Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 21:22, дипломная работа
Цель дипломной работы заключается в изучении истории возникнове-ния института таможенных брокеров и рассмотрении перспектив его развития.
На основании поставленной цели необходимо рассмотреть следую-щие задачи:
зарождение таможенного дела на Руси;
становление и развитие таможенного брокерства в России;
изучить историю возникновения института таможенных броке-ров в России;
правовые проблемы института таможенных брокеров;
изучить современное развитие института таможенных брокеров;
рассмотреть и предложить перспективы совершенствования ин-ститута таможенных брокеров.
Введение 4
1.Теоритические основы возникновения института таможенных брокеров 7
1.1.Становление и развитие таможенного дела в России 7
1.2.История возникновения института таможенного брокерства в России 13
2.Деятельность таможенных брокеров в России 20
2.1.Понятие, функции и лицензирование деятельности таможенного брокера 20
2.2.Обязанности таможенного брокера 34
2.3.Специальный административно-правовой статус таможенного брокера в России 39
3.Проблемы и перспективы развития иститута таможенных брокеров России 56
3.1.Правовые проблемы института таможенных брокеров 56
3.2.Современное развитие института таможенных брокеров 74
Заключение 77
Список используемых источников 79
Первый (февраль 1986 – 25.10.1991) Главное таможенное управление было преобразовано в Главное управление государственного таможенного контроля, выведено из МВЭС и подчинено Государственной внешнеэкономической комиссии, а последняя – Совету Министров СССР. Этот шаг позволил получить более широкие права, участвовать в решении вопросов таможенной политики.
Были увеличены штаты таможенных органов, создан Институт повышения квалификации таможенных работников, подготовлен и введен в действие новый Таможенный кодекс. В деятельность таможенных органов введены ранее забытые правила таможенного контроля. Заработал механизм таможенного регулирования, выделены средства для обустройства таможен и решения социальных вопросов.
Начало новому, второму этапу было положено изданием Указа Президента Российской Федерации от 25.10.1991 о создании Государственного таможенного комитета РСФСР.
Таможенные органы России были превращены в органы экономического регулирования, на них возлагалось решение многочисленных задач. Они стали правоохранительными. Эти положения получили законодательное закрепление в ТК РФ, в законе РФ о таможенном тарифе РФ.
Вывод: изучение исторического опыта и пути развития таможенного дела даёт возможность к дальнейшему эффективному реформированию таможенной системы, понимание того как складывалась её историческая сущность и того какое значение и влияние на повседневную жизнь цивилизованного государства она оказывает.
Ныне, по истечении 15 лет независимости, таможенная служба России, созданная в 1991 году (Государственный таможенный комитет России) представляет собой разветвленную, многофункциональную структуру, органично вписывающуюся в реформируемую экономическую систему нашего государства.
Понятие «таможенный брокер» знакомо за рубежом многим участникам внешнеэкономической деятельности уже более 100 лет. Во многих странах мира таможенное оформление товаров и транспортных средств производится, как правило, только при участии таможенных брокеров.
Отношение к таможне во всех странах, в разное время изначально было сложным, это постоянно подтверждали и участники внешнеэкономической деятельности и транспортники - те, кто лицом к лицу сталкивается ежедневно с таможней. Чтобы исправить это положение в Европе в начале ХIХ века было принято решение создать структуру, имеющую перед собой цель упростить отношения таможни с участниками внешнеэкономической деятельности. В то время, как в России о таможенном брокере еще и не слышали, в Германии он был главной фигурой всего транспортного процесса – его доходы составляли 70% от всей стоимости услуг по грузообработке и только 30% доставались транспорту.
История российских таможенных брокеров не столь продолжительна и начиналась она с того, что в целях обеспечения эффективного управления внешнеэкономической деятельностью государства Постановлением Совета Министров СССР от 07.03.1989 № 203 «О мерах государственного регулирования внешнеэкономической деятельности» была введена система государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, которая предусматривала:
Настоящим постановлением впервые в Российской Федерации и СССР в процедуру таможенного оформления товаров и иного имущества, перемещаемых через государственную границу СССР, вводилось понятие «декларирование», которое осуществлялось путем представления таможенным органам грузовой таможенной декларации установленного образца, который полностью соответствовал аналогичному документу, принятому в зарубежной практике, – Единому административному документу ЕС.
С введением ГТД в процедуру таможенного контроля в нашей стране, были созданы предпосылки для зарождения нового института – таможенного брокера. Возникновение потребности в появлении организаций, осуществляющих на профессиональном уровне деятельность по декларированию ввозимых и вывозимых грузов, возникла по следующим причинам:
Во-первых, именно тогда государство отказалось от монополизма в области внешнеторговой деятельности и разрешило частнопредпринимательским структурам свободный, самостоятельный выход на внешние рынки;
Во-вторых, тогда же в деятельность таможенных органов стали активно внедряться современные способы и методы таможенного оформления и контроля, что потребовало специальных знаний от лиц, перемещающих товары через таможенную границу.
Во времена СССР заниматься экспортно-импортной торговлей имело право только государство в лице Министерства Внешней торговли. С переходом на рыночные отношения, субъекты федерации, предприятия и предприниматели получили право в пределах выделяемых квот заниматься внешнеэкономической деятельностью. На этом этапе возникла необходимость в сотрудничестве с экспедиторами – таможенными брокерами.
Для успешного завершения процесса перевозки, отправки и получения товаров, как импортных так и экспортных, у предпринимателей возникли большие сложности, такие как отсутствие обеспеченности в погрузочно-разгрузочных механизмах, отсутствие в штате специалистов по таможенному оформлению, а так же площадок для складирования и подготовки груза к отправке, невозможность содержания дорогостоящей вычислительной техники обеспеченной узкоспециализированными программами, отсутствие знаний по заполнению таможенной декларации, отсутствие в наличии складов временного хранения, являющегося началом или продолжением процесса перевозки. Все это есть в наличии у предприятий –таможенных брокеров.
Таким образом, взаимодействие участников внешнеэкономической деятельности и таможенных брокеров напрямую приводит к дальнейшему сотрудничеству сторон.
По отношению
к таможенным органам брокеры
в лице декларантов несут
Первоначально
услуги по декларированию грузов предоставлялись
новым российским предпринимателям
так называемыми спецэкспортера
Правовой основой их деятельности служило Положение о порядке пропуска и декларирования товаров и имущества, перемещаемых через государственную границу СССР, утвержденное приказом Главного управления государственного таможенного контроля при Совмине СССР (ГУ ГТК СССР) от 18.08.1989 № 137. В разделе 7 Положения было предусмотрено, что декларирование на договорной основе товаров и имущества, принадлежащих другим предприятиям, объединениям, организациям, может осуществляться советской организацией, признанной таможней в качестве декларанта, а также определен перечень минимальных требований к такой организации и утверждена форма свидетельства на право декларирования внешнеторговых грузов.
За три года (1989 – 1991) было выдано 62 свидетельства. В тот период на каждой российской таможне действовало в среднем не более 5 фирм-декларантов. Распад СССР и установление границ со странами Балтии придали новый импульс развитию данного вида коммерческой деятельности. С 1992-го по 1994 годы ГТК России выдал уже 384 свидетельства на право декларирования грузов. В последующие годы ежеквартально более 100 новых компаний становились декларантами на договорной основе.
Однако эффективность их была далеко не одинакова. Например, в 1996 год чуть более 10% от общего количества организаций-декларантов оформили от одной до пяти и более тысяч таможенных деклараций. При этом около 15% из них оформили менее 10 деклараций. Эти данные указывают на то, что отнюдь не для всех декларирование являлось основным видом деятельности. В ряде случаев эта деятельность дотировалась за счет иных источников доходов либо фирмы были созданы для осуществления разовых операций, чаще всего противоправного характера.
Таможенный
кодекс РФ 1993 год уже содержал отдельную главу
(гл. 24), посвященную деятельности таможенного
брокера. В ней определены основные требования,
предъявляемые к организации, претендующей
на получение лицензии таможенного брокера,
а также права и обязанности таможенного
брокера, рассмотрены случаи, когда лицензия
может быть аннулирована, отозвана либо
приостановлена, и т.д.
В этой главе Таможенного кодекса РФ содержится слишком много отсылочных норм, а потому Кодекс не мог самостоятельно, без достаточного количества подзаконных актов, регулировать отношения по введению и полноценному функционированию института таможенных брокеров.
Подзаконная нормативная база, регулирующая данный вопрос, формировалась довольно медленно: только в июле 1996 года Правительство РФ утвердило основополагающее Положение о таможенном брокере. Появление же первых брокерских структур в том виде, в котором они предусмотрены Таможенным Кодексом РФ, связано с утвержденным в июне 1998 года Государственным таможенным комитетом России Порядком лицензирования и осуществления контроля за деятельностью таможенного брокера со стороны таможенных органов. Указанные нормативные акты и ряд ведомственных актов Государственным таможенным комитетом РФ позволили, наконец, урегулировать основные практические аспекты деятельности таможенного брокера и вопросы его взаимоотношений с участниками внешнеэкономическая деятельности, а также таможенными органами.
С учетом всей разработанной нормативной базы и проведенных организационных мероприятий руководство Государственным таможенным комитетом РФ приняло решение о полной замене к 2000 году декларантов на договорной основе таможенными брокерами. Работая на данном рынке более 10 лет организации-декларанты создали идеальную базу для построения на своей основе цивилизованного рынка таможенных услуг и становления института таможенных брокеров. Однако анализ практики декларантов показывает, что не все из них могут в дальнейшем работать в таможенном бизнесе.
Главное отличие таможенных брокеров от декларантов на договорной основе состоит в том, что таможенный брокер участвует в таможенном оформлении за счет и по поручению клиента, но от своего имени, в то время как декларанты делали это от имени нанявшего их лица. Это означает, что при осуществлении таможенного контроля и таможенного оформления брокер выполняет обязанности и несет ответственность, как если бы он самостоятельно перемещал товары и транспортные средства через границу.
Ранее многие декларанты на договорной основе предпочитали работать от имени клиента, т.е. выполняли чисто техническую работу по заполнению таможенных документов, за все допущенные ими при этом ошибки или заявленные недостоверные сведения ответственность нес участник внешнеэкономическая деятельности.
Необходимо особо отметить профессионализм сотрудников таможенного брокера. Это очевидно, что бизнесмену, погруженному в свои производственные проблемы, сложно отследить все изменения в нормативных документах, регламентирующих законное решение таможенных формальностей. Именно отсюда проистекает причина заминок и проволочек на таможне, а цена незнания таможенных процедур – срывы поставок, дорогостоящие простои, штрафы, конфискация.
Гарантией профессионализма таможенных брокеров является обязательное наличие в штате подготовленных и аттестованных Государственным таможенным комитетом РФ специалистов по таможенному оформлению, которые (и только они) обладают правом совершать действия по таможенному оформлению от имени брокера (деятельность этих специалистов регламентирована приказом Государственным таможенным комитетом России от 18.03.1998 № 152).
Кроме того, теперь к организации, желающей стать таможенным брокером, предъявляются весьма строгие требования, которые, с одной стороны, предоставляют реальную возможность для обеспечения выполнения обязательств таможенного брокера перед представляемым лицом, а с другой – делают деятельность брокера более прозрачной для контролирующих его таможенных органов.
Вывод: возникновение таможенного брокерства в России – необходимый шаг к дальнейшей интеграции страны, к цивилизованному развитию ее внешнеэкономических связей, а так же к значительному упрощению взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономических связей, снижению уровня нарушений и преступлений на таможне.
Введение в действие института таможенных брокеров – крупномасштабная общероссийская акция, затрагивающая как участников ВЭД, так и таможенные органы. Поэтому Государственный таможенный комитет РФ проработал поэтапный механизм интеграции создаваемых субъектов в общую систему регулирования внешнеэкономической деятельности.
Таможенный брокер – коммерческая организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации, являющаяся юридическим лицом и получившая лицензию Государственного Таможенного Комитета Российской Федерации на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера1.
Глубокие социально-