Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 21:27, лекция
Таможенное право– это комплексная отрасль российского законодательства, представляющая собой систему правовых норм различной отраслевой принадлежности, которые устанавливаются государством и предназначены для регулирования общественных отношений, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.
Предметом таможенного права являются общественные отношения, возникающие в процессе или по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Таможенное право– это комплексная отрасль российского законодательства, представляющая собой систему правовых норм различной отраслевой принадлежности, которые устанавливаются государством и предназначены для регулирования общественных отношений, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.
Предметом таможенного права являются общественные отношения, возникающие в процессе или по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Основным для таможенного права является императивный метод– метод властных предписаний. Лицо при осуществлении внешнеэкономической деятельности (далее – ВЭД) обязательно вступает в определенные отношения с государственными (прежде всего – таможенными) органами, которые диктуют ему правила поведения в данной области. Например, выполнение таможенных процедур включает в себя заполнение и подачу декларации, уплату таможенных платежей, представление груза для таможенного контроля.
Кроме императивного, в таможенном праве применяется и диспозитивный метод, однако пределы его действия существенно ограничены. Учитывая, что диспозитивный метод является доминантой в гражданском праве, в области таможенного дела он используется лишь в тех случаях, когда поведение субъектов регламентируется гражданско-правовыми нормами. Например, предприниматель обращается за помощью в таможенном оформлении к посреднику (таможенному брокеру) и заключает с ним договор об оказании услуг. Возможность выбора как самого таможенного брокера, так и согласования условий договора характеризуют наличие диспозитивного метода.
Систему таможенного права составляют Общая и Особенная части. В Общую часть входят положения, касающиеся предмета и метода права, его принципы, источники, субъекты, определения таможенных органов, объектов таможенного права и т. д. Особенная часть посвящена правовым основам перемещения товаров и транспортных средств через границу, видам таможенных режимов, формам таможенного контроля, таможенным платежам и т. д.
Таможенное право находится в тесной взаимосвязи с другими отраслями права.
Конституционное право выступает, бесспорно, базовой, ведущей отраслью в системе права. Учитывая, что таможенное право преследует публично-правовые интересы, основы государственных отношений, изучаемых конституционным правом, представляют собой фундамент всего таможенного механизма.
Административное право нередко называют управленческим правом. Как и административному праву, таможенному праву присущ императивный метод регулирования. Кроме то, нарушения таможенных правил представляют собой разновидность административных правонарушений.
Финансовое право изучает общественные отношения, составляющие содержание финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Таможенные органы, наряду с правоохранительной, осуществляют и финансовую деятельность. Прежде всего, такая деятельность выражается в формировании доходной части государственного бюджета. Доходы от внешнеторговой деятельности – немалая составляющая казны Российской Федерации.
Уголовное право включает в себя нормы, характеризующие общественно опасные деяния, именуемые преступлениями, а также основы и условия привлечения к ответственности данного рода.
Гражданское право, являющееся одной из профилирующих отраслей права, регулирует обширную область имущественных и личных неимущественных отношений. Договоры об оказании услуг, о перевозке грузов, о хранении товара, залоговые обязательства – все это сфера регулирования гражданского права.
Таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно–тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство РФ в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Правительство РФ утверждает положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти, устанавливает предельную численность работников их аппаратов и размер ассигнований на содержание этих аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.
Правительство РФ назначает на должность и освобождает от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти, не являющихся федеральными министрами, и их заместителей, утверждает членов коллегий федеральных органов исполнительной власти.
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела (далее – ФТС России), обеспечивает непосредственную реализацию в таможенных целях задач в области таможенного дела и единообразие применения таможенного законодательства Российской Федерации всеми таможенными органами на территории Российской Федерации.
Таможенное дело основывается на следующих принципах:
1) принцип законности имеет общеправовой характер и означает, кто действия всех участников ВЭД должны строго соответствовать положениям Конституции РФ, федеральных законов и иному законодательству, а также международно-правовым нормам. Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, согласно ч. 2 ст. 12 Таможенного кодекса Российской Федерации от 28.05.2003 № 61-ФЗ (с посл. изм. и доп.) (далее – ТК РФ), должно производиться в порядке, установленном таможенным законодательством;
2) принцип взаимности и суверенного равенства государств применяется в рамках общепризнанных международно-правовых норм. Страны, предоставляющие России максимально свободный доступ товаров нa внутренние рынки, должны иметь соответствующие условия поставки собственных товаров на таможенную территорию Российской Федерации;
3) принцип равноправия выступает в качестве одной из характеристик демократического общества и развития экономических отношений. В области таможенного дела, согласнo ч. 1 ст. 12 ТК РФ, все лица на равных основаниях имеют право на ввоз и вывоз товаров и транспортных средств, равно как и на осуществление ВЭД на условиях, не противоречащих действующему законодательству;
4) принцип охраны государственной и общественной безопасности,согласно ст. 13 ТК РФ, означает запрет на перемещение отдельных товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, исходя из соображений государственной безопасности, защиты общественного порядка, нравственности населения, защиты животных и растений, охраны окружающей природной среды и других интересов;
5) принцип защиты экономического суверенитета Россиивыражается в установлении государством количественных ограничений на перемещение отдельных видов товаров. Такие ограничения могут основываться на направлениях экономической политики, условиях выполнения международных обязательств России;
6) принцип свободы выбора таможенного режимаустановлен ст. 156 ТК РФ характеризуется тем, что лицо, перемещающее товары, вправе в любое время выбрать любой таможенный режим для таких товаров.
В ст.71 Конституции РФ таможенное дело относится к исключительному ведению Российской Федерации, а также закрепляющая в ч.1 ст.8. единство экономического пространства на территории страны, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств.
Основным источником таможенного права является Таможенный кодекс РФ. Он определяет правовые и организационные основы таможенного дела и направлен на защиту национального суверенитета Российской Федерации, развитие экономических отношений, закрепляет основные понятия, дает определение и виды таможенных режимов, процедур, порядок взимания таможенных платежей и проведение таможенного контроля.
Налоговый кодекс РФ(далее – НК РФ)наделяет таможенные органы статусом налоговых органов, т. е. полномочия налоговых органов распространяются и на таможенные органы.
Уголовный кодекс Российской Федерацииот 13.06.1996 № 63-ФЗ (с посл. изм. и доп.) (далее – УК РФ)и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушенияхот 30.12.2001 № 195-ФЗ (с посл. изм. и доп.) (далее – КоАП РФ) устанавливают виды преступлений в сфере экономической деятельности и правонарушения в области таможенного дела.
Большое значение имеет Закон РФ от 21.05.1993 г. № 500-3 «О таможенном тарифе» (с посл. изм и доп.) (далее – Закон о таможенном тарифе), где содержатся основы для взимания таможенных платежей.
Правовые основы финансовой деятельности таможенных органов содержатся в Федеральном законе от 14.04.1998 г. № 63-ФЗ «О мерах по защите экономических интересов России при осуществлении внешней торговли товарами» (с посл. изм. и доп.).
Федеральный закон от 08.12.2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (с посл. изм.) определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности в области внешней торговли товарами, услугами и иными объектами.
Наиболее важные вопросы таможенной политики регулируются указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, например, постановление Правительства РФ от 21.09.2004 г. № 429 «О федеральной таможенной службе» (далее – постановление № 429), где подробно излагаются полномочия и организация деятельности ФТС России.
Акты таможенного законодательства, указы Президента РФ и постановления и распоряжения Правительства РФ применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, и не имеют обратной силы.
Акты таможенного законодательства и иные правовые акты Российской Федерации, улучшающие положение лиц, имеют обратную силу, если прямо предусматривают это. В иных случаях акты таможенного законодательства и иные правовые акты Российской Федерации могут иметь обратную силу, если это предусмотрено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.
ФТС России также издает нормативные акты, например, Приказ от 15.03.2005 г. № 198 «О должностных лицах таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание».
К международно-правовым актам относятся:
1) Конвенция о временном ввозе (Заключена в Стамбуле 26.06.1990), которая раскрывает основные понятия в области таможенных правоотношений, порядок ведения документации по таможенному оформлению;
2) Таможенная конвенция о международной перевозки грузов с применением книжки МДП (конвенция МДП) (Заключена в Женеве 14.11.1975), раскрывающая правила перевозки товаров при наличии книжки МДП, а также содержащая приложения для определения технического состояния транспортного средства для перевозки грузов с книжкой МДП и др.
Таможенную территорию Российской Федерации составляют сухопутная территории России, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними (ст. 2 ТК РФ). Сухопутная территория – вся суша, находящаяся в пределах границ Российской Федерации. К внутренним водам относятся прибрежные морские воды, воды рек, озер, портов, заливов, бухт, берега которых полностью принадлежат России. Территориальными водами признаются прибрежные морские воды шириной 12 морских миль, отсчитываемые от линии наибольшего отлива как на материке, так и на островах, принадлежащих Российской Федерации. В состав таможенной территории могут также входить искусственные острова, установки и сооружения, находящиеся в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе России, при условии обладания ею над ними исключительной юрисдикцией.
На территории Российской Федерации могут находиться создаваемые в соответствии с федеральными законами особые экономические зоны, являющиеся частью таможенной территории России. Товары, помещенные на территории таких зон, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории для целей применения таможенных пошлин, налогов, а также запретов и ограничений экономического характера, за исключением законодательно установленных случаев.
Свободная таможенная зона – разновидность особой экономической зоны. В классическом международном понимании особая экономическая зона – это территория, исключаемая из действия обычного таможенного, налогового, а в некоторых случаях валютного и банковского законодательства.
Особенность таможенного права состоит в том, что, распространяясь на всю территорию государства, оно действует лишь в процессе или в связи с переходом таможенной границы или перемещением через нее товаров и транспортных средств.
Согласно ст. 5 Закона о таможенном тарифе таможенной территорией Российской Федерации признается территория, на которой государство обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела.
Таможенная граница– линия, ограничивающая таможенную территорию. Государственной же границей признается линия и проходящая по ней вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, т. е. пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации (ст. 1 Закона РФ от 01.04.1993 г. № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» (с посл. изм. и доп.)).
Понятия таможенной и государственной границы не совпадают по следующим признакам:
1) государственная граница – реальная линия на местности, а таенная граница – условная, воображаемая линия;