Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 08:38, доклад
Процесс глобализации, рост мировой экономики и международного товарообмена способствуют увеличению объема грузовых перевозок и положительной динамике оказываемых услуг в области мировой транспортной и складской логистики. В течение последних десяти лет в мировой торговле произошли кардинальные изменения, связанные, с одной стороны, со снижением торговых барьеров и либерализацией торговых режимов, и с другой – с динамичным развитием экспортно-ориентированных секторов экономики стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Интенсивный процесс переноса производства (в том числе «крупнотоннажного») из Западной Европы и США в азиатские государства и формирование обратного потока готовых изделий на сегодняшний день являются важнейшими грузообразующими факторами развития глобального рынка транспортно-логистических услуг.
МИРОВОЙ РЫНОК ТРАНСПОРТНО-
Процесс глобализации, рост
мировой экономики и
Рисунок Рост мировой экономики и ВВП наиболее значимых стран, 2008-2012 гг., %
По данным Всемирного банка, реальный рост ВВП Китая в 2012 г. составил 9,4% на фоне невысоких темпов роста экономики США и Японии (2,8% и 1,4% соответственно).
В Европе в целом в период с 2011 по 2012 г. наблюдалась ситуация стагнации. В странах еврозоны незначительный рост демонстрирует экономика Германии. Согласно оценкам федерального статистического управления Германии, ВВП страны в 2012 г. увеличился до 2,4%. В 2011 году, по оценке МВФ, экономика Еврозоны выросла на 1,4%, в 2010 году - на 2%.
Мировая торговля в 2009 году сократилась на 23% и в 2010-м прибавив 22%, если подробно проанализировать ситуацию, то наиболее волатильным сегментом мировой торговли является топливо и продукция горнодобывающей промышленности: падение в 2009-м на 36% и рост в 2010-м на 33%. Среди наиболее медленно восстанавливающихся - железо и сталь, объем торговли которыми снизился в 2009 году на 45%, а восстановился к 2010-му только на 29%. Кроме того, лучше других после кризиса восстановились: текстиль (в 2009 году упал на 16%; а в 2010-м вырос на 19%), личные и бытовые товары (–14%; +17), продукты химической отрасли (–14%; +18%) и наукоемкие товары и контрольно-измерительные приборы (–12%; +22%). Это позволяет сделать вывод о том, что в структуре мировой торговли все более прочные позиции будут занимать наукоемкие товары, так как они увеличивают экономический эффект. В 2011 году, по оценке МВФ, рост мировой экономики составил 3,8%, в 2010 году - 5,1%. Предложение транспортных услуг в 2011-2012 гг. увеличивалось на 12-13% в год, что на 3 п.п. выше темпов роста экспорта коммерческих услуг в целом. Около половины номинального прироста стоимостного объема глобальной торговли обеспечивалось за счет повышения цен, прежде всего на нефть, металлы и минеральное сырье. Основной объем мировой торговли по-прежнему приходится на страны Северной Америки (прежде всего США), Европы и Азии (соответственно 17%, 45% и 26%). Доля Китая в мировом экспорте товаров составила 6,5%, в импорте – 6%. Среднегодовые темпы роста торгового оборота данной страны в последние три года являются самыми высокими в мире. Специалисты прогнозируют сохранение превышения стоимости китайского экспорта над стоимостью импорта в ближайшие годы. Главная причина увеличения активного сальдо торгового баланса – перевод в Китай транснациональных производств. Произошедшие изменения в глобальной экономике и торговле повлекли за собой кардинальные сдвиги на мировом транспортно-логистическом рынке, важнейшим показателем развития которого (помимо изменений в динамике и географии основных транспортных потоков) стал рост спроса на профессиональные услуги глобальных 3PL провайдеров (Third party Logistics Services Providers).
Основными движущими силами на рассматриваемом рынке являются:
Эти изменения ведут к репозиционированию и внедрению новых стратегий в деятельности логистических операторов. Среди основных тенденций отмечаются:
Можно выделить четыре основных
фактора, определяющих сегодня развитие
аутсорсинга транспортно-
Таким образом, налицо необходимость расширения операций глобальных 3PL провайдеров, способных решать целый спектр задач: от выполнения отдельных операций в сфере логистики до предоставления комплексных услуг (включая складирование, транспортировку грузов, управление заказами, физическое распределение и пр.) и интегрированного управления логистическими цепочками предприятия-
клиента (включая оптимизацию бизнес-процессов на протяжении всей цепи поставок).
Происходящая в настоящее
время активная трансформация 3PL компаний
в 4PL компании мирового масштаба деятельности
ведет к внедрению более
Таб. 1. Факторы, влияющие на формирование
спроса и предложения на мировом
рынке транспортно-
Факторы, влияющие на формирование Спроса |
Факторы, влияющие на формирование предложения |
Персонификация и развитие сервисной экономики, необходимость быстрой реакции на потребности клиентов, рост конкурентной борьбы |
Появление новых участников транспортно-логистического рынка, формирование новых пакетов услуг, появление новых видов конкуренции |
Потребность в уменьшении технологического и производственного циклов, появление эффекта изменения структуры грузопотоков |
Концентрация на профильном бизнесе и аутсорсинг непрофильного |
Удлинение и усложнение логистических цепочек, экологические аспекты, стремление к «безотходному» способу хозяйствования |
Появление новых структур взаимодействия крупных и более мелких компаний, многоступенчатой системы субподряда |
Следует также отметить, что развитие логистического аутсорсинга и активно идущий процесс консолидации рынка 3PL сопровождается усложнением структуры спроса и предложения и усилением конкуренции, в том числе со стороны непрофильных компаний. Например, планы по выходу на мировой логистический рынок объявила компания IBM, третий по величине производитель компьютеров, осуществляющий также консалтинг по техническим вопросам. Свое появление компания аргументировала стремлением помочь корпоративным клиентам в создании эффективной системы управления поставок по всему миру. Как отметил один из руководителей IBM, услуга, которую собирается вывести компания, не будет являться аутсорсингом. Компания планирует заняться управленческой логистикой, предоставляя консалтинговые услуги, свой опыт автоматизации производства и знания логистики.
Объем и структура мирового рынка транспортно-логистических услуг
Совокупность
Рис. 2. Динамика
объема мирового рынка транспортно-
Согласно принятой классификации, основными сегментами транспортно-логистического рынка являются:
Наиболее динамично
развивается сегмент
Рис. 3. Структура
мирового рынка транспортно-
Долгосрочный прогноз развития глобального логистического аутсорсинга – ежегодный прирост объемов продаж 3PL компаний в 4-5% при наиболее высоких темпах в Китае и других странах Азиатско-Тихоокеанского региона (до 30% в год). В целом ориентация на внешние рынки и рост объемов международных операций являются определяющим направлением в деятельности ведущих логистических компаний мира.
Сегментом мирового рынка логистических услуг является организация грузоперевозок или транспортно-экспедиторская деятельность (freightforwarding).
Деятельность грузовых экспедиторских агентств, или фрейт-форвардеров, расширяется и носит все более глобальный характер. По данным консалтинговой фирмы MergeGlobal Inc., 15 крупнейших экспедиторских агентств контролируют 60% объема (в тоннах) всех международных грузовых перевозок. 40% международных перевозок осуществляется между структурными подразделениями транснациональных корпораций, что, безусловно, свидетельствует об их мощи. Большинство логистических посредников, оперирующих в данной сфере, наряду с организацией морских, наземных и авиаперевозок предоставляют комплекс таможенно-брокерских услуг, а также услуг по грузопереработке и складированию товаров. Бизнес-цикл в значительной степени зависит от динамики развития отдельных отраслей или групп производств, в которых работают клиенты (промышленные, торговые или сервисные компании). Так, увеличение объемов перевозок, вызванное оживлением конъюнктуры мирового рынка в 2008-2011гг., и прежде всего ростом объемов торговли с азиатскими странами, положительно сказалось на показателях деятельности большинства экспедиторских компаний Европы и Америки. Ожидается, что благодаря активно идущему процессу перехода на аутсорсинг, размер данного сегмента логистического рынка в ближайшие пять лет будет увеличиваться темпами, превышающими среднегодовые показатели роста грузоперевозок. Логистические провайдеры, предоставляющие транспортно-экспедиторские услуги, как правило, придерживаются asset-light бизнес-модели. Они предпочитают не выступать прямыми владельцами транспортных средств, а заключать ограниченные по срокам соглашения с перевозчиками (субподрядчиками), гарантируя определенную маневренность для клиентов (исключение составляют ряд ведущих мировых логистических операторов, имеющих в структуре холдинга специализированные транспортные компании, а также компании, оперирующие на рынке экспресс
доставки).
Существенное снижение
доли собственно транспортных услуг
в обороте большинства
На сегодняшний день 3PL провайдеры контролируют около 25% глобального рынка экспедирования морских грузовых (контейнерных) перевозок, объем которого оценивается в 20,9 млн. TEU (20-футовый контейнерный эквивалент). Остальные 75% приходятся на транснациональные судоходные компании и терминальные холдинги, имеющие собственные агентства по экспедиции (дочерние компании, входящие в структуру холдинга). В пятерку крупнейших контейнерных перевозчиков входят: Maersk Line (Maersk Sealand+ P&O Nedlloyd) 2, МSC, Evergreen, CMA-CGM SA. Всего 20 ведущих компаний контролируют около 70% мирового флота и фрахтового тоннажа. Ведущими логистическими операторами рынка морских контейнерных перевозок выступают европейские компании DHL Global Forwarding (8,6% объема рынка экспедирования контейнерных перевозок), Kuehne & Nagel (8,3%), Schenker/Bax Global (4,3%), Panalpina (4,0%).
На рынке грузовых авиаперевозок (объем около 70 млрд долл. в 2011 г.) 3PL провайдеры занимают доминирующие позиции, контролируя до 75% оборота отрасли. Мировой авиационный грузооборот за последние 20 лет растет в среднем на 5% в год.
Важнейшая тенденция развития – рост числа альянсов авиакомпаний и деловых соглашений между авиакомпаниями и экспедиторскими агентствами. С помощью системы скидок, предоставляемых форвардерам, авиакомпании пытаются обеспечить размещение заказа на имеющиеся провозные мощности задолго до даты вылета. Кроме того, сотрудничество с экспедиторскими компаниями позволяет обеспечить загрузку самолета в оба конца, дает возможность комбинирования маршрутов с использованием сети глобальных логистических компаний. По мнению экспертов, в основе изменений в отношениях между перевозчиком и экспедитором лежит стремление разделить риск, связанный с использованием самолета. При этом по мере усложнения задач и роста комплексности оказываемых услуг отмечается сокращение числа авиакомпаний, с которыми работают ведущие логистические операторы мира на долгосрочной основе. Наиболее динамично развивается сегмент экспресс-доставки. Список крупнейших авиаперевозчиков по объему перевезенных грузов (в т-км) возглавила компания FedEx Express, на четвертом месте (после Korean Air и Lufthansa) – американская компания UPS, специализирующаяся на экспресс-доставке и имеющая собственный воздушный парк, насчитывающий 268 самолетов. По размеру валовой выручки, полученной от экспедирования авиаперевозок, лидируют следующие компании: DHL Global Forwarding (11,6% в 2011 г.), Schenker/Bax Global (6,8%), Nippon Express (5,2%), Kuhnel+Nagel (3,5%), Expeditors (3,1%), Kintetsu (2,9%).
Информация о работе Мировой рынок транспортно-логистических услуг