Деятельность
профессиональных участников страхования,
других предприятий, выполняющих страховую
защиту, без единого и постоянного
государственного контроля не разрешает
реально оценивать положение
вещей в национальном страховании,
предупреждать негативные явления,
приводит к нарушению прав страхователей
и застрахованных лиц, защита которых
является одной из главных целей
страхового надзора.
В этой связи
контроль со стороны страхового надзора
обязан носить всеобщий, постоянный и
последовательный характер, начиная
с регистрации лица в качестве
профессионального участника страхования,
и заканчивая прекращением его деятельности.
В сферу контроля должны к тому
же входить планы совершенствования
страхового бизнеса, анализ финансового
положения учредителей (акционеров,
участников, аффилированных лиц) и их
долей в уставном капитале страховой
организации, реорганизация и ликвидация
страховых предприятий, жесткий
контроль за платежеспособностью и финансовой
устойчивостью. Указанные положения в
полной мере отвечают международному
опыту и стандартам страхового надзора.
Орган государственного
страхового надзора, включающий в себя
единые функции контроля и надзора
за страховых делом в целом
в Российской Федерации, обязан преобразоваться
в самостоятельную федеральную
структуру, действующую в рамках единого
финансового контроля Министерства финансов
Российской Федерации.
Для повышения
прозрачности деятельности страховых
предприятий, совершенствования конкурентоспособной
среды должны вводиться требования
о представлении и публикации
бухгалтерской отчетности на основе
международных стандартов. Раскрытие
профессиональными участниками
страхования информации о своей
деятельности облегчит для страхователей
и других заинтересованных лиц понимание
их финансового положения. Требуется
к тому же совершенствование системы
мониторинга за финансовом состоянием
страховщиков, расширение деятельности
рейтинговых агентств.
Следует
продолжить работу по приведению в
соответствие с международными стандартами
и практикой нормативной базы,
регулирующей порядок формирования
и размещения страховых резервов,
оценку платежеспособности и финансовой
устойчивости страховых предприятий.
Нужно ввести требования по платежеспособности
к группам страховых компаний
на основе сводной (консолидированной)
отчетности, представляемой ими в
обязательном порядке в орган
государственного страхового надзора.
В среднесрочной
перспективе должно быть выполнено:
- принятие новой редакции главы 48
«Страхование» Гражданского кодекса Российской
Федерации;
- разработка
системы страхового законодательства;
- кодификация
страхового законодательства.
Создание
системы страхового законодательства
должно основываться на глубоком научном
анализе действующего законодательства,
практики его использования, международном
опыте и стандартах.
Законодательные
акты должны наиболее полно и на
длительную перспективу совершенствования
страхового дела в России выполнять
регулирование страхования как
целостной системы страховой
защиты населения, предприятий и
предпринимателей, интересов государства
и социально-экономических отношений
в целом, что повлечет за собой быстрый
рост страховой культуры [22].
Заключение
Развитие
экономики приводит к тому, что
все большее число людей вовлекается
по работе в современные финансовые
отношения. Несмотря на это, деловая
деятельность не может быть главным
локомотивом совершенствования
страховой культуры из-за ограниченности
числа менеджеров и квалифицированных
специалистов. Массовое распространение
страховой культуры нуждается в
накоплении положительного опыта пользования
страхованием среди широких потребительских
групп.
Страховая
культура постепенно формирует в
российском обществе отношение к
современной страховой отрасли
как управляемой финансовым образом,
через финансовые механизмы, с помощью
финансовых рычагов, финансовых стимулов
и в финансовых целях.
Следовательно,
повышение нашей страховой культуры
играет значимую роль для улучшения
страны в целом.
Таким образом,
проведенный мною анализ в данной
курсовой работе позволил сделать такие
выводы, что страховые объединения
играют значимую роль в повышении
уровня страховой культуры. Самыми
первыми мероприятиями по совершенствованию
страховой культуры служат:
- организация
образовательной программы для
населения;
- проведение
маркетингового исследования с
оценкой спроса страховых услуг;
- выпуск
специализированного печатного
издания.
Союз
власти и страховщиков нужен для
того, чтобы жизнь стала лучше
и спокойнее, а Россия - сильнее. Труд
по созданию единого страхового рынка
не только повысит уровень страховой
культуры, но и станет значительным
вкладом в экономическую независимость
и целостность России.
Список используемых источников
- Федорова Т.А. Основы страховой деятельности М.: Издательство БЕК, 2004. С. 776.
- Мамедов О., Германова О. Современная экономика / Учебный курс М.: Феникс, 2007. С. 544.
- Рейтман Л.И. Страховое дело М.: Банк. и биржевой науч.-консульт. центр,2005. С.524.
- Родионова В.М. Финансы М.: Финансы и статистика,
- Щербаков В.А., Костяева Е.В. Страхование/ Учебное пособие М.: КНОРУС, 2007. С.312.
- Шахов В.В. Страхование/ Учебник для вузов М.: ЮНИТИ, 2003. С.311.
- Гвозденко А.А. Страхование учебник М.: ТК Велби ,издательство проспект, 2006. С. 464.
- Гришаев С.П. Страхование / Учебно-практическое пособие М.: Система Гарант, 2009. С. 100.
- Атономов А.С. Правовая онтология политики (к построению системы категорий) М.: Фонд развития парламентаризма в России, 1999. С.388.
- Останин В.А. Философия экономики М.: Владивосток: Дальневосточный технологический институт, 1994. С. 128.
- Винограй Э.Г. Основы общей теории систем. М.: Кемерово: КемТИПП, 1993. С.339.
- Винограй Э.Г. Общая теория организации и системно-организационный подход. М.:Томск: Издательство ТГУ, 1989. С.236.
- Лапшин С.В. Страховая культура: путь к страхователю [Электронный документ] // Страхование - 2006, № 6 URL: http://www.lawmix.ru/bux/76386
- Алехина И., Зубец А. Что такое страховая культура [Электронный документ] // Страхование – 2004, URL: http://inrevu.ru/favorit/art_01/art01.htm
- Панков Ю.В. Гендерные аспекты страховой культуры [Журнал “Самиздат”] // Страхование – 2012, URL: http://samlib.ru/p/pankow_j_w/pankovtezgender2rtf.shtml
- Информационный портал о страховании [Электронный ресурс] URL: http://prostrahovanie.ru/
- Федеральная служба по финансовым рынкам [Электронный ресурс] URL: http://rudocs.exdat.com/docs/index-563120.html
- Страховая культура: две стороны одной медали [Электронный ресурс] URL: http://o-strahovanie.ru/.
- Бизнес и власть [Электронный ресурс] URL: http://www.lawmix.ru/bux/76386.
- Страховая культура населения и развитие частного страхования [Электронный ресурс] URL.: http://www.insur-info.ru/press/4118/.
- Литература для студентов [Электронный ресурс] URL.: http://www.libsib.ru/strachovanie/organizatsiya-strachovogo-dela/obschaya-charakteristika-strachovogo-rinka
- Актуарное оценивание [Электронный ресурс] URL.: http://www.refsru.com/referat-5786-2.html
Приложение
А
Доля населения,
чувствительная к опасностям
Приложение
Б
Удельный
вес страховых премий в ВВП
России в 2005-2011 гг.
Приложение
В
Темпы роста
страховой премии и ВВП
Приложение
Г
Страховые премии
и страховые возмещения в 2011 году
по видам страхования, млрд. руб.
Приложение
Д
Открытое
соглашение о сотрудничестве региональных
страховых объединений
- Предмет и задачи сотрудничества
- Сотрудничество сторон Соглашения выполняется согласно с Гражданским кодексом Pоссийской Федеpации, Законом Pоссийской Федеpации от 27 ноября 1992 года №4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации», Уставами сторон, общепринятыми в страховом сообществе обычаями делового оборота в целях четкой и последовательной координации деятельности, защиты интересов Объединений, позиции Всероссийского союза страховщиков и страхового рынка в целом.
- Открытое Соглашение направлено на всемерное совершенствование страхового дела в Российской Федерации как знaчительнейшей отрасли экономики страны.
- В согласованных случаях, кроме условий Открытого Соглашения, стороны будут руководствоваться совместно вырабатываемыми решениями и документами, в том числе двусторонними.
- Направления и принципы сотрудничества
- Сотрудничество Объединений выполняется по конкретным направлениям.
- Стороны обязуются делегировать друг другу право в случае необходимости предоставлять свои интересы перед третьими лицами.
- Перечень направлений сотрудничества может дополняться и уточняться по согласованию между Объединения.
- Объединения руководствуются принципами сотрудничества, вытекающими из законодательства и норм деловой этики:
- соблюдение действующего законодательства;
- взаимное уважение правового и профессионального статуса, учет финансовых, организационных и других возможностей и интересов сторон;
- соблюдение правил конфиденциальности в отношении полученной сторонами информации и обсуждаемых вопросов;
- невмешательство в сферу профессиональной компетенции сторон.
- Права и обязательства Объединений
- Деятельность сторон Открытого Соглашения устанавливается на основе добровольности с учетом финансовых, материальных и других возможностей, принятых на себя обязательств и, кроме того, соблюдения обязательных процедур принятия решений органами управления Объединений.
- Объединения вправе вносить на общее рассмотрение предложения, проекты и программы в рамках условий Открытого Соглашения.
- Объединения имеют право отказаться от сотрудничества в тех случаях, если не имеют возможности осуществлять свои обязательства надлежащим образом.
- Объединения принимают на себя обязательство действовать таким образом, чтобы с учетом взаимных интересов в максимальной степени содействовать реализации Открытого Соглашения и его целей.
- В перспективных планах работ Объединений будут специально предусматриваться вопросы сотрудничества в рамках Открытого Соглашения.
- При поступлении письменного запроса, ходатайства и тому подобное обращений, другая сторона обязуется дать на него письменный ответ в течение пяти рабочих дней, а в экстренных случаях - по возможности, незамедлительно.
- Объединения будут активно внедрять современные информационные технологии, используя Internet для совместных заявлений, электронную почту и другие возможности.
- Объединения обязуются регулярно публиковать информацию о настоящем Открытом Соглашении и его исполнении в профессиональных страховых изданиях.
- Объединения вправе рассчитывать на использование всех преимуществ совместной деятельности, на понимание их интересов и целей иными Объединениями, на действенную помощь в их достижении.