Совершенствования административно-правового регулирования института таможенной экспертизы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 02:54, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследование развития института экспертизы в таможенном деле, и разработка рекомендаций по совершенствованию административно – правового регулирования экспертной деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Исследовать исторические и правовые основы формирования экспертизы в таможенном деле российского государства (XI - XIX вв.);
2. Рассмотреть общие сведения о таможенной экспертизе, этапы и цели проведения;
3. Охарактеризовать роль эксперта и специалиста в таможенном контроле;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..6
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЭКСПЕРТИЗЫ В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ………………………………………………………………………………...9
1.1.Исторические и правовые основы формирования экспертизы в таможенном деле российского государства (XI - XIX вв.)……………….9
1.2. Особенности назначения и выполнения экспертиз товаров и транспортных средств, в сфере таможенного дела………………………..12
1.3. Организация экспертной деятельности в системе таможенных органов Российской Федерации…………………………………………………..20
ГЛАВА 2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА ЭКСПЕРТИЗЫ В ТАМОЖЕННЫХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ………………….24
2.1 Правовое регулирование в судебно-экспертной деятельности………24
2.2 Нормативно-правовое регулирование назначения и проведения экспертиз при таможенном контроле……………………………………………..28
2.3. Основные положения административного права об экспертном обеспечении производства по делам об административных правонарушениях43
ГЛАВА3. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ИНСТИТУТА ТАМОЖЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В РАМКАХ ТС……………..50
3.1. Анализ экспертного обеспечения таможенной деятельности в филиале ЦЭКТУ г. Ростов - на Дону…………………………………………….50
3.2. Разработка рекомендаций по совершенствованию административно-правового регулирования института таможенной экспертизы……………….....54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………

Файлы: 1 файл

33__33__33__33__33_DIPLOM_33__33__33__33__33__33.docx

— 97.25 Кб (Скачать файл)

Разумный, справедливый суд просто не мог обойтись без сведущих лиц - применительно к рассматриваемой эпохе, прежде всего врачей. В этот период при военных судах вводятся должности врачей (лекарей) - консультантов (советников), с которыми суд мог бы совещаться в сомнительных случаях еще до судебного следствия. Судебные консультанты были необходимы потому, что «это избавит суд от переписки... от проволочки дела; так, одному человеку невозможно быть специалистом во всех отраслях медицины, права, экономики, и может оказаться еще надобность в том или другом специалисте, а консультант может указать на таких специалистов». Довольно часто подобного рода чиновники привлекались для участия именно в таможенных спорах.

В 1835 г. был издан кодифицированный Свод законов Российской империи. В книге второй пятнадцатого тома в ст. 943 и ст. 1083 предусматривалась возможность истребования от сведущих лиц их показаний и мнений в тех случаях, когда для познания обстоятельств дела необходимы особые сведения или опытность в науке, искусстве или ремесле. Таким образом, сведущее лицо - эксперт становится полноценной процессуальной фигурой, участвующей в судебно-следственном осмотре, дающей справки (мнения) и показания в качестве сведущего лица.

Эксперты давали заключения по поводу «ценности», подлинности денежной точности таможенной документации, проводили сличение и устанавливали подлинность подписей на официальных таможенных документах, в дальнейшем для экспертизы этих документов стали привлекаться толмачи (переводчики), которые устанавливали не только информационно-содержательную сторону таможенного документа, но и адекватность изложения это содержания сторонами-контрагентами, обменивающимися товаром при посредстве таможни.

В начале XIX в. на допросе в судах все чаще фигурировали эксперты, показания которых все также приравнивались к показаниям обычных свидетелей. Таможенные споры рассматривались исключительно при участии этих лиц, их заключениям отдавалось предпочтение перед другими доказательствами.

Окончательное разграничение процессуального статуса эксперта и свидетеля было законодательно закреплено лишь в Судебных уставах 1864 г., а на практике смешение этих фигур имело место фактически до начала XX в.

Примечательно, что отчасти именно экспертиза таможенных документов породила необходимость в более скрупулезном подходе к выбору эксперта, который будет проводить исследование документов, что создавало неограниченный простор для ведомственного регулирования, официального толкования и разъяснения. Например, согласно Циркуляру Министерства юстиции от 23 ноября 1878 г. № 19-559, при производстве экспертизы почерка следовало по возможности избегать приглашения учителей чистописания и рисования, а обращаться к делопроизводителям, секретарям, содержателям типографий и литографий. Таким образом, в качестве экспертов привлекались не только чиновники, получившие университетское образование, но и длительное время состоящие на службе в должностях, не требующих такого образования. В качестве критерия их привлечения выступали профессиональные навыки, опыт.

Применительно к таможенной сфере эксперты из приведенной категории лиц давали заключения по поводу сделанных дописок и исправлений в таможенных документах (сделаны ли эти записи одной рукой лицом, находящимся на государевой таможенной службе, т.е. сведущим в определенных вопросах)./54/

Экспертиза как правовой институт зарождалась и развивалась параллельно с другими государственными институтами и службами, предваряя и обслуживая их, и облегчая судебные процедуры и споры, неизбежно сопровождающие любую фискальную деятельность, в том числе - таможенную.

 

 

    1. Особенности назначения и выполнения экспертиз товаров и транспортных средств, в сфере таможенного дела

 

 

Экспертизы в области таможенного дела имеют свою специфику. Данная специфика обусловлена спецификой предмета и метода таможенного регулирования. В первую очередь, в отличие от других правоприменительных процессов таможенное законодательство предусматривает привлечение эксперта и использование данных экспертизы до заведения дела об административном правонарушении, т.е. в процессе осуществления таможенного контроля. В настоящее время проведение таможенных экспертиз в ходе таможенного оформления и таможенного контроля является важнейшим направлением деятельности экспертно-криминалистических подразделений ФТС России./39/

В задачи экспертно-криминалистических подразделений ФТС России входит также проведение экспертиз по уголовным делам по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 189., 190., 193., 194., 226.1, 229.1 УК РФ, производство неотложных следственных действий и дознание по которым отнесено к компетенции таможенных органов.

В соответствии со ст.11 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности» федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела - ФТС России - определил профиль экспертной деятельности экспертно-криминалистических подразделений ФТС РФ./16/. Основные объекты экспертиз в таможенной сфере - это товары, транспортные средства и документы, содержащие сведения о товарах и транспортных средствах. Как уже отмечалось выше, такой круг объектов обусловлен спецификой таможенного регулирования. Круг вопросов, которые ставятся на разрешение эксперта, достаточно определенно уже сформировался и включает в себя вопросы, связанные с установлением:

  • физических и химических свойств, количественного и качественного состава товара, позволяющих однозначно идентифицировать товар в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, международными  и национальными стандартами;
  • рыночной цены исследуемого товара, либо аналогичного товара;
  • идентификации товаров для переработки в продуктах их переработки;
  • возможности согласования норм выхода продуктов переработки с учетом конкретного технологического процесса при применении таможенных режимов переработки на таможенной  территории, переработки для внутреннего потребления;
  • принадлежности товара к перечням наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации в соответствии с законодательством, в том числе наличия их в лекарственных средствах.

Вопросы определения кода товара по ЕТН ВЭД ТС, страны происхождения товара, таможенной стоимости и размера таможенных платежей не могут решаться в ходе таможенной экспертизы, так как являются исключительной компетенцией соответствующих функциональных подразделений таможенных органов. Однако данные подразделения широко используют фактические характеристики товара (состав, компонентность, физико-химические и эксплуатационные показатели), полученные в ходе таможенных экспертиз, для определения вышеназванных данных, определяющих код товара, применение к нему мер тарифного и нетарифного регулирования при перемещении через таможенную границу Таможенного союза. Заключения функциональных подразделений таможенных органов, выдаваемые по запросу лица, ведущего производство или рассмотрение по делу об административном правонарушении, также основываются на данных таможенных экспертиз.

Вышеприведенный перечень вопросов  не является исчерпывающим. При проведении технико - криминалистических исследований документов, устанавливающих соответствие требованиям, предъявляемым при их изготовлении, наличие полной или частичной подделки, или иных объектов на разрешение эксперта могут быть поставлены вопросы, связанные с:

  • отождествлением конкретных технических средств (принтеров, пишущих машин, печатей и штампов), установлением вида, класса, марки технического средства, использованного для изготовления или оформления того или иного реквизита документа;
  • восстановлением содержания разорванных, сожженных, угасших документов, восстановлением первоначального содержания зачеркнутых, залитых, вытравленных, подчищенных, замазанных записей;
  • установлением соответствия защитных реквизитов документа (бланков, защитных сеток, изображений и т. д.) техническим требованиям производителя документа;
  • установлением способа изготовления реквизитов документа;
  • установлением факта изменения реквизитов документа (подвергалось ли изменению содержание документа,  переклеивались ли марки, заменялись ли ласты в многостраничном документе);
  • установлением последовательности выполнения реквизитов документа;
  • установлением давности выполнения рукописной записи (текста);
  • установлением подлинности подписи и кратких рукописных записей, выполненных конкретным лицом (лицами).

При назначении таможенной экспертизы необходимо определять ее наименование, которое, однако, может быть изменено экспертом в ходе подготовки заключения. Должностными лицами таможенных органов могут назначаться следующие виды экспертиз, перечень которых не является исчерпывающим:

1) идентификационные - связанные с идентификацией объекта экспертизы. т. е. установления соответствия его какому-либо эталону, стандарту; эталон для проведения идентификационной экспертизы может не находиться и большей частью не находится в распоряжении эксперта -образцом для сравнения служит описание эталона в нормативно-технической документации;

2) материаловедческие-исследование состава, строения, физических и химических свойств вещества, материала, товара; экспертиза относится, к материаловедческой только при невозможности ее отнесения к идентификационной либо товароведческой;

3) товароведческие - оценка  свойств и показателей качества товара, в том числе потребительских, в сопоставлении с нормативно-технической документацией; конечной задачей таможенной товароведческой экспертизы является определение рыночной стоимости товара;

4) экспертизы наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

5) экспертизы объектов интеллектуальной собственности;

6) технологические;

7) геммологические (имеющие объектом исследования драгоценные металлы, камни и изделия из них);

8) искусствоведческие;

9) криминалистические, в том числе:

  • трасологические (исследование следов рук, исследование следов обуви, исследование следов транспортных средств, исследование следов орудий взлома и инструментов, исследование следов производственных механизмов и инструментов на изделиях (документах);
  • экспертизы пломб и запорно-пломбировочных устройств;
  • экспертизы замков и иных запирающих устройств;
  • экспертизы установления целого по частям;
  • почерковедческая экспертиза;

10) технико-криминалистическое  исследование документов:

  • исследование оттисков печатей и штампов;
  • исследование подписей от имени определенных лиц (при технической подделке подписей);
  • исследование машинописных текстов;
  • установление изменений в тексте документа;
  • установление содержания документа;
  • исследование способа изготовления и материала документа;

11) технико-криминалистическая экспертиза подписей;

12) исследование акцизных и специальных марок;

13) экспертиза маркировочных  обозначений.

 В качестве иллюстрации  можно привести процентное соотношение  экспертиз различных видов. Из общего количества 3718 экспертиз, выполненных в экспертно-криминалистического службе - филиале Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления (г. Ростов-на-Дону) в 2013 г. Наибольшую долю экспертиз составляют идентификационные (34,7 %); товароведческие (46,6 %), в том числе стоимостные при осуществлении таможенного контроля (11,4 %). Доля экспертиз остальных видов не превышает 9 %.

Особенность объектов таможенных экспертиз заключается в том, что большинство объектов исследования - это партии товара, перемещаемого через таможенную границу Таможенного союза, либо являющегося предметом административного правонарушения в сфере таможенного дела. Обычно это однородные, либо неоднородные партии товара, либо громоздкий единичный товар, как-то: партии спиртных напитков или табачных изделий, товаров народного потребления, машины, механизмы - от станка до башенного крана, транспортные средства, вплоть до морских, воздушных судов и железнодорожных вагонов, партии нефти и нефтепродуктов в десятки тысяч тонн и т. п. Для экспертизы, следовательно, необходимо предоставлять либо образцы (от партии конкретно-определенных единиц товара), пробы (от партии недискретного товара), либо предоставлять на экспертизу весь товар или всю партию товара. В последнем случае таможенный орган обеспечивает проведение осмотра и исследований товара в месте его хранения. При направлении на технико-криминалистическую экспертизу различных документов, печатей, штампов и других объектов исследования эксперту одновременно должны быть представлены образцы сравнения. Определяющим условием относимости и допустимости заключения эксперта является правильный отбор проб, проведенный в точном соответствии с нормативно-техническими документами, позволяющий распространить выводы заключения эксперта на всю партию товара.

Информация о работе Совершенствования административно-правового регулирования института таможенной экспертизы