Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 21:22, дипломная работа
Цель дипломной работы заключается в изучении истории возникнове-ния института таможенных брокеров и рассмотрении перспектив его развития.
На основании поставленной цели необходимо рассмотреть следую-щие задачи:
зарождение таможенного дела на Руси;
становление и развитие таможенного брокерства в России;
изучить историю возникновения института таможенных броке-ров в России;
правовые проблемы института таможенных брокеров;
изучить современное развитие института таможенных брокеров;
рассмотреть и предложить перспективы совершенствования ин-ститута таможенных брокеров.
Введение 4
1.Теоритические основы возникновения института таможенных брокеров 7
1.1.Становление и развитие таможенного дела в России 7
1.2.История возникновения института таможенного брокерства в России 13
2.Деятельность таможенных брокеров в России 20
2.1.Понятие, функции и лицензирование деятельности таможенного брокера 20
2.2.Обязанности таможенного брокера 34
2.3.Специальный административно-правовой статус таможенного брокера в России 39
3.Проблемы и перспективы развития иститута таможенных брокеров России 56
3.1.Правовые проблемы института таможенных брокеров 56
3.2.Современное развитие института таможенных брокеров 74
Заключение 77
Список используемых источников 79
Указанное право специалиста подтверждает таможенный брокер, представляя в таможенный орган учетную карточку специалистов по таможенному оформлению (Приложение 5).
Учетная карточка специалистов по таможенному оформлению сохраняет свою действительность для таможенных органов до получения таможенным органом письменного уведомления таможенного брокера о том, что специалист утрачивает право совершать действия по таможенному оформлению от имени этого таможенного брокера, которое должно быть подписано руководителем организации, осуществляющей деятельность в качестве таможенного брокера, и заверено печатью.
Таможенный брокер осуществляет контроль за соответствием знаний специалистов, состоящих у него в штате, требованиям, предъявляемым к таким специалистам, посредством периодической переаттестации, с присвоением декларантам определенной категории. Обычно, для осуществления деятельности в качестве таможенного брокера, организации достаточно иметь в штате декларанта II категории. Наличие же специалиста по таможенному оформлению I категории в штате таможенного брокера необходимо в следующих случаях если:
Еще одним условием деятельности таможенного брокера является наличие автоматизированных средств обработки информации, программных продуктов, прошедших соответствующую экспертизу и согласование о возможности их применения, множительной техники и средств связи в количестве, достаточном для своевременного и надлежащего выполнения своих обязанностей.
Во избежание неуплаты таможенных платежей, несоблюдения таможенного законодательства и других нарушений, таможенный брокер должен обеспечить перед таможней выполнение своих обязательств обусловленных таможенным законодательством Российской Федерации, в том числе обязательства по уплате возможных процентов за использованную отсрочку (рассрочку) уплаты таможенных платежей, штрафов и стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, а также пени за просрочку уплаты таможенных платежей.
Обязательства
таможенного брокера могут
Обязательства таможенного брокера в течение первого года его деятельности обеспечиваются суммой первоначального обеспечения.
Сумму первоначального обеспечения обязательств таможенного брокера для получения лицензии таможенный брокер рассчитывает самостоятельно, исходя из предполагаемых объемов таможенных платежей, при этом рассчитанная сумма обеспечения не может быть меньше 50% среднеквартальной суммы таможенных платежей и процентов за предоставленную отсрочку или рассрочку их уплаты, начисленных в отношении товаров, которые таможенный брокер предполагает декларировать, но не менее 2500-кратного установленного законом размера минимальной оплаты труда.
При осуществлении таможенным брокером своей деятельности через обособленные структурные подразделения в регионах деятельности разных таможенных органов, сумма обеспечения рассчитывается отдельно для каждого структурного подразделения. По истечении первого года деятельности таможенного брокера таможенный орган, выдавший лицензию, может принять решение о перерасчете суммы первоначального обеспечения обязательств таможенного брокера.
При этом сумму обеспечения обязательств таможенного брокера рассчитывают исходя из среднемесячной суммы таможенных платежей, процентов за предоставленную отсрочку или рассрочку их уплаты, начисленных в отношении товаров, декларированных таможенным брокером в истекшем году. Решение о перерасчете суммы обеспечения обязательств таможенного брокера принимается с учетом таких факторов, как платежеспособность, надежность, финансовая устойчивость, законопослушность, и оформляется в виде письменного распоряжения начальника таможенного органа, выдавшего лицензию.
Перерасчет суммы обеспечения производится на основании информации об объемах декларированных грузов и о суммах начисленных таможенных платежей, в том числе за их отсрочку (рассрочку) за истекший год. Обеспечение обязательств таможенного брокера с учетом перерасчета должно быть представлено в таможенный орган, выдавший лицензию, не позднее 30 дней со дня принятия решения о перерасчете.
Срок действия банковской гарантии, принимаемой таможенными органами в качестве обеспечения обязательств таможенного брокера, не должен быть менее одного года. Таможенный брокер обязан в течение 7 календарных дней до дня истечения действия гарантийного обязательства возобновить гарантийное обязательство или обеспечить свои обязательства перед таможенными органами в какой-либо иной форме.
Если в результате несоблюдения таможенным брокером своих обязательств перед таможенными органами сумма таможенных платежей, процентов, штрафов, пеней, а также стоимость товаров и транспортных средств возмещаются по банковской гарантии банком-гарантом, то таможенный брокер обязан в течение 3 календарных дней со дня перечисления банком-гарантом денежных средств на счета таможенного органа возобновить банковскую гарантию.
Если сумма обеспечения вносится на депозит таможенного органа не тем лицом, которое предполагает осуществлять деятельность в качестве таможенного брокера, последнее должно представить в таможенный орган письменное заявление о намерении обеспечить обязательства перед таможенными органами лица, желающего получить лицензию таможенного брокера.
За время хранения денежных средств на депозите таможенного органа проценты не начисляются, индексация их не производится.
При несоблюдении таможенным брокером своих обязательств перед таможенными органами денежные средства, внесенные на депозит таможенного органа, относят к доходу федерального бюджета пропорционально подлежащей взысканию сумме.
Вывод: таможенный брокер (представитель) – посредник, совершающий таможенные операции от имени и по поручению декларанта или иного лица, на которого возложена обязанность или которому предоставлено право совершать таможенные операции в соответствии с Таможенным кодексом РФ.
Порядок получения лицензии на деятельность таможенного брокера, довольно сложен, и процедуру эту по силам пройти только надежной организации, зарекомендовавшей себя как надежного участника рынка, с устойчивым финансовым положением, имеющей в штате грамотных, аттестованных специалистов, способных максимально ускорить и рационализировать процесс прохождения таможенных формальностей.
Однако уже в действующем Таможенном кодексе таможенным брокером (представителем) может быть только российское юридическое лицо, включенное в Реестр таможенных брокеров (представителей). Казенное предприятие не может быть таможенным брокером (представителем).
Таможенный брокер (представитель) совершает от имени декларанта или других заинтересованных лиц по их поручению таможенные операции в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с п. 1 комментируемой статьи лицо может быть таможенным брокером (представителем) в случае соответствия следующим критериям:
Применительно к статусу таможенного брокера (представителя) следует обратить внимание на специальную оговорку о том, что казенное предприятие не может быть таможенным брокером. Таким образом, поднят до уровня федерального закона статус нормы, которая до принятия нового ТК РФ содержалась только в Положении о таможенном брокере, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 17.07.1998 № 873. В соответствии с п. 1 указанного Положения таможенным брокером могла быть только коммерческая организация. Предыдущий ТК РФ подобной нормы не содержал.
Вместе с тем данная оговорка имеет существенное значение в том числе с учетом положений Киотской конвенции и общих тенденций в мировой практике таможенного администрирования. Согласно обычной практике таможенные брокеры классифицируются в правоотношениях в связи с выполнением таможенных формальностей как третьи лица. Таким образом, подчеркивается их посредническая роль и независимый статус. Следовательно, из самой природы таможенного брокера следует, что он не может быть казенным предприятием и находиться под контролем государства.
Рассматривая указанные выше характеристики таможенного брокера (представителя) в качестве основного и наиболее значимого нововведения, содержащегося в п. 1 комментируемой статьи, следует отметить отмену лицензирования деятельности таможенных брокеров и введение механизма включения лиц в Реестр таможенных брокеров (представителей). Хотя, в сущности, данный механизм также гарантирует соблюдение разрешительного порядка допуска лиц к деятельности в качестве таможенного брокера (представителя), такое нововведение позволяет как упорядочить нормативную правовую базу лицензирования различных видов деятельности, так и конкретизировать содержание и значение процедуры ведения Реестра таможенных брокеров (представителей).
Таможенный брокер (представитель) вправе ограничить сферу своей деятельности совершением таможенных операций в отношении определенных видов товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности либо в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу определенными видами транспорта, а также совершением отдельных таможенных операций или регионом деятельности в рамках региона деятельности одного (нескольких) таможенного органа (таможенных органов).
Отношения таможенного брокера (представителя) с декларантами и другими заинтересованными лицами строятся на договорной основе. Отказ таможенного брокера (представителя) от заключения договора при наличии у него возможности оказать услугу или выполнить работу не допускается.
Пункт 2 ст. 139 ТК РФ излагает содержание деятельности таможенного брокера (представителя), сущность и характер его взаимоотношений с клиентом. В соответствии с нормами данного положения деятельность таможенного брокера (представителя) заключается в совершении от имени декларанта или других заинтересованных лиц по их поручению таможенных операций в соответствии с ТК РФ. Согласно ст. 11 ТК РФ под таможенными операциями понимаются отдельные действия в отношении товаров и транспортных средств, совершаемые при их таможенном оформлении.
Главным нововведением в части содержания деятельности таможенных брокеров (представителей) по сравнению с ТК РФ 1993 года является изменение гражданско-правовой природы взаимоотношений таможенного брокера (представителя) и клиента. Если в соответствии с таможенным законодательством РФ, действовавшим до вступления в силу ТК РФ 2004 года, такие взаимоотношения строились на основе агентского договора, то сейчас клиент заключает с таможенным брокером (представителем) договор поручения.
Иначе говоря, ранее таможенный брокер мог совершать любые операции по таможенному оформлению и выполнять другие посреднические функции в области таможенного дела за счет и по поручению представляемого лица. В соответствии с п. 2 ст. 139 ТК РФ таможенный брокер (представитель) действует уже от имени декларанта или других заинтересованных лиц по их поручению.
Для оценки значения такого нововведения представляется целесообразным обратиться к истории развития института таможенного брокера в таможенном законодательстве РФ.
Положения ТК РФ 1993 года начали полноценно работать только после издания Постановления Правительства РФ от 17.07.1998 № 873 "Об утверждении Положения о таможенном брокере" и Приказа ГТК России от 15 июня 1998 г. № 392 "Об утверждении Порядка лицензирования и контроля за деятельностью таможенного брокера со стороны таможенных органов" – нормативных правовых актов, установивших механизм реализации соответствующих положений ТК РФ. К этому времени широкое распространение получила деятельность декларантов на договорной основе, совершавших свои действия, связанные с выполнением таможенных формальностей, от имени своих клиентов. Деятельность таких декларантов не лицензировалась, вследствие чего не могла быть обеспечена возможность надлежащего государственного контроля.
Учитывая некомпетентность, а зачастую и недобросовестность таких декларантов, были предприняты необходимые действия, направленные на полное замещение декларантов на договорной основе таможенными брокерами.