Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 20:30, курс лекций
Сопротивление материалов - наука о прочности, жесткости и устойчивости элементов инженерных конструкций. Методами сопротивления материалов выполняются расчеты, на основании которых определяются необходимые размеры деталей машин и конструкций инженерных сооружений. В курсе теоретической механики тела принимаются абсолютно твердыми. В отличии от этого сопротивление материалов наделяет реальные тела свойствами деформируемости – изменяемости геометрических размеров, форм.
Тема 1. Введение. Основные понятия
Тема 3. Чистой сдвиг. Практические примеры расчета на сдвиг
Тема 4. Напряженное состояние в точке
Тема 5. Геометрические характеристики плоских сечений
Тема 6. Кручение
Тема 8. Общие методы определения перемещений в произвольных произвольно нагруженных системах. Статически неопределимые системы
Тема 9. Основы теории напряженного и деформированного состояния
Тема 10. Расчет тонкостенных оболочек и толстостенных цилиндрических труб
Тема 11. Сложное сопротивление. Косой изгиб
Тема 12. Устойчивость равновесия деформированных систем
Тема 13. Прочность при напряжениях, циклически изменяющихся во времени
Тема 14. Динамическая нагрузка
Тема 15. Упругие колебания
Таким образом,
В момент t, когда груз переместится на расстояние х и стержень получит такую же дополнительную деформацию х, потенциальная энергия груза уменьшится на Qx, а сила упругого сопротивления стержня и статическая деформация его увеличатся в отношении . Поэтому
|
(5) |
Кинетическая энергия
Предположим, что при колебаниях перемещения всех сечений стержня по отношению к закрепленному концу меняются по тому же закону, что и при статическом растяжении, т. е. пропорционально расстоянию от закрепленного сечения. Таким образом, если нижнее сечение стержня переместилось на величину х, то сечение, отстоящее от места защемления на , переместится на величину , скорость этого сечения будет равна . Живая сила элемента стержня длиной , отстоящего на от закрепленного конца, будет равна:
Кинетическая энергия всего стержня будет равна сумме величин , т.е.
Таким образом, живая сила стержня равна живой силе груза, имеющего массу , т. е. равную трети массы стержня, и двигающегося с той же скоростью х', что и груз Q. Полная же кинетическая энергия системы груз — стержень будет:
Подставляя Т и выражение U (4) в уравнение (5), дифференцируем последнее по t и находим:
или
Здесь — статическая деформация от груза . Полученное дифференциальное уравнение движения с учетом массы колеблющегося стержня отличается от полученного ранее уравнения только величиной множителя при х и полностью совпадает с ним, если пренебречь массой стержня. Поэтому поправка на массу стержня, которую нужно ввести в предыдущие расчеты, состоит в том, что при определении частоты свободных колебаний стержня статическая деформация его вычисляется не от груза Q, но от груза Q, сложенного с одной третью веса стержня. Таким образом, учет массы колеблющегося стержня уменьшает частоту свободных колебаний и увеличивает их период. Величину называют приведенной массой стержня.
Вопросы для самопроверки
Какие колебания называются свободные, а какие - вынужденными? Что называется степенью свободы системы? Какие имеются способы отхода от резонанса? Какая существует связь между частотой, круговой частотой и периодом колебаний? Как выполняется расчет на прочность конструкций при вынужденных колебаниях?