где V=0.63м/с – скорость
передвижения тележки;
Dхк=0.32м
– диаметр ходового колеса тележки.
2. Передаточное число
редуктора:
Выбираем навесной
редуктор типа ВКН-420
2.3.5. Проверка двигателя по пусковому
моменту
1. Динамический момент
сопротивления вращению электродвигателя
во время пуска:
где J1 – момент
инерции частей, вращающихся со скоростью
вала электродвигателя;
2. Момент инерции:
:
где Jэ=0.0073кг×м2 – момент
инерции электродвигателя;
Jм=0.025кг×м2 – момент
инерции муфты, выбираем муфту МУВП
J1=0.0073+0.025=0.032кг×м2
3. Коэффициент полезного
действия механизма:
где ηр=0.96 –
КПД редуктора ВКН-420;
ηм=0.98 – КПД муфты МУВП.
4. Время пуска и торможения:
где а=0.25м/с2 - допускаемое
максимальное значение ускорения и замедления
тележки.
Тогда:
т.е. Tnmin=26.4>22.13=TД условие
пуска выполняется.
2.3.6. Коэффициент запаса сцепления
приводных ходовых
колес с рельсом
где Fсц – сила
сцепления приводных колес с рельсами;
FCT – сила
статического сопротивления передвижению
тележки без груза и без учета трения в
подшипниках приводных колес;
FДТ – сила
динамического сопротивления передвижению
тележки без груза;
[ксц]=1.2 –
допускаемое значение коэффициента запаса
сцепления.
где fсц=0.12 –
коэффициент сцепления приводного ходового
колеса.
Zпр=2 – количество
приводных колес.
Тогда:
т.е. запас сцепления
при пуске достаточен.
2.3.7. Расчет подшипников ходового
колеса
Подшипники качения ходового
колеса должны выбираться по статической
грузоподъемности или по динамической
приведенной нагрузке.
Расчет по динамической приведенной
нагрузке:
где Fхк=3200кг
– максимальное давление на колесо;
Кхк=0.75 –
коэффициент, учитывающий переменность
нагрузки на колесо;
γ=0.8 – коэффициент,
учитывающий режим работы механизма передвижения.
Расчетный ресурс:
где пф – частота
вращения ходового колеса,
Lh=3500 – ресурс
подшипников зависит от режима работы.
Динамическая грузоподъемность:
где α=3 – показатель
степени
Выбираем шариковый радиальный
сферический двухрядный подшипник средней
серии №3628, его статическая грузоподъемность
2700.
2.3.8 Расчет тормоза
1. Тормозной момент:
где ТИН – момент
инерции вращающихся и поступательно
движущихся масс, приведенных к валу тормоза.
Тормоз расположен на валу электродвигателя.
Тс – статический
момент сопротивления движению тележки
при торможении.
Тогда:
т.е. встроенный
тормоз подходит.
2.4 Расчет механизма передвижения
крана
2.4.1. Расчет сопротивления передвижению
крана
Полное сопротивление движению:
где WТР – коэффициент
сопротивления трения в ходовых частях,
без учета трения торцов и ступиц, Н;
WУК – сопротивление
от уклона подкрановых путей, Н;
WВ =360000Н– сопротивление
от действия ветровой нагрузки по паспорту.
2. Сопротивление от трения
при движении крана:
где µ=0.06 – коэффициент
трения колеса по рельсу
f=0.015 – коэффициент
трения качения подшипника буксы
кр=2 – коэффициент
сопротивления реборды
Сопротивление от уклона подкрановых
путей:
где α=0.002 – коэффициент,
учитывающий уклон рельсового пути
тогда полное сопротивление:
2.4.2. Коэффициент запаса сцепления
приводных ходовых колес с рельсом
где Fсц – сила
сцепления приводных колес с рельсами;
FCT – сила
статического сопротивления передвижению
тележки без груза и без учета трения в
подшипниках приводных колес;
FДТ – сила
динамического сопротивления передвижению
тележки без груза;
[ксц]=1.2 –
допускаемое значение коэффициента запаса
сцепления .
где fсц=0.12 –
коэффициент сцепления приводного ходового
колеса.
Zпр=4 – количество
приводных колес.
Тогда:
т.е. запас сцепления
при пуске достаточен.
2.4.3. Выбор электродвигателя
Мощность электродвигателя:
где VКР =1.16 м/с– скорость
передвижения крана,
η=0.9 – КПД механизма
передвижения,
W – полное сопротивление.
Выбираем двигатель МТН411-8,
мощность Рэ=15 кВт,
частота вращения пэ=705 об/мин,
максимальный момент Мтах=580 Н·м,
маховой момент ротора Мр=2.15 кг·м2, масса т=280 кг.
Статический момент:
Минимальный пусковой момент:
Проверка двигателя по условиям
пуска:
Условие пуска выполняется.
2.4.4. Выбор редуктора
1. Угловая скорость ходового
колеса:
где V=1.16м/с – скорость
передвижения крана;
Dхк=0.56м
– диаметр ходового колеса крана.
2. Передаточное число
редуктора:
где ωэ – угловая
скорость электродвигателя
отсюда
Выбираем червячный
редуктор типа РЦЧ-210, КПД=0.8, передаточное
отношение U=20.
2.4.5. Выбор тормоза
Для разрабатываемого крана
принимаем тормоз ТГК-160. Тормозной момент ТТ=100Нм..
где µ=0.06 – коэффициент
трения колеса по рельсу
f=0.015 – коэффициент
трения качения подшипника буксы
кр=1 – коэффициент
сопротивления реборды
d=15 cм – диаметр
подшипникового колеса
1. Суммарное давление
ведущих колес на рельсы:
На кране установлено 4 тормоза,
по одному на привод.
2. Общий тормозной момент:
3. Усилие тормоза приведенное
к валу колес:
3. Прочностные расчеты
APM Structure3D представляет собой
универсальную систему для расчета и проектирования
стержневых, пластинчатых, оболочечных,
твердотельных, а также смешанных конструкций.
С помощью программы Вы можете
рассчитать произвольную трехмерную конструкцию,
состоящую из стержней произвольного
поперечного сечения, пластин, оболочек
и объёмных деталей при произвольном нагружении
и закреплении. При этом соединения элементов
в узлах может быть как жестким, так и шарнирным.
В результате выполненных системой
APM Structure3D расчетов Вы можете получить
следующую информацию:
- нагрузки на концах элементов
конструкции;
- карту напряжений по длине стержней
и по поверхности пластин и оболочек конструкции;
- деформацию произвольной точки;
- карту распределения напряжений
в произвольном сечении стержня;
- эпюры изгибающих и крутящих
моментов, поперечных и осевых сил и т.д.
для отдельного стержня и для конструкции
в целом;
- коэффициент запаса устойчивости
конструкции по Эйлеру;
- напряженно-деформированное
состояние конструкции при больших перемещениях
(геометрически нелинейная задача);
- частоты и формы собственных
колебаний конструкции;
- изменение напряженно-деформированного
состояния конструкции под действием
произвольно меняющихся во времени нагрузок;
- распределение контактного
давления в пятне контакта;
- подбор и проверка армирования
железобетонных колонн, ригелей и плит;
- расчет армокаменных столбов
и простенков;
- проверка прочности и подбор
сечения стальных и деревянных конструктивных
элементов;
- расчет фундаментов столбчатых,
ленточных, сплошных и свайных фундаментов
на упругом основании.
Система APM Structure3D позволяет
выполнить следующие расчеты:
1. Статический расчет;
2. Деформационный расчет (расчет по деформированной
схеме);
3. Нелинейный расчёт (расчет при больших перемещениях);
4. Расчет на устойчивость;
5. Собственные колебания;
6. Вынужденные колебания;
7. Расчёт контактного взаимодействия;
8. Расчет на сейсмическое воздействие;
9. Расчет несущей способности
стержневых элементов;
10. Расчётные сочетания усилий
(РСУ);
11. Подбор армирования железобетонных
элементов;
12. Расчет оснований.
Для проведения любого из расчетов
необходимо создать модель конструкции.
Под этим понимается ввод с помощью редактора
геометрии конструкции (импорт конструкции
из файлов формата DXF или SFM, или DAT/BDF) расстановка
опор, задание для каждого стержня поперечного
сечения и установление параметров материала
стержням, пластинам и объёмным элементам.
Используются следующие параметры материала:
- предел текучести;
- модуль Юнга;
- коэффициент Пуассона;
- плотность;
- коэффициент теплового расширения;
- коэффициент теплопроводности;
- предел прочности;
- предел усталостной прочности
по нормальным и касательным напряжениям.
Статический расчет.
Статический расчет основан
на матричном методе перемещений, целью
которого является определение неизвестных
перемещений узлов конструкции. Основным
уравнением для решения является уравнение
равновесия
, где K – матрица жесткости системы, F –
вектор внешних силовых факторов, x – вектор
неизвестных узловых перемещений. Размерность
системы представляет собой количество
степеней свободы конструкции. В общем
случае в каждом узле 6 степеней свободы
(3 линейных перемещений и 3 угла поворота).
После решения данной системы, т.е. нахождения
перемещений, находятся все остальные
неизвестные параметры конструкции: деформации,
усилия в элементах, напряжения и т.д.
В статическом расчете схема
конструкции считается недеформированной,
при этом продольные силы в стержнях и
усилия в плоскости пластин не влияют
на величины изгибающих моментов.
Для проведения расчета необходимо
приложить к конструкции внешнюю нагрузку.
Допускается нагрузка (силы и моменты),
приложенная к узлам конструкции силы,
а также сосредоточенная и распределенная
нагрузка (силы и моменты), приложенная
к стержням, давление на пластину и ветровая
нагрузка, а также начальные перемещения
приложенные к узлам конструкции и осадка
опор. Можно также учесть собственный
вес конструкции (команда Расчет | Учет
веса). При этом предполагается, что сила
веса направлена противоположно оси Z
глобальной системы координат, а ускорение
свободного падения равно 9.8 м/с2.
Результатом статического расчета
конструкции являются:
- Перемещения узлов конструкции
(линейные и угловые)
- Нагрузки на концах стержней,
в узлах пластин и в узлах объёмных элементов
- Напряжения, действующие в стержнях,
пластинах и объёмных элементах
- Распределение напряжений в
произвольном сечении стержня.
- Эпюры силовых факторов для
всей конструкции
Расчетные параметры, характерные
для отдельной балки, такие как: моменты
изгиба, кручения, боковые и осевые силы,
углы изгиба, закручивания, деформации,
и напряжения по длине балки. Все эти параметры,
представленные в форме графиков, выводятся
в системе координат стержня. В системе
можно просмотреть величины как относительных
деформации (перемещения относительно
линии, соединяющей два деформированных
конца стержня) так и величины полной деформации.
В случае, когда конструкция состоит из
единственной балки, графики перемещений
значения абсолютных и относительных
перемещений совпадают.
- Реакции (силы и моменты), действующие
в опорах конструкции.
- Масса всей конструкции.
Создается трехмерная модель
в программе Компас 3dV11 и сохраняется в
расширении *.stp (рисунок 3.1).
Рисунок 3.1 – Трехмерная модель
Затем запускается АРМ Studio и
импортируется с расширения *.stp в *.saa и
нажимаем КЭ сетка (рисунок 3.2).
Рисунок 3.2 – Загруженная модель
в АРМ Studio
После вызова КЭ сетка программа
предлагает нам определить совпадающие
плоскости
Нажимается иконка кнопочка
Да и происходит автоматическое определение
совпадающих поверхностей
После выполнения автоматического
определения совпадающих поверхностей
происходит разбитие поверхности модели
на простейшие геометрические фигуры
– сетку (рисунок 3.5).
Рисунок 3.3 – Полученная сетка
трехмерной модели
Затем выбирается команда закрепление
на панели инструментов АРМ Studio и определяется
плоскость, которая будет закреплена в
процессе расчета модели (рисунок 3.4).
Рисунок 3.4 – Выбор закрепленной
плоскости
Далее на плоскости детали задаются
силы, которые действуют при работе (рисунок
3.5).
Рисунок 3.5 – Указание плоскости
давления
После указания всех нагрузок
и закрепленных поверхностей нажимается
иконка кнопки APM Structure 3D. После нажатия
открывается новое окно APM Structure 3D. В этом
приложении АРМ выбирается команда статический
расчет на главной панели инструментов.
После всех действий программа начинает
производить статический расчет (рисунок
3.6).