Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2013 в 17:01, курсовая работа
Земляное полотно – наиболее ответственный элемент железнодорожного пути, оно является несущей конструкцией, воспринимающей нагрузки от подвижного состава и веса верхнего строения пути и упруго передающей её на основание. Земляное полотно должно быть надёжной конструкцией, то есть обеспечивать устойчивость земляных масс, прочность и стабильность. От надёжности земляного полотна зависят технические скорости движения поездов и разрешающая статическая нагрузка на рельсы, передаваемая от колесных пар вагонов, провозная и пропускная способность железнодорожных линий.
Титул
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Земляное полотно – наиболее ответственный элемент железнодорожного пути, оно является несущей конструкцией, воспринимающей нагрузки от подвижного состава и веса верхнего строения пути и упруго передающей её на основание. Земляное полотно должно быть надёжной конструкцией, то есть обеспечивать устойчивость земляных масс, прочность и стабильность. От надёжности земляного полотна зависят технические скорости движения поездов и разрешающая статическая нагрузка на рельсы, передаваемая от колесных пар вагонов, провозная и пропускная способность железнодорожных линий.
В данном курсовом проекте решаются следующие вопросы:
- проектируется поперечный профиль пойменной насыпи;
- определяются напряжения и требуемая плотность грунта пойменной
насыпи;
- выбирается укрепление откосов и определяется отметка бермы;
- производится расчет тела насыпи на устойчивость;
- определяются ожидаемые осадки основания насыпи;
- проектируется поперечный профиль выемки;
- производится расчет устойчивости грунтовых масс;
- проектируются противопучинные мероприятия;
- проектируются мероприятия по отводу грунтовых и паводковых вод.
Грунт тела насыпи – песок средней крупности.
Грунт основания насыпи - суглинок тяжелый.
Таблица 1 - Физико-технические характеристики грунтов
№ п/п |
Вид грунта |
Nгрунта |
W,% |
Характеристики грунта | ||||||||
С, кПа |
j, град |
gуд , кПа |
Wм, Wр, % |
WL, % |
Jp, % |
aкп, м |
J0, доли |
Kф, м/с | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
1 |
Песок средней крупности |
3в |
18 |
3 |
36 |
26,5 |
6 |
- |
- |
0,2 |
0,007 |
1×10-4 |
2 |
Суглинок тяжелый |
12в |
26 |
10 |
17 |
27,1 |
20 |
33 |
13 |
1,4 |
0,009 |
1×10-9 |
Примечание: В таблице 1 приняты следующие обозначения:
W – природная влажность;
с – удельное сцепление грунта;
j - угол внутреннего трения грунта
gуд – плотность частиц грунта;
Wм - максимальная молекулярная влагоемкость;
Wр - влажность на границе раскатывания;
WL - влажность на границе текучести;
Jp - число пластичности;
aкп - высота капиллярного поднятия воды;
J0 - средний уклон кривой депрессии;
Кф - коэффициент фильтрации.
№ грунта |
Вид грунта |
Ветвь компрес-сионной кривой |
Значение коэффициента пористости ε при давлении, кПа | ||||||
0 |
100 |
200 |
300 |
400 |
500 |
600 | |||
3в |
Песок мелкий |
Нагрузки |
0,630 |
0,578 |
0,550 |
0,528 |
0,510 |
0,494 |
0,482 |
Разгрузки |
0,540 |
0,520 |
0,506 |
0,496 |
0,490 |
0,485 |
0,482 | ||
12а |
Суглинок тяжелый |
Нагрузки |
0,872 |
0,806 |
0,748 |
0,712 |
0,686 |
0,666 |
0,650 |
Разгрузки |
0,736 |
0,708 |
0,690 |
0,675 |
0,663 |
0,655 |
0,650 |
Таблица 2- Данные для построения компрессионных кривых.
По данным таблицы 2 строим компрессионные кривые для грунтов 3в и 12в.
Рисунок 2 - Компрессионные кривые для грунта основания (суглинок тяжелый)
1.2 Проектирование поперечного профиля насыпи
Определяем высоту пойменной насыпи:
, (1)
где ОПБ - отметка профильной бровки земляного полотна (по заданию ОПБ=579,4 м);
ОЗ - отметка земли (по заданию ОЗ=560,9 м).
Ширина основной площадки земляного полотна зависит от категории дороги и количества путей. Для двухпутной линии 3 категории в кривом участке пути (радиус кривой 1550 м) ширина основной площадки будет равна:
, (2)
где В - ширина основной площадки по СТН для однопутной линии (6,4 м);
М - величина нормального междупутья (4,1 м);
Δгу - габаритное уширение междупутья в кривой (0,08 м);
Δот кривой - уширение земляного полотна с наружной стороны в кривой (0,4 м).
Основная площадка имеет горизонтальную поверхность, т.к. для тела насыпи используется дренирующий грунт - песок средней крупности. Крутизна откосов назначается по СТН Ц-01-95 в зависимости от грунта тела насыпи. Для песка средней крупности откос 1:1,5 до отметки бермы. Подтопляемый откос берм должен быть запроектирован 1:2. Ширину берм назначаем равной 4 м.
Бермы на пойменной насыпи предназначены для защиты её от разрушения водой, а также для усиления общей устойчивости. Отметка верхней границы укрепления откоса (отметка бермы) определяется по формуле:
, (3)
где ГВВ - отметка горизонта высоких вод (по заданию ГВВ=567,6 м);
Ннак - величина превышения отметки горизонта высоких вод,
, (4)
где hпод - высота подпора воды под мостом (по заданию hпод=0,28);
ΔH - высота ветрового нагона ( ΔH=0,1);
а - запас для насыпей у больших и средних мостов (а=0,5 м);
hнак - высота наката воды на откос определяется по формуле:
, (5)
где kШ – коэффициент шероховатости и проницаемости, kШ = 0,9;
m – заложение откоса, m = 2;
λ - длина волны (по заданию λ=10,20);
h - высота волны (по заданию h=0,83) ;
kb= , (6)
где угол между направлением волны и линией уреза, = 54 ;
kb= = 0,873;
Определяем высоту наката волны на откос:
;
Определяем величину превышения отметки горизонта высоких вод:
Определяем отметку бермы:
Поперечный профиль насыпи вычерчивается в масштабе 1:100 (Чертёж 1).
1.3 Определение нагрузки в теле насыпи
Силами, вызывающими напряженное состояние грунтов, являются:
- нагрузка от подвижного состава (Рп);
- вес верхнего строения пути (Рвс);
Нагрузка от подвижного состава принимается в зависимости от скорости движения, типа вагонов, осевых нагрузок вагонов и типа верхнего строения пути, Рп = 75 кПа.
Внешние нагрузки от веса верхнего строения пути принимаются в зависимости от типа верхнего строения пути, Рвс = 15 кПа.
Эпюры нагрузок Рп и Рвс принимаются трапецеидальной формы, для упрощения расчетов они могут быть приняты прямоугольной формы.
Чертеж 1
Рисунок 3 - Эпюра
нагрузок от подвижного состава(Рп) и ВСП
(Рвс)
1.4 Определение требуемой плотности грунтов в теле насыпи
Разбиваем насыпь на слои. 1 слой толщиной 2,5 м, 2-5 слои по 4 м. Точка 0 - отметка профильной бровки, точка 5 - отметка земли.
Общее напряжение sо в данной точке от всех давлений определяют по формуле:
где sр – напряжение в теле насыпи от поездной (временной) нагрузки;
σвс – напряжение в теле насыпи от веса верхнего строения пути;
σγ – напряжение в теле насыпи от веса столба грунта под рассматриваемым сечением;
Расчетное значение коэффициента пористости грунта определяется для грунта тела насыпи по формуле:
где k – коэффициент многократности приложения нагрузки, k (т.0) = 1,6; k (т.1) = 1,4; k (т.2, 3, 4, 5) = 1,25;
εан - коэффициент пористости грунта тела насыпи по компрессионной кривой от действия постоянных нагрузок;
lа - разность между коэффициентами пористости по ветвям нагрузки и разгрузки для грунта тела насыпи от действия постоянных нагрузок ( по компрессионной кривой);
l0 - разность между коэффициентами пористости по ветвям нагрузки и разгрузки для грунта тела насыпи от действия общих нагрузок (по компрессионной кривой).
Далее определяется требуемая плотность грунта:
Объемный вес грунта находится по формуле:
где W – природная влажность грунта.
Затем находятся значения нормальных напряжений:
По аналогии ведутся расчеты для точек 1, 2, 3, 4 и 5.
Подсчеты напряжений и требуемой плотности грунта в теле насыпи выполнены в табличной форме (таблица 3).
По полученным величинам и строим графики (рисунок 4).
Таблица 3
Рисунок 4 - Графики напряжений и требуемой плотности грунта в теле насыпи
Далее определяем среднее значение величин и .
1.5 Расчет устойчивости откоса насыпи графоаналитическим методом
Расчет устойчивости откосов целесообразно выполнять в табличной форме (таблица 4).
Таблица 4
1.5.1 Опредение расчетных характеристик грунта насыпи и основания с учетом водонасыщения и подтопления
Определяем расчетные характеристики грунтов насыпи с учетом водонасыщения их в зоне подтопления. При этом учитываем, что при водонасыщении грунты существенно снижают прочностные характеристики и взвешиваются водой в затопленной зоне насыпи.
а) характеристики грунта тела насыпи выше границы подтопления, то есть выше кривой депрессии (слой 1) принимается по данным расчета плотности и по исходным данным.
где и – данные угла внутреннего трения грунта и сцепления грунта для тела насыпи из песка средней, соответственно равны 36 и 3 кПа.
б) характеристики грунта тела насыпи в зоне гравитационных вод (слой 2).
(12)
(13)
в) характеристики грунта основания насыпи (слой 3) берем из исходных данных с учетом водонасыщения в зоне затопления.
(15)
Информация о работе Проектирование и расчет земляного полотна