Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 18:27, дипломная работа
Цель работы - выявить внутрирайонные различия в планировке и застройке г. Красноярска.
Для достижения поставленной цели необходимо решить поставленные задачи:
- дать определение градостроительного комплекса;
- изучить особенности и перспективы застройки г. Красноярск;
- изучить структуру Красноярского градостроительного комплекса;
- выявить условия и факторы развития отраслевой и территориальной структуры градостроительного комплекса г. Красноярска;
- провести анализ функционирования градостроительного комплекса города Красноярска;
- изучить возможности использования материалов дипломной работы в курсе географии средней школы.
Введение 3
Глава 1. Градостроительный комплекс как объект экономико-географического изучения. 5
1.1 Определение, значение и структура градостроительного комплекса. Формы организации и управления. 5
1.2 Современные проблемы и направления совершенствования застройки городов. 13
Глава 2. Характеристика градостроительного комплекса г. Красноярска. 21
2.1. Организационно - управленческая структура. 22
2.2. Условия и факторы развития и размещения градостроительного комплекса. 29
2.3. Внутрирайонные различия в планировке и застройке. 56
2.4. Особенности развития градостроительства в современных условиях. 61
Глава 3. Использование материала в курсе географии средней школы. 68
Заключение 86
Библиографический список 88
Приложения 93
Из вышеизложенного следует, что в системе капитального строительства организационные формы и организационные отношения между участниками инвестиционного процесса исключительно важны для достижения конечной цели строительства.
В капитальном строительстве получили распространение следующие организационные формы строительства: хозяйственный способ, подрядный способ, строительство объектов «под ключ», торги.
При хозяйственном способе строительство объектов осуществляется соб-ственными силами заказчика или инвестора. Для этого в организационной структуре заказчика создается строительно-монтажное подразделение, которое и осуществляет комплексное строительство объекта. Данный способ обычно при-меняют при реконструкции или расширении действующих предприятий, при строительстве небольших объектов на территории существующего предприятия, в сельском строительстве[16].
При хозяйственном способе строительно-монтажные участки или управ- ления, как правило, характеризуются слабой оснащенностью высокопроизво-дительной специализированной техникой, невысоким уровнем квалификации рабочих, неритмичностью строительных процессов, текучестью строительных кадров, низким уровнем производительности труда. Все это не способствует индустриализации строительства, созданию высококвалифицированных строите- льных коллективов. Однако имеются и преимущества: сокращение времени на всевозможные согласования, связанные с привлечением подрядных строите- льных организаций, общая заинтересованность коллектива действующего пред-приятия и строительного управления в быстром и качественном осуществлении проводимых работ по реконструкции, перевооружению или расширению предприятия, единство руководства эксплуатации и строительства объекта.
При подрядном способе строительство объекта осуществляется постоянно действующими специальными строительными и монтажными организациями по договорам с заказчиком, которые имеют собственные материально-технические базы, средства механизации и транспорта, постоянные строительно-монтажные кадры соответствующих специальностей и опираются в своей деятельности на крупное механизированное промышленное производство строительных конс-трукций, деталей полуфабрикатов. Этот способ строительства является основ-ным[16].
Подрядный способ работ предполагает заключение между заказчиком и подрядчиком договора на весь период строительства до полного завершения стройки. Этот договор носит название генерального. Все взаимоотношения меж-ду участниками процесса строительства регулируются «Правилами о договорах подряда на капитальное строительство», «Правилами финансирования строительства и договорами подряда»[23].
Заказчик предоставляет подрядчику площадку для строительства, свое-временно передает ему утвержденную проектно-сметную документацию, обес-печивает финансирование, поставляет технологическое, энергетическое и дру-гие виды оборудования.
Заказчик проводит комплексное опробование оборудования с участием заинтересованных сторон, обеспечивает шеф-монтаж заводов-изготовителей, про- водит наладку технологических процессов и вместе с генеральным подрядчиком обеспечивает ввод в действие производственных мощностей и объектов строи- тельства.
В процессе строительства заказчик осуществляет технический надзор за ходом строительства, контроль за соответствием фактических объемов, стои- мости и качества выполняемых работ, а также технических условий на произ-водство и приемку работ. Обеспечивает приемку и оплату законченных строи-тельством объектов и отдельных этапов работ, рассчитывается с подрядчиком за принятую законченную строительную продукцию.
В последние
годы широкое распространение
Опыт отечественного и зарубежного строительства показывает, что организационные формы строительства оказывают существенное влияние на эффективность капитального строительства[16].
1.2. Современные проблемы и направления совершенствования застройки городов.
Перемены в представлениях о перспективах градостроительства воз-никли в результате изменений в массовом и профессиональном сознании. Они стали следствием нового отношения к экологии, историческому архит-ектурному наследию и культуре. Возникли идеи устойчивого развития горо-дов, систем расселения, укрепления взаимосвязей общества с природным окружением. Повысилось внимание общественности к охране и реставрации памятников истории, культуры и архитектуры, к образному контексту, включающему своеобразие города.
Образ города, его «лицо» определяется, прежде всего, социальными условиями жизни общества, конкретными историческими судьбами, его ролью в жизни страны, уровнем развития культуры, национальными особен-ностями, географическими и природными факторами. Кроме того, образ города определяется его функциональной характеристикой, профилем его профессионализации, как города промышленного, сельскохозяйственного, города науки, отдыха, города портового и пр.[5].
Выявление перспектив развития города, как любого живого организма, при сохранении его «лица» — главная задача градостроителей.
В отличие от концепций градостроительства начала ХХ века, основным методом развития большинства городов России становится реконструкция. На рубеже веков реконструкция становится одной из важнейших тенденций и в мировом зодчестве. Она охватывает все сферы профессиональной градо-строительной деятельности: организационный, инвестиционный, проектный, объем композиционный, реставрационный дизайн. Огромный шаг вперед был сделан в области реконструкции типовых и уникальных зданий и сору-жений, реставрации исторической застройки, воссоздания утраченных памят-ников истории и архитектуры[34].
Особое значение проектировщики придают реконструкции обществен-ных центров городов и районов, ведь именно здесь происходит концентрация деловой, общественной и культурной жизни города. Не осталось без вни-мания как строительство новых центров, так и реконструкция старых. При создании образа города особое внимание обращается на бережное отношение к историческому архитектурному наследию
Наряду с повышенным интересом к возрождению, застройке и благо-устройству центров исторических городов, идет активное освоение свобо-дных территорий и территорий сносимой ветхой застройки внутри города, уплотнение застройки центральных районов, включая исторические центры. Этот процесс отражает стремление к экономической эффективности исполь-зования городских территорий.
Одно из направлений улучшения структуры города — совершенст-вование или изменение функционального зонирования. Внимание градо-строителей привлекают производственные территории и прилегающие к ним санитарно-защитные зоны. Все чаще они рассматриваются как резерв для размещения выставочных, торговых, ярмарочных, складских построек, пред-приятий транспортного обслуживания (парки, гаражи, СТО).
С ростом городов и уплотнением застройки, все более остро встают проблемы улучшения транспортной структуры городов. За последнее десяти-летие значительно увеличились капиталовложения в улучшение дорожно-транспортной сети городов, расширение транспортных артерий города с целью увеличения их пропускной способности, формирование автомо-бильных развязок. Рост пассажиропотоков в крупных городах регулируется за счет создания новых станций метрополитена, а также общей создания пешеходных улиц и комплексов.
Многое в нашем городском окружении зависит, казалось бы, от мелочей: функционального зонирования малых городских пространств (дворов, сквериков, мини-рынков и т.п.), размещения остановок общест-венного транспорта, наружной рекламы, малых архитектурных форм и пр. Городской дизайн как самостоятельная художественная сфера в нашей стра-не сравнительно молол, но поле деятельности у него сейчас невероятно огро-мное. Правильное размещение отдельных элементов и комплексов малых архитектурных форм, рекламы, скульптуры, грамотный подбор сортов зе-леных насаждений по их эстетическим свойствам, воспринимаемым, как пра-вило, на уровне человеческого глаза, позволят воздействовать на подсозна-ние горожан, воспитывая их вкус и культуру[34].
Создание комфортного
Создание парков и скверов стало программным направлением в градо-строительном искусстве России.
Изучение и проектирование городов требует интеграции подходов и применения различных наук, создания интернаучных урбанистических кон-цепций, осмысления города как феномена современного мира, в котором человечеству приходится решать необычайные по сложности и значению социальные, экономические, географические и градостроительные проблемы.
Проблема развития градостроительного комплекса г. Красноярска в последние годы встала как никогда остро.
Строительная отрасль почувствовала падение спроса в результате мир- ового финансового кризиса. Бурный рост объемов кредитования и высокие темпы роста экономики привели к значительному росту строительной отра- сли – за последний год объемы строительства выросли на 64%. Рост строите- льства не был подкреплен будущим долгосрочным стабильным спросом на недвижимость[31].
В чрезвычайно тяжелом положении
оказались хозяйствующие
Напрашивается вывод: капитальное строительство в России оказалось в положении заложника существующей финансовой системы. Все большая часть создаваемого экономикой национального продукта, абсолютная масса которого ежегодно уменьшается, трансформируется в налоги, используемые бюджетами всех уровней для поддержания в равновесии самой финансовой системы, эксплуатирующей больную экономику[18].
Существует ряд проблем, которые ограничивают возможности нор-мального функционирования предприятий в этой области. Среди них:
- устаревшая сметно-нормативная база;
- задолженность федерального
- инфляция;
- частое изменение индексов
цен на некоторые виды
- отсутствие инвестиций;
- налогообложение.
Переход на саморегулирование в строительстве – одна из главных тем всех проводившихся в последнее время форумов этой отрасли.
Оценивая ситуацию с саморегулированием, строители были практи-чески единодушны: саморегулирование "сложилось" не так, как предпо-лагали регионы. Требования закона 148-ФЗ "О внесении изменений в Градо-строительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не позволяют создать саморегулируемые орга-низации во всех субъектах РФ Сибирского федерального округа[2].
Сибирские строители солидарны в оценке роли государства в строите- льстве. По общему мнению, неопределенность целей, задач и направлений развития строительной отрасли, отсутствие четкой перспективной государс- твенной политики негативно сказываются на развитии отрасли. Основными проблемами отрасли являются - частая сменяемость органа управления строительной отраслью на федеральном уровне, отсутствие ясности по сро-кам и исполнителям в вопросах формирования нормативной базы строи- тельства на федеральном уровне, отсутствие условий для развития малого бизнеса в строительстве в свете принятых законодательных актов [1], хрони- ческое отставание подготовки коммунальной, дорожной и социальной инфраструктур земельных участков, предназначенных для жилищного строи- тельства, сложность и длительность процедур землеотвода для строительства жилья и линейно-протяженных объектов, дороговизна земельных участков и безальтернативность форм их выделения, неурегулированность процедур государственного учета объектов недвижимости и регистрации прав на эти объекты, повсеместное отставание в сроках подготовки градостроительной документации[5].
Для подъема технологического уровня отрасли, укрепления предпри- ятий строительной сферы необходимо совершение государством ряда конк- ретных шагов. Необходимо ускорить принятие стратегии развития Сибири и долгосрочной стратегии массового жилищного строительства; ускорить при- нятие подзаконных актов к Федеральному закону № 148-ФЗ в части назна- чения государственных регулирующих и надзорных органов; внести поправки в действующее законодательство в части обеспечения правового функционирования государственных предприятий и организаций малого биз- неса на строительном рынке РФ; ускорить принятие технических регламе- нтов "О безопасности зданий и сооружений", "О безопасности строительных материалов" и основополагающих Сводов правил[2].
По мнению строителей, необходимо также передать полномочия РФ по вопросам землеотвода субъектам РФ, в том числе по неразграниченным зем- лям; разработать механизм государственной поддержки (льготное налого-обложение инвестиций в основной капитал, возмещение части банковской ставки по инвестиционным кредитам) развития стройиндустрии и промыш-ленности строительных материалов в регионах Сибири; внедрить принцип "одного окна" в систему государственного учета объектов недвижимости и регистрации прав на них.
Необходимы изменения
в Градостроительный кодекс РФ и
Земельный кодекс РФ в части особенностей
землеотвода для линейно-
Информация о работе Экономико – географические аспекты застройки г. Красноярска