Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 08:38, доклад
Процесс глобализации, рост мировой экономики и международного товарообмена способствуют увеличению объема грузовых перевозок и положительной динамике оказываемых услуг в области мировой транспортной и складской логистики. В течение последних десяти лет в мировой торговле произошли кардинальные изменения, связанные, с одной стороны, со снижением торговых барьеров и либерализацией торговых режимов, и с другой – с динамичным развитием экспортно-ориентированных секторов экономики стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Интенсивный процесс переноса производства (в том числе «крупнотоннажного») из Западной Европы и США в азиатские государства и формирование обратного потока готовых изделий на сегодняшний день являются важнейшими грузообразующими факторами развития глобального рынка транспортно-логистических услуг.
Контрактная логистика (сontract logistics) развивается за счет аутсорсинга части функций компаний-клиентов в сфере организации и поддержки дилерских сетей и построения цепочек движения товаров (включая услуги по складированию и обработке грузов) от поставщика к клиенту (inbound logistics) и от клиента к потребителям его товаров (outbound logistics), а также обратного движения материальных ценностей от потребителей к поставщику (reverse logistics). Объем рынка контрактной логистики (услуги, отданные на аутсорсинг) оценивается в 218 млрд. долл.. Логистические провайдеры, работающие в сфере контрактной логистики, обслуживают цепи поставок клиента на эксклюзивной основе (dedicated contract) или в комбинации с другими клиентами (shared network). Концентрация рынка невысока: оперируют десятки тысяч специализированных компаний, при этом доля 5 крупнейших логистов в общем объеме продаж не превышает 12%: DHL Exel Supply Chain – 5,8%, Kuhnel+Nagel (включая ACR Logistics) – 2,2%, Wincanton – 1,3%, UPS SCM – 1,3%, SEVA (TNT Logistics) – 2,0%.
Таможенно-брокерские услуги занимают важное место в аутсорсинге логистических услуг, что определяется сложностью системы таможенного регулирования и возросшими требованиями к безопасности перевозки грузов. Совокупные доходы, получаемые от таможенно-брокерских операций в мире, достигают 5 млрд. долл., при прогнозируемых ежегодных темпах роста в 5%. Подавляющий объем операций по таможенной очистке и страхованию грузов приходится на логистических провайдеров. Более того, само наличие у транспортно-экспедиторской компании соответствующих лицензий и служб существенно повышают ее привлекательность, как у клиентов, так и у потенциальных инвесторов. Мировой рынок логистических услуг в настоящее время сильно фрагментирован. На нем действуют более 50 тыс. компаний, при этом свыше 95% из них являются относительно небольшими по размеру и располагают ограниченными материальными и финансовыми ресурсами. На долю 30 глобальных компаний, доминирующих на рынке, приходится около 35% объема продаж.
Принимая во внимание слияния и поглощения, имевшие место в последние 2-3 года, а также активный выход глобальных 3PL провайдеров (вслед за транснациональными производственными компаниями и торговыми сетями) на новые рынки (Китая, стран Восточной Европы и СНГ), в ближайшие годы процесс консолидации рынка и концентрации капитала существенно усилится. Наиболее развитым и зрелым является транспортно-логистический рынок США. Вторым по значимости и емкости идет европейский логистический рынок (30%).
Рис. 4. Географическая структура мирового транспортно-логистического рынка, 2006 г., %
В число других стран, демонстрирующих динамичный рост и имеющих существенные объемы внутреннего рынка (более 15 млрд. евро), входят Россия, Китай, Индия, Бразилия и ЮАР с совокупной долей около 10% мирового оборота. Именно эти страны будут определять динамику мирового транспортно-логистического рынка в целом и сегмента аутсорсинга логистических услуг в среднесрочной перспективе. По оценкам Cap Gemini Ernst & Young, в период 2013-2015 гг. североамериканские компании планируют передать на аутсорсинг в среднем 56% своих логистических бюджетов, а западноевропейские и азиатско-тихоокеанские – 81% и 60% соответственно (выборка охватывает крупнейшие компании соответствующих стран).
Рынок транспортно-логистических услуг США является наиболее емким и развитым. В 2011 г. объем рынка – более 990 млрд долл.. Особенно сильны позиции американских 3PL операторов на мировом рынке контейнерных перевозок и экспресс-доставки грузов и почты.
Лидирующим сектором
логистической отрасли США
Прогнозируется, что неудовлетворенный спрос в сегменте автомобильных перевозок сместится в другие сегменты логистики. Чуть более трети от общего объема перевозок США занимает сектор авиаперевозок, в частности, малогабаритных грузов. В долгосрочной перспективе доля авиаперевозок малогабаритных грузов как в США, так и во всем мире будет расти за счет мировой экспансии основных участников рынка экспресс-доставки, направляющих свои инвестиционные потоки на развитие бизнеса по всему миру. В частности, Китай является объектом экспансии для Fed Ex и UPS. Увеличение инвестиционных потоков основными участниками данного сегмента логистики приведет не только к увеличению его доли, но и росту прибыли компаний, осуществляющих авиаперевозки.
Практически равные доли
в структуре рынка
На американском рынке складских услуг, предоставляемых 3PL операторами, лидируют европейские компании. Первую позицию занимает немецкая DHL Exel Supply Chain (площади складирования в 2010 г. – 7,35 млн. кв. м), на втором месте – американская компания UPS SCS (3,2 млн. кв. м), на третьем – Schenker Logistics (2,8 млн. кв. м). По данным аналитической фирмы Amstrong & Associates, основной тенденцией в сфере складской логистики, повлиявшей на темпы роста рынка (на 15% за год) и распределение мест в первой двадцатке лидеров в сегменте 3PL провайдеров, стали слияния и поглощения. Другая важная тенденция в сегменте 3PL связана с ростом объемов контрактов на складирование и оказание услуг сразу большому числу крупных клиентов. Это позволяет логистическому оператору сводить к минимуму воздействие циклических спадов и подъемов в бизнесе клиентов.
Новым моментов в практике логистических провайдеров США стало заключение субподрядных договоров с небольшими компаниями, занимающимися складированием, для выполнения крупных контрактов. Использование этой модели организации складского бизнеса позволяет, с одной стороны, существенно усилить позиции 3PL оператора на рынке, и с другой – открывает небольшим складским компаниям возможности для участия в выполнении крупных контрактов за счет объединения усилий и, соответственно, улучшения конкурентных позиций.
Европейский транспортно-логистический рынок является вторым по объему после США. В 2011 г. размер европейского рынка достиг 607,8 млрд. евро. На сегмент логистического аутсорсинга, включающего услуги по транспортировке, обработке и складированию грузов, а также управленческую логистику (SCM и 4PL) и value added services (VAS)1, приходится 381 млрд. евро, или 63% совокупного объема рынка.
Превалирующей тенденцией
развития европейского рынка логистики
является опережающий рост транспортно-логистических
услуг по сравнению с европейским
ВВП. При этом отдельные сегменты
оказывают преобладающее
На рис. 5 представлены крупнейшие по объему оборота логистические провайдеры Европы, такие как DHL, Exel (Deutsche Post World Net), Schenker (Deutsche Bahn), TNT N.V., Kuehne+Nagel, Panalpina, DSV, Geodis, CEVA-Logistics (TNT Logistics), Wincanton, Fiege. На долю указанных 3PL компаний приходится более 20% объема европейского рынка транспортно-логистических услуг.
Рисунок крупнейшие по объему оборота логистические провайдеры Европы
Логистическое подразделение Deutsche Post, включающее компании Exel, DHL, усилило свои лидирующие позиции, как на мировом, так и на европейском рынках. Оборот подразделения увеличился на 26% и составил 22,7 млрд. евро (37,5% общего оборота Deutsche Post). Росту показателей способствовало расширение деятельности логистического подразделения, в том числе на новых рынках за счет слияний и поглощений, имевших место в прошлых годах. По итогам 2006 г. за счет приобретения американской Bax Global впечатляющего роста добилась немецкая компания Schenker (логистическое подразделение Deutsche Bahn Group), что позволило ей выйти на вторую позицию среди крупнейших европейских 3PL провайдеров. Также значительно увеличила выручку немецкая логистическая компания Kuehne+Nagel. Замыкает пятерку лидеров европейского транспортно-логистического рынка датская компания DFDS Transport, которая в апреле 2006 г. приобрела 99,9% акций голландской компании Frans Maas. С января 2007 г. объединенная компания называлась DSV.
Наиболее крупными игроками европейского транспортно-логистического рынка являются немецкие компании, которые существенно усилили свои позиции путем слияний и поглощений. Следует отметить, что в Германии по сравнению с другими странами Европы процесс консолидации имеет наивысшую степень активности. В качестве примера можно привести наиболее значимые приобретения таких компа- ний, как Deutsche Post (Exel), Deutsche Bahn (BAX Global) и Hapag-Lloyd (CP Ships). По данным исследовательской компании Transport Intelligence, в 2011 г. на долю Германии приходилось 22% объема европейского рынка транспортно-логистических услуг.(рисунок)
Рисунок географическая структура европейского логистического рынка, 2011г, %
В Германии логистика (транспортировка,
складирование и обработка
По темпам роста лидируют международные морские контейнерные перевозки, наземные и авиаперевозки, контрактная логистика. Наименьший рост наблюдались в сфере оказания транспортных и складских услуг на внутреннем рынке. Особенно это коснулось грузоперевозок, связанных с дорожным строительством и тяжелой промышленностью. В краткосрочной перспективе прогнозируется увеличение доли транспортно-логистических услуг, оказываемых сторонними организациями, за счет аутсорсинга предприятиями непрофильной деятельности, связанной с транспортировкой и складированием грузов.
ОБЗОР РОССИЙСКОГО РЫНКА ТРАНСПОРТНО-
Один из определяющих
факторов развития рынка транспортно-
Потенциал роста российского
Зарождение в России логистического рынка связано с приходом сюда западных компаний - производителей и ритейлеров, которые нуждались в профессиональных логистических услугах. Эти услуги им стали оказывать мультинациональные операторы. Передавая на аутсорсинг перемещение грузов, складские и таможенные операции, иностранные торгово-производственные компании автоматически получали привычное качество обслуживания и защиту от рисков, как и в развитых странах, и имели возможность сосредоточиться на своей основной деятельности, ограничившись небольшим штатом логистов для контроля за работой привлеченного оператора. Наиболее заинтересованы в профессиональной логистике крупные холдинги в таких отраслях, как автомобилестроение, фармацевтика, химическая и пищевая отрасль, рынок FMCG (товары повседневного спроса), DIY (товары для ремонта и строительства) и, конечно, оптовые и розничные торговые сети.
Оборот рынка транспортно-
Информация о работе Мировой рынок транспортно-логистических услуг