Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 12:01, реферат
Пристальное внимание к вопросам страхования как со стороны ученых-экономистов, так и со стороны ученых-юристов, обусловлено тем, что страхование в современном мире с одной стороны является важным финансово-экономическим институтом, способствует обеспечению непрерывности процесса воспроизводства, является поставщиком долгосрочных кредитных ресурсов (так называемые «длинные деньги») для экономики и т.д., а с другой стороны, страховые отношения, как правило, имеют определенное юридическое оформление - договор страхования1. Кроме того, пристальное внимание юристов к страхованию обусловлено тем, что в страховой деятельности присутствует ряд так называемых пруденциальных2 норм, введение которых вызвано экономической необходимостью, и закреплено в страховом законодательстве.
Введение 3
1.Становление и развитие страхования 5
2. Существенные характеристики категории страхования с точки зрения ученого-экономиста 18
3. Существенные характеристики категории страхования с точки зрения ученого-юриста 22
4. Экономический и юридический подход к категории страхования и научная полемика 25
Заключение 33
Список использованной литературы 34
Развитие статистики,
разработка методов количественной
оценки риска позволяли определять величину
взноса в страховой фонд для каждого участника
страхования. Технологическая готовность
к проведению страхования и наличие капитала,
с одной стороны, и развитие промышленности,
которое вело к росту числа предпринимателей
и рисков (пожаров, взрывов, аварий и т.д.),
с другой стороны, привели к появлению
значительного числа страховых компаний.
К концу третьего этапа изменения производительных
сил и производственных отношений, конкуренция
на страховом рынке, укрупнение рисков
вели к концентрации и централизации
капитала. Возникают монополии на горизонтальной
и вертикальной основе. Создаются картели,
концерны, холдинги и другие виды объединений,
в том числе на страховом рынке. Первый
картель по страхованию от огня создан
в Лондоне в 1791 г., а по страхованию жизни
- в Шотландии в 1840 г. Первые ценовые картели
возникают в середине XIX в. В страховании
от огня, от несчастных случаев, градобития
и др.
В России, как и в других странах Европы, третий этап страхования начался со страхования торгового мореплавания и страхования от огня для обеспечения безопасности морской торговли в 1781 г. Екатерина II утвердила «Устав купеческого мореходства», который содержал положения морского страхования, в 1800 г. была создана первая Торговая страховая контора, в 1844 г. было учреждено Общество пароходства и страхования по рекам Волге и Каме.
Поскольку угроза
пожаров для России была весьма значительна,
российские подданные начали заключать
договоры страхования
с зарубежными страховщиками. Чтобы создать национальное страхование,
Екатерина II в 1786 г. издает Указ о введении
страхования как государственной монополии,
что было особенностью формирования страховых
отношений в России. Указом Екатерины
II учреждены государственные страховые
общества при Государственном заемном
и Государственном ассигнационном банках.
Эти общества проводили операции по страхованию
строений и товаров, а также страхование
на дожитие и страхование ренты. К началу
XIX в. государственное страхование практически
прекратилось.
В 1827 г. учреждено Первое российское страховое от огня общество, имевшее 20-летнюю монополию на ведение страховых операций в Москве, Петербурге и Одессе. В 1835 г. было создано Второе российское страховое от огня общество. В 1844т. введено страхование от огня для государственных крестьян.
С середины XIX в.
В России начинают активно создаваться
акционерные страховые
1856 г.), «Якорь» (1872 г.), «Россия» и «Волга»
(1881 г.).
Одновременно
с развитием акционерного страхования для снижения расходов
на страхование рядовых граждан в 1861 г.
был принят закон, положивший начало городскому
взаимному страхованию. Взаимным страховым
обществам, занимавшимся исключительно
огневым страхованием, предоставляли
преференции, благодаря которым к 1914 г.
число обществ достигло 170. Наряду с взаимным
царское правительство уделяло большое
внимание и земскому страхованию. Закон
от 7 апреля 1864 г. предоставил земствам
как территориальным органам самоуправления
возможность проводить страховые операции
в добровольной и обязательной формах.
К 1914 г. доля земского страхования в общем
объеме
страховых платежей составляла более
20%.
В 1834 г. в России
начинает проводиться страхование
жизни,
создается Русское общество для застрахования
пожизненных и других срочных доходов
и денежных капиталов. Несколько позже
появилось страхование от несчастных
случаев.
Четвертый этап
развития страхования начался в
конце XIX в.,
когда сложились основы страховой деятельности
в ее современном виде:
В период с 1861 по 1914 г. с ростом предпринимательской активности и бурным акционерным учредительством началось заключение соглашений между его участниками с установлением единых тарифов и правил страхования, расширение перестраховочной деятельности. К концу ХIХ в. страховые компании осознают необходимость в координации деятельности на международном уровне. В 1874 г. был создан Международный союз морских страховщиков, в 1878 г. - Международный союз страховщиков транспорта, в 1928 г. - Международный союз авиационных страховщиков. В 1953 г. образован Европейский комитет по страхованию.
К началу Первой
мировой войны организация
России практически не отличалась от таковой
в других государствах. Существовало несколько
типов организационно-правовых форм
страховщиков: акционерные общества (российские
и иностранные), общества взаимного страхования,
земские страховые общества, церковные
и войсковые страховщики, государственные
сберегательные и пенсионные кассы.
В организации страхования в России традиционно активно участвует государство. В 1894 г. издается Закон «О надзоре за деятельностью страховых учреждений и обществ», в 1898 г. – «О порядке помещения и хранения средств акционерных обществ и покрытии их обязательств». Если в XIX в. государство в основном организует страхование от огня, то в начале ХХ в. внимание было направлено на социальное и личное страхование. В 1912 г. был издан Закон «О страховании рабочих», в 1914 г. – «Об обязательном страховании рабочих и служащих», в 1916 г. – «О страховании доходов и капиталов в государственных сберегательных кассах».
Начавшиеся с
1914 г. социально-экономические
вызванные Первой мировой войной и политической
ситуацией в России, привели в конце 1917
г. к полному развалу страхового рынка.
После Октябрьской
революции 1917 г. над страховыми операциями
был установлен контроль, чтобы весьма
значительные капиталы
российских страховщиков не были переведены
за границу. Декретом СНК РСФСР от 28 ноября
1918 г. «Об организации страхового дела в Российской Республике»
была установлена государственная монополия
на страхование. Таким образом, утверждалось
единство организации страхового дела,
и государственное страхование осуществлялось
на всей территории страны единым предприятием
- Управлением государственного страхования
(Госстрахом).
В связи с
проведением политики военного коммунизма
и полным расстройством денежного
обращения в стране в 1919 г. было
отменено страхование жизни с аннулированием
всех ранее заключенных договоров, а в
декабре 1920 г. полностью отменено
государственное имущественное страхование.
Вместо него должен был быть введен порядок
бесплатной государственной помощи натурой
для трудовых хозяйств, пострадавших от
стихийных бедствий.
Переход к новой
экономической политике с марта 1921 г. потребовал
восстановления страхования, что и было
осуществлено
в октябре 1921 г. Декретом СНК РСФСР «О государственном
имущественном страховании», в соответствии
с которым был создан
Госстрах. Декретом вводилось имущественное
страхование частных хозяйств от пожаров,
падежа скота, градобития и транспортных
аварий. Государственное имущество, находящееся
в арендном или ином использовании частных
лиц и предприятий, подлежало обязательному
страхованию. Было введено обязательное
окладное страхование строений, скота
и посевов в сельской местности, заменившее
прежнее земское страхование. В 1922-1923 гг.
после денежной реформы законодательно
вводится личное страхование. Постановление
СНК СССР от 11 ноября 1924 г. закрепило монопольное
право Госстраха на осуществление страховых
операций, страхование перешло в ведение
государства.
В 1940 г. был принят Закон об обязательном страховании в хозяйствах граждан, который действовал до 1981 г., когда был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР «О государственном обязательном страховании имущества, принадлежащего гражданам». Этот Указ подтвердил обязательное страхование принадлежащих гражданам строений и сельскохозяйственных животных (крупного рогатого скота, лошадей).
С началом Великой
Отечественной войны в июне 1941 г. было
принято постановление СНК СССР, согласно
которому органы Госстраха были освобождены
от ответственности в связи с ущербом,
возникшим вследствие военных действий.
В период войны и послевоенное время страхование
используется в целях восстановления
хозяйства на территориях, освобожденных
от оккупации, в частности, путем введения
льготных тарифов.
После денежной
реформы 1947 г. в условиях стабильной
денежной системы развивается
(ранее минимальный срок страхования составлял
10 лет), что способствовало превращению
этого вида страхования в популярный
инструмент накопления денег населения.
В конце 1960-х гг. вводится страхование
детей и страхование к бракосочетанию.
Развивалось также обязательное страхование имущества колхозов. В 1968 г. было введено страхование урожая сельскохозяйственных культур от широкого перечня стихийных бедствий и несчастных случаев, включавших помимо прочего засуху и все необычные для данной местности явления, оказавшие неблагоприятное влияние на урожай. Такая широкая ответственность по страхованию урожая не имеет аналогов в мировой практике. С 1974 г. этот вид обязательного страхования распространен и на совхозы с целью укрепления финансовой устойчивости сельского хозяйства.
Государственная
монополия в области
Проведение страхования
в условиях планового хозяйства
и тотальной государственной
собственности не соответствовало
мировым традициям, но дало уникальный опыт.
Следует отметить, что Госстрах решал
проблемы социальной защищенности малообеспеченных
слоев населения, в частности проводилось
дешевое страхование от несчастных случаев,
страхование жизни, в том числе детей,
имущества граждан, автомобилей, строений,
животных. С помощью государственного
страхования был сформирован
мощный страховой фонд, за счет которого
неоднократно возмещался чрезвычайный
ущерб. Создана уникальная для того времени
система обязательного страхования урожая
сельскохозяйственных культур с широчайшим
объемом ответственности. К 1990 г. страховые
взносы по отношению к ВВП составляли
3% в условиях бесплатной медицины и государственной
собственности на средства производства.
Ресурсы государственного страхования
были уничтожены инфляцией 1990-1992 гг.
В июне 1990 г. Совет
Министров СССР принял Положение
об
акционерных обществах и обществах с ограниченной
ответственностью, которое подтвердило
возможность создания негосударственных
страховых компаний. Постановление от 16 августа 1990 г. «О мерах по демонополизации
народного хозяйства» способствовало
развитию конкуренции на российском страховом
рынке. В 1992 г. был принят Закон РСФСР «О
страховании», в последующей редакции
- Закон об организации страхового дела.
С этого времени страхование в России
развивается в целом в соответствии с
общемировыми традициями.
Как видно из истории страхования его развитие на протяжении веков характеризуется постоянным синтезом экономических и правовых аспектов. Стоит заметить, что если страхование, являясь финансово-экономической категорией по своей сути, признана решать экономические и социальные проблемы, возникающие в обществе, то, тем не менее, основу его развития, как в мировом масштабе, так и в отдельной взятой стране, занимает решение правовых вопросов. В следующих параграфах рассмотрим категорию страхования с экономической и правовой сторон и в рамках их взаимодействия.
Страхование является одной из древнейших экономических категорий, прошедшей через многие фазы развития общественных отношений. Зародившись в период разложения первобытно-общинного строя, оно постепенно стало непременным спутником общественного производства3.
Экономический (или правильнее сказать, «в большей степени экономический») подход к рассмотрению категории страхования представлен в следующих определениях.
Ф.В. Коньшин определяет данную категорию следующим образом: «страхование является одним из методов создания централизованного страхового фонда для возмещения за счет страховых взносов потерь в народном хозяйстве от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также для выплат соответствующих сумм в связи с наступлением определенных событий, связанных с жизнью и трудоспособностью застрахованных».
В Советской энциклопедии представлено следующее определение: «Страхование – это система мероприятий по созданию денежного (страхового) фонда, из средств которого производится возмещение ущерба и выплата иных денежных сумм в результате стихийных бедствий, несчастных случаев, наступления других событий4».
В Финансово-кредитном словаре дается такое определение: «Страхование – система экономических отношений, включающая образование за счет предприятий, организаций и населения специального фонда средств и использование его для возмещения ущерба в имуществе от стихийных бедствий и других неблагоприятных (случайных) явлений, а также для оказания гражданам (или их семьям) помощи при наступлении различных событий в их жизни (например, достижение определенного возраста, утрата трудоспособности). Страхование выражает особые экономические отношения, отличающиеся от бюджетных и кредитных5».
Информация о работе Существенные характеристика категории страхователя