ее повышения. Для ее реализации необходимо решение ряда задач

Рассмотреть сущность и назначение страховой культуры в РФ;
Провести анализ страховой культуры в России и за рубежом;
Вывести проблемы и перспективы страховой культуры в РФ.

Содержание работы

Введение 2
1 Теоритические и методические основы страховой культуры в РФ 5
1.1 История развития страховой культуры в РФ 5
1.2 Страховая культура РФ, как экономическая категория 8
1.3 Общая характеристика страхового рынка в РФ 13
2 Анализ страховой культуры в РФ 19
2.1 Анализ страховой культуры населения в России 19
2.2 Анализ страховой отрасли РФ 26
2.3 Страховая культура на современном этапе 32
3 Проблемы и перспективы развития страховой культуры в РФ 36
3.1 Информационное и правовое обеспечение страховой культуры в РФ 45
3.2 Государственное регулирование страховой культуры РФ 45
Заключение 49
Список используемых источников 50

Файлы: 1 файл

курсовая работа по страхованию Ильиных Юлия.docx

— 165.08 Кб (Скачать файл)

Деятельность  профессиональных участников страхования, других предприятий, выполняющих страховую  защиту, без единого и постоянного  государственного контроля не разрешает  реально оценивать положение  вещей в национальном страховании, предупреждать негативные явления, приводит к нарушению прав страхователей  и застрахованных лиц, защита которых  является одной из главных целей  страхового надзора.

В этой связи  контроль со стороны страхового надзора  обязан носить всеобщий, постоянный и  последовательный характер, начиная  с регистрации лица в качестве профессионального участника страхования, и заканчивая прекращением его деятельности. В сферу контроля должны к тому же входить планы совершенствования  страхового бизнеса, анализ финансового  положения учредителей (акционеров, участников, аффилированных лиц) и их долей в уставном капитале страховой  организации, реорганизация и ликвидация страховых предприятий, жесткий  контроль за платежеспособностью и финансовой устойчивостью. Указанные положения в полной мере отвечают международному опыту и стандартам страхового надзора.

Орган государственного страхового надзора, включающий в себя единые функции контроля и надзора  за страховых делом в целом  в Российской Федерации, обязан преобразоваться  в самостоятельную федеральную  структуру, действующую в рамках единого финансового контроля Министерства финансов Российской Федерации.

Для повышения  прозрачности деятельности страховых  предприятий, совершенствования конкурентоспособной  среды должны вводиться требования о представлении и публикации бухгалтерской отчетности на основе международных стандартов. Раскрытие  профессиональными участниками  страхования информации о своей  деятельности облегчит для страхователей  и других заинтересованных лиц понимание  их финансового положения. Требуется  к тому же совершенствование системы  мониторинга за финансовом состоянием страховщиков, расширение деятельности рейтинговых агентств.

Следует продолжить работу по приведению в  соответствие с международными стандартами  и практикой нормативной базы, регулирующей порядок формирования и размещения страховых резервов, оценку платежеспособности и финансовой устойчивости страховых предприятий. Нужно ввести требования по платежеспособности к группам страховых компаний на основе сводной (консолидированной) отчетности, представляемой ими в  обязательном порядке в орган  государственного страхового надзора.

В среднесрочной  перспективе должно быть выполнено:

- принятие новой редакции главы 48  «Страхование» Гражданского кодекса Российской Федерации;

- разработка системы страхового законодательства;

- кодификация страхового законодательства.

Создание  системы страхового законодательства должно основываться на глубоком научном  анализе действующего законодательства, практики его использования, международном опыте и стандартах.

Законодательные акты должны наиболее полно и на длительную перспективу совершенствования  страхового дела в России выполнять  регулирование страхования как  целостной системы страховой  защиты населения, предприятий и  предпринимателей, интересов государства  и социально-экономических отношений в целом, что повлечет за собой быстрый рост страховой культуры [22].

 

 

 

 

 

Заключение

 

Развитие  экономики приводит к тому, что  все большее число людей вовлекается  по работе в современные финансовые отношения. Несмотря на это, деловая  деятельность не может быть главным  локомотивом совершенствования  страховой культуры из-за ограниченности числа менеджеров и квалифицированных  специалистов. Массовое распространение  страховой культуры нуждается в  накоплении положительного опыта пользования  страхованием среди широких потребительских  групп.

Страховая культура постепенно формирует в  российском обществе отношение к  современной страховой отрасли  как управляемой финансовым образом, через финансовые механизмы, с помощью  финансовых рычагов, финансовых стимулов и в финансовых целях.

Следовательно, повышение нашей страховой культуры играет значимую роль для улучшения  страны в целом.

Таким образом, проведенный мною анализ в данной курсовой работе позволил сделать такие  выводы, что страховые объединения  играют значимую роль в повышении  уровня страховой культуры. Самыми первыми мероприятиями по совершенствованию  страховой культуры служат:

- организация  образовательной программы для  населения;

- проведение  маркетингового исследования с  оценкой спроса страховых услуг;

- выпуск  специализированного печатного  издания.

Союз  власти и страховщиков нужен для  того, чтобы жизнь стала лучше  и спокойнее, а Россия - сильнее. Труд по созданию единого страхового рынка  не только повысит уровень страховой  культуры, но и станет значительным вкладом в экономическую независимость и целостность России.

 

 

 

 

Список используемых источников

 

  1. Федорова Т.А. Основы страховой деятельности  М.: Издательство БЕК, 2004. С. 776.

 

  1. Мамедов О., Германова О. Современная экономика / Учебный курс М.: Феникс, 2007. С. 544.

 

  1. Рейтман Л.И. Страховое дело  М.: Банк. и биржевой науч.-консульт. центр,2005. С.524.

 

  1. Родионова В.М. Финансы М.: Финансы и статистика,

 

  1. Щербаков В.А., Костяева Е.В.  Страхование/ Учебное пособие М.: КНОРУС, 2007. С.312.

 

  1. Шахов В.В. Страхование/ Учебник для вузов М.: ЮНИТИ,  2003. С.311.

 

  1. Гвозденко А.А. Страхование учебник М.: ТК Велби ,издательство проспект,  2006. С. 464.

 

  1. Гришаев С.П. Страхование / Учебно-практическое пособие М.: Система Гарант, 2009. С. 100.

 

  1. Атономов А.С. Правовая онтология политики (к построению системы категорий) М.: Фонд развития парламентаризма в России, 1999. С.388.

 

  1. Останин В.А. Философия экономики М.:  Владивосток: Дальневосточный технологический институт, 1994. С. 128.

 

  1.  Винограй Э.Г. Основы общей теории систем. М.: Кемерово: КемТИПП, 1993. С.339.

 

  1.  Винограй Э.Г. Общая теория организации и системно-организационный подход. М.:Томск: Издательство ТГУ, 1989. С.236.

 

  1.  Лапшин С.В. Страховая культура: путь к страхователю [Электронный   документ] // Страхование - 2006,  № 6 URL: http://www.lawmix.ru/bux/76386

 

  1.  Алехина И., Зубец А. Что такое страховая культура [Электронный документ] // Страхование – 2004, URL: http://inrevu.ru/favorit/art_01/art01.htm

 

  1.  Панков Ю.В. Гендерные аспекты страховой культуры [Журнал “Самиздат”] // Страхование – 2012, URL: http://samlib.ru/p/pankow_j_w/pankovtezgender2rtf.shtml

 

  1.  Информационный портал о страховании [Электронный ресурс] URL: http://prostrahovanie.ru/

 

  1.  Федеральная служба по финансовым рынкам [Электронный ресурс] URL: http://rudocs.exdat.com/docs/index-563120.html

 

  1.  Страховая культура: две стороны одной медали [Электронный ресурс] URL: http://o-strahovanie.ru/.

 

  1.  Бизнес и власть [Электронный ресурс] URL: http://www.lawmix.ru/bux/76386.

 

  1.  Страховая культура населения и развитие частного страхования [Электронный ресурс] URL.: http://www.insur-info.ru/press/4118/.

 

  1.  Литература для студентов [Электронный ресурс] URL.: http://www.libsib.ru/strachovanie/organizatsiya-strachovogo-dela/obschaya-charakteristika-strachovogo-rinka

 

  1.  Актуарное оценивание  [Электронный ресурс] URL.: http://www.refsru.com/referat-5786-2.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение А

 

Доля населения, чувствительная к опасностям

 

Приложение Б

 

Удельный  вес страховых премий в ВВП  России в 2005-2011 гг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение В

 

Темпы роста  страховой премии и ВВП

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  Г

 

Страховые премии и страховые возмещения в 2011 году по видам страхования, млрд. руб.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение Д

 

Открытое  соглашение о сотрудничестве региональных страховых объединений

 

  1. Предмет и задачи сотрудничества

 

    1. Сотрудничество сторон Соглашения выполняется согласно с Гражданским кодексом Pоссийской Федеpации, Законом Pоссийской Федеpации от 27 ноября 1992 года №4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации», Уставами сторон, общепринятыми в страховом сообществе обычаями делового оборота в целях четкой и последовательной координации деятельности, защиты интересов Объединений, позиции Всероссийского союза страховщиков и страхового рынка в целом.
    2. Открытое Соглашение направлено на всемерное совершенствование страхового дела в Российской Федерации как знaчительнейшей отрасли экономики страны.
    3. В согласованных случаях, кроме условий Открытого Соглашения, стороны будут руководствоваться совместно вырабатываемыми решениями и документами, в том числе двусторонними.

 

  1. Направления и принципы сотрудничества

 

    1. Сотрудничество Объединений выполняется по конкретным направлениям.
    2. Стороны обязуются делегировать друг другу право в случае необходимости предоставлять свои интересы перед третьими лицами.
    3. Перечень направлений сотрудничества может дополняться и уточняться по согласованию между Объединения.
    4. Объединения руководствуются принципами сотрудничества, вытекающими из законодательства и норм деловой этики:
  • соблюдение действующего законодательства;
  • взаимное уважение правового и профессионального статуса, учет финансовых, организационных и других возможностей и интересов сторон;
  • соблюдение правил конфиденциальности в отношении полученной сторонами информации и обсуждаемых вопросов;
  • невмешательство в сферу профессиональной компетенции сторон.

 

  1. Права и обязательства Объединений

 

    1. Деятельность сторон Открытого Соглашения устанавливается на основе добровольности с учетом финансовых, материальных и других возможностей, принятых на себя обязательств и, кроме того, соблюдения обязательных процедур принятия решений органами управления Объединений.
    2. Объединения вправе вносить на общее рассмотрение предложения, проекты и программы в рамках условий Открытого Соглашения.
    3. Объединения имеют право отказаться от сотрудничества в тех случаях, если не имеют возможности осуществлять свои обязательства надлежащим образом.
    4. Объединения принимают на себя обязательство действовать таким образом, чтобы с учетом взаимных интересов в максимальной степени содействовать реализации Открытого Соглашения и его целей.
    5. В перспективных планах работ Объединений будут специально предусматриваться вопросы сотрудничества в рамках Открытого Соглашения.
    6. При поступлении письменного запроса, ходатайства и тому подобное обращений, другая сторона обязуется дать на него письменный ответ в течение пяти рабочих дней, а в экстренных случаях - по возможности, незамедлительно.
    7. Объединения будут активно внедрять современные информационные технологии, используя Internet для совместных заявлений, электронную почту и другие возможности.
    8. Объединения обязуются регулярно публиковать информацию о настоящем Открытом Соглашении и его исполнении в профессиональных страховых изданиях.
    9. Объединения вправе рассчитывать на использование всех преимуществ совместной деятельности, на понимание их интересов и целей иными Объединениями, на действенную помощь в их достижении.

Информация о работе Страховая культура в РФ: пути и способы ее повышения