Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 21:22, дипломная работа
Цель дипломной работы заключается в изучении истории возникнове-ния института таможенных брокеров и рассмотрении перспектив его развития.
На основании поставленной цели необходимо рассмотреть следую-щие задачи:
зарождение таможенного дела на Руси;
становление и развитие таможенного брокерства в России;
изучить историю возникновения института таможенных броке-ров в России;
правовые проблемы института таможенных брокеров;
изучить современное развитие института таможенных брокеров;
рассмотреть и предложить перспективы совершенствования ин-ститута таможенных брокеров.
Введение 4
1.Теоритические основы возникновения института таможенных брокеров 7
1.1.Становление и развитие таможенного дела в России 7
1.2.История возникновения института таможенного брокерства в России 13
2.Деятельность таможенных брокеров в России 20
2.1.Понятие, функции и лицензирование деятельности таможенного брокера 20
2.2.Обязанности таможенного брокера 34
2.3.Специальный административно-правовой статус таможенного брокера в России 39
3.Проблемы и перспективы развития иститута таможенных брокеров России 56
3.1.Правовые проблемы института таможенных брокеров 56
3.2.Современное развитие института таможенных брокеров 74
Заключение 77
Список используемых источников 79
В данном случае можно было бы избежать потерь, заключая договоры под отлагательным условием (ст. 157 ГК РФ), в соответствии с которым стороны ставят возникновение прав и обязанностей в зависимость от получения организацией лицензии. Другим решением явилось бы представление таможенному органу предварительного договора (ст. 429 ГК РФ), где в качестве срока заключения основного договора указывался бы момент получения лицензии таможенного брокера.
Один из видов
обеспечения исполнения обязательств
таможенного брокера перед
Срок договора о залоге, принимаемый таможенными органами в качестве обеспечения обязательств брокера, не может быть менее 15 месяцев (п. 5.17 Порядка лицензирования). Получается, что залогом одних товаров и транспортных средств обеспечивается исполнение обязательств таможенного брокера, вытекающих из осуществления посреднических операций в области таможенного дела, не только в отношении товаров и транспортных средств, но и других. Это было бы логично, если бы в течение всех 15 месяцев (или более) у брокера сохранилось право собственности на предмет залога. Но, как уже отмечалось, по завершении действий, связанных с помещением товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим у таможенного брокера прекращаются все полномочия в отношении данных товаров и транспортных средств. Согласно же п. 2 ст. 353 ГК РФ при переходе права собственности на заложенное имущество от залогодателя к другому лицу право залога сохраняет силу. Получается, что теперь уже лицо, перемещающее товары и транспортные средства, ответственно своим имуществом по обязательствам таможенного брокера, вытекающим из осуществления им посреднических функций по оформлению товаров и транспортных средств.
Согласно п. 5.3 Порядка лицензирования договор о залоге товаров и транспортных средств должен быть заключен до подачи заявления о выдаче лицензии. А это возможно лишь в том случае, если договор между таможенным брокером и представляемым лицом об оказании посреднических услуг в области таможенного дела, в свою очередь, также заключен до подачи заявления на выдачу лицензии таможенного брокера. Выходит, заключается договор об осуществлении посреднических функций с организацией, которая еще не известно, получит ли разрешение (лицензию) заниматься такой деятельностью.
Методическими указаниями таможенным органам при рассмотрении заявлений и принятии решения о выдаче организациям лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера (письмо ГТК России от 18.11.1998 № 01-15/24086 «О работе таможенных органов с таможенными брокерами») одним из определяющих этапов рассмотрения заявления организаций определена проверка финансово-хозяйственного состояния деятельности претендента на получение лицензии, а точнее, вопрос анализа финансовых коэффициентов, представляющих собой относительные показатели финансового состояния организации. Главной смысловой нагрузкой рассчитываемых показателей (коэффициентов ликвидности, ИФР и т.п.) является оценка вероятности риска непокрытия возможных финансовых потерь федерального бюджета за счет предоставленного заявителем обеспечения, а также способность заявителя осуществлять деятельность таможенного брокера без нарушений законодательства. С учетом этих показателей в перспективе предусматривается предоставление таможенному брокеру возможности осуществлять операции по таможенному оформлению в приоритетном упрощенном порядке.
Однако критические значения финансовых коэффициентов определены письмом ГТК России от 08.05.1997 № 01-33/8591 «О проведении аудиторских проверок организаций, заинтересованных в получении лицензий на учреждение таможенных складов, а также на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера» и письмом ГТК России от 18.11.1998 «О работе таможенных органов с таможенными брокерами», которое согласно письму ГТК России от 14.01.1999 № 04-10/700 «О работе таможенных органов с таможенными брокерами» носит рекомендательный характер. Поэтому несоответствие значения рассчитываемых финансовых коэффициентов критическим показателям не может явиться основанием для отказа заявителю о выдаче лицензии. Следовало бы законодательно определить, какие именно показатели финансово-хозяйственного состояния организации служат основанием отказа в выдаче лицензии таможенного брокера, хотя определение критических финансовых коэффициентов в условиях общеэкономического кризиса в России весьма и весьма затруднительно. По этой логике проверку финансово-хозяйственного состояния организации не стоит обособлять как особую стадию в процессе рассмотрения заявления организации-претендента, так как эта проверка не имеет юридического значения.
Во взаимоотношениях таможенного органа и таможенного брокера важен также вопрос обязанностей и ответственности последнего.
Проанализируем некоторые пункты Положения о таможенном брокере:
При осуществлении таможенного контроля и оформления брокер выполняет все обязанности и несет ответственность, как если бы он самостоятельно перемещал товары и транспортные средства через таможенную границу РФ.
Обязанности брокера при основном таможенном оформлении вытекают из требований процедуры помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим. Факт совершения таких операций не возлагает на брокера обязанностей по совершению операций, связанных с завершением действия таможенного режима, а также иных обязанностей, которые в соответствии с Таможенным кодексом РФ могут быть возложены только на лицо, перемещающее товары и транспортные средства, либо иное названное в нем лицо.
За уплату таможенных платежей, взимаемых таможенными органами РФ при таможенном оформлении, брокер несет солидарную ответственность с лицом, перемещающим товары и транспортные средства.
Как видим, в
Положении последовательно
В отличие от Положения о таможенном брокере приведенное определение ТК РФ никак не разделяет понятия «таможенный брокер» и «лицо, перемещающее товары и транспортные средства», а значит, не позволяет разграничить их обязанности и ответственность.
Согласно п. 8 Положения при осуществлении таможенного контроля и таможенного оформления таможенный брокер выполняет все обязанности и несет ответственность, «как если бы он самостоятельно перемещал товары и транспортные средства через таможенную границу РФ».
Участвуя в основном таможенном оформлении, брокер обладает статусом декларанта (п. 10 ст. 18, п. 1 ст. 172 ТК РФ), т.е. несет обязанности и ответственность как лицо, перемещающее товары и транспортные средства (п. 3 ст. 172 ТК РФ).
При осуществлении
основного таможенного
После помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим брокер теряет все правомочия в отношении их, и все обязанности и ответственность перед таможенными органами переходят к представляемому лицу, т.е. таможенный брокер перестает быть лицом, перемещающим товары и транспортные средства, а представляемое лицо, наоборот, таковым становится. Происходит неоднократное изменение собственника товаров и транспортных средств и, как следствие, лица, перемещающего их.
Необходимо четко разграничить обязанности и пределы ответственности таможенного брокера и представляемого им лица. Однако это невозможно без уточнения понятия «лицо, перемещающее товары и транспортные средства», исключающего отнесение к данной категории таможенного брокера. Иначе неминуемо повторение отмеченных нами ошибок (незаметных на первый взгляд, но разрушающих юридическую основу функционирования института таможенных брокеров).
Не урегулированы
и вопросы о моменте
Можно предположить, что эти моменты совпадают с моментом заключения договора таможенного брокера с представляемым лицом. Однако брокер, совершивший хотя бы одно юридически значимое действие по таможенному оформлению товаров и транспортных средств, несет ответственность перед таможенными органами, даже если договор с собственником товаров и транспортных средств не заключен (ст. 11.5 Положения), т.е. в таком случае обязанности и ответственность появляются в момент совершения юридически значимого действия.
Если представляемое лицо заключит договоры на выполнение одних и тех же функций в области таможенного дела с несколькими брокерами? В таком случае, говорится в п. 11.7 Положения, брокером, имеющим надлежащее поручение представляемого лица, признается совершивший первым юридически значимое действие по таможенному оформлению. Пункт 11.6 Положения запрещает давать поручения на выполнение одних и тех же функций в отношении партии товаров или транспортного средства нескольким таможенным брокерам. Из этого следует, что факт заключения таких договоров влечет за собой их ничтожность как не соответствующих требованиям нормативно-правовых актов (ст. 168 КГ РФ).
Вывод: обязанности и ответственность таможенного брокера должны возникать из факта возникновения у него полномочий в отношении товаров и транспортных средств, т.е. из факта заключения договора с представляемым лицом.
Положение о том, что брокер, совершивший юридически значимое действие по таможенному оформлению товаров и транспортных средств, несет ответственность перед таможенными органами, как если бы имел поручение представляемого лица даже при отсутствии договора (п. 11.5 Положения), нарушает права и законные интересы лица, перемещающего товары и транспортные средства. Признание действий таможенного брокера с товарами при отсутствии договора не имеющими юридического значения для «представляемого лица», а в Таможенный кодекс РФ внести статью, закрепляющую ответственность брокера за осуществление действий с товарами и транспортными средствами от своего имени при отсутствии договора или при несоответствии формы и содержания договора требованиям нормативно-правовых актов.
Анализ показал существенные недостатки российского таможенного законодательства: его внутреннюю противоречивость и противоречия с нормами других отраслей права, несовершенство юридической техники, временный характер множества норм, слабую проработку основных положений нормативно-правовых актов с точки зрения их целесообразности и т.д.
В ноябре 2007 года в Южном таможенном управлении состоялось очередное заседание коллегии, на данном заседании рассматривался вопрос об основных направлениях осуществления контроля за деятельностью таможенных брокеров в таможенном управлении.
Как сообщает пресс-служба таможенного управления, за период, прошедший после введения нового Таможенного кодекса РФ, произошло становление института таможенных брокеров в условиях динамично развивающегося таможенного дела, совершенствования таможенных процедур, информационных технологий. В связи с этим на первый план в работе таможенных органов выходят меры организационного и правового характера в целях усиления контроля за деятельностью таможенных брокеров и соблюдением ими требований таможенного законодательства.
В России действует немало так называемых «серых» брокеров, т.е. тех, кто подает декларацию не за своей подписью, а за подписью декларанта, тем самым освобождая себя, в отличие от добросовестных брокеров, от ответственности, а также ведущих деятельность в нескольких регионах, что недопустимо. С такими лицами, необходимо бороться всеми доступными средствами.
Тема борьбы с «серыми» брокерами на сегодняшний день самая актуальная. «Серые» брокеры нередко бывают связаны с представителями таможенных органов. Поэтому наиболее эффективным в борьбе с недобросовестными участниками ВЭД являются контроль после выпуска товаров и реализация Методических рекомендаций, полученных из ФТС России в середине 2007 года.
Кроме того, не
менее эффективным обмен
Необходимо создавать серьезные брокерские компании, которые оказывают комплексные услуги по таможенному оформлению, хранению и перевозке товаров, работая в качестве единого таможенного оператора, имеют широкую филиальную сеть, удобное местоположение и связь с местом таможенного оформления. И именно эти критерии лежат в основе выбора законопослушным участником ВЭД брокерской компании.