Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 12:36, шпаргалка
Существуют разные подходы к определению понятия внешнеэкономической безопасности, но наиболее распространен, так называемый ситуационный подход, определяющий ВЭБ как способность национальной экономики быть конкурентной, защищаться от возникающих угроз из вне, отвечать на новые вызовы и на этой основе – устойчиво развиваться.
Основным стратегическим ориентиром таможенной службы РФ является обеспечение экономической безопасности в сфере внешнеэкономической деятельности РФ и содействие внешней торговле.
Эту роль можно определить разобрав задачи и функции, возложенные на ТО.
Экономическая безопасность России - это состояние защищенности экономических интересов личности, общества и страны от внутренних и наружных угроз, основанное на независимости, эффективности и конкурентоспособности экономики страны.
Объектами экономической безопасности РФ являются личность, общество, правительство и главные элементы экономической системы.
Она включает в себя:
Экономическая безопасность обеспечивается в соответствии с гос. стратегией экономической безопасности РФ (Указ Президента РФ от 29.04.1996 N 608 "О государственной стратегии экономической безопасности РФ (Основных положениях)").
Государственная стратегия экономической безопасности РФ является составной частью национальной безопасности (вкл. экономическую, информационную, общественную, экологическую и др. виды безопасности) РФ в целом и ориентирована на реализацию осуществляемых в РФ экономических преобразований.
Цель государственной стратегии - обеспечение такого развития экономики, при котором создались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз.
Государственная стратегия включает:
1. Характеристику внешних и внутренних угроз экономической безопасности РФ как совокупности условий и факторов, создающих опасность для жизненно важных экономических интересов личности, общества и государства; определение и мониторинг факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства, на краткосрочную и среднесрочную (три-пять лет) перспективу.
2. Определение
критериев и параметров, характеризующих
национальные интересы в
3. Формирование
экономической политики, институциональных
преобразований и необходимых
механизмов, устраняющих или смягчающих
воздействие факторов, подрывающих
устойчивость национальной
Наиболее вероятными угрозами экономической безопасности РФ, на локализацию которых должна быть направлена деятельность федеральных органов государственной власти, являются:
1.Увеличение имущественной
2. Деформированность структуры российской экономики, обусловленная такими факторами, как: усилением топливно-сырьевой направленности экономики; отставание разведки запасов полезных ископаемых от их добычи; низкая конкурентоспособность продукции; свертывание производства в жизненно важных отраслях обрабатывающей промышленности; подрыв научно-технического потенциала России; рост внешнего долга России; иностранные фирмы завоевывают внутренний рынок и вытесняют отечественную продукцию.
3. Возрастание неравномерности
социально-экономического
Важнейшими факторами этой угрозы являются: различия в уровне социально-экономического развития регионов, наличие кризисных и отсталых районов; увеличение разрыва в уровне производства национального дохода на душу населения между отдельными субъектами.
4. Криминализация общества и хозяйственной деятельности, вызванная в основном такими факторами, как: рост безработицы; сращивание части чиновников с криминальными структурами; ослабление системы государственного контроля.
Основными причинами, вызывающими возникновение указанных угроз, являются неустойчивость финансового положения предприятий, неблагоприятный инвестиционный климат, сохранение инфляционных процессов и другие проблемы, связанные с финансовой дестабилизацией в экономике.
Меры и механизмы
Деятельность государства по обеспечению экономической безопасности РФ осуществляется по следующим основным направлениям:
1. Выявление
случаев, когда фактические
Меры и механизмы, обеспечивающие экономическую безопасность, разрабатываются одновременно с государственными прогнозами ее социально-экономического развития, а реализуются в программе социально-экономического развития РФ.
2. Организация
работы в целях реализации
комплекса мер по преодолению
или недопущению возникновения
угроз экономической
Совет Безопасности РФ рассматривает концепцию федерального бюджета с точки зрения обеспечения экономической безопасности государства;
Правительство РФ координирует работу
федеральных органов
3. Экспертиза
принимаемых решений по
Существуют разные подходы к определению понятия внешнеэкономической безопасности, но наиболее распространен, так называемый ситуационный подход, определяющий ВЭБ как способность национальной экономики быть конкурентной, защищаться от возникающих угроз из вне, отвечать на новые вызовы и на этой основе – устойчиво развиваться.
Основным стратегическим ориентиром таможенной службы РФ является обеспечение экономической безопасности в сфере внешнеэкономической деятельности РФ и содействие внешней торговле.
Эту роль можно определить разобрав задачи и функции, возложенные на ТО.
Правоохранительная:
- борьба с контрабандой и
иными преступлениями, административными
правонарушениями в сфере
- содействие и осуществлении мер по защите государственной безопасности, общественного порядка, нравственной жизни и здоровья населения, окружающей среды;
- ведение комплекса оперативно-
- прогнозирование ситуаций, создающих
угрозу экономической
Контрольная:
- Обеспечение разрешительного порядка перемещения товаров через таможенную границу РФ;
- Проведение таможенного
- Осуществление контроля
- Осуществление валютного
Защитная:
- Обеспечение соблюдения
- Принятие мер по защите прав
и интересов граждан,
- Осуществление реализации
Социально-экономическая:
- Участие в разработке и
- Взимание пошлин, налогов и таможенных платежей; - Таможенное регулирование торгово-экономических отношений;
- Ведение таможенной статистики и ТН ВЭД;
- Содействие развитию
Влияние общих экономических факторов
на деятельность таможенной службы РФ
обусловлено тенденциями, формирующимися
в современной мировой
Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) в странах с рыночной и переходной экономикой регулируется рынком и государством.
Государственное регулирование ВЭД - это продолжение внутрихозяйственной функции государства, но реализующееся в особой форме; это комплекс правовых, административных, экономических, организационных и иных мер воздействия государства в лице его органов на экономические отношения участников ВЭД в соответствии с национально–государственными интересами, целями, задачами.
Функции государственного регулирования ВЭД:
1) системообразующие:
• разгосударствление, отмена государственной монополии ВЭД;
• формирование конкурентной среды, курс на открытость экономики;
• формирование порядока осуществления ВЭД;
2) системоутверждающие:
• структурная трансформация, обеспечение конкурентоспособности на мировых рынках;
• рост уровня и качества жизни;
3) системовоспроизводящие:
• достижение устойчивого экономического развития;
• обеспечение и защита общенациональных
экономических интересов в
• упрочение и расширение поля страны в мировом экономическом и политическом пространстве.
Механизм государственного регулирования
ВЭД – совокупность правовых, финансово–экономических
и организационно–
Цели государственного регулирования
внешнеэкономической
- формирование благоприятного
правового климата для
- стимулирование осуществления
хозяйствующими субъектами
- обеспечение условий
- координация участия страны
в международном разделении и
кооперировании производства, продвижение
наукоемкой
- совершенствование структуры
внешнеэкономической
- регулирование экономических отношений на межстрановом и региональном уровнях;
- обеспечение отечественным
- регулирование платежного
- формирование благоприятного имиджа страны, ее регионов и фирм.
Государственное регулирование ВЭД в России в условиях переходной экономики должно осуществляться в соответствии со следующими основными принципами: