История возникновения и перспективы развития института таможенного брокера в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 21:22, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы заключается в изучении истории возникнове-ния института таможенных брокеров и рассмотрении перспектив его развития.
На основании поставленной цели необходимо рассмотреть следую-щие задачи:
зарождение таможенного дела на Руси;
становление и развитие таможенного брокерства в России;
изучить историю возникновения института таможенных броке-ров в России;
правовые проблемы института таможенных брокеров;
изучить современное развитие института таможенных брокеров;
рассмотреть и предложить перспективы совершенствования ин-ститута таможенных брокеров.

Содержание работы

Введение 4
1.Теоритические основы возникновения института таможенных брокеров 7
1.1.Становление и развитие таможенного дела в России 7
1.2.История возникновения института таможенного брокерства в России 13
2.Деятельность таможенных брокеров в России 20
2.1.Понятие, функции и лицензирование деятельности таможенного брокера 20
2.2.Обязанности таможенного брокера 34
2.3.Специальный административно-правовой статус таможенного брокера в России 39
3.Проблемы и перспективы развития иститута таможенных брокеров России 56
3.1.Правовые проблемы института таможенных брокеров 56
3.2.Современное развитие института таможенных брокеров 74
Заключение 77
Список используемых источников 79

Файлы: 1 файл

Диплом_06_03_2010.doc

— 393.50 Кб (Скачать файл)

Приведенные данные позволяют сделать такой вывод: количество фирм-декларантов, получивших свидетельства в период с середины 1994 году до конца 1995 года, составили к 1997 году 51,3% общего числа зарегистрированных декларантов и оформили в 1996 году всего 16,2% массива ГТД. Но если такое же количество фирм оформило в 1996 году всего от 1 до 100 деклараций, то можно усомниться в эффективности их работы: либо это фирмы, для которых декларирование не являлось основным видом деятельности и, следовательно, не окупалось, а дотировалось за счет других видов деятельности, либо эти фирмы создавались для таможенного оформления единичных сделок и потому недобросовестно исполняли обязанности декларантов.

Институт декларантов  на основе договора выполнил свою «переходную» миссию: система посреднических услуг по таможенному оформлению оказалась вполне развита для того, чтобы с учетом накопленного опыта завершить процесс формирования нормативной базы и предпринять активные шаги по организации деятельности института таможенных брокеров, присущего любому экономически развитому государству. Черты такого института уже просматривались в работе многих декларантов, осуществлявших свою деятельность на основе договора: была создана развитая инфраструктура, имелись квалифицированные специалисты, наработаны прочные связи с постоянными клиентами, была сформирована и вела активную деятельность Национальная ассоциация таможенных брокеров (поверенных), способная объединить брокеров и координировать их деятельность в масштабах всей страны.

Правовой основой  изменения рынка посреднических услуг стало Постановление Правительства РФ от 17.07.1996 № 873 «Об утверждении Положения о таможенном брокере». Однако формирование нового института не одномоментное действие и связано с проблемами правового, организационного и функционального характера. В переходный период главной задачей стало обеспечение преемственности сменяющихся институтов, чтобы избежать вакуума из-за несоответствия темпов исчезновения старых форм появлению новых.

Учитывая важность создания института таможенных брокеров и необходимость ускорения этого процесса в условиях «переходного» этапа, ГТК России выпустил телекс от 29.12.1998 № Т-30050, в соответствии с которым организациям, получившим свидетельство на осуществление деятельности в качестве декларанта на основе договора и подавшим заявления о выдаче лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера согласно порядку, установленному Приказом ГТК от 15.06.1998 № 392 «Об утверждении порядка лицензирования и контроля за деятельностью таможенных брокеров со стороны таможенных органов», разрешалось выступать в качестве декларантов товаров и транспортных средств до принятия решения по заявлениям этих организаций. При этом согласно письму ГТК России от 26.02.1999 № 01-15/7033 «О деятельности таможенных брокеров» действие телекса распространялось только на те организации, которые подали документы до указанного срока. У подавших заявления и документы после 01.01.1999 право выступать в качестве декларантов товаров и транспортных средств могло быть исключительно при наличии лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера. Необходимо отметить, что продление указанных сроков действия свидетельств декларантов на основе договора, установленных Приказом ГТК России от 02.09.1998 № 600, при помощи телекса являлось юридически ничтожным, так как положения нормативного акта могут изменяться или отменяться либо равнозначным нормативным актом, либо актом, обладающим большей юридической силой. По существу, деятельность декларантов на основе договора после 01.01.1999 явилась неправомерной, так как она была запрещена п. 3 Приказа ГТК России от 02.09.1998 «О мерах по введению в действие института таможенных брокеров».

Все это привело  к тому, что процесс формирования института таможенных брокеров осложнялся деятельностью организаций, осуществлявших функции таможенных брокеров без получения соответствующей лицензии. Это стало объективной стороной правонарушения, предусмотренного ст. 286 Таможенного кодекса РФ, подрывало конкурентоспособность таможенных брокеров, вынуждало их действовать недобросовестно, порождало тенденцию к оттоку в «теневую» сферу деятельности. В целях пресечения незаконного осуществления деятельности организаций в качестве таможенных брокеров без получения лицензии, а также оказания содействия таможенным брокерам в реализации ими своих прав и исполнении своих обязанностей распоряжением ГТК России от 11.06.1999 № 01-14/695 «О работе с таможенными брокерами» с 15.07.1999 отменялось действие упомянутого телекса ГТК от 29.12.1998 № Т-30050.

Тем временем были разработаны правовая и организационная  основы функционирования нового института: 02.03.1997 подписано Соглашение о сотрудничестве между ГТК России и Национальной ассоциацией таможенных брокеров; разработано Положение о специалисте по таможенному оформлению; утвержден Порядок лицензирования и осуществления контроля за деятельностью таможенного брокера со стороны таможенных органов; сформирована Центральная комиссия по аттестации специалистов по таможенному оформлению Государственного таможенного комитета Российской Федерации (ЦКАСТО ГТК России); ГТК России совместно с Национальной ассоциацией таможенных брокеров разработаны методики предварительного тестирования и оценки финансового качества таможенного брокера и владельца таможенного склада; разработаны Методические указания таможенным органам при рассмотрении заявлений и принятии решения о выдаче организации лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера.

Казалось бы, после этого институт таможенных брокеров должен был выйти на качественно новый уровень. Однако в распоряжении ГТК России от 17.09.1999 № 01-14/994 «Об упорядочении работы таможенного органа с декларантами товаров и транспортных средств» отмечалось, что продолжается деятельность организаций, осуществляющих функции таможенных брокеров без получения соответствующей лицензии. Последовали строгие указания ГТК с целью окончательно установить, что коммерческая деятельность по оказанию услуг по таможенному оформлению может осуществляться только таможенными брокерами. Однако внимательный анализ текста Приказа от 01.10.1999 № 665 показывает, что установленными им правилами эта цель не могла быть достигнута:

    1. Установить, что организации, имеющие свидетельства таможенных органов РФ или бывшего СССР о признании в качестве декларанта, и их работники неправомочны осуществлять декларирование товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ, а также совершать иные операции по таможенному оформлению в качестве декларанта на основе договора.
    2. Таможенным органам в соответствии со статьей 181 ТК РФ запретить лицам, не являющимся таможенными брокерами, и их работникам осуществлять коммерческую деятельность, связанную с оказанием услуг по проведению операций по основному таможенному оформлению в зонах таможенного контроля.

Таким образом, описанные шаги ГТК России, целесообразные по своей сути, но юридически несовершенные по форме, привели к необоснованному затягиванию процесса институционализации новых форм посредничества в области таможенного дела. В то же время, поскольку есть необходимость в посреднических услугах, некоторые функции, присущие институту таможенных брокеров, осуществляют иные коммерческие структуры, статус которых не определен таможенным законодательством. Правоотношения между такими структурами (неброкерскими посредниками) с лицами, перемещающими товары, формируются, как правило, на основе письменных или устных заявок, например, на декларирование товаров. При этом игнорируются такие правовые формы реализации представительских отношений, как договор, доверенность и т.п. В связи с этим действия посреднических структур, имеющих юридический характер, не могут служить основанием для какого-либо вида ответственности за неисполнение обязательств и таможенные правонарушения. Таможенные органы лишены возможности применить к таким коммерческим посредникам административные взыскания, так как закон не включает подобных посредников в круг субъектов ответственности за нарушения таможенных правил, связанных с декларированием товаров (хотя на практике оно осуществляется при их доминирующем участии).

На это указывает  и письмо ГТК России от 18.03.1999 № 04-10/8750 «О таможенных брокерах», в котором отмечается, что консультирование и оказание услуг по заполнению любых документов относится к области гражданских правоотношений, а таможенное законодательство не регулирует гражданские правоотношения, возникающие между лицами при оказании услуг (что, однако, не соответствует действительности, ведь таможенное законодательство регулирует, к примеру, некоторые аспекты взаимодействия таможенного брокера с представляемым лицом). Ответственность за недостоверные сведения, указанные в грузовой таможенной декларации, перед таможенными органами несет лицо, указанное в графах 14 «декларант/представитель» и 54 «место и дата».

Сложилась ситуация, при которой фактически действует  институт неброкерских посредников, не имеющий своей регламентации  в законе. Такие посредники осуществляют свои функции в обстановке полной безответственности. Предусмотренный же законом институт таможенных брокеров, необходимый для осуществления внешнеэкономической деятельности, не действует в полном объеме. Представляется целесообразным либо определение законодателем правового статуса деятельности неброкерских посредников, либо императивное упразднение данного института.

О сложностях императивного  упразднения уже упоминалось (целых  три нормативных акта не привели  к желаемому результату), поэтому  нельзя говорить о полном исключении из околотаможенной сферы неброкерских структур, которые восполняют недостаток в посреднических услугах. Этот вид коммерческой деятельности может быть определен в качестве самостоятельного института таможенного посредничества, он способен существовать параллельно с брокерскими структурами. Необходимо разграничить в законе их полномочия и функции, определить границы ответственности неброкерских структур и разработать конкретные гражданско-правовые основы вступления в правоотношения с лицом, перемещающим товары, и таможенными органами.

Взаимоотношения таможенного брокера с таможенными органами определяются необходимостью получения у этих органов лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера и осуществлением таможенными органами контроля за соблюдением брокерами таможенного законодательства РФ, а в необходимых случаях – привлечением их к ответственности.

Условно весь процесс  такого взаимодействия можно разделить  на три этапа: рассмотрение заявления и принятие решения о выдаче заявителю лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера; мониторинг деятельности таможенного брокера в период срока действия лицензии; контроль за организацией, прекращающей деятельность в качестве таможенного брокера.

Порядок лицензирования деятельности таможенного брокера  детально регламентирован Таможенным кодексом РФ (ст. 158, 162), Положением о таможенном брокере, Порядком лицензирования осуществления контроля за деятельностью таможенного брокера со стороны таможенного органа, Методическими указаниями таможенным органам при рассмотрении заявлений и принятии решения о выдаче организации лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера.

Порядок рассмотрения заявлений организаций, претендующих на получение лицензии таможенного  брокера, является разрешительным с точки зрения допуска на рынок таможенных услуг. В целях унификации этой работы ГТК России была предложена схема рассмотрения заявлений, в основу которой заложен принцип распределенного принятия решения. В этом процессе предложено было задействовать следующие подразделения: отделы таможенных режимов, безопасности, по борьбе с таможенными правонарушениями (оперативно-розыскные), таможенных платежей, таможенной инспекции. Такой подход позволяет максимально обеспечить объективное принятие решения о допуске к деятельности в качестве таможенного брокера. Рассмотрим законность и целесообразность некоторых требований.

Единственное  ограничение для таможенных брокеров в части организационно-правовой формы заключается в том, что казенное предприятие не может выступать в качестве таможенного брокера. В соответствии со ст. 115 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) казенным является унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления. Имущество такого предприятия находится в государственной или муниципальной собственности. Поэтому, если допустить его на рынок посреднических услуг, обеспечение его обязательств перед таможенными органами и представляемым лицом, а также возмещение убытков представляемых лиц и уплата таможенным органам задолженности по таможенным платежам, штрафам и иным платежам, предусмотренным Таможенным кодексом РФ, осуществлялись бы за счет государственных или муниципальных средств, а поступление обязательных платежей в федеральный бюджет происходило бы за счет средств самого государства или муниципального образования. Такое было бы нелогично.

Анализ порядка  лицензирования деятельности таможенного  брокера приводит к выводу, что  стартовые затраты на получение  такой лицензии завышены. В частности, таможенный брокер должен, с одной  стороны, нести ответственность перед своими клиентами (заключать договор страхования риска ответственности за нарушение договора на сумму не менее 10000 минимальных размеров оплаты труда), а с другой - выставить депозит, банковскую гарантию, поручительство третьего лица или залог товаров и транспортных средств в обеспечение своих обязательств перед таможенным органом (сумма обеспечения рассчитывается брокером ежегодно, исходя из предполагаемых объемов таможенных платежей, но должна быть не менее 2500 МРОТ).

Представляется, что речь идет практически об одном и том же, т.е. об обеспечении таможенным брокером своих обязательств, обусловленных таможенным законодательством (ведь содержание обязательств брокера, вытекающих из договора с представляемым лицом, обусловлено предметом договора – оказанием услуг по таможенному оформлению, иных посреднических услуг в области таможенного дела, что, естественно, регулируется законодательством, а уж об ответственности перед таможенными органами не стоит и говорить). Среди этих обязательств – обязательства по внесению таможенных платежей, процентов за использованную их отсрочку (рассрочку), по уплате штрафов и стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, а также пени за просрочку уплаты таможенных платежей. Такая комплексная ответственность может быть застрахована одним полисом, что позволило бы уйти от необходимости блокировать значительные суммы оборотных средств на обеспечение депозита или банковской гарантии.

Для получения  лицензии организация, претендующая на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера, заранее (т.е. до подачи заявления о выдаче лицензии) обязана заключить договор страхования риска ответственности перед представляемым лицом и оформить обеспечение выполнения своих обязательств перед таможенными органами (заключить договор поручительства, залога, банковской гарантии либо внести сумму обеспечения на депозит таможенного органа). Если в выдаче лицензии будет отказано, эти договоры расторгаются либо прекращаются (в зависимости от предусмотренных ими условий). Но ведь договоры страхования, поручительства, банковской гарантии являются безвозмездными, и в таком случае организация-претендент несет необоснованные расходы. Более того, Гражданским кодексом РФ прямо предусмотрен лишь один вид обеспечения исполнения обязательств, которые возникнут в будущем, – поручительство.

Информация о работе История возникновения и перспективы развития института таможенного брокера в Российской Федерации