Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 08:38, доклад
Процесс глобализации, рост мировой экономики и международного товарообмена способствуют увеличению объема грузовых перевозок и положительной динамике оказываемых услуг в области мировой транспортной и складской логистики. В течение последних десяти лет в мировой торговле произошли кардинальные изменения, связанные, с одной стороны, со снижением торговых барьеров и либерализацией торговых режимов, и с другой – с динамичным развитием экспортно-ориентированных секторов экономики стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Интенсивный процесс переноса производства (в том числе «крупнотоннажного») из Западной Европы и США в азиатские государства и формирование обратного потока готовых изделий на сегодняшний день являются важнейшими грузообразующими факторами развития глобального рынка транспортно-логистических услуг.
В 2011 году совокупный объем российского рынка транспортно-логистических услуг (ТЛУ) увеличился на 13% относительно 2010 года, достигнув 1573 млрд рублей (55,5 млрд долларов) (рисунок). Основным фактором роста стало увеличение объемов грузоперевозок (прежде всего железнодорожным транспортом) на фоне повышения тарифов.
Рис. 9. Динамика
роста российского рынка
В структуре выручки по видам
предоставляемых услуг
Сегмент складских и дистрибьюторских услуг развивается высокими темпами (более 30% в год), однако в структуре рынка занимает пока скромное место (около 1,2 млрд. долл. – 3,6%). Управленческая логистика, по оценкам РБК, дает еще 1% общего объема рынка – порядка 300 млн. долл. Емкость рынка международных грузоперевозок превышает 5,6 млрд. долл. и составляет более 20% всех доходов от транспортировки грузов. Оборот компаний, осуществляющих экспедирование внешнеторговых грузов (включая услуги по погрузке-разгрузке и обработке грузов, таможенному оформлению и страхованию, а также складированию в порту и др.), оценивается на уровне 1,4 млрд. долл., что составляет около 40% суммарных доходов, полученных в сегменте экспедиторских услуг. По данным участников рынка, доля услуг добавленной стоимости в обороте транспортно-экспедиторских компаний, осуществляющих международные перевозки (включая услуги по транспортировке, складированию и таможенному оформлению грузов), составляет в среднем 20%.
Рисунок структура
российского транспортно-
По оценкам РБК, основанным на данных компаний, объем конкурентного сегмента транспортно-логистических услуг (без ОАО «РЖД») составляет 9,3 млрд. долл. На долю ТОП-20 транспортно-логистических компаний приходится около трети конкурентного сегмента и около 9% совокупного объема рынка транспортно-логистических услуг. В первую двадцатку игроков наряду с российскими компаниями входят восемь западных 3PL провайдеров. По объему выручки лидируют российские транспортные холдинги, расширяющие сферу своей деятельности за счет создания (или приобретения) специализированных логистических подразделений, работающих в сегменте 3PL. Оборот ведущих холдингов (например, Транспортная Группа FESCO, ГК «Дело», «Евросиб СПб –ТБ») оценивается в пределах от 300 до 550 млн. долл. На долю указанных компаний приходится около 15% конкурентного сегмента транспортно-логистического рынка РФ. По оценкам РБК, из ТОП-20 логистических компаний десять имеют оборот от 50 млн. до 100 млн. долл., оборот шести компаний оценивается в пределах 100-150 млн. долл. Рост масштабов деятельности западных розничных сетей и транснациональных компаний, ориентированных на широкое привлечение услуг 3PL провайдеров, способствовал усилению позиций западных логистов на российском рынке. Среди последних тенденций – переориентация деятельности зарубежных компаний с преимущественно международных перевозок на внутрироссийские операции. Уже сегодня в обороте компании Schenker на российском рынке доля внутрироссийских операций достигает 50%.
. Дальнейшее развитие российского рынка транспортно-логистических услуг, изменение конкурентных условий на рынке будут непосредственно зависеть от действия следующих факторов внешнего и внутреннего порядка:
Внешние |
Внутренние |
|
|
Повышение инвестиционной привлекательности России, приток прямых иностранных инвестиций в страну, а также вступление России в ВТО стимулирует рост конкуренции в ключевых отраслях экономики, включая рынок услуг по транспортировке и складированию грузов. Рост торговли с Китаем, а также создание новых транспортных коридоров, соединяющих Европу и Азию, приведут к увеличению, как входящих, так и выходящих грузопотоков. Развитие транспортно-логистической инфраструктуры за счет возрастающих объемов инвестиций в отрасль создает условия для роста объемов транспортировки, хранения и дистрибуции различных товаров, интенсифицирует приход крупных компаний производителей и дистрибьюторов товаров народного потребления. Однако ключевыми факторами роста рынка грузоперевозок и спроса на логистические услуги, как и в предыдущее пятилетие, будут оставаться динамика промышленного производства и торговли, а также увеличение объемов внешнеторговых
операций.
В контексте благоприятной конъюнктуры на мировых сырьевых рынках, продолжения экономических реформ и политической стабилизации в последние годы в России наблюдалось значительное улучшение макроэкономической ситуации. Одним из следствий положительной экономической динамики стал рост инвестиционной привлекательности России, что отразилось в повышении долгосрочных кредитных рейтингов Fitch, Standard & Poors, рейтинга качества деловой среды Economist Intelligence Unit. Это способствует притоку прямых иностранных инвестиций в страну. Увеличение внешнеэкономической открытости будет стимулировать рост конкуренции в ключевых отраслях народного хозяйства, включая рынок услуг по транспортировке и складированию грузов.
По данным государственной статистики в 2007-2012 гг. среднегодовые темпы прироста валового внутреннего продукта Российской Федерации составили 6%. Номинальный объем ВВП в рыночных ценах увеличился с 33,2 трлн руб в 2007г. до 62,4 трлн руб . Размер ВВП на душу населения в 2012 году составил 21,3 тыс. долл.(рисунок)
Рисунок ВВП Российской Федерации в рыночных ценах, трлн. руб
В 2012 г. российская экономика сохраняла высокие темпы роста. Прирост реального ВВП к соответствующему периоду предшествующего года, по оценке Минэкономразвития России, составил 6 %. Высокие темпы роста экономики опирались на ускорение потребительского и инвестиционного спроса.
По данным таможенной статистики в 2012 году внешнеторговый оборот России составил 837,2 млрд. долл., что на 1,8% больше по сравнению с 2011 годом. В том числе, внешнеторговый оборот со странами дальнего зарубежья составил 719,5 млрд. долл., со странами СНГ - 117,7 млрд. долл..
Сальдо торгового баланса
сложилось положительное в
Таблица Общие итоги внешней торговли Российской Федерации, 2007-2012, млрд долл. США
Экспорт |
Импорт |
Сальдо |
В % к предыдущему году | ||
Экспорт |
Импорт | ||||
2007 |
351,9 |
199,8 |
152,1 |
- |
- |
2008 |
467,6 |
267,1 |
200,5 |
132,9 |
133,7 |
2009 |
301,7 |
167,3 |
134,4 |
64,5 |
62,7 |
2010 |
397,1 |
228,9 |
168,2 |
131,6 |
136,8 |
2011 |
516,5 |
305,6 |
210,9 |
130,1 |
133,5 |
2012 |
524,7 |
312,5 |
215,2 |
101,6 |
102,2 |
На долю Европейского Союза в 2012 году приходилось 49,0% российского товарооборота (в 2011 году - 47,9%). На страны СНГ в 2012 году приходилось 14,1% российского товарооборота (в 2011 году - 15,1%), на страны ЕврАзЭС - 7,3% (7,6%), на страны Таможенного союза - 6,9% (7,3%), на страны АТЭС - 24,0% (23,8%).
Основными торговыми партнерами России в 2012 году среди стран дальнего зарубежья были: Китай, товарооборот с которым составил (105,1% к 2011 году), Нидерланды (120,6%), Германия (102,8%), Италия (99,5%), Турция (107,9%), Япония (105,3%), США (91,2%), Польша (97,6%), Республика Корея (99,8%), Франция (86,4%).
Рисунок основные торговые партнеры России в 2012 г., млрд. долл.
Экспорт России в 2012 году составил 524,7 млрд.долларов США и по сравнению с предыдущим годом увеличился на 1,6%. В общем объеме экспорта на долю стран дальнего зарубежья в 2012 году приходилось 85,2%, на долю стран СНГ – 14,8%.
Основу экспорта составляют топливно-энергетические товары (73%). Увеличились объемы поставок угля (18,8%) и жидкого топлива (3,5%), сократились бензина (42,4%), кокса (15,6%), сырой нефти (1,3%), электроэнергии (30,2%). На долю машин и оборудования приходится порядка 3,6%. Здесь велико значение авто- и авиаперевозок.
Рисунок структура экспорта Российской Федерации, %
Импорт России в 2012 году составил 312,5 млрд.долларов США и по сравнению с 2011 годом увеличился на 2,2%. В общем объеме импорта на долю стран дальнего зарубежья в 2012 году приходилось 87,0%, на долю стран СНГ – 13,0%.
Рисунок структура импорта Российской Федерации, %
В импорте преобладают машины и оборудование (52,1% против 51% в 2011 году). Вырос ввоз легковых автомобилей (+13,7%) и оптических инструментов и аппаратов (24,2%), мыла, лаков, красок, косметических средств и т.д. Сократился объем ввозимой в страну сельскохозяйственной и пищевой продукции (на 0,8% по сравнению с 2011 годом). По-прежнему в доставке этих грузов велико значение автомобильных контейнерных перевозок.
Основными факторами, оказавшими влияние на рост объема грузоперевозок являются оживление деятельности реального сектора экономики, увеличение объема производства в основных грузообразующих отраслях, развитие рынков товаров и услуг, мелкого и среднего бизнеса, благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура по основным товарным позициям отечественного экспорта.
По данным государственной статистики, в 2011 году грузовым транспортом всех отраслей народного хозяйства (за исключением трубопроводного) перевезено 8337 млн. т., грузооборот составил 4914млрд. т-км .(таблица)
Таблица Перевозки грузов по видам транспорта, млн тонн, 2007-2011гг.
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | |
Автомобильный |
6 861 |
6 893 |
5 240 |
5 236 |
5 663 |
Внутренний водный |
153 |
151 |
97 |
102 |
126 |
Воздушный |
1 |
1 |
0,9 |
1,1 |
1,2 |
Железнодорожный |
1 345 |
1 304 |
1 109 |
1 312 |
1 382 |
Морской |
28 |
35 |
37 |
37 |
34 |
Транспорт - всего |
9 450 |
9 451 |
7 469 |
7 750 |
8 337 |
Прирост к уровню 2010 г. объема коммерческих перевозок грузов, выполненного всеми видами транспорта в 2011 г. (с учетом промышленного железнодорожного транспорта, но за исключением трубопроводного), составил 9,1%, грузооборота – 3,8%. Самый значительный прирост, достигнут на автомобильном транспорте – 11,4% и 8,4% соответственно.(таблица)
Таблица Грузооборот по видам транспорта, миллиард тонно-километров, 2007-2011гг.
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | |
Автомобильный |
206 |
216 |
180 |
199 |
223 |
Внутренний водный |
86 |
64 |
53 |
54 |
59 |
Воздушный |
3,4 |
3,7 |
3,6 |
4,7 |
4,95 |
Железнодорожный |
2 090 |
2 116 |
1 865 |
2 011 |
2 128 |
Морской |
65 |
84 |
98 |
100 |
77 |
Транспорт - всего |
4 915 |
4 948 |
4 446 |
4 751 |
4 914 |
Информация о работе Мировой рынок транспортно-логистических услуг