Структура страховой премии. Особенности расчета страховых премий по полису ОСАГО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2015 в 11:23, курсовая работа

Описание работы

Страхование - одна из древнейших категорий общественных отношений. Она зародилась в период разложения первобытнообщинного строя, постепенно стала непременным спутником общественного производства. Первоначальный смысл связан со словом “страх”. Владельцы имущества, вступая между собой в производственные отношения, испытывали страх за его сохранность, за возможность уничтожения или утраты в связи со стихийными бедствиями, пожарами, грабежами и другими непредвиденными опасностями экономической жизни.

Содержание работы

Введение 4
1. Теоретические основы сущности страхования ответственности 6
1.1. Сущность и значение страхования ответственности 6
1.2. Объекты и страховые случаи страхования ответственности 9
1.3. Особенности обязательного страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств (ОСАГО) 11
2. Структура страховой премии. Особенности расчета страховых премий по полису ОСАГО 14
Заключение 22
Список использованных источников 24

Файлы: 1 файл

Kursach.doc

— 1.75 Мб (Скачать файл)

3) которые находятся в распоряжении Вооруженных Сил Российской Федерации, за исключением автобусов, легковых автомобилей и прицепов к ним, иных транспортных средств, используемых для обеспечения хозяйственной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации;

4) в части, касающейся принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям.

Под договором обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств законодатель понимает «договор страхования, по которому страховщик обязуется за обусловленную договорам плату при наступлении предусмотренного в договоре страхового случая возместить потерпевшим причинённый вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу т.е. осуществить страховую выплату в пределах определенной договором суммы».

Договор обязательного страхования заключается сроком на 1 год, за исключением некоторых случаев. Он заключается в отношении владельца транспортного средства, лиц, указанных им в договоре обязательного страхования, или в отношении неограниченного числа лиц, допущенных владельцем к управлению транспортным средством в соответствии с договором обязательного страхования, а также иных лиц, использующих транспортное средство на законном основании.

Действие договора обязательного страхования досрочно прекращается в случаях:

1) смерть гражданина - страхователя или собственника

2) ликвидация юридического лица - страхователя;

3) ликвидация страховщика;

4) гибель (утрата) транспортного средства, указанного в страховом полисе обязательного страхования;

5) иные случаи, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Выплата по договору страхования осуществляется страховщиком потерпевшему лицу или страхователю, если возмещаются производственные расходы в связи с возмещением вреда потерпевшему в порядке досудебного решения вопроса об обязанности страхователя возместить вред в размере убытков, связанных с урегулированием претензий потерпевших, а также расходов по уменьшению объема ответственности за причинённый вред.

Споры, вытекающие из договора обязательного страхования, разрешаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

2. Структура страховой премии. Особенности расчета страховых премий по полису ОСАГО

Страховая премия - денежная сумма в валюте Российской Федерации, которую страхователь обязан уплатить страховщику в соответствии с договором обязательного страхования.

Формула расчета премии по полису ОСАГО выглядит следующим образом:

 

Т = Тб*Кт*Кбм*Квс*Ко*Км*Кс*Кн

 

Где: Т - размер страховой премии, подлежащий уплате по договору ОСАГО; Тб - базовый страховой тариф транспортного средства; Кт - коэффициент, зависящий от территории преимущественного использования транспортного средства; Кбм - коэффициент, зависящий от наличия или отсутствия страховых выплат, произошедших в период действия предыдущих полисов ОСАГО; Квс - коэффициент, зависящий от возраста и стажа водителя, допущенного к управлению транспортным средством; Ко - коэффициент зависящий от наличия сведений о количестве лиц, допущенных к управлению транспортным средством; Км - коэффициент, зависящий от мощности двигателя легкового автомобиля; Кс - коэффициент, зависящий от периода использования транспортным средством; Кн - коэффициент нарушений.

Для вычисления размера страховой премии нужно определить значение коэффициентов, с помощью приведенных ниже таблиц и подставив значения в формулу, перемножить. Получится сумма премии по полису ОСАГО.

Для примера расчета возьмем распространенный случай:

Автомобиль категории «В» (например Toyota RAV4). Мощность двигателя – 152 л.с. зарегистрирован в Московской области (например, г. Балашиха). Данное ТС мы уже страховали 2 года. Первый год обращений по полису ОСАГО не было. Второй год - было 1 ДТП, где один из водителей был виновным. Было одно обращение в страховую. Грубейших нарушений не было. (см. закон №40-ФЗ от 25.04.2002г. п3, ст.9) К управлению допущены 2 человека: мужчине - 30 лет и 5 лет стажа, женщине 27 лет и 1 год стажа.

Определяем базовый страховой тариф:

По таблице ниже. В нашем случае значение Тб будет равно 1980. Так как у нас легковой автомобиль категории «В», принадлежащий физическому лицу.

       Таблица 2 - Базовые страховые тарифы транспортных средств

Тип (категория) и назначение транспортного средства

Базовый страховой тариф (рублей)

Мотоциклы и мотороллеры (ТС категории "А")

1215

Легковые автомобили (ТС категории "В"):

- юридических лиц

- физических лиц, предпринимателей  без образования юридического  лица

 

2375

1980

Легковые автомобили (ТС категории "В"),

- используемые в качестве  такси

- прицепы к легковым  автомобилям, принадлежащим юридическим  лицам, к мотоциклам и мотороллерам

 

2965 

 

395

Грузовые автомобили (ТС категории "С"):

- с разрешенной максимальной  массой 16 тонн и менее

- с разрешенной максимальной массой более 16 тонн

- прицепы к грузовым  автомобилям, полуприцепы, прицепы-роспуски

 

2025

  3240 

810

Автобусы (ТС категории "D"):

- с числом пассажирских  мест до 20 включительно

- с числом пассажирских  мест более 20

 

1620

2025

Автобусы (ТС категории "D"),

- используемые в качестве  такси

- троллейбусы

- трамваи

 

2965

1620

1010




 

Определяем коэффициент, зависящий от территории преимущественного использования транспортного средства:

По таблице ниже. В нашем случае коэффициент, зависящий от территории преимущественного использования транспортного средства, будет равен 1,7. Так как место регистрации транспортного средства и собственника – Московская область.

        Таблица 3 - Коэффициент страховых тарифов в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства

Территория преимущественного использования транспортного средства:

(для юридических лиц - место регистрации транспортного  средства; для физических лиц - место  жительства собственника транспортного  средства)

Коэффициент для транспортного средства,

за исключением тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним

Коэффициент для тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним

Город Москва

2

1,2

Город Санкт-Петербург

1,8

1

Города и населенные пункты, расположенные в Московской области

1,7

1

Города и населенные пункты, расположенные в Ленинградской области, а также города Архангельск, Казань, Кемерово, Копейск, Краснодар, Красноярск, Нижний Новгород, Новокузнецк, Пермь, Сургут, Хабаровск, Челябинск, Ханты-Мансийск, Якутск

1,6

1

Города Арзамас, Астрахань, Барнаул, Благовещенск (Амурская область), Брянск, Владивосток, Владимир, Волгоград, Волжский, Вологда, Воронеж, Екатеринбург, Иваново, Ижевск, Иркутск, Калининград, Киров (Кировская область), Котлас, Курск, Липецк, Магнитогорск, Мурманск, Набережные Челны, Нижневартовск, Новороссийск, Новосибирск, Ноябрьск, Омск, Оренбург, Пенза, Ростов-на-Дону, Рязань, Самара, Саратов, Северодвинск, Сыктывкар, Тверь, Тольятти, Томск, Тула, Тюмень, Ульяновск, Уфа, Чебоксары, Череповец, Южно-Сахалинск, Ярославль

1,3

0,8




 

Определяем коэффициент, зависящий от наличия или отсутствия страховых выплат, произошедших в период действия предыдущих полисов ОСАГО:

Смысл коэффициента в том, чтобы тому кто ездит безаварийно снизить тариф на следующий год, а тому кто попадает в ДТП в течение срока договора – повысить.

Чтобы определить значение данного коэффициента для расчета страховой премии по ОСАГО на следующий год нужно взять текущий коэффициент, найти в таблице строку соответствующую данному классу на начала годового страхования и коэффициент значения. На пересечении этой строки со столбцом, соответствующим количеству страховых выплат, произведенных страховой компанией по вашему полису ОСАГО потерпевшим, будет указан класс страховых выплат, который нужно использовать для расчета нового полиса. Затем в первом столбце найти строку, соответствующую этому классу и во втором столбце по этой строке будет указано значение страховой выплаты, которое и нужно подставлять в формулу.

          Таблица 4 - коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат

Класс на начало годового срока страхования

Коэффициент значения

Класс по окончанию годового срока страхования с учётом наличия страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования

0 страховых выплат

1 страховая выплата

2 страховые выплаты

3 страховые выплаты

4 и более страховых  выплат

М

2,45

0

М

М

М

М

0

2,3

1

М

М

 М 

М

1

1,55

2

М

М

М

М

2

1,4

3

1

М

М

М

3

1

4

1

М

М

М

4

0,95

5

2

1

М

М

5

0,9

6

3

1

М

М

6

0,85

7

4

2

М

М

7

0,8

8

4

2

М

М

8

0,75

9

5

2

М

М

9

0,7

10

5

2

1

М

10

0,65

11

6

3

1

М

11

0,6

12

6

3

1

М

12

0,55

13

6

3

1

М

13

0,5

13

7

3

1

М


          Определяем коэффициент, зависящий от возраста и стажа водителя, допущенного к управлению транспортным средством:

По таблице ниже определяем данный коэффициент для каждого водителя, допущенного к управлению данным транспортным средством, и подставляем в формулу самое большое значение.

          Таблица 5 - Коэффициент страховых тарифов в зависимости от возраста и стажа водителя, допущенного к управлению транспортным средством

Возраст и стаж водителя ТС

Коэффициент

До 22 лет включительно со стажем вождения до 3 лет включительно

1,7

Более 22 лет со стажем вождения до 3 лет включительно

1,5

До 22 лет включительно со стажем вождения свыше 3 лет

1,3

Более 22 лет со стажем вождения свыше 3 лет

1


          Примечания:

Если договором обязательного страхования предусмотрено количество лиц, допущенных к управлению транспортным средством «без ограничения» (коэффициент КО = 1,5), то страховой тариф в этом случае берется равным 1(т.е. не используется).

В нашем примере количество лиц ограничено двумя.

Страховой тариф для мужчины -30 лет и 5 лет стажа будет равен 1, а для женщины - 27 лет и 1 год стажа будет равен 1,5.

В формулу подставляем страховой тариф с самым большим значением, то есть 1,5.

Определяем коэффициент, зависящий от наличия сведений о количестве лиц, допущенных к управлению транспортным средством:

Если количество лиц ограничено, то коэффициент берется равным 1 (т.е. не используется). Если же количество лиц, которые могут управлять транспортным средством не ограничено, то используем значения из таблицы.

      Таблица 6 - Коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия сведений о количестве лиц, допущенных к управлению транспортным средством

Сведения о количестве лиц, допущенных к управлению ТС

Коэффициент

Договор обязательного страхования предусматривает ограничение количества лиц, допущенных к управлению ТС

1

Договор обязательного страхования не предусматривает ограничения количества лиц, допущенных к управлению ТС

1,7

Информация о работе Структура страховой премии. Особенности расчета страховых премий по полису ОСАГО