Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 21:16, дипломная работа
Целями написания данной работы является изучение проблем борьбы с незаконным оборотом через таможенную границу стран Таможенного союза наркотических средств и психотропных веществ, изучение анти-наркотической политики РФ и зарубежных стран.
Введение…………………………………………………………………………..5
ГЛАВА 1. Правовая основа борьбы с контрабандой наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров……………………………………10
1.1. Международное законодательство и законодательство Таможенного союза по борьбе с контрабандой и незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров…..10
1.2. Основные правовые проблемы борьбы с незаконным оборотом наркотиков через таможенную границу………………………………….14
1.3. Проблемы выявления и задержания перевозчиков наркотических средств и психотропных веществ…………………………………………17
ГЛАВА 2. Понятие контрабанды наркотических средств и способы сокрытия наркотических средств при незаконном перемещении через таможенную границу…………………………………………………………….22
2.1. Способы сокрытия наркотических средств при незаконном перемещении их через таможенную границу авиационным транспортом и мероприятия, направленные на выявление контрабанды наркотиков на воздушных судах…………...22
2.2. Классификация основных наркотических средств, используемых в незаконном международном обороте…………………30
2.3. Некоторые используемые методы выявления контрабанды наркотиков при таможенном оформлении и досмотре..44
ГЛАВА 3. Использование авиационного транспорта, как основного канала экспресс-доставки наркотических средств…………………………………..48
3.1. Организация работы таможенных органов по выявлению наркокурьеров в пассажиропотоке………………………………………48
3.2. Организация работы таможенных органов по выявлению наркотиков в багаже пассажиров…………………………………………61
3.3. Выявление контрабанды, сокрытой в грузах, перемещаемых авиационным транспортом………………………………………………...67
Заключение………………………………………………………………………..85
Список использованной литературы…………………………………………..88
Во-первых, хотя законодательство и предусматривает медицинское освидетельствование, однако его проведение значительно ограничено конкретными целями. Статья 27.12 КоАП РФ предусматривает, что медицинское освидетельствование производится лишь для определения состояния опьянения и только в случаях принятия решения об отстранении от управления транспортным средством. Статья 44 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» также указывает лишь на такую цель медицинского освидетельствования, как определение состояния наркотического опьянения.
Освидетельствование, производимое в рамках уголовного дела, имеет своей целью обнаружение следов и предметов преступления на теле обследуемого, а не внутри его. Так, ст. 179 УПК РФ предусматривает, что «для обнаружения на теле человека особых примет, следов преступления, телесных повреждений, выявления состояния опьянения или иных свойств и признаков, имеющих значение для уголовного дела, если для этого не требуется производства судебной экспертизы, может быть произведено освидетельствование подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего…». Таким образом, ни в уголовно-процессуальном законе, ни в КоАП РФ нет правовых оснований для проведения медицинского освидетельствования на предмет обнаружения сокрытых наркотиков внутри обследуемого лица.
Во-вторых, особенно в последнее время, на практике бывают случаи, когда при производстве личного досмотра или при личном обыске используется рентгеноскопия (рентгеновский фазовый анализ) с последующим указанием в протоколах хода и результатов этого действия; на наш взгляд, подобное применение данных технических средств пока также не имеет своего законодательного регламентирования.
Так, ст. 27.7 КоАП РФ предусматривает личный досмотр для обнаружения «орудий совершения либо предметов административного правонарушения», находящихся при физическом лице, а не сокрытых внутри его. Личный обыск подозреваемого или обвиняемого по уголовному делу также предполагает поисковые действия снаружи человека, а не внутри его. Личный обыск может быть произведен «при наличии достаточных оснований полагать, что лицо… скрывает при себе предметы или документы, которые могут иметь значение для уголовного дела» (ст. 184 УПК РФ). Следовательно, использование в ходе вышеуказанных действий средств рентгеноскопии для обнаружения наркотиков, сокрытых внутриполостным способом, не предусматривается законодательством.
Статья 26.8 КоАП РФ под техническими средствами понимает только «измерительные приборы, утвержденные в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую поверку».
Норма, предусмотренная в ч. 6 ст. 164 УПК РФ, которая говорит о возможности применения технических средств и способов обнаружения, фиксации и изъятия следов преступлений и вещественных доказательств, в ходе производства следственных действий представляется очень обобщенной, поскольку не раскрывает, что понимается в УПК под техническими средствами и способами обнаружения, фиксации и изъятия следов преступлений и вещественных доказательств, а также основные направления использования данных средств. Помимо этого в связи с отсутствием в определении личного обыска (ст. 184 УПК РФ) и освидетельствования (ст. 179 УПК РФ) указания на возможность поисковых действий, направленных на обнаружение предметов преступления внутри человеческого организма, ч. 6 ст. 164 УПК РФ в этом аспекте понимается как декларативная.
Порядок проведения личного досмотра, предусмотренный ст. 373 Таможенного кодекса ТС, также не предусматривает возможности применения технических средств. При этом, в отличие от ТК РФ 1993 г., личный досмотр по новому таможенному законодательству является исключительной формой таможенного контроля и может быть проведен только на основании решения начальника таможенного органа при наличии оснований предполагать, что физическое лицо, следующее через Государственную границу Российской Федерации и находящееся в зоне таможенного контроля или транзитной зоне аэропорта, открытого для международного сообщения, скрывает при себе и добровольно не выдает товары, запрещенные соответственно к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза и вывозу с этой территории или перемещаемые с нарушением порядка, установленного Таможенным кодексом. Поэтому, например, инспектор Шереметьевской таможни должен получить разрешение на проведение личного досмотра у начальника, который имеет звание генерала. Это, по сути, то же самое, как если бы оперуполномоченный уголовного розыска обращался бы каждый раз за подобным разрешением к руководителю ГУВД. Подобное «новшество» таможенного законодательства уже было подвергнуто серьезной критике со стороны ученых.
Ныне действующий порядок проведения личного досмотра не предусматривает производство рентгенологических исследований, он включает: осмотр всех мелких предметов (трость, зонт, портмоне, зажигалка, авторучка, портсигар и т. п.), верхней одежды, обуви и головного убора досматриваемого лица; ощупывание поверх нательного белья всего тела досматриваемого лица; обследование тела досматриваемого лица (осмотр волос, кистей рук, ступней ног и т. д.). В связи с этим возможны ситуации, когда лицо, подозреваемое в совершении незаконной перевозки наркотиков, может отказаться от добровольной их выдачи и от медицинских рентгенорадиологических процедур, что не позволит обнаружить наркотик, приведет к гибели задержанного от интоксикации и затруднит раскрытие данного преступления.
Считаю, что выявленные недостатки действующего уголовно-процессуального, административного и таможенного законодательства должны найти свое законодательное решение.
ГЛАВА 2. Понятие контрабанды наркотических средств и способы сокрытия наркотических средств при незаконном перемещении через таможенную границу.
Контрабанда наркотиков, согласно статье 219 таможенного кодекса Российской Федерации 1994г. (в 2003г. - был принят новый ТК РФ, в 2010 — ТК ТС, в этих кодексах понятие «Контрабанда» - отсутствует) - это перемещение через таможенную границу Российской Федерации помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с не декларированием или недостоверным декларированием наркотических средств, психотропных, сильнодействующих или ядовитых веществ, которое в соответствии со статьей 229 ч. 1 Уголовного кодекса Российской Федерации наказывается лишением свободы на срок до двадцати лет. Согласно статьи 228 УК РФ, незаконное изготовление, приобретение, перевозка и пересылка либо сбыт, наркотических средств или психотропных веществ наказывается лишением свободы на срок от 3 до 7 лет с конфискацией имущества или без таковой.
Размеры наркотических средств при классификации значения не имеют. (Незаконный провоз через таможенную границу Таможенного союза любого количества наркотических средств рассматривается как контрабанда).
Поскольку значительный объем (50-75 %) наркотических средств и психотропных веществ, изъятых из незаконного оборота, поступает в нашу страну путем контрабанды через границы с другими странами, то основным методом борьбы с этим видом контрабанды является охрана границ и пунктов въезда. Это требует координации усилий всех правоохранительных органов. Наша страна имеет достаточно протяженную границу. Через нее проходит большой объем международной торговли и туризма, большой поток транзитных перевозок. Весьма трудно фактически проверить всех въезжающих и выезжающих лиц, транспортные средства и грузы. Поэтому проблема усиления эффективности борьбы с незаконным оборотом наркотиков включает в себя, в том числе, и повышение информированности сотрудников таможенных органов по вопросам существующих на практике способов сокрытия и ухищрениям, применяемым при контрабанде наркотиков на автомобильном, морском и авиационном транспортах.
Широко известны следующие виды сокрытия при контрабанде наркотиков авиационным транспортом:
1) В багаже:
а) Среди личных вещей, в обуви (обувь, как надетая на пассажира, так и упакованная в багаже, продолжает оставаться одним из часто используемых способов контрабандной перевозки наркотиков);
б) закамуфлированные под предметы (статуэтки, продукты питания и т.д.);
с) в тайниках, оборудованных в чемоданах, коробках, сумках (двойное дно, в стенках, в ручках, пропитка и т.д.).
2) В ручной клади:
а) в технике (ноутбуках, видео и аудио плеерах, парфюмерных флаконах и т.д.);
б) среди вещей без сокрытия;
с) двойное дно сумок, фальшь стенки и т.д.
а) пропитка;
б) в карманах;
с) «двойное» белье;
д) в подкладке.
4) На теле:
а) в прямой кишке;
б) в желудочно-кишечном тракте;
с) вагинальное сокрытие;
д) мышечная ткань. Хирургическая имплантация в мягкие ткани;
е) во рту.
В приложении имеются фотографии.
Помимо вышеперечисленных способов сокрытия, которые могут использоваться наркокурьерами, конечно не только для экспресс-доставки наркотиков авиационным транспортом, но и любым другим транспортом, перевозчики наркотических средств для транспортировки крупных и особо крупных партий наркотиков используют тайники самолетов, судов, автомобилей.
ТАЙНИК – Помещение, место, служащее тайным убежищем или хранилищем.
Возможные места сокрытия контрабанды в самолете:
Салон:
Такие же или примерно такие места сокрытия контрабандных товаров используются и при перевозке их автомобильным, морским и железнодорожным транспортом.
В целях обнаружения и пресечения нарушения таможенных правил, недопущения нарушения порядка ввоза и вывоза грузов, которые запрещены законодательством к ввозу или вывозу из Российской Федерации, таможенными органами проводится досмотр всех российских и иностранных воздушных судов гражданской авиации, а также военно-транспортной авиации, совершающих международные полёты (за исключением воздушных судов, осуществляющих кратковременную остановку в пункте пропуска).
Современное воздушное судно представляет собой сложное техническое сооружение. На транспортных и пассажирских самолетах много таких помещений, которые могут использоваться для сокрытия контрабанды. Я их описала выше. Сотруднику таможенных органов необходимо хорошо знать такие места на воздушных судах. Для этого необходимо знать общее устройство самолета и характерные особенности их различных типов.
Российские и иностранные воздушные суда, выполняющие международные полёты, досматриваются таможенными нарядами в присутствии одного из членов экипажа или работников наземной технической службы. Досмотры воздушных судов осуществляются при отлёте заграницу: до начала посадки в них пассажиров и погрузки багажа (грузов), по прилёту: после высадки пассажиров и выгрузки багажа (грузов).
За российскими и иностранными воздушными судами, выполняющими международные полёты, устанавливается наблюдение: за отлетающими - с начала таможенного контроля до вылета из аэропорта; за прилетающими - с момента их приземления до окончания контроля.
Технологическая схема досмотра самолёта
Досмотр осуществляется совместно с представителями экипажа или представителем наземной технической службы, а перед вылетом с представителем САБ во взаимодействии с кинологическими подразделениями.
Перед началом досмотра необходимо ограничить доступ лиц к воздушному судну, участники досмотровых мероприятий должны быть под постоянным наблюдением во время проведения досмотра.
Досмотровая группа должна быть обеспечена техническими средствами таможенного контроля, а также иным инвентарём, необходимым для проведения досмотра (подкатные лестницы, трапы, фонарики и т.д.)
Перед вылетом:
Досмотр воздушного
судна в данном случае
Досмотр салона авиалайнера необходимо производить от кабины пилотов к хвостовой части самолета.