Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2015 в 23:16, курсовая работа
В процессе работы были рассмотрены формы организации страхового фонда, выделены и обозначены основные понятия, применяемые в страховании. Проведена классификация по отраслям и видам страхования, а также в работе рассмотрено формирование и использование финансовых ресурсов страховых компаний. На примере деятельности страхового общества «БАСО» был проведен анализ состояния страхового рынка Республики Беларусь, а также проанализированы пути и перспективы его развития. Большое внимание было уделено зарубежному опыту страхования.
Введение 4
Глава 1. Экономическая сущность и значение страхования 7
1.1. Формы организации страхового фонда 7
1.2. Основные понятия, применяемые в страховании 10
1.3. Отрасли страхования 15
1.4. Виды страхования 20
Глава ІІ. Развитие страховых отношений в условиях перехода к рыночной экономике 30
2.1 Финансовые ресурсы страховых компаний 30
2.2 Страховой рынок Республики Беларусь и перспективы его развития 38
2.3 Зарубежный опыт страхования. 55
Заключение 64
Литература 68
Приложение 71
Проведение страховых операций предполагает аккумулирование страховой премии, причем сбор взносов со всех участников страхового фонда сопровождаются фактами выполнения обязательств страховщика по выплате страхового возмещения лишь некоторым из них. Из суммы собранных платежей осуществляется погашение расходов страховой компании на ведение дела, заложенных в структуре тарифа .
Приобретение перестраховочной защиты основано на выплате перестраховочной премии. Вместе с тем наблюдаются и обратные каналы движения денежных потоков: комиссионное вознаграждение за договор перестрахования и тантьема. В свою очередь, у первичного страховщика формируется депо премий по перестрахованию (выставление депозитов) как форма гарантии исполнения обязательств перестраховщика. Причитающаяся премия по перестрахованию не перечисляется, а заносится на специальный счет у перестрахователя. Операция гарантирует перестраховщику определенные проценты, которые предусматриваются в договоре. Тем самым первичный страховщик приобретает дополнительные инвестиционные ресурсы и доход. Это очень специфическая сфера, и характер отношений по формированию депо премий зависит от формы и условий договора перестрахования, от ориентации участников этого договора.
Второй по значимости фактор формирования финансовых ресурсов страховой компании – инвестиционная деятельность. Механизм его действия общеизвестный и общепринятый: вложенные средства обеспечивают определенный доход.
Таким образом, кругооборот средств страховой компании представляет собой взаимодействие нескольких относительно самостоятельных денежных потоков:
Денежные средства поступают в компанию от собранных страховых взносов, доходов от инвестиций, продажи ценных бумаг и других активов. Через них оплачиваются счета для покрытия расходов, оплаты убытков, обеспечения дивидендов либо страхователям, либо акционерам.
Движение денежных средств в страховой компании осуществляется, по крайней мере теоретически, в трех основных сферах.
Движение денежных средств в страховой компании осуществляется путем их поступления от источников на счета компании и использования средств со счетов в различных направлениях.
Источником денежных средств является любой вид деятельности, который обеспечивает фирме поступления денежных средств. К числу основных источников денежных средств страховой компании относятся:
Использование денежных средств – это любое действие, вынуждающее фирму расходовать деньги в течение определенного периода времени.
Последние 10 лет наше государство закономерно и естественно утрачивало функции гаранта возмещения своим гражданам убытков, обусловленных как природными, так и чисто экономическими факторами. В рыночной экономике эту роль давно взяло на себя страхование. Наличие такой системы уже на переходном этапе позволяет существенно сгладить отрицательные моменты этого этапа. Среди них – рост безработицы, остановка производства, перебои с тепло- и водоснабжением, ухудшением криминогенной обстановки, уменьшение размеров социальных выплат, падение уровня медицинского обслуживания, аварии, вызванные общим падением производственной дисциплины.
Отрицательные последствия любого из вышеперечисленных факторов в рыночно ориентированных государствах компенсируются страховыми организациями. Вполне естественно, что при этом существенно экономятся средства бюджета, снижается степень социальной напряженности, резко возрастает ответственность каждого гражданина и хозяйствующего субъекта за последствия предпринимаемых ими действий.
Страхование обеспечивает условия для роста предпринимательской активности, поскольку бизнесмен получает возможность сосредоточить все свое внимание на проблемах рынка и конкуренции, твердо зная при этом, что средства производства защищены от любых случайностей.
Со времени принятия Закона «О страховании» (июнь 1993г.) прошло более 8 лет и ситуация на страховом рынке Республики Беларусь существенно изменилась. Закон начал отставать от реальной жизни и тормозить дальнейшее развитие страхования, особенно процесс интеграции в мировой страховой рынок. Появление гл.48 «Страхование» Гражданского кодекса РБ, вступившего в силу с 1 июля 1999 г., эти проблемы не решило. Декрет Президента РБ от 28.09.2000 г. №20 «О совершенствовании регулирования страховой деятельности в Республике Беларусь» создал новую правовую базу для организации страхового дела и его регулирования со стороны государства .
Декретом Президента РБ от 28.09.2000 г. №20 утверждено Положение о страховой деятельности в Республике Беларусь (далее – Положение), регулирующее организационные, договорные и финансовые стороны осуществления страховой деятельности на территории Республики Беларусь. Помимо Декрета №20, гражданско-правовые аспекты страхования регулируются гл. 48 ГК РБ. До сих пор не утратил силу и Закон РБ от 03.06.93 г. №2343-XII «О страховании», однако фактически большинство его положений заменено нормами ГК и Декрета. Отношения по обязательному страхованию определяются отдельными нормативными актами Президента и парламента и издаваемыми в их развитие постановлениям Правительства. Кроме того, непосредственное регулирование страховой деятельности в Республике Беларусь осуществляет Комстрахнадзор путем издания соответствующих нормативных актов .
Так, Декрет впервые определяет пути государственного регулирования страховой деятельности, участников этого процесса (Президент Республики Беларусь, Национальное собрание, Правительство, Комитет по надзору за страховой деятельностью при Минфине (Комстрахнадзор) и другие госорганы в пределах их компетенции), а также разграничивает полномочия этих участников. Данное положение Декрета усиливает роль государства в регулировании страховой деятельности.
К примеру, страховые брокеры раньше проходили регистрацию в горисполкомах, а сейчас они подлежат государственной регистрации в Комстрахнадзоре. Согласно Закону «О страховании» страховщики имели право перестраховывать риски, в том числе и за рубежом, без специальной лицензии Комстрахнадзора, - достаточно было получить лицензию на прямое страхование. В настоящее время на перестрахование необходимом получить отдельную лицензию [22, 56].
Важным нововведением Декрета является запрет страховым организациям, осуществляющим страхование жизни, заниматься другими видами страхования (страхованием имущества, ответственности), хотя, к сожалению, документ не дает определения этой подотрасли личного страхования и не перечисляет видов страхования, которые она включает. Такая норма права соответствует международной практике страхования и предполагает предоставление гарантии надежной страховой защиты тем страхователям (в основном населению), которые заключили договоры долгосрочного страхования жизни. Цель Декрета – оградить страховщиков, занимающихся страхованием жизни, от вероятности наступления страховых случаев по страхованию иному, чем страхование жизни, и уменьшить тем самым риск банкротства.
Значительно либерализирован допуск иностранных страховщиков на национальный страховой рынок. Разрешена, например, деятельность дочерних иностранных страховых компаний, а в национальный страховых организациях теперь доля иностранных инвесторов в уставном фонде может составлять более 49%. Правда, при этом будет действовать ряд ограничений:
Декретом установлено, что размер вклада каждого учредителя в уставный фонд страховой организации не может превышать 35% размера уставного фонда .
Новацией комментируемого документа является законодательно закрепленный переход страховых организаций на общепринятые в западных странах правила формирования математических (страхование жизни) и технических (иные виды страхования, чем страхование жизни) страховых резервов, а также критерии определения платежеспособности страховых организаций. Правила формирования страховых резервов по стандартам ЕЭС и методика определения платежеспособности уже разработаны Комстрахнадзором, одобрены коллегией Минфина и Советом по вопросам страхования при Совете Министров РБ и намечены к внедрению предположительно с 1 января 2001 г. В этой связи Декретом установлены минимальные размеры уставных фондов страховых компаний: занимающихся страхованием жизни – 200 тыс. евро; занимающихся страхованием иным, чем страхованием жизни, - 100 тыс. евро. Перестраховочным национальным компаниям следует сформировать уставный фонд в минимальном размере, эквивалентном 500 тыс. евро, а дочерним иностранным перестраховщикам и национальным перестраховочным компаниям с долей иностранных инвесторов в уставном фонде более 49% - в минимальном размере, эквивалентном 1 млн. евро .
Новое прогрессивное явление в деятельности белорусских страховых организаций – создание фонда предупредительных (превентивных) мероприятий по добровольным видам страхования.
По обязательным видам страхования и добровольному страхованию жизни страховщики отныне будут создавать гарантийные фонды на случай невыполнения ими своих обязательств или банкротства.
Новые виды обязательного страхования теперь будут вводиться только Президентом Республики Беларусь.
Законодательством установлены следующие виды обязательного страхования в Республике Беларусь:
Гражданским кодексом РБ предусмотрены следующие виды страхования:
Сегодня на страховом рынке реально работают около 40 страховых компаний. Около 60% рынка приходится на долю «Белгосстраха». «Белгосстрах» имеет сеть из 136 отделений. Он является участником разработки многих документов, например, нормативных актов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, Декрета Президента «О совершенствовании правового регулирования страховой деятельности в Республике Беларусь».
В настоящее время «Белгосстрах» работает над внедрением добровольного медицинского страхования, а также над формированием профессионального объединения страховщиков. Сейчас возникла большая потребность в создании независимой организации, которая занималась бы развитием страхования. Проект такой ассоциации разработан «Белгосстрахом», проведено ее учредительное собрание.
1999 год, непростой для всех субъектов
хозяйствования республики, принес
серьезные испытания и
Информация о работе Страховое дело и перспективы его развития в условиях рыночной экономики