Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 08:38, доклад
Процесс глобализации, рост мировой экономики и международного товарообмена способствуют увеличению объема грузовых перевозок и положительной динамике оказываемых услуг в области мировой транспортной и складской логистики. В течение последних десяти лет в мировой торговле произошли кардинальные изменения, связанные, с одной стороны, со снижением торговых барьеров и либерализацией торговых режимов, и с другой – с динамичным развитием экспортно-ориентированных секторов экономики стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Интенсивный процесс переноса производства (в том числе «крупнотоннажного») из Западной Европы и США в азиатские государства и формирование обратного потока готовых изделий на сегодняшний день являются важнейшими грузообразующими факторами развития глобального рынка транспортно-логистических услуг.
Виталий Степанов, заместитель генерального директора «Континент Лоджистикс»:
За прошедший год мы столкнулись с проблемами вследствие ужесточения контроля по наличию трехсторонних дозволов. Это резко отразилось на ставках по международным автомобильным перевозкам. Такой скачок не планировался клиентами в их логистических расходах и привел к отсутствию свободного транспорта при возникновении срочных перевозок. При всем этом российские компании до сих пор остаются более дорогими, что мешает привлекать их к потоковым перевозкам.
Из положительных моментов отмечу введение предварительного информирования на границах, значительно сократившее очереди в пунктах пропуска и позволившее максимально точно планировать транзитные сроки по доставке грузов.
Что касается кризиса, то даже в случае наступления он вряд ли кардинально изменит положение на российском рынке. Опыт прошлых лет научил многому, и большинство компаний работают с собственным транспортом, по которому уже выполнены все финансовые обязательства.
Прогноз МВФ по росту ВВП России на 2012-2013 гг. оставлен без изменений, в отличие от апрельского доклада. МВФ ожидает, что в 2012 г. он составит 4,0%, а в 2013 г. - 3,9%. При этом в апреле МВФ значительно улучшил прогноз по росту российской экономики в 2012-2013 гг.: оценки роста были повышены на 0,7 и 0,4 процентного пункта.
Прогнозы министерства экономического развития РФ
В начале 2012 года объем экономики России достиг максимального предкризисного уровня II квартала 2008 года. Промышленное производство, оборот розничной торговли, платные услуги вышли на докризисные объемы раньше (уже в 2011 году), а инвестиции в основной капитал из-за стагнации в строительном секторе выйдут позже (только к концу 2012 года).
Объем ВВП России за 2011 год в рыночных ценах составил 54 585,6 млрд руб.
В соответствии с прогнозом Министерства экономического развития РФ, ВВП России в 2015 году возрастет на 17% по отношению к 2011 году, причем прирост инвестиций составит более 30% за этот же период времени.
Российские эксперты
прогнозируют, что, по мере исчерпания
роста, связанного с внешнеэкономическим
фактором и восстановлением
Ведущим фактором
экономического роста в среднесрочной
перспективе является не столько
увеличение объемов инвестиций и
потребления, сколько ожидание заметного
повышения
Структурные сдвиги в экономике. По данным Министерства экономического развития РФ, определяющим фактором изменения структуры экономики в 2012-2015 гг. будет сдвиг в пользу производств, обслуживающих инвестиционный спрос (обрабатывающие производства, строительство). Доля обрабатывающих производств в 2014-2015 гг. возрастет до 13,7% против 12,9% в 2010 году. Доля строительства после снижения в 2010-2011 годах до 5,8-5,5% к 2015 году достигнет уровня 6,3 %.
Рост потребительского спроса приведет к увеличению доли оптовой и розничной торговли в структуре ВВП в 2013-2015 гг. до 16,8-16,6% против 16,3% в 2010 году.
В 2015 году ВВП будет на 18% больше докризисного уровня 2008 года, потребление превысит докризисный уровень более чем на 35% (инвестиции в основной капитал - на 27%, оборот розничной торговли - на 35%), импорт - на 42 %.
Глобальный рынок 3PL-услуг
За последние два-три года экономическая нестабильность и неопределенность повлияли на мировые рынки и бизнес, и, в свою очередь, на глобальные рынки 3PL-услуг.
По данным Armstrong & Associates, Inc., глобальный рынок 3PL-услуг вырос в 2010 году на 6,8% по сравнению с 2009 годом, а в 2011 - на 4,9% по сравнению с 2010 годом до 616,1 млрд. долл. США. Это подтверждает общую тенденцию улучшения глобальных условий для ведения бизнеса.
Доля рынка Азиатско-Тихоокеанского региона составляет 31%, а Северной Америки и Европы - по 26% глобального рынка 3PL-услуг.
Темпы роста Азиатско-Тихоокеанского рынка 3PL-услуг превышают среднее значение.
Крупнейшие глобальные 3PL-провайдеры оперируют в регионах, представляющих более 90% мирового ВВП.
Общие расходы на логистику, по данным грузоотправителей, составляют в среднем 12% выручки от реализации их компаний. Общая сумма расходов на логистику включает транспортировку, распределение, складирование и услуги добавленной стоимости. Диапазон региональных различий варьируется от 11% в Северной Америке, Европе и Азиатско-Тихоокеанском регионе до 14% выручки компаний в Латинской Америке.
Грузоотправители тратят в среднем 42% от этой суммы на аутсорсинг, так же, как в прошлом году. Это говорит о том, что по сравнению с предыдущим годом в среднем изменения в расходах на аутсорсинг логистики были пропорциональны изменениям общей суммы расходов на логистику. Средняя доля расходов грузоотправителей по регионам на логистику, направляемых на аутсорсинг, также аналогична прошлогодней.
Среднее значение
доли транспортных расходов, управляемых
3PL-провайдерами, составило 56%, но при
этом средние региональные показатели
изменялись от 41% в Северной Америке
до более 60% для поставщиков в
Европе, Азиатско-Тихоокеанском
Среднее значение доли расходов на складские операции, управляемые 3PL-провайдерами, составило 39% с незначительными вариациями по конкретным регионам.
Структура валовой выручки 3PL-отрасли.
Основными потребителями 3PL-услуг являются:
Структура валовой выручки 3PL-отрасли по сегментам.Основные сегменты 3PL-отрасли:
Динамика структуры валовой выручки 3PL-отрасли США по сегментам показана на рис. 5. С 2000 г. по 2011 г. доля управления международными перевозками без активов возросла на 7%.
Рынок логистических услуг России
Оценка объема рынка
По оценке экспертов, в начале 2011 года на транспортно-логистическом рынке России появились явные признаки улучшения ситуации.
Количество заказов у транспортно-экспедиторских компании, складских операторов возросло. Получено много заказов от крупных торговых сетей, от производителей товаров, а также от участников внешней экономической деятельности, которые и обеспечивают поток импортных грузов в Россию.
Оценка общих расходов на логистику. Среднее значение общих расходов на логистику как доли выручки от ВВП, составляет по всем регионам мира 16,7% ВВП. Если считать, что Россия развивается аналогично экономически развитым странам, то величина общих расходов на логистику в России составляет 9115 млрд руб. (304 млрд долл. США).
Согласно исследованию 16th Annual Third-Party Logistics Study, 2012, среднее значение доли расходов, направляемых на аутсорсинг по всем регионам мира, от общего объема расходов на логистику составило 42%, причем в Азиатско-Тихоокеанском регионе этот показатель равен 47%, а в Латинской Америке - 37% общих расходов на логистику. Если использовать эти показатели для оценки российского рынка, то долю расходов, направляемых на аутсорсинг в России, можно оценить в размере 37% общего объема расходов на логистику, что составляет112 млрд долл. США.
Анализ рынка логистических услуг
России в рамках ежегодного рейтинга «Логистический оператор России», проводимого евроазиатской Логистической ассоциацией
Характеристики участников рейтинга. Среди участников исследования по итогам 2011 года более половины занимают транспортно-экспедиторские компании и операторы экспресс-доставки.
Общий годовой оборот участников рейтинга по итогам 2011 года составил 201,1 млрд руб., рост к 2010 году - 13,8% (без учета индексадефлятора).
Географические границы рынка логистических услуг определяются границами Российской Федерации.
Клиенты компаний, предоставляющих логистические услуги, могут получить такие услуги на всей территории страны, а также за ее пределами. В исследовании приняли участие представители компаний, главные офисы которых расположены в пяти федеральных округах.
Рынки,
обслуживаемые участниками
Более половины, а именно 58% компаний - участников проекта работают на рынке свыше 10 лет.
Численность и квалификация сотрудников. В 2010 году наблюдалась тенденция роста доли средних компаний с численностью состава от 250 до 500 человек и снижение доли компаний с численностью от 100 до 250 человек.
В 2011 году доли крупных и небольших компаний не изменились. Доля средних компаний численностью от 251 до 1000 человек возросла, то есть наблюдалось укрупнение компаний.
48% компаний - участников исследования имеют собственные корпоративные центры обучения. Следует отметить, что руководители компаний на очень высоких должностях - потенциальные потребители логистических услуг часто не имеют образования в области логистики. Низкий уровень знания логистики не позволяет, например, директорам крупных холдингов принимать решения об аутсорсинге логистических услуг. Они не знают этого рынка и боятся в условиях нестабильности отдавать логистику на обслуживание профессиональным операторам.
Более 45% компаний - участников рейтинга имеют сертификат качества ISO, что является залогом конкурентоспособности компании не только на национальном, но и на международном уровне, дает преимущества в конкурентной борьбе:
Информационные технологии в логистике на российском рынке. В основном компании заинтересованы в модернизации и установке дополнительных модулей к уже установленным информационным системам, и лишь 25% транспортно-экспедиторских и около 18% складских операторов заинтересованы в смене информационных систем.
Более 73% компаний - участников рейтинга используют штриховое кодирование, а 20% технологии радиоидентификации в своей деятельности.
Конкуренция в отрасли
Темпы
роста российского рынка
Рост общего годового оборота участников исследования в 2010 году составил немного более 16,5% к 2009 году, а по итогам 2011 года к 2010 году рост составил 14%. Общий годовой оборот участников рейтинга по итогам 2011 года - 201,5 млрд руб.
Среднее значение
роста абсолютных значений годового
оборота транспортно-
Рентабельность отрасли
Ряд компаний - участников исследования завершили 2011 год с убытками. Среднее значение чистой рентабельности (чистая прибыль/выручка от продаж) безубыточных компаний по отрасли составило примерно 1,5% за 2011 год, причем диапазон изменения значений рентабельности деятельности исследуемых компаний - от 0 до 23,5%.
Активы логистических операторов
Общий объем собственных и арендованных складских площадей, на которых оперируют компании - участники исследования, составляет более 2,1 млн м2, из которых доля складских операторов - 87,4% (рис. 13), а транспортно-экспедиторских компаний - 12,6%.
Средние темпы роста складских площадей - 19,7% (в 2010 году - 8,6%), причем для складских операторов эта величина составила 23,1% (в 2010 году - 4,3%), а для транспортно-экспедиторских компаний и операторов экспресс-доставки - 0,8% (в 2010 году - 42,5%).
Комплекс предоставляемых логистическими операторами услуг
Лидеры российского рынка, постепенно развивая стратегии, ориентированные на интеграцию в цепочках поставок, предлагают своим клиентам спектр логистических услуг, соответствующий международным требованиям как в области управления, так и в области построения эффективных цепочек поставок.
Работа логистических провайдеров с клиентами
Характерной особенностью логистических операторов является то, что численность клиентов складских компаний в силу специфики видов деятельности значительно меньше, чем транспортно-экспедиторских. Следует отметить, что для складских операторов доля компаний, численность клиентов которых составила от 1 до 30 уменьшилась за счет увеличения доли компаний с количеством клиентов от 31 до 50.
Информация о работе Мировой рынок транспортно-логистических услуг