Совершенствования административно-правового регулирования института таможенной экспертизы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 02:54, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследование развития института экспертизы в таможенном деле, и разработка рекомендаций по совершенствованию административно – правового регулирования экспертной деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Исследовать исторические и правовые основы формирования экспертизы в таможенном деле российского государства (XI - XIX вв.);
2. Рассмотреть общие сведения о таможенной экспертизе, этапы и цели проведения;
3. Охарактеризовать роль эксперта и специалиста в таможенном контроле;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..6
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЭКСПЕРТИЗЫ В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ………………………………………………………………………………...9
1.1.Исторические и правовые основы формирования экспертизы в таможенном деле российского государства (XI - XIX вв.)……………….9
1.2. Особенности назначения и выполнения экспертиз товаров и транспортных средств, в сфере таможенного дела………………………..12
1.3. Организация экспертной деятельности в системе таможенных органов Российской Федерации…………………………………………………..20
ГЛАВА 2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА ЭКСПЕРТИЗЫ В ТАМОЖЕННЫХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ………………….24
2.1 Правовое регулирование в судебно-экспертной деятельности………24
2.2 Нормативно-правовое регулирование назначения и проведения экспертиз при таможенном контроле……………………………………………..28
2.3. Основные положения административного права об экспертном обеспечении производства по делам об административных правонарушениях43
ГЛАВА3. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ИНСТИТУТА ТАМОЖЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В РАМКАХ ТС……………..50
3.1. Анализ экспертного обеспечения таможенной деятельности в филиале ЦЭКТУ г. Ростов - на Дону…………………………………………….50
3.2. Разработка рекомендаций по совершенствованию административно-правового регулирования института таможенной экспертизы……………….....54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………

Файлы: 1 файл

33__33__33__33__33_DIPLOM_33__33__33__33__33__33.docx

— 97.25 Кб (Скачать файл)

В ст. 378 ч. 2 ТК РФ (в ред. 2003 г.) круг лиц, которые могут быть привлечены к выполнению экспертиз в качестве эксперта, был определен более четко:

  • эксперты таможенных лабораторий;
  • эксперты иных соответствующих организаций (лабораторий судебной экспертизы, экспертно-криминалистические подразделения органов внутренних дел и т. п.);
  • эксперты, назначаемые таможенными органами; в качестве эксперта может быть назначено любое лицо, обладающее необходимыми специальными познаниями для дачи заключения.

Необходимо отметить, что согласно требованиям процессуальных отраслей законодательства, определяющим критерием для назначения эксперта, является наличие у него необходимых специальных познаний. Все внешние атрибуты этих специальных познаний, как-то ведомственные аттестаты, вневедомственные сертификаты и лицензии, свидетельства место работы - никак не оговорены в законодательных актах и лишь подтверждают наличие у данного лица тех или иных специальных познаний. Глубокими специальными познаниями обладают лица, имеющие определенные достижения в науке, технике, искусстве, ремесле, хотя они могут не иметь никаких особых подтверждающих это документов установленной формы, да и такие документы большей частью не предусмотрены. Действительно, если сотрудники государственных судебно-экспертных учреждений допускаются к производству экспертиз лишь после прохождения ими ведомственной аттестации и получения соответствующего свидетельства, то для негосударственных судебных экспертов подобных требований не существует. Таможенный кодекс ТС не зря закрепил положение о приоритетности выполнения таможенных экспертиз таможенными экспертами. Двадцатилетняя практика назначения и выполнения экспертиз в сфере таможенного дела показала, что зачастую должностные лица таможенных органов подходят к назначению экспертизы формально, выполнение экспертиз поручается организациям, прямо указанным участниками внешнеэкономической деятельности. Такие сторонние организации и их сотрудники, выступающие в качестве экспертов, часто не обеспечивают качество и достоверность выполняемых исследований, а выдаваемые заключения эксперта не обладают доказательственной силой и не выдерживают элементарного критического анализа./11/

С помощью таможенной экспертизы наиболее часто решаются следующие задачи в области таможенного регулирования:

  • определение физико-химических характеристик товара, его конструкционных и технологических особенностей, необходимых для идентификации товара в соответствии с ЕТ ТН ВЭД ТС, контроля правильности применения мер тарифного и нетарифного регулирования;
  • определение показателей количества товаров, в частности для контроля правильности исчисления таможенных платежей по специфической ставке контроля выполнения таких нетарифных мер, как квотирование;
  • определение рыночной стоимости товара по результатам товароведческих исследований для контроля правильности заявления таможенной стоимости декларантом;
  • определение параметров технологических процессов, например нормы выхода продукции при заявлении таможенных режимов переработки;
  • определение подчисток, исправлений и других фальсификаций в документах, предоставляемых при таможенном оформлении.

Назначение и сроки выполнения таможенной экспертизы. Уполномоченное должностное лицо таможенного органа принимает в письменной форме решение о назначении таможенной экспертизы, в котором указываются основания для ее проведения, фамилия, имя и отчество таможенного эксперта (эксперта) или наименование организации, в которой должна быть проведена таможенная экспертиза, вопросы, поставленные перед таможенным экспертом (экспертом), перечень материалов и документов, предоставляемых в распоряжение таможенного эксперта (эксперта), срок проведения таможенной экспертизы и представления заключения в таможенный орган./ 5/

В решении также указывается о предупреждении эксперта об ответственности за дачу заведомо ложного заключения, заведомо ложное заключение эксперта при осуществлении государственного контроля влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей./6/

Руководитель уполномоченного таможенного органа, организации или лицо, его замещающее, вправе отказать в проведении таможенной экспертизы в следующих случаях:

  • недостаточности информации для проведения таможенной экспертизы;
  • ненадлежащего оформления решения о назначении таможенной экспертизы;
  • несоответствия сохранности упаковки проб или образцов описанию, указанному в решении о назначении таможенной экспертизы;
  • отсутствия в штате уполномоченного таможенного органа таможенного эксперта требуемой квалификации;
  • отсутствия необходимой материально-технической базы специальных условий для проведения таможенной экспертизы.

Отказ в проведении таможенной экспертизы оформляется в письменном виде с указания причин отказа. Представленные материалы, документы, пробы и образцы возвращаются таможенному органу, назначившему таможенную экспертизу.

Таможенный орган не позднее дня следующего за днем принятия решения о назначении таможенной экспертизы, письменно уведомляет декларанта или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров. о назначении таможенной экспертизы.

В соответствии со статьей 139 ТК ТС порядок проведения таможенной экспертизы определяется решением Комиссии Таможенного союза. Срок проведения таможенной экспертизы составляет 20 (двадцать) рабочих дней со дня принятия таможенным экспертом материалов к производству. Срок проведения таможенной экспертизы гложет продлеваться с письменного разрешения руководителя таможенного органа, проводящего таможенную экспертизу, или лица, его замещающего, с указанием причин такого продления на срок, не превышающий срок временного хранения товаров, если выпуск товаров не осуществляется до получения результатов экспертизы, и уведомлением таможенного органа, назначившего таможенную экспертизу./4/

В случае проведения таможенной экспертизы в иной уполномоченной организации срок проведения таможенной экспертизы может продлеваться с письменного разрешения руководителя таможенного органа, назначившего таможенную экспертизу, с указанием причин такого продления на срок, не превышающий срок временного хранения товаров, если  выпуск товаров не осуществляется до получения результатов экспертизы.

Финансирование таможенной экспертизы, включающее расходы на ее проведение, осуществляется за счет бюджета государства – члена таможенного союза, таможенным органом которого она и назначена.

Федеральный закон  № 311-Ф3 от 27. 11.2010 г (в ред. от 05.05.2014) в ст. 172, 173 конкретизирует некоторые положения международного правового акта - Таможенного кодекса Таможенного союза относительно срока проведения таможенной экспертизы. Согласно данному акту срок проведения таможенной экспертизы, предусмотренный пунктом 2 статьи 139 Таможенного кодекса Таможенного союза (20 дней) может продлеваться с письменного разрешения начальника (заместителя начальника) таможенного органа, проводящего таможенную экспертизу, с указанием причин такого продления на срок, необходимый для проведения экспертизы за исключением случаев, когда выпуск товаров не осуществляется до получения результатов экспертизы. В указанном случае экспертиза должна быть проведена в сроки, не превышающие срока выпуска товаров с учетом продления указанного срока.

В случае проведения таможенной экспертизы в иной уполномоченной организации, срок проведения таможенной экспертизы может продлеваться с письменного разрешения руководителя уполномоченной организации по согласованию с таможенным органом, назначившим таможенную экспертизу, с указанием причин такого продления на срок, необходимый для проведения экспертизы за исключением случаев, когда выпуск товаров не осуществляется до получения результатов экспертизы. В указанном случае экспертиза должна быть проведена в сроки, не превышающие срока выпуска товаров с учетом продления указанного срока.

Необходимо отметить, что Таможенный кодекс Таможенного союза установил гораздо более жесткие требования к срокам проведения таможенных экспертиз при осуществлении таможенного контроля, ТК РФ. Согласно Таможенному кодексу РФ (2003 г.) срок проведения экспертизы при проведении таможенного контроля не должен был превышать:

  • сроки временного хранения, если выпуск товаров не осуществляется до получения результатов экспертизы;
  • шесть месяцев, если экспертиза проводится в отношении транспортных средств;
  • один год в иных случаях.

Срок проведения конкретной экспертизы определялся в постановлении о назначении экспертизы на основании информации  ФТС РФ и региональных таможенных управлений о сроках выполнения наиболее распространенных видов экспертиз при осуществлении таможенного контроля.           

 Рассмотрим правоотношения, возникающие в триаде экспертное учреждение или подразделение/эксперт - таможенный орган/должностное лицо таможенного органа – декларант, иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, и их представители. Во-первых, данные правоотношения, безусловно,  являются таможенными, так как первопричиной их возникновения является перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу. Во-вторых, данные правоотношения носят административно-правовой характер, так как основаны на отношениях власти, которую представляет таможенный орган как федеральный орган исполнительной власти, и подчинения которого обязаны придерживаться участники внешнеэкономической деятельности и их представители, экспертное учреждение или подразделение способствует реализации императивных предписаний государства в лице таможенных органов при безусловном соблюдении прав участников внешнеэкономической деятельности. В-третьих, данные правоотношения содержат элементы гражданско-правового характера, так для проведения экспертизы вне экспертно-криминалистических подразделений ФТС России эксперты или экспертные учреждения привлекаются на договорной основе.

Вышеприведенные теоретические положения детально реализованы в главе 20 Таможенного кодекса Таможенного союза, что выгодно отличает его, в частности от Кодекса об административных правонарушениях. Рассмотрим права и обязанности каждой из сторон триады правоотношений, возникающих при назначении и проведении экспертиз в ходе таможенного контроля. /См. приложение/

Новыми по сравнению с Таможенным кодексом РФ 2003 г. в перечне права эксперта являются пункты 6-8. Предоставление эксперту права уточнения поставленных вопросов предоставляется совершенно обоснованным, так как многолетняя практика показала, что отдельные должностные лица таможенных органов, осуществляющие таможенный контроль, вследствие недостаточной общеобразовательной и специальной подготовки, либо халатного отношения к своим обязанностям неясно или некорректно формулируют вопросы, ставящиеся на разрешение эксперта.

Пункты 7-8, снимают вопросы о правомочности использования тех или иных источников при подготовке заключения эксперта.

По сравнению с Таможенным кодексом РФ 2003 г в ТК ТС обязанности таможенного эксперта существенно конкретизированы и актуализированы с учетом опыта работы экспертно-криминалистических подразделений ФТС России. Это, во-первых, заключается в обязанности эксперта знакомиться со всеми материалами, относящимися к предмету таможенной экспертизы, а не только с представленными на исследование. Кстати, ознакомление со всеми материалами дела - обычная практика выполнения судебных экспертиз./45/ Во-вторых, эксперт обязан осуществлять контроль допустимости и достоверности представленных на исследование проб и образцов. На наш взгляд, следовало бы добавить требование о контроле относимости представляемых проб и образцов к исследуемой партии товара. В целом обязанность обеспечения относимости, допустимости и достоверности представляемых проб и образцов товаров лежит теперь полностью на таможенном органе, осуществляющем таможенный контроль. В-третьих, таможенный эксперт обязан теперь включать в заключение выводы обо всех обстоятельствах имеющих значение для таможенных целей, установленных при выполнении экспертизы, а не только о тех, по которым были поставлены вопросы. Это представляется логичным, так как таможенный эксперт является федеральным государственным служащим, служащим - должностным лицом специализированного таможенного органа, и на него возлагаются задачи по обеспечению соблюдения таможенного законодательства мер таможенного регулирования.

Из перечня прав декларанта,  иного лица, обладающего полномочиями в отношении товара, их представителей, предоставленных им Таможенным кодексом РФ 2003 г. исключены право заявления отвода эксперту и ходатайства о назначении определенного эксперта,  право «присутствовать с разрешения таможенного органа, назначившего экспертизу, при проведении экспертизы»./11/. Последнее положение, было явно скопировано с законодательства о судебно-психиатрической экспертизе. Основной же метод таможенной экспертизы - это лабораторные исследования структуры и свойств товаров и иных объектов. Присутствие посторонних лиц в лаборатории воспрещается. И более того, что будет делать представитель участника внешнеэкономической деятельности при проведении химических, физико-химических и биологических исследований с использованием сложнейших методик и аппаратуры? Проверять правильность выполнения анализа? Ранее научные и практические работники неоднократно обращали внимание на необходимость удаления этого положения из перечня прав декларанта, установленных ТК РФ 2003 года./34/

Право « брать пробы и образцы товаров», предоставленное декларанту в ст. 382 ТК РФ (2003 г.), в Таможенном кодексе Таможенного союза изменено на право «присутствовать при отборе проб или образцов таможенными органами для проведения таможенной экспертизы» (ст. 141 ТК ТС) с возложением ряда обязанностей по содействию взятию проб и образцов таможенными органами (ст. 144 ТК ТС).

Информация о работе Совершенствования административно-правового регулирования института таможенной экспертизы