Совершенствования административно-правового регулирования института таможенной экспертизы
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 02:54, курсовая работа
Описание работы
Цель работы – исследование развития института экспертизы в таможенном деле, и разработка рекомендаций по совершенствованию административно – правового регулирования экспертной деятельности. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Исследовать исторические и правовые основы формирования экспертизы в таможенном деле российского государства (XI - XIX вв.); 2. Рассмотреть общие сведения о таможенной экспертизе, этапы и цели проведения; 3. Охарактеризовать роль эксперта и специалиста в таможенном контроле;
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..6 ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЭКСПЕРТИЗЫ В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ………………………………………………………………………………...9 1.1.Исторические и правовые основы формирования экспертизы в таможенном деле российского государства (XI - XIX вв.)……………….9 1.2. Особенности назначения и выполнения экспертиз товаров и транспортных средств, в сфере таможенного дела………………………..12 1.3. Организация экспертной деятельности в системе таможенных органов Российской Федерации…………………………………………………..20 ГЛАВА 2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА ЭКСПЕРТИЗЫ В ТАМОЖЕННЫХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ………………….24 2.1 Правовое регулирование в судебно-экспертной деятельности………24 2.2 Нормативно-правовое регулирование назначения и проведения экспертиз при таможенном контроле……………………………………………..28 2.3. Основные положения административного права об экспертном обеспечении производства по делам об административных правонарушениях43 ГЛАВА3. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ИНСТИТУТА ТАМОЖЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В РАМКАХ ТС……………..50 3.1. Анализ экспертного обеспечения таможенной деятельности в филиале ЦЭКТУ г. Ростов - на Дону…………………………………………….50 3.2. Разработка рекомендаций по совершенствованию административно-правового регулирования института таможенной экспертизы……………….....54 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..60 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………
На наш взгляд, давая в рассматриваемом
законе определение судебной экспертизы
и государственной судебно-экспертной
деятельности, законодатель искусственно
создал определенную правовую коллизию.
Из смысла закона следует, что выполнение
экспертиз по делам об административных
правонарушениях, включены только судьи,
хотя например, экспертизы по делам об
административных правонарушениях в сфере
таможенного дела (нарушениях таможенных
правил) назначают, как правило, должностные
лица, проводящие административное
расследование. Причем одно и то же дело
может рассматриваться либо должностным
лицом таможенного органа, либо судьей
в зависимости от предполагаемого взыскания
(ст. 3.7, 23.1, 23. 8, ч. 2 ст. 29.9 КоАП РФ). Таким
образом, данная правовая коллизия создает
неопределенность как в установлении
круга субъектов, правомочных назначать
судебные экспертизы так и в видах дел,
назначение экспертиз по которым, подпадает
под регулирование вышеозначенным законом.
Помимо термина и «судебная
экспертиза», законодатель позднее (в
2004 г.) ввел в оборот понятие экспертизы
при осуществлении государственного контроля
(надзора), установив административную
ответственность (ст. 19. 26 КоАП РФ) за дачу
заведомо ложного заключения эксперта.
Наконец, в 2010 г. Таможенным кодексом Таможенного
союза легализован термин «таможенная
экспертиза».
Заключение эксперта - письменный
документ, отражающий ход и результаты
исследований, проведенных экспертом.
Образцы для сравнительного
исследования – объекты, отображающие
свойства или особенности предмета (товара),
материала или вещества (применительно
к таможенной сфере - чаще всего товара),
а также другие образцы, необходимые эксперту
для проведения исследовании и дачи заключения.\30\
Государственными судебно-экспертными
учреждениями являются специализированные
учреждения федеральных органов исполнительной
власти (например, Министерства юстиции
РФ), созданные для обеспечения исполнения
полномочий судов, судей, органов дознания,
(к которым относятся и таможенные органы),
лиц, производящих дознание, следователей
и прокуроров посредством организации
и производства судебной экспертизы (в
системе Министерства юстиции это научно-исследовательские
лаборатории судебной экспертизы).
Организация и производство
судебной экспертизы могут осуществляться
также экспертными подразделениями, созданными
федеральными органами исполнительной
власти. В случаях если производство судебной
экспертизы поручается указанным подразделениям,
они осуществляют функции, исполняют обязанности,
имеют права и несут ответственность,
как государственные судебно-экспертные
учреждения (в системе Федеральной таможенной
службы это Центральное экспертно-криминалистическое
таможенное управление и его региональные
филиалы).
Государственные судебно-экспертные
учреждения одной ведомственной подчиненности
осуществляют деятельность по организации
и производству судебной экспертизы на
основе единого научно-методического
подхода к экспертной практике, профессиональной
подготовке и специализации экспертов.\34\
Государственные судебно-экспертные
учреждения производят судебную экспертизу
в соответствии с профилем, определенным
для них соответствующим федеральным
органом исполнительной власти в сфере
таможенного дела наряду с судебными экспертизами,
которые проводятся в связи с раскрытием
и расследованием таможенных преступлений
и административных правонарушений. Существуют
и иные экспертизы, проводимые в ходе
таможенного контроля. Так если при осуществлении
таможенного контроля для разъяснения
возникающих вопросов необходимы специальные
познания, то назначается экспертиза товаров,
транспортных средств или документов,
содержащих сведения о них либо о совершении
операции (действий) в отношении данных
товаров и транспортных средств. Такие
экспертизы получили название таможенных
экспертиз.
2.2 Нормативно-правовое регулирование
назначения и проведения экспертиз при
таможенном контроле
Наиболее полно и обстоятельно
правовой институт таможенной экспертизы
регламентирован в Таможенном кодексе
Таможенного союза, вступившем в силу
с 1 июля 2010 г. Этот международный правовой
акт впервые легализовал термин «таможенная
экспертиза» на законодательном уровне.
Предшествовавший Таможенному кодексу
Таможенного союза Таможенный кодекс
Российской Федерации редакции 2003 г. подробно
и
обстоятельно регламентировал
основные положения касающиеся назначения
и проведения экспертиз при осуществлении
таможенного контроля (глава 36 ТК РФ 2003
г. ), однако понятие таможенной экспертизы
как правового института не было дано
в Таможенном кодексе РФ 1993 г. (ст. 135. 183).
Данные нормы практически отсутствовали,
однако, за 17 лет накоплен значительный
опыт деятельности таможенных лабораторий
(экспертно - криминалистических подразделений)
и их взаимодействия с таможенными органами,
который в существенной мере отразился
в последующих кодифицированных актах.
Кроме того, данные изменения лежат в русле
общей тенденции подробной регламентации
правового института экспертизы во всех,
обновленных отраслях российского процессуального
законодательства.
Таможенный кодекс Таможенного
союза под таможенной экспертизой понимает
организацию и проведение исследований,
осуществляемых таможенными экспертами
и (или) иными экспертами с использованием
специальных и (или) научных познаний для
решения задач в области таможенного регулирования.
Таким образом, этот международно-правовой
источник рассматривает экспертизу не
только в процессуально-правовом аспекте,
но и в организационно-правовом действительно,
проведение таможенных экспертиз при
осуществлении таможенного оформления
и таможенного контроля в настоящее время
является важнейшим направлением деятельности
экспертно-криминалистических подразделений
ФТС России.
Таможенная экспертиза назначается
в отношении товаров, в том числе транспортных
средств, таможенных, транспортных (перевозочных),
коммерческих и иных документов, необходимых
для совершения таможенных операций, и
средств их идентификации.
В соответствии со ст. 137 ТК ТС
таможенный эксперт - должностное лицо
таможенного органа, уполномоченное на
проведение таможенной экспертизы.\5\.
Таким образом, поставлена точка в многолетней
дискуссии - к какой категории отнести
таможенные лаборатории, ныне существующие
в форме Центрального экспертно-криминалистического
таможенного управления (ЦЭКТУ) и экспертно-криминалистических
служб - филиалов ЦЭКТУ таможенных органов
или учреждений ФТС России. Причем данное
положение распространяется на все государства
входящие в Таможенный союз.
Таможенная экспертиза назначается
в случаях, если для разъяснения возникающих
вопросов при совершении таможенных операций
требуются специальные познания. Таможенная
экспертиза назначается таможенными органами
и проводится таможенными экспертами,
а также экспертами иных уполномоченных
организаций. Назначение таможенной экспертизы
в иные уполномоченные организации производится
только в случае невозможности
проведения такой экспертизы
таможенными экспертами \5\. В качестве
эксперта может быть назначено любое лицо,
обладающее необходимыми специальными
познаниями для дачи заключения таможенного
эксперта (эксперта). Эксперт, не являющийся
должностным лицом таможенных органов,
привлекается для проведения таможенной
экспертизы в соответствии с законодательством
государств - членов Таможенного союза.
Федеральный закон № 311-ФЗ №
«О таможенном реryлировании в Российской
Федерации» от 27. 11.2010 г. конкретизировал
положения таможенного законодательства
Таможенного союза в части привлечения
эксперта (специалиста) иной уполномоченной
организации к проведению таможенной
экспертизы. Согласно ст. 173 данного Закона
эксперт (специалист) иной уполномоченной
организации привлекается к проведению
таможенной экспертизы на договорной
основе, договор заключается между таможенным
органом, назначившим таможенную экспертизу
и иной уполномоченной организацией. В
случае, если проведение таможенной экспертизы
назначается таможенным органом эксперту
(специалисту) иной уполномоченной организации,
такой эксперт (специалист) обязан представить
в таможенный орган, назначивший экспертизу,
документы, подтверждающие наличие у него
необходимых специальных познаний.\2\
Порядок принятия решения о
привлечении эксперта (специалиста) иной
уполномоченной организации к проведению
таможенной экспертизы определен приказом
ФТС России от 21. 07. 2011 г. № 1500. Эксперт (специалист)
иной уполномоченной организации, обладающий
специальными познаниями для проведения
таможенной экспертизы и дачи заключения
эксперта, может привлекаться как для
решения экспертной задачи в целом, таки
для решения части экспертной задачи и
(или) для дачи ответа на отдельные вопросы.\14\
Таможенный эксперт таможенного
органа (его структурного подразделения),
которому поручено проведение таможенной
экспертизы, при невозможности проведения
такой экспертизы таможенными экспертами
заявляет мотивированное ходатайство
должностному лицу таможенного органа,
принявшему решение о назначении таможенной
экспертизы, о необходимости привлечения
эксперта (специалиста) иной уполномоченной
организации соответствующей экспертной
специальности или квалификации с указанием
основании для привлечения к проведению
таможенной экспертизы.
Ходатайство о привлечении
эксперта (специалиста), в котором указывается:
конкретный эксперт (специалист) иной
уполномоченной организации, квалификация
место работы, вместе с сопроводительным
письмом таможенного органа (его структурного
подразделения), проводящего таможенную
экспертизу, направляется в таможенный
орган, назначивший таможенную экспертизу.
Таможенный орган, назначивший
таможенную экспертизу в течение трех
рабочих дней с даты получения ходатайства
направляет ответ, в котором указывается
об удовлетворении заявленного ходатайства
с подтверждением назначения эксперта
(специалиста) к проведению таможенной
экспертизы на основании договора и о
сроках, в которые данный эксперт (специалист)
приступит к проведению таможенной экспертизы,
или отказе в удовлетворении заявленного
ходатайства.
В случае отказа таможенного
органа назначившего таможенную экспертизу
от привлечения эксперта (специалиста)
иной уполномоченной организации таможенный
орган (его структурное подразделение),
которому поручено проведение таможенной
экспертизы, направляет ходатайство о
привлечении иного эксперта (специалиста)
иной уполномоченной организации.
При получении повторного отказа
в согласовании таможенный орган (его
структурное подразделение), проводящий
таможенную экспертизу, обязан выполнить
таможенную экспертизу в пределах имеющихся
возможностей.
Таким образом, приказ ФТС России
№ 1500 от 21.07.2011 г. является одним из немногих
нормативно-правовых актов четко определивший
порядок привлечения экспертов иной ведомственной
подчиненности и негосударственных экспертов
к выполнению экспертиз при осуществлении
государственного контроля (надзора).
Этот акт возложил поиск эксперта, способного
выполнить назначенную экспертизу, на
экспертов таможенный органов, а не должностных
лиц, осуществляющих таможенный контроль,
что вполне обоснованно. Именно специалисты
в данной области экспертной деятельности
располагают информацией о наличии соответствующих
экспертов в иных уполномоченных организациях
и способны оценить наличие и уровень
у данных лиц специальных познаний. Ранее,
научные и практические работники указывали
на ряд правовых пробелов в данной области./17/
Одновременно такой порядок
накладывает ответственность на таможенных
экспертов, как за необоснованный подбор
эксперта иной уполномоченной организации,
так и за необоснованный отказ в проведении
таможенной экспертизы именно таможенными
экспертами. Более того, применение порядка,
установленного рассматриваемым приказом,
позволит свести к минимуму число экспертиз,
назначаемых таможенными органами в сторонние
организации, прямо указанные участниками
внешнеэкономической деятельности.
К сожалению, до сих пор, как
в законодательстве о таможенном деле,
так и в подзаконных нормативных актах
не дано определение понятия «иная уполномоченная
организация». Так значит сюда входят
судебно-экспертные учреждения других
ведомств, негосударственные экспертные
организации, организации системы
Торгово-промышленной палаты РФ, научно-
исследовательские учреждения? Каков
порядок подтверждения полномочий таких
организаций? С другой стороны, из буквы
закона следует, что работник неуполномоченной
организации, обладающий специальными
знаниями в определенной области, не может
выступать в качестве эксперта при осуществлении
таможенного контроля. Однако это противоречит
как духу процессуального законодательства
РФ в целом, так и ч. 3 п. 2 ст. 138 Таможенного
кодекса ТС «...в качестве эксперта может
быть назначено любое лицо, обладающее
необходимыми специальными познаниями
для дачи заключения таможенного эксперта
(эксперта)». Очевидно, что данные вопросы
требуют дальнейшего урегулирования в
нормативно-правовых актах.
В то же время в Постановлении
Правительства РФ от 20. 08. 2009 № 689 «Об утверждении
Правил аккредитации граждан и организаций,
привлекаемых органами государственного
контроля (надзора) и органами муниципального
контроля к проведению мероприятий по
контролю» (в ред. 25 февраля 2014), идет речь об аккредитации,
как организации, так и граждан, привлекаемых
органами государственного контроля (надзора)
и органами муниципального контроля в
качестве экспертов, экспертных организаций
к проведению мероприятий по контролю.