Деятельность таможенных органов по контролю перемещения химических веществ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2015 в 08:19, курсовая работа

Описание работы

Преступность несовершеннолетних достигла критических размеров. В прошлом году они совершили около 200 тысяч преступлений, 80% из них-тяжкие. Почти 60% преступлений совершают группы.2 По данным Министерства внутренних дел России, 70% от всех потребителей наркотиков в стране составляют люди в возрасте 16-30. 3
Именно поэтому одной из наиболее важных задач для таможенных органов является выявление и пресечение каналов контрабанды через таможенную границу таможенного союза наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, используемых для нелегального производства наркотиков.

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 546.50 Кб (Скачать файл)

 

Из данных таблицы видно, что, в 2013 – 2014 г. основными прекурсорами, задержанными при нелегальном перемещении через таможенную границу таможенного союза, явились ацетон и толуол. Также были задержаны серная, соляная кислоты и уксусный ангидрид. Случаев задержания прекурсоров в 2013 г. было на 34,1 % больше по сравнению с 2014 г. Масса задержанных прекурсоров в 2013 г. была в 2,4 раза больше, чем в 2014 г.

Таким образом, можно сделать вывод что, показатели незаконного перемещения через таможенную границу таможенного союза прекурсоров в 2014 г. скромнее, чем в 2013 г.

Динамика основных способов транспортировки прекурсоров, в 2014 году по сравнению с 2013 г. показаны в таблице 2.3.10.23

Таблица 2.2.7.

Способы транспортировки

Количество

случаев

задержаний

за

2013 год

Количество

случаев

задержаний

за

2014 год

2014 г. в % к 2013 г.

Автомобильный

34

13

38,2

Железнодорожный

5

4

80

Морской

4

2

50

Воздушный

1

3

300

Пеший

1

5

500

Другое

2

4

200

ИТОГО:

47

31

65,9




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Из данных таблицы видно, что при перемещении химических соединений был преимущественно использован грузовой автомобильный транспорт. В 2013 г. на автомобильном транспорте было выявлено на 61,8 % больше, чем в 20014 г.

На воздушном транспорте и пешим порядком в 2014 г., было в 3 и 5 раз больше случаев выявления, чем в 2013 г.

Таким образом, рассмотрев наркоситуацию на таможенной границе таможенного союза можно сделать вывод о том, что в России сформировался крупный рынок потребления наркотиков, а наркобизнес стал одним из наиболее прибыльных видов преступной деятельности. Проложенные через таможенную границу транзитные наркотрафики обросли обширными зонами наркоторговли. Для Российской Федерации подавление каналов транспортировки в нашу страну опиатов афганского происхождения является одним из важных приоритетов, как в настоящее время, так и на среднесрочную перспективу.

Проведя анализ способов транспортировки и структуры изъятых наркотических средств, лекарственных препаратов и прекурсоров за 20013-2014 г. можно сделать вывод о том что, общие пиковые показатели задержаний контрабанды в 2014 г. более скромные, чем в 2013 г. Максимальное количество фактов задержаний приходится на границу с Украиной, с территории которой перевозчики перемещали контрабанду наркотиков растительной группы, и на границу с Китаем, где были задержаны лекарственные препараты, содержащие наркотические средства, сильнодействующие и психотропные вещества. По количеству случаев выявления наиболее перемещаемыми наркотиками стали марихуана, героин, гашиш. Общее количество случаев задержания наркотических средств, в 2014 г. было меньше на 9,9 % по сравнению с 2013 г.

Показатели выявления незаконно перемещаемых контролирующих лекарственных средств и прекурсоров в 2014 г. по сравнению с 2013 г. незначительно, но ниже. В 2014 г. случаев задержания незаконно перемещаемых через границу лекарственных средств было на 14,2 % меньше, чем в 2013 году. Масса задержанных препаратов в 2013 г. была в 11,6 раза больше, чем в 2014 году.

Случаев задержания прекурсоров в 2013 г. было на 34,1 % больше по сравнению с 2014 г. Масса задержанных прекурсоров в 2013 г. была в 2,4 раза больше, чем в 2014 г.

В 2014 г. уменьшилось количество случаев выявления, а также масса изъятых лекарственных средств и прекурсоров.

Снижение показателей в 2014 г., обусловлено результатами удачно проведенных в прошлый период совместных оперативных мероприятий, когда были пресечены попытки контрабанды особо крупных партий наркотиков, а также уничтожены обширные нелегальные посевы конопли.

При контрабанде используют многочисленные маршруты с одновременным использованием различных видов транспорта. Курьеры, перевозящие наркотики, зачастую избегают следовать прямыми рейсами, используя, более дорогие, но менее опасные, по их мнению, транзитные маршруты.

Вместе с тем среди разнообразных способов сокрытия наркотических средств обращает на себя внимание активное использование перевозчиками наркотиков внутриполостных способов их сокрытия. Общее количество случаев выявления наркокурьеров-глотателей за 2014 г.-51. Масса изъятых наркотических средств составила 27,435 кг. Если ранее данный способ использовался только при перевозке наркотиков воздушным транспортом, то теперь такие факты зафиксированы на автомобильном и железнодорожном транспорте.

Расширению масштабов контрабанды наркотиков в значительной мере способствует невысокий уровень социально-экономического развития отдельных территорий страны, прилегающих к государственной границе. К тому же в новых экономических условиях приграничные районы оказались наиболее удаленными зонами внутреннего российского рынка, а позитивные процессы усиления ориентации приграничных регионов России на рынки соседних государств, стали сопровождаться активизацией деятельности трансграничной преступности, ростом нелегальной миграции, активным вовлечением в контрабандную деятельность местного населения.

 

 

 

 

 

3.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СПОСОБОВ ВЫЯВЛЕНИЯ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И ИХ ПРЕКУРСОРОВ

 

3.1. Проблемы, связанные с выявлением контрабанды наркотиков и пути их решения

Поиск и обнаружение наркотических веществ, как составляющая оперативной задачи поиска и обнаружения предметов контрабанды, в настоящее время приобрела особую актуальность. В связи с этим, от таможенных служб требуется более целенаправленная организация работы по выявлению в перемещаемых через границу объектах наркотических веществ.

Следует учитывать особенности расположения РФ и проблемы, связанные с этим:

-наличие протяженных участков границы, недостаточно в инженерно-техническом отношении;

-значительная удаленность отдельных пунктов пропуска от линии государственной границы и их слабая техническая оснащенность

Эти особенности являются серьезным препятствием для эффективного выявления каналов контрабанды наркотиков.

Территория России рассматривается международным наркобизнесом в трёх аспектах:

Первый-как один из наиболее удобных путей для транзитных перевозок наркотиков;

Второй-в качестве источника дешёвых наркотиков для торговли на зарубежных рынках;

Третий-в качестве нового, перспективного рынка сбыта в первую очередь “жёстких” (тяжёлых) наркотиков, таких как героин, кокаин, а также наркотических средств синтетического происхождения.

Анализ маршрутов, источников поступления, видов и химического анализа наркотических средств, задержанных на территории России, дает основание полагать, что основная их масса поступает из-за рубежа контрабандным путем.

Такая ситуация объясняется следующими основными причинами:

-Наличием огромного, не до конца освоенного рынка сбыта наркотических средств и психотропных веществ на территории России, а также использованием ее как страны-транзита.

-Углублением кризисных явлений в экономике большинства государств бывшего СССР и негативными процессами, явлениями в социально-экономической жизни.

-Активизацией преступной деятельности российских наркогрупп и их интернационализацией.

-Высокой доходностью наркобизнеса, что стимулирует рекрутирование в эти структуры значительного количества населения.

-Ростом пассажире-и грузопотока  через таможенную границу таможенного союза, в том числе и транзитного.

-Отсутствием эффективного пограничного и таможенного контроля на участках таможенной границы таможенного союза с государствами участниками-СНГ, а также на ряде направлений внешних границ СНГ.

-Недостаточным материально-техническим обеспечением органов пограничной и таможенной службы РФ.

-Расширением возможностей криминальных структур по организации производства наркотических средств непосредственно на территории Российской Федерации.

Хотелось бы обратить внимание на проблемы, возникающие в связи с несовершенством нашего законодательства в вопросах, связанных с наркотическими преступлениями.

Прежде всего, это отсутствие четкой нормативно-правовой базы и несовершенство нашего законодательства. В частности, отсутствие нормативно-правовой базы по прекурсорам (не отрегулирован нормативно механизм лицензирования деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, правил хранения, учета, использования).

Также следует обратить внимание на то обстоятельство, что организация контроля, осуществляемого за производством и продажей химических веществ, их экспортом и импортом, в каждой стране происходит в соответствии с нормами действующего национального законодательства. В результате промышленные предприятия, производящие контролируемые химические вещества, находящиеся под мерами жесткого контроля в одном государстве, могут слабо или вообще не контролироваться в других странах. То же самое справедливо и в отношении осуществления контроля за экспортно-импортными операциями с указанными веществами.

Такая ситуация создает возможность нелегальным экспортерам, причастным к незаконному обороту наркотиков, использовать отдельные страны в качестве зон транзита или источников для приобретения необходимых химических веществ.

Поэтому проблема контроля за производством и транспортировкой прекурсоров требует обеспечения контроля на международном уровне и тесного сотрудничества различных правоохранительных органов.

Следующий момент-это отсутствие в Уголовном кодексе РФ специальной статьи, предусматривающей ответственность за незаконную выдачу либо подделку рецептов сильнодействующих веществ.

Также следует отметить следующее:

В ст. 388 Таможенного кодекса таможенного союза говорится, что в целях сокращения времени проведения таможенного контроля и повышения его оптимизации и эффективности таможенными органами используются технические средства, перечень и порядок применения которых определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.24

Порядок проведения личного досмотра, предусмотренный ст. 373 таможенного кодекса таможенного союза, личный досмотр по таможенному законодательству является исключительной формой таможенного контроля и может быть проведен только на основании решения начальника таможенного органа при наличии оснований предполагать, что физическое лицо, следующее через таможенную границу таможенного союза и находящееся в зоне таможенного контроля или транзитной зоне аэропорта, открытого для международного сообщения, скрывает при себе и добровольно не выдает товары, запрещенные соответственно к ввозу на таможенную территорию таможенного союза и вывозу с этой территории или перемещаемые с нарушением порядка, установленного Таможенным кодексом.25 Поэтому, например, инспектор Шереметьевской таможни должен получить разрешение на проведение личного досмотра у начальника, который имеет звание генерала. Это, по сути, то же самое, как если бы оперуполномоченный уголовного розыска обращался бы каждый раз за подобным разрешением к руководителю ГУВД. Подобное “новшество” таможенного законодательства уже было подвергнуто серьезной критике со стороны ученых.

Ныне действующий порядок проведения личного досмотра не предусматривает производство рентгенологических исследований, он включает: осмотр всех мелких предметов (трость, зонт, портмоне, зажигалка, авторучка, портсигар и т. п.), верхней одежды, обуви и головного убора досматриваемого лица; ощупывание поверх нательного белья всего тела досматриваемого лица; обследование тела досматриваемого лица (осмотр волос, кистей рук, ступней ног и т. д.). В связи с этим возможны ситуации, когда лицо, подозреваемое в совершении незаконной перевозки наркотиков, может отказаться от добровольной их выдачи и от медицинских рентгенорадиологических процедур, что не позволит обнаружить наркотик, приведет к гибели задержанного от интоксикации и затруднит раскрытие данного преступления.

В мировой таможенной практике пока отсутствуют технические средства, позволяющие однозначно с высокой степенью достоверности обнаруживать наркотики в любых видах контролируемых объектов и оперативных условиях, хотя отдельные попытки по их созданию в ряде передовых стран ведутся.

Использование специально обученных собак для обнаружения наркотических и взрывчатых веществ активно практикуется во всем мире наряду с дорогостоящими приборными методами.

Кинологические методы обнаружения характеризуются максимальной чувствительностью обнаружения, мобильностью, возможностью использования в полевых условиях, распространенностью в таможенных структурах, относительно низкими затратами на содержание службы.

К недостаткам использования биообъектов для обнаружения наркотических веществ, следует отнести необходимость оценки эффективности работоспособности собаки в зоне объекта с помощью контрольной закладки и мешающее влияние отвлекающих факторов.

В связи с не абсолютной специфичностью методов обнаружения наркотиков все случаи положительного срабатывания или сомнительные, нуждаются в процедуре идентификации наркотических веществ. Процедура идентификации может быть выполнена как в стационарных условиях экспертно-криминалистических лабораторий приборными методами ТСХ, ГЖХ, ВЭЖХ, Хроматомасс и ИК-спектрометрии, так и в полевых условиях экспресс-методами на основе мокрой химии.

В настоящее время одним из наиболее совершенных комплектов для обнаружения наркотических средств и психотропных веществ является комплект “наркоцвет”, который предназначен для анализа твердых и жидких объектов, растительного материала. Принципиальным отличием комплекта от известных отечественных и зарубежных аналогов является то, что в нем впервые реализована схема цифровой кодировки окраски, образующейся в результате обработки исследуемого объекта и химического реактива.

Информация о работе Деятельность таможенных органов по контролю перемещения химических веществ