Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 14:27, лекция
На внутренний водный транспорт (ВВТ), который является составной частью транспортного комплекса страны, возложены большие задачи по обслуживанию народного хозяйства и населения практически всех регионов страны. Осуществляются перевозки на ВВТ протяженностью около 100’000км. Речной транспорт обслуживает 61 республику, (края, области, регионы). ВВТ сохраняет свою пионерную роль в освоении природных ресурсов Севера, Сибири, Дальнего Востока.
На внутренний водный транспорт (ВВТ), который является составной частью транспортного комплекса страны, возложены большие задачи по обслуживанию народного хозяйства и населения практически всех регионов страны. Осуществляются перевозки на ВВТ протяженностью около 100’000км. Речной транспорт обслуживает 61 республику, (края, области, регионы). ВВТ сохраняет свою пионерную роль в освоении природных ресурсов Севера, Сибири, Дальнего Востока.
Для отдельных областей и регионов, где недостаточно развита сеть наземных видов транспорта, речной транспорт играет особую роль, особенно для перевозки массовых грузов.
- до 85% завозок грузов в Якутию
- 60% в районы Западно - Сибирского района.
В Европейской части
страны создана уникальная «
На ВВТ расположено 723 судоходных гидротехнических сооружения (шлюзы, плотины, дамбы), сосредоточенные в основном в Европейской части страны. В их числе 108 шлюзов, 11 гидроэлектростанции, 8 насосных станции, 115 дамб, 93 плотины.
Максимальный объем перевозок на ВВТ был отмечен в 1988 году, и составлял > 580 млн. тонн; в последующие годы он сократился , и к середине 1990х годов до 100млн. тонн. Начиная с 1992г наметилась положительная динамика в развитии отрасли, на долю ВВТ в РФ приходится 3-4% от общего объема перевозок всеми видами транспорта России.
Система ВВТ включает в себя также грузовой и пассажирский флот настоящее время в его составе находятся самоходные суда с ГП (грузоподъемностью) 2000-3000 тонн, тоннажем с ГП 5000 тонн, и крупные баржи.
Сначала 60х годов
эксплуатируются суда типа «
В структуре грузооборота ВТ свыше 60% - на операции в международном сообщении.
Удельный вес заграничных перевозок в общем объеме перевозок составляет 30%.
Основные ограничения ВВТ (недостатки)
Использование ВВТ ограничено рядом факторов:
В РФ перевозочную
деятельность на ВВТ
На учете в РРР состоят около 90’000 судов, из них 18000 самоходных, 10000 несамоходных, 7000 буксиры, 1500 каботажных судов. (за рубежом 25000 судов)
ВВТ ежегодно перевозит 100-130 млн тонн грузов и 18-20 млн пассажиров.
В настоящее время доля ВВТ в общих транспортных перевозках составляет (в РФ) 2-2,5% ; в ЕС 6-6,5% ; в Германии, Бельгии 14% ; в Нидерландах 40% ;
ВВТ – один из видов транспорта,
находящегося в ведении РФ и представляющего
собой производственно-
ВВП РФ естественно или искусственно созданные федеральные пути сообщения, обозначенные навигационными знаками в целях судоходства.
Судоходство – деятельность, связанная с использованием на ВВП судов для перевозки грузов, пассажиров и их багажа, почтовых отправлений, буксировки судов и иных плав. объектов, проведения поисков, разведки и добычи полезных ископаемых, строительства путевых, гидротехнических, подводно-технических работ лоцманской и ледокольной проводки, в спасательных операциях, осуществление мероприятий по охране водных объектов, защите от загрязнения , подъема затонувшего имущества, санитарного и другого контроля, проведения научных исследований, в учебных, спортивных и культурных целях.
Судно – плавучее инженерное сооружение, предназначенное для перевозки грузов или пассажиров, а также для выполнения других специальных задач.
Судно смешанного (река-море СП) типа – судно, которое по своим тех.характеристикам пригодно и, в установленном порядке, допущено к эксплуатации в целях судоходства по морским и водным внутренним путям (ВВП).
Судовождение – деятельность, связанная с управлением судами, осуществляющих, плавание по водным путям.
Перевозчик – юридическое лицо, или индивидуальный предприниматель взявшие на себя по договору перевозки обязанность доставить груз из пункта отправления до пункта назначения.
Речной порт – комплекс сооружений, расположенных на земельном участке и акватории ВВП, обустроенных и оборудованных в целях обслуживания пассажиров и судов, погрузок, выгрузок, приема, хранения и выдачи грузов, взаимодействия с другими видами транспорта.
Акватория порта- водная поверхность порта в установленных границах обеспечивающая в своей судоходной части маневрирование и стоянку судов.
Кораблестроение - наука, основные методы развития.
Проектирование и постройка современных судов основана на корабелостроительной науке. Она зародилась в эпоху парусного флота, после того как в последней четверти были сделаны крупные открытия в математике и механике. Применив методы математических исследований в кораблестроении, член Петербургской Академии наук Эдуард Эйлер (1707-1783 род. Швейцария, раб. Россия)) создал теорию кораблестроения. В 1749 году в Петербурге было издано его двухтомное сочинение «Морская наука» - первый в мире научный труд, посвященный систематическому разбору вопросов по мореходным качествам корабля. Эта наука получила позднее название «Теория Корабля». В книге подробно излагались учения о плавучести и остойчивости корабля, которые актуальны и в наши дни.
Основные направления по которым развивается кораблестроительная наука:
Общее устройство судов внутреннего плавания
Несмотря на существующее многообразие судов различных типов, при изучении каждого из них можно выделить общие конструктивные элементы: корпус судна, надстройки, рубки, судовые и силовые установки, судовые устройства, судовые системы, трубопроводы, электронавигационное оборудование, оборудование судовых помещений.
ОБЩИЙ ВИД СУДНА
Рис 1.
Условные обозначения к схеме:
Корпус судна – водонепроницаемая оболочка удлиненной формы (в зависимости от типа судна) способная плавать. Он состоит из обшивки и набора.
Корпус – основной конструктивный элемент судна. Изнутри обшивка подкреплена системой балок, которые размещены в поперечном и продольном направлениях. Совокупность этих балок называют набором корпуса.
На судах смешанного и внутреннего плавания корпус имеет одну палубу, называемую главной, расчетной или верхней. При наличии у судна второго дна, между ним и днищем образуется междонное пространство, в котором хранят жидкое топливо, сточные воды, а также принимают туда водяной балласт, необходимый для обеспечения ходкости и управляемости при порожних пробегах и выравнивании осадок судна.
Крайний носовой отсек судна называют форпиком.
Переборку отделяющую форпик называют таранной или форпиковой.
Крайний отсек кормовой оконечности называют ахтерпиком, а ограничивающую его переборку – ахтерпиковой
Цистерны жидкого топлива от жилых отсеков и грузовых трюмов отделяют коффердамами – отсеками небольшой длины. (их оборудуют вытяжной вентиляцией).
Надстройки – надпалубные конструкции, ширина которых равна ширине корпуса, и бортовые стенки которых являются продолжением обшивки борта. Также надстройки обычно имеют суда смешанного плавания.
Многие суда имеют ширину надстроек больше ширины корпуса.
На некоторых пассажирских озерных судах палубу увеличивают за счет развала бортов.
Также суда строят двухкорпусными, состоящими из двух узких корпусов, соединенных общим мостом – палубой.
В носовой части надстройку (от форштевня) называют БАКОМ.
Настройку, расположенную
в кормовой части судна,
Судовые силовые установки – ССУ
ССУ – судовые силовые установки – совокупность механизмов, служащих для превращения тепловой энергии в механическую для вращения движителей.
ССУ состоит из главных двигателей и вспомогательных механизмов: насосов, компрессоров, отопительных котлов и тд.
На современных судах
СУДОВЫЕ УСТРОЙСТВА
Это совокупность специального оборудования и палубных механизмов, обеспечивающих судно необходимыми эксплуатационными и маневренными качествами.
К основным судовым устройствам относят:
- Рулевое
- Якорное
- Швартовое
- Спасательное (шлюпочное)
СУДОВЫЕ СИСТЕМЫ
-Комплекс трубопроводов с их арматурой, аппаратами, приборами и механизмами, служащими для создания нормальных условий пребывания на судне людей и обеспечения безопасности его плавания.
Такими системами являются:
- Трюмные (осушительные)
- Противопожарая (водяные, пенные, углексилотная)
- Санитарная (система подачи чистой пресной воды)
- Сточно- фановая
- Отопление
- Вентиляция
- Кондиционирование
- Холодильные и др.
ЭЛЕКТРОРАДИОНАВИГАЦОННОЕ
Обеспечивает освещение судна и работу судовых вспомогательный механизмов и устройств питающихся от судовых электростанций.
РАДИОНАВИГАЦИОННОЕ
Необходимо для обеспечения судовождения, внешней и внутренней связей на судне. Современные самоходные суда оборудованы:
- Компасами, для нахождения
- Лагами, для измерения скорости движения судна.
- Эхолотами, для определения глубины.
- Радиолокаторами, для
- Радиостанциями для внешней связи судна.
- Судовыми телефонами для
Информация о работе Место и роль речного транспорта в транспортном комплексе стран