Мировой рынок транспортно-логистических услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 08:38, доклад

Описание работы

Процесс глобализации, рост мировой экономики и международного товарообмена способствуют увеличению объема грузовых перевозок и положительной динамике оказываемых услуг в области мировой транспортной и складской логистики. В течение последних десяти лет в мировой торговле произошли кардинальные изменения, связанные, с одной стороны, со снижением торговых барьеров и либерализацией торговых режимов, и с другой – с динамичным развитием экспортно-ориентированных секторов экономики стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Интенсивный процесс переноса производства (в том числе «крупнотоннажного») из Западной Европы и США в азиатские государства и формирование обратного потока готовых изделий на сегодняшний день являются важнейшими грузообразующими факторами развития глобального рынка транспортно-логистических услуг.

Файлы: 1 файл

мировой рынок ТЛУ.doc

— 1.15 Мб (Скачать файл)

МИРОВОЙ РЫНОК ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ  УСЛУГ

Процесс глобализации, рост мировой экономики и международного товарообмена способствуют увеличению объема грузовых перевозок и положительной  динамике оказываемых услуг в  области мировой транспортной и  складской логистики. В течение последних десяти лет в мировой торговле произошли кардинальные изменения, связанные, с одной стороны, со снижением торговых барьеров и либерализацией торговых режимов, и с другой – с динамичным развитием экспортно-ориентированных секторов экономики стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Интенсивный процесс переноса производства (в том числе «крупнотоннажного») из Западной Европы и США в азиатские государства и формирование обратного потока готовых изделий на сегодняшний день являются важнейшими грузообразующими факторами развития глобального рынка транспортно-логистических услуг. Помимо Китая в этом процессе активно задействованы государства Юго-Восточной Азии и Индия. Рост торговли в направлении Азия – Европа в 2010-2011 гг. составил около 20% в год. Перенос производства существенным образом сказывается и на экономическом росте стран-реципиентов. Рост мировой экономики отражен на рисунке

Рисунок Рост мировой экономики и ВВП наиболее значимых стран, 2008-2012 гг., %

По данным Всемирного банка, реальный рост ВВП Китая в 2012 г. составил 9,4% на фоне невысоких темпов роста экономики США и Японии (2,8% и 1,4% соответственно).

В Европе в целом в период с 2011 по 2012 г. наблюдалась ситуация стагнации. В странах еврозоны незначительный рост демонстрирует экономика Германии. Согласно оценкам федерального статистического управления Германии, ВВП страны в 2012 г. увеличился до 2,4%. В 2011 году, по оценке МВФ, экономика Еврозоны выросла на 1,4%, в 2010 году - на 2%.

Мировая торговля в 2009 году сократилась на 23% и в 2010-м прибавив 22%, если подробно проанализировать ситуацию, то наиболее волатильным сегментом мировой торговли является топливо и продукция горнодобывающей промышленности: падение в 2009-м на 36% и рост в 2010-м на 33%. Среди наиболее медленно восстанавливающихся - железо и сталь, объем торговли которыми снизился в 2009 году на 45%, а восстановился к 2010-му только на 29%. Кроме того, лучше других после кризиса восстановились: текстиль (в 2009 году упал на 16%; а в 2010-м вырос на 19%), личные и бытовые товары (–14%; +17), продукты химической отрасли (–14%; +18%) и наукоемкие товары и контрольно-измерительные приборы (–12%; +22%). Это позволяет сделать вывод о том, что в структуре мировой торговли все более прочные позиции будут занимать наукоемкие товары, так как они увеличивают экономический эффект.  В 2011 году, по оценке МВФ, рост мировой экономики составил 3,8%, в 2010 году - 5,1%. Предложение транспортных услуг в 2011-2012 гг. увеличивалось на 12-13% в год, что на 3 п.п. выше темпов роста экспорта коммерческих услуг в целом. Около половины номинального прироста стоимостного объема глобальной торговли обеспечивалось за счет повышения цен, прежде всего на нефть, металлы и минеральное сырье. Основной объем мировой торговли по-прежнему приходится на страны Северной Америки (прежде всего США), Европы и Азии (соответственно 17%, 45% и 26%). Доля Китая в мировом экспорте товаров составила 6,5%, в импорте – 6%. Среднегодовые темпы роста торгового оборота данной страны в последние три года являются самыми высокими в мире. Специалисты прогнозируют сохранение превышения стоимости китайского экспорта над стоимостью импорта в ближайшие годы. Главная причина увеличения активного сальдо торгового баланса – перевод в Китай транснациональных производств. Произошедшие изменения в глобальной экономике и торговле повлекли за собой кардинальные сдвиги на мировом транспортно-логистическом рынке, важнейшим показателем развития которого (помимо изменений в динамике и географии основных транспортных потоков) стал рост спроса на профессиональные услуги глобальных 3PL провайдеров (Third party Logistics Services Providers).

Основными движущими  силами на рассматриваемом рынке  являются:

  • Глобализация деятельности компаний-клиентов.
  • Концентрация компаний-клиентов на ключевых компетенциях и аутсорсинг непрофильных направлений.
  • Стремление к сокращению размера логистической цепочки и оптимизации затрат на ее участках.
  • Сокращение жизненного цикла продукции и новые подходы к маркетингу и дистрибуции продукта, возросшая роль инноваций, ускоренное развитие бизнеса.

Эти изменения ведут  к репозиционированию и внедрению  новых стратегий в деятельности логистических операторов. Среди  основных тенденций отмечаются:

  • укрупнение бизнеса через ряд сделок по слияниям и поглощениям;
  • рост роли информационных технологий и систем передачи данных;
  • отход от специализированных услуг и концентрация на предоставлении законченных логистических решений.

Можно выделить четыре основных фактора, определяющих сегодня развитие аутсорсинга транспортно-логистических услуг:

  • Глобализация снабженческих и сбытовых сетей. Взаимодействие с местными поставщиками уступило место межрегиональному и международному сотрудничеству и формированию сетей дистрибуции, охватывающих многие страны. Усложнение логистических задач существенно повышает спрос на услуги 3PL провайдеров, обладающих на сегодняшний день наиболее эффективным механизмом организации международной логистики.
  • Эффективное управление цепочками поставок (логистическими цепочками) становится важным элементом общего успеха компании. Концепция SCM1 повлияла на скорость оборота запасов, время жизненного цикла товара и время оборота капитала. 3PL провайдеры могут предоставить необходимые логистические ресурсы без дополнительных затрат на зарплату, содержание автотранспортного хозяйства и складских помещений.
  • Давление потребителей. Соблюдение растущих требований покупателей к выполнению заказов и поставке, повышение скорости оборота запасов, управление сложными международными и внутренними цепочками поставок, поддержание баланса между затратами и качеством сервиса являются обязательными условиями выживания фирмы в конкурентной среде. Услуги 3PL провайдера по управлению логистическими цепочками рассматриваются как средство снижения логистических затрат, обеспечения необходимого уровня информационных технологий без инвестиций в их разработку собственными силами.
  • Применение аутсорсинга как бизнес-модели организации. Аутсорсинг является приемлемым средством для разработки, реализации и управления бизнес моделью организации. Он позволяет фирме сосредоточить свои усилия и ресурсы на ключевой компетенции.

 

Таким образом, налицо необходимость  расширения операций глобальных 3PL провайдеров, способных решать целый спектр задач: от выполнения отдельных операций в  сфере логистики до предоставления комплексных услуг (включая складирование, транспортировку грузов, управление заказами, физическое распределение и пр.) и интегрированного управления логистическими цепочками предприятия-

клиента (включая оптимизацию  бизнес-процессов на протяжении всей цепи поставок).

Происходящая в настоящее  время активная трансформация 3PL компаний в 4PL компании мирового масштаба деятельности ведет к внедрению более эффективных  решений для клиентов, в основе которых лежат информационные технологии и лидерство по процессам. В ближайшей перспективе самый значительный рост передачи на аутсорсинг комплексных логистических функций ожидается именно на поле деятельности 4PL провайдеров. На дальнейшее формирование спроса и предложения на мировом рынке транспортно-логистических услуг скажется совокупность ряда факторов.

Таб. 1. Факторы, влияющие на формирование спроса и предложения на мировом  рынке транспортно-логистических  услуг

Факторы, влияющие на формирование

Спроса

Факторы, влияющие на формирование

предложения

Персонификация и развитие сервисной  экономики, необходимость быстрой  реакции на потребности клиентов, рост конкурентной борьбы

Появление новых участников транспортно-логистического рынка, формирование новых пакетов  услуг, появление новых видов  конкуренции

Потребность в уменьшении технологического и производственного циклов, появление  эффекта изменения структуры  грузопотоков

Концентрация на профильном бизнесе  и аутсорсинг непрофильного

Удлинение и усложнение логистических  цепочек, экологические аспекты, стремление к «безотходному» способу хозяйствования

Появление новых структур взаимодействия

крупных и более мелких компаний, многоступенчатой системы субподряда


Следует также отметить, что развитие логистического аутсорсинга  и активно идущий процесс консолидации рынка 3PL сопровождается усложнением структуры спроса и предложения и усилением конкуренции, в том числе со стороны непрофильных компаний. Например, планы по выходу на мировой логистический рынок объявила компания IBM, третий по величине производитель компьютеров, осуществляющий также консалтинг по техническим вопросам. Свое появление компания аргументировала стремлением помочь корпоративным клиентам в создании эффективной системы управления поставок по всему миру. Как отметил один из руководителей IBM, услуга, которую собирается вывести компания, не будет являться аутсорсингом. Компания планирует заняться управленческой логистикой, предоставляя консалтинговые услуги, свой опыт автоматизации производства и знания логистики.

Объем и структура мирового рынка транспортно-логистических услуг

Совокупность вышеперечисленных  факторов сказывается на росте объема мирового рынка транспортно-логистических услуг. В 2011 г. он увеличился на 4,1% по сравнению с показателем 2010 г. – до 1670 млрд. долл. (1270 млрд. евро).

Рис. 2. Динамика объема мирового рынка транспортно-логистических  услуг, 2005-2007 гг., млрд. евро

Согласно принятой классификации, основными сегментами транспортно-логистического рынка являются:

  • Грузоперевозки и экспедиторские услуги.
  • Комплексные логистические услуги, включающие услуги по хранению и дистрибуции товаров.
  • Управленческая логистика, в т.ч. услуги по оптимизации логистических бизнес-процессов.

Наиболее динамично  развивается сегмент управленческой логистики и комплексных услуг (соответственно на 15% и 10% в год) при умеренном росте грузоперевозок и экспедиторских услуг (4%). В результате в общей структуре мирового логистического рынка отмечается сокращение доли транспортно-экспедиторских услуг (с 70% в 2008 г. до 58% в 2011 г.), а доли управленческой логистики и комплексных логистических услуг увеличиваются (с 11 до 17% и с 19 до 20%, соответственно). (рисунок)

Рис. 3. Структура  мирового рынка транспортно-логистических  услуг, 2006 г., %

Долгосрочный прогноз  развития глобального логистического аутсорсинга – ежегодный прирост объемов продаж 3PL компаний в 4-5% при наиболее высоких темпах в Китае и других странах Азиатско-Тихоокеанского региона (до 30% в год). В целом ориентация на внешние рынки и рост объемов международных операций являются определяющим направлением в деятельности ведущих логистических компаний мира.

Сегментом мирового рынка логистических услуг является организация грузоперевозок или транспортно-экспедиторская деятельность (freightforwarding).

Деятельность грузовых экспедиторских агентств, или фрейт-форвардеров, расширяется и носит все более глобальный характер. По данным консалтинговой фирмы MergeGlobal Inc., 15 крупнейших экспедиторских агентств контролируют 60% объема (в тоннах) всех международных грузовых перевозок. 40% международных перевозок осуществляется между структурными подразделениями транснациональных корпораций, что, безусловно, свидетельствует об их мощи. Большинство логистических посредников, оперирующих в данной сфере, наряду с организацией морских, наземных и авиаперевозок предоставляют комплекс таможенно-брокерских услуг, а также услуг по грузопереработке и складированию товаров. Бизнес-цикл в значительной степени зависит от динамики развития отдельных отраслей или групп производств, в которых работают клиенты (промышленные, торговые или сервисные компании). Так, увеличение объемов перевозок, вызванное оживлением конъюнктуры мирового рынка в 2008-2011гг., и прежде всего ростом объемов торговли с азиатскими странами, положительно сказалось на показателях деятельности большинства экспедиторских компаний Европы и Америки. Ожидается, что благодаря активно идущему процессу перехода на аутсорсинг, размер данного сегмента логистического рынка в ближайшие пять лет будет увеличиваться темпами, превышающими среднегодовые показатели роста грузоперевозок. Логистические провайдеры, предоставляющие транспортно-экспедиторские услуги, как правило, придерживаются asset-light бизнес-модели. Они предпочитают не выступать прямыми владельцами транспортных средств, а заключать ограниченные по срокам соглашения с перевозчиками (субподрядчиками), гарантируя определенную маневренность для клиентов (исключение составляют ряд ведущих мировых логистических операторов, имеющих в структуре холдинга специализированные транспортные компании, а также компании, оперирующие на рынке экспресс

доставки).

Существенное снижение доли собственно транспортных услуг  в обороте большинства логистических  компаний сопровождается расширением  спектра услуг добавленной стоимости  – value added services , VAS (составление оптимальных маршрутов доставки грузов, обеспечение полной загрузки транспортных средств, контроль прохождения грузов на всех этапах логистической цепочки и т.д.).

На сегодняшний день 3PL провайдеры контролируют около 25% глобального  рынка экспедирования морских грузовых (контейнерных) перевозок, объем которого оценивается в 20,9 млн. TEU (20-футовый контейнерный эквивалент). Остальные 75% приходятся на транснациональные судоходные компании и терминальные холдинги, имеющие собственные агентства по экспедиции (дочерние компании, входящие в структуру холдинга). В пятерку крупнейших контейнерных перевозчиков входят: Maersk Line (Maersk Sealand+ P&O Nedlloyd) 2, МSC, Evergreen, CMA-CGM SA. Всего 20 ведущих компаний контролируют около 70% мирового флота и фрахтового тоннажа. Ведущими логистическими операторами рынка морских контейнерных перевозок выступают европейские компании DHL Global Forwarding (8,6% объема рынка экспедирования контейнерных перевозок), Kuehne & Nagel (8,3%), Schenker/Bax Global (4,3%), Panalpina (4,0%).

На рынке грузовых авиаперевозок (объем около 70 млрд долл. в 2011 г.) 3PL провайдеры занимают доминирующие позиции, контролируя до 75% оборота отрасли. Мировой авиационный грузооборот за последние 20 лет растет в среднем на 5% в год.

Важнейшая тенденция развития –  рост числа альянсов авиакомпаний и  деловых соглашений между авиакомпаниями и экспедиторскими агентствами. С помощью системы скидок, предоставляемых  форвардерам, авиакомпании пытаются обеспечить размещение заказа на имеющиеся провозные мощности задолго до даты вылета. Кроме того, сотрудничество с экспедиторскими компаниями позволяет обеспечить загрузку самолета в оба конца, дает возможность комбинирования маршрутов с использованием сети глобальных логистических компаний. По мнению экспертов, в основе изменений в отношениях между перевозчиком и экспедитором лежит стремление разделить риск, связанный с использованием самолета. При этом по мере усложнения задач и роста комплексности оказываемых услуг отмечается сокращение числа авиакомпаний, с которыми работают ведущие логистические операторы мира на долгосрочной основе. Наиболее динамично развивается сегмент экспресс-доставки. Список крупнейших авиаперевозчиков по объему перевезенных грузов (в т-км) возглавила компания FedEx Express, на четвертом месте (после Korean Air и Lufthansa) – американская компания UPS, специализирующаяся на экспресс-доставке и имеющая собственный воздушный парк, насчитывающий 268 самолетов. По размеру валовой выручки, полученной от экспедирования авиаперевозок, лидируют следующие компании: DHL Global Forwarding (11,6% в 2011 г.), Schenker/Bax Global (6,8%), Nippon Express (5,2%), Kuhnel+Nagel (3,5%), Expeditors (3,1%), Kintetsu (2,9%).

Информация о работе Мировой рынок транспортно-логистических услуг