Совершенствования административно-правового регулирования института таможенной экспертизы
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 02:54, курсовая работа
Описание работы
Цель работы – исследование развития института экспертизы в таможенном деле, и разработка рекомендаций по совершенствованию административно – правового регулирования экспертной деятельности. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Исследовать исторические и правовые основы формирования экспертизы в таможенном деле российского государства (XI - XIX вв.); 2. Рассмотреть общие сведения о таможенной экспертизе, этапы и цели проведения; 3. Охарактеризовать роль эксперта и специалиста в таможенном контроле;
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..6 ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЭКСПЕРТИЗЫ В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ………………………………………………………………………………...9 1.1.Исторические и правовые основы формирования экспертизы в таможенном деле российского государства (XI - XIX вв.)……………….9 1.2. Особенности назначения и выполнения экспертиз товаров и транспортных средств, в сфере таможенного дела………………………..12 1.3. Организация экспертной деятельности в системе таможенных органов Российской Федерации…………………………………………………..20 ГЛАВА 2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА ЭКСПЕРТИЗЫ В ТАМОЖЕННЫХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ………………….24 2.1 Правовое регулирование в судебно-экспертной деятельности………24 2.2 Нормативно-правовое регулирование назначения и проведения экспертиз при таможенном контроле……………………………………………..28 2.3. Основные положения административного права об экспертном обеспечении производства по делам об административных правонарушениях43 ГЛАВА3. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ИНСТИТУТА ТАМОЖЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В РАМКАХ ТС……………..50 3.1. Анализ экспертного обеспечения таможенной деятельности в филиале ЦЭКТУ г. Ростов - на Дону…………………………………………….50 3.2. Разработка рекомендаций по совершенствованию административно-правового регулирования института таможенной экспертизы……………….....54 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..60 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………
Если экспертно-криминалистические
подразделения ФТС России не могут провести
экспертизу, проведение ее может быть
поручено государственным судебно-экспертным
учреждениям, а также иным соответствующим
организациям или другим экспертами лицам,
обладающим специальными знаниями (познаниями).
Например, проведение идентификационных
экспертиз белковых веществ, при экспорте
которых заявлялась огромная таможенная
стоимость (миллионы долларов США за 1
г.) с целью незаконного возврата НДС, поручалось
институтам Российской Академии наук,
специализированным в области биоорганической
химии или молекулярной биологии. Необходимо
отметить, что в последние годы материально-техническое
обеспечение и аппаратурное оснащение
экспертно-криминалистических подразделений
ФТС России поставлено на довольно высокий
уровень, в связи с этим установлено жесткое
административно-правовое регулирование
назначения и выполнения экспертиз при
осуществлении таможенного контроля в
иных экспертных организациях и иными
экспертами. В то же время отсутствуют
административно-правовые нормы, регулирующие
порядок назначения экспертиз при производстве
по делам об административных правонарушениях
в сфере таможенного дела в сторонние
экспертные организации. Это приводит
к тому, что некоторые должностные лица
таможенных органов, ведущие производство
по делам об административных правонарушениях
в сфере таможенного дела, назначают большое
количество экспертиз в сторонние организации.
Качество и доказательственная сила получаемых
при этом экспертных заключений часто
оставляет желать лучшего./51/
Проведение экспертиз в экспертно-криминалистических
подразделениях ФТС России имеет также
специфические особенности. Эти особенности
обусловлены характером и чрезвычайным
разнообразием исследуемых объектов,
вследствие чего для проведения исследований
используется широчайший спектр различных
физических, химических, биологических,
экономических, информационно-аналитических
и т. п. методов. Проведение исследований
с использованием таких методов требует
мощной приборной базы. Это обстоятельство
накладывает определенные требования
как на сотрудников экспертно-криминалистических
подразделений, так и на должностных лиц
таможенных органов, в круг обязанностей
которых входит назначение экспертиз
и оценка заключения эксперта при осуществлении
таможенного контроля и в производстве
и рассмотрении дел об административных
правонарушениях. С одной стороны, от сотрудников
экспертно-криминалистических подразделений
требуются широкий кругозор и основательная
общенаучная подготовка и подготовка
по конкретной экспертной специальности,
с другой же стороны, требуется умение
излагать ход и результаты исследований
ясным, четким и понятным для несведущих
в данной области лиц языком, выводы должны
быть краткими и не допускать двусмысленного
толкования. Должностные лица таможенных
органов, использующие результаты экспертиз
в своей деятельности, должны обладать
кругозором и подготовкой, позволяющими,
им ориентироваться в результатах исследований
товаров самого широкого круга.
1.3. Организация экспертной
деятельности в системе таможенных органов
Российской Федерации
До 1990 г. таможенные органы СССР
не имели ведомственных экспертных подразделений,
для организации и выполнения экспертиз
и исследований товаров. Приказом Главного
управления Государственного таможенного
контроля СССР от 29.10. 1990 № 258 «O создании
Центральной таможенной лаборатории»
была создана Центральная таможенная
лаборатория. B 1992-1993 гг. созданы крупнейшие
региональные таможенные лаборатории
на правах юридического лица:
Северо-Западная (г. Санкт-Петербург);
Северо-Кавказская (г. Ростов-на-дону);
Западно-Сибирская (г. Новосибирск);
Дальневосточная (г. Владивосток).
Приказом Государственного
таможенного комитета России от 24. 07. 2000
№ 626 «O переименовании и подчиненности
таможенных лабораторий» Центральная
таможенная лаборатория переименована
в Главную таможенную лабораторию и приказом
ГТК России от 25.04. 2002 № 413 «О реорганизации
таможенных лабораторий», преобразована
в Центральное экспертно-криминалистическое
таможенное управление. Региональные
таможенные лаборатории в 2002 г. преобразованы
путем присоединения к соответствующим
региональным таможенным управлениям
в экспертно-криминалистические службы
региональных таможенных управлений.
C 1 июля 2005 г. все экспертно-криминалистические
подразделения ФТС России являются филиалами
Центрального экспертно-криминалистического
таможенного управления (ЦЭКТУ) и их структурными
подразделениями Приказом ФТС РФ от 14.05.2005
г. № 445 утверждено Положение o ЦЭКТУ.
Центральное экспертно-криминалистическое
таможенное управление является специализированным
таможенным управлением на правах юридического
лица, входит в единую федеральную централизованную
службу таможенных органов Российской
Федерации. Управление руководит деятельностью
региональных филиалов, включающих экспертно-криминалистические
службы и экспертно-исследовательские
подразделения
(отделы, отделения и экспертные
группы). ЦЭКТУ осуществляет экспертно-
исследовательскую и научно-методическую
деятельность.
ЦЭКТУ осуществляет следующие
основные полномочия в своей сфере деятельности:
экспертное обеспечение потребностей
таможенных органов в проведении экспертиз
и исследований товаров, транспортных
средств, перемещаемых через таможенную
границу Российской Федерации, и других
объектов (товаросопроводительной документации,
печатей, штампов, бланков, пломб, образцов,
подписей и иных объектов), a также, при
обеспечении правоохранительной деятельности;
руководство деятельностью
филиалов, находящихся в регионе деятельности
соответствующих таможенных органов;
взаимодействие c федеральными
органами исполнительной власти по вопросам судебной экспертизы, экспертно-криминалистических
исследований, сертификационных испытаний
аккредитованными испытательными лабораториями
ЦЭКТУ и филиалов, a также:
сертификации товаров;
координацию и контроль деятельности филиалов в области экспертиз и судебно-экспертного, экспертно-исследовательского, наyчно-методического вида деятельности.
совершенствование правового
регулирования деятельности ЦЭКТУ и филиалов;
информационное и методическое
обеспечение деятельности филиалов и
таможенных органов по вопросам экспертных
исследований;
организацию проведения прикладных
научных исследований по экспертным проблемам
в сфере таможенного дела;
организацию проведения экспертиз,
сертификационных испытаний и сертификации
товаров, перемещаемых через таможенную
границу Российской Федерации, a также
конфискованных товаров;
организацию проведения, в том
числе по заданиям структурных подразделений
ФТС России, прикладных научно-исследовательских работ;
по разработке и совершенствованию
методик, экспертиз и исследований товаров
и других объектов в таможенных целях;
по применению экcпертно-исследовательских методов в борьбе c преступлениями и административными правонарушениями в сфере таможенного дела;
по совершенствованию экспертного
контроля товаров, перемещаемых через
таможенную границу Российской Федерации;
проведение научно-методических
семинаров по экспертно-исследовательской
деятельности в сфере таможенного дела,
участие экспертов Управления и филиалов
в работе межведомственных экспертных
комиссий, научно-практических совещаний,
конференции по вопросам экспертизы и
исследования товаров и других объектов;
ЦЭКТУ возглавляет начальник,
назначаемый на должность и освобождаемый
от должности Руководителем ФТС России.
Финансирование расходов на
содержание ЦЭКТУ осуществляется за
счет средств федерального бюджета;
ЦЭКТУ не занимается коммерческой
деятельностью и не оказывает платных
услуг.
ЦЭКТУ имеет филиалы в городах:
Брянске, Владивостоке, Иркутске, Екатеринбурге,
Калининграде, Нижнем Новгороде, Новосибирске,
Санкт-Петербурге, Ростове-на-дону, Уфе.
Это бывшие региональные таможенные лаборатории,
созданные в 1990-e годы в местах нахождения
региональных таможенных управлений или
наиболее интенсивных товаропотоков,
требующих проведения экспертных исследований.
Служба осуществляет судебно-экспертную,
экспертно-исследовательскую и научно-методическую
деятельность во взаимодействии c подразделениями
Южного таможенного управления. Руководство
деятельностью Службы осуществляет ЦЭКТУ.
Основные функции Службы следующие:
экспертное обеспечение потребностей
таможенных органов в проведении экспертиз
и исследований товаров и транспортных
средств;
руководство деятельностью
обособленных экспертно-исследовательских
подразделений;
организация и совершенствование
экспертного обеспечения правоохранительной
деятельности таможенных органов региона;
методическое обеспечение экспертно-исследовательских
подразделений Службы;
анализ и обобщение результатов
проведения экспертиз и исследований
товаров;
разработка предложений по
совершенствованию таможенного контроля,
направленных на выявление и пресечение
ввоза фальсифицированных товаров на
территорию РФ;
оказание помощи таможенным органам по внедрению экспресс-методов анализа;
организация работ испытательных
лабораторий, a также контроль их деятельности.
ГЛАВА 2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА ЭКСПЕРТИЗЫ В
ТАМОЖЕННЫХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ
2.1. Правовое регулирование
судебно-экспертной деятельности.
На необходимость законодательного
урегулирования вопросов, связанных
с судебно - экспертной деятельностью,
указывалось еще в 70-е годы прошлого столетия.\26\.
Однако соответствующий закон был принят
только в 2001 году - Федеральный закон от
31. 05. 2001 г. № 73-Ф3 « О государственной судебно-экспертной
деятельности в Российской Федерации».
Задачи принятия данного Федерального
закона состояли в определении правовой
основы, принципов организации и основных
направлений государственной судебно-экспертной
деятельности в Российской Федерации,
в гражданском, административном и уголовном
судопроизводстве. Производство судебной
экспертизы с учетом особенностей отдельных
видов судопроизводства регулируется
соответствующим процессуальным законодательством
Российской Федерации. Задачей государственной
судебно-экспертной деятельности является
оказание содействия лицам, ведущим производство,
в установлении обстоятельств, подлежащих
доказыванию по конкретному делу, посредством
разрешения вопросов, требующих специальных
знаний в области науки, техники искусства,
ремесла.
Принципы государственной судебно-экспертной
деятельности можно подразделить на общеправовые:
- принцип законности;
- принцип соблюдения
прав и свобод человека и
гражданина, прав юридического лица;
и отраслевые:
- принцип независимости
эксперта;
- принцип объективности,
всесторонности и полноты исследований.
Следует более подробно раскрыть
содержание отраслевых принципов. Принцип
независимости эксперта означает, что:
при производстве экспертизы
эксперт не может находиться в какой-либо
зависимости от органа или лица, назначивших
судебную экспертизу;
эксперт не может находиться
в какой-либо зависимости от сторон и других
лиц, заинтересованных в исходе дела;
не допускается воздействие
на эксперта со стороны судов, судей, органов
дознания, лиц производящих дознание,
следователей и прокуроров, а также иных
государственных органов, организации,
объединении и отдельных лиц в целях получения
заключения в пользу кого- либо из участников
процесса или в интересах других лиц;
лица, виновные в оказании воздействия
на эксперта, подлежат ответственности
в соответствии с законодательством Российской Федерации \7\.
Принцип объективности, всесторонности
и полноты исследований подразумевает,
что:
эксперт проводит исследования
объективно на строго научной и практической
основе;
исследования проводятся в
пределах соответствующей экспертной
специальности;
исследования проводятся всесторонне
и в полном объеме;
заключение эксперта должно
основываться на положениях дающих возможность
проверить обоснованность и достоверность
сделанных выводов на базе общепринятых
научных и практических данных;
экспертные исследования проводятся с использованием современных достижении науки и техники.
Итак, судебная экспертиза -
это процессуальное действие, состоящее
из проведения исследований и дачи заключения
экспертом по вопросам, разрешение которых
требует специальных знаний в области
науки, техники, искусства, ремесла и которые
поставлены перед экспертом судом, судьей,
органом дознания, лицом, производящим
дознание, следователем, в целях установления
обстоятельств, подлежащих доказыванию
по конкретному делу.