Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 23:01, курсовая работа
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить, следующие задачи:
1) исследовать теоретические и методологические аспекты организации формирования, распределения и использования прибыли предприятия, а также направления её повышения;
2) рассмотреть характеристику предприятия, оказываемые услуги, ознакомиться с организационной структурой предприятия;
3) произвести анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия по основным технико-экономическим показателям за три года;
4) проанализировать формирование и использование прибыли на предприятии, выявить резервы роста прибыли предприятия;
Рисунок 2.3 – Удельный вес затрат в составе себестоимости услуг
В структуре фактических затрат на эксплуатацию наибольшую долю составляют амортизационные отчисления затраты и фонд оплаты труда – 35,7 % и 29,8 % соответственно. По сравнению с 2008 г. структура расходов изменилась. Доля прочих затрат выросла на 3,9 пункта, а доля фонда оплаты труда и амортизационных отчислений снизилась на 0,8 и 0,9 пункта соответственно.
Предприятие выполняет работы и оказывает услуги по двум видам деятельности: по эксплуатации (перевозки), как основной вид деятельности, и подсобно-вспомогательной, базирующейся на основной, в виде информационных услуг. Для этих целей используются основные средства и нематериальные активы, находящиеся в хозяйственном ведении предприятия.
В рамках мероприятий по повышению эффективности функционирования Белорусской железной дороги на 2006 – 2010 гг., утвержденных приказом Начальника Белорусской железной дороги от 23.12.2005 №424Н, проводится разработка и внедрение Единой корпоративной интегрированной системы управления финансами и ресурсами на базе продуктов компании SAP Белорусской железной дороги (далее ЕК ИСУФР). Развитие проекта ЕК ИСУФР на дороге позволит перейти от ряда разрозненных и разнородных информационных систем к стандартизированному программному обеспечению, что обеспечит создание единой информационной среды для осуществления финансово-хозяйственной деятельности организаций, входящих в состав дороги, оптимизацию финансовых потоков на дороге и повышение эффективности принятия управленческих решений.
На данный момент введены в промышленную эксплуатацию четыре подсистемы ЕК ИСУФР: «Отчет 1-труд», «Услуги по SAP-базису», «Учет труда», «Интеграция SAP с технологическим программным обеспечением дороги».
Для обеспечения процессов создания, внедрения и тиражирования подсистем ЕК ИСУФР, запланированы мероприятия по обучению и повышению квалификации работников ИРЦ, а также дополнительное приобретение необходимого количества лицензий на право использования продуктов SAP.
За 2009 г. РУП «Главный расчетный информационный центр» БЖД обеспечило бесперебойное информационное сопровождение перевозочного процесса дороги и технологических процессов других сфер деятельности железной дороги, эффективного использования эксплуатируемых автоматизированных систем (АСОУП, ИАС ПУРГП, «Экспресс-3», ЕК ИСУФР) при обработке статистической, экономической и финансовой информации.
За 2009 г. освоены инвестиции всего – 3146,0 млн. р., из них инвестиции в основной капитал, не входящие в сметы строек на сумму – 2998 млн. р., в том числе на модернизацию - 2355 млн. р., на ПИР – 2,0 млн. р., на СМР – 146,0 млн. р.
Инвестиции на модернизацию Центрального вычислительного комплекса, освоены на сумму – 2344,0 млн. р. Модернизация ЦВК РУП «Главный расчетный информационный центр» БЖД обусловлена тем, что в июне 2008 г. сдана в промышленную эксплуатацию Информационная аналитическая система поддержки управленческих решений по грузовым перевозкам версии 2.3 и внедрением ИАС ПУРГП версии 2.4 в 2009г. Данное обстоятельство требовало дополнительных производственных мощностей и ресурсов центральных процессоров IBM 2066-003, позволяющих обеспечивать информационное сопровождение перевозочного процесса Белорусской железной дороги. Инвестиции в основной капитал освоены на сумму 643,0 млн. р.
Рисунок 2.4 - Инвестиции в основной капитал (на оборудование, модернизацию и ПИР)
Оптимальным вариантом формирования финансов предприятия в условиях рыночной экономики считается такой, когда основные средства приобретаются за счет собственного капитала предприятия. Основными источниками покрытия выделенных на инновации средств являются инновационный фонд и собственные средства предприятия.
На 01.01.2010 первоначальная стоимость основных средств составила 56852 млн. р., в том числе введено основных производственных средств на сумму – 6617 млн. р., выбыло основных средств на сумму 837,0 млн. р. Сумма переоценки основных средств составила 1712 млн. р.
Наибольший удельный вес в основных средствах занимают машины и оборудования – 85,3 %, здания и сооружения – 14,2 %, наименьший: транспортные средства – 0,12 %, инструмент, инвентарь и принадлежности – 0,38 %.
На 01.01.2010 первоначальная стоимость нематериальных активов составила 30489 млн. р., за год возросла на 11822 млн. р.
Финансовый анализ является частью общего полного анализа хозяйственной деятельности предприятий железнодорожного транспорта. Главная цель финансового анализа — получение небольшого числа наиболее ёмких информационных показателей, позволяющих дать объективную и точную картину финансового состояния предприятия.
Главными критериями оценки финансового состояния являются показатели платёжеспособности, финансовой устойчивости, прибыльности.
При анализе финансового состояния, платежеспособности определяют специальные коэффициенты, расчет которых основан на существовании определенных соотношений между отдельными статьями баланса, других форм отчетности, показателями хозяйственной деятельности. Значения рассчитанных коэффициентов сравниваются с общепринятыми стандартными величинами или со среднеотраслевыми нормативами, а также анализируется их динамика.
Финансовая устойчивость и платежеспособность предприятия характеризуется следующими показателями:
Коэффициент текущей ликвидности (коэффициент покрытия) характеризует общую обеспеченность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения его срочных обязательств.
(2.1)
на 01.01.2008 = 6,75 > 1,15
на 01.01.2009 = 0, 46< 1,15
на 01.01.2010 = 0,71< 1,15
Коэффициент текущей ликвидности имеет значение ниже нормативного (0,71 < 1,15), что связано с увеличением суммы строки 690 «Краткосрочные обязательства» бухгалтерского баланса, которая отрицательно влияет на нормативное значение коэффициента. Увеличение суммы по данной строке обусловлено проведением работ по развитию информационно-аналитической системы поддержки управленческих решений для грузовых перевозок (ИАС ПУРГП), «Экспресс-3» и ЕК ИСУФР.
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами показывает размер заемных средств на рубль собственных средств, т.е. какая часть имущества предприятия финансируется кредиторами, то есть зависимость предприятия от заемного капитала.
(2.2)
на 01.01.2008 = 0,85>0,15
на 01.01.2009 = -1,19< 0,15
на 01.01.2010 = - 0,41<0,15
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами имеет значение ниже нормативного (-0,41<0,15), что свидетельствует о недостатке собственных оборотных средств.
Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами характеризует способность организации рассчитаться по своим финансовым обязательствам после реализации активов.
(2.3)
на 01.01.2008 =0,04<0, 85
на 01.01.2009 = 0,09<0, 85
на 01.01.2010 =0,09<0, 85
Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами имеет значение, удовлетворяющее нормативному (0,09 < 0,85), что характеризует способность организации рассчитываться по своим финансовым обязательствам после реализации активов.
Рисунок 2.5 – Динамика коэффициентов финансовой устойчивости и платежеспособности
Коэффициенты текущей ликвидности, обеспеченности собственными оборотными средствами на 01.01.2010 имеют значения ниже нормативных, что свидетельствует о неудовлетворительной структуре баланса.
2.5 Анализ формирования и использования прибыли РУП «Главный информационный расчетный центр» БЖД
2.5.1 Особенности организации финансов железнодорожного транспорта
Порядок реализации продукции железной дороги имеет ряд особенностей по сравнению с промышленными предприятиями. Особенностью транспортной отрасли является то, что она не имеет готовой продукции, а выполняет работы.
Доходы железной дороги определяются объемами перевозочной работы, структурой грузооборота по группам грузов и видам сообщений, дальностью перевозки грузов, тарифами за перевозку грузов, пассажиров, багажа, почты и другие услуги, а также дополнительными и прочими сборами.
Доходы от перевозок являются основным источником развития материально-технической базы железнодорожного транспорта. Средняя доходная ставка от перевозок и пассажиров зависит от вида перевозок, средней дальности и типа поезда, в котором следует вагон.
Денежные средства за перевозки в местном и пригородном сообщении полностью поступают в распоряжение дороги, а платежи за перевозки в международном сообщении всем дорогам, которые участвовали в данной перевозке. Следовательно, плата, взысканная с грузоотправителя за перевозки в международном сообщении, дороге не принадлежит, она должна учитываться обособленно от ее средств. Эта плата получила название доходных поступлений. Та часть доходных поступлений, которая, в соответствии с распределением, причитается железной дороге за фактически выполненный ею объем перевозок, вместе с денежными средствами за перевозки в местном и пригородном сообщении, образуют доходы железной дороги от перевозок.
В соответствии с приказом от 05.01.2006 № 16Н Начальника Белорусской железной дороги Жерело В.И. утверждено «Положение о централизованном формировании доходов от перевозочной деятельности БЖД и расчетах за выполненные работы и грузы по перевозкам грузов, пассажиров, почты, багажа и грузобагажа». Положение определяет порядок централизованного формирования доходов от перевозочной деятельности на БЖД, а также порядок расчетов за выполненные работы и услуги по перевозкам грузов и пассажиров.
Для определения доходов от перевозок БЖД в целом все отделения дороги в установленные сроки представляют информацию в РУП «Главный расчетный информационный центр» информацию обо всех начисленных суммах за выполненные работы и услуги по перевозке грузов, пассажиров, почты, багажа и грузобагажа, дополнительных сборах, связанных с перевозками. На основе представленной информации ИРЦ производит обобщение доходов от перевозок за отчетный период и передает их сумму Управлению дороги для распределения между организациями основной деятельности для расчетов за выполненные работы и услуги по перевозкам грузов, пассажиров, почты, багажа и грузобагажа.
Контроль за правильностью оформления перевозочных документов, полнотой и своевременностью поступления денежных средств, расчетами с администрациями железных дорог других государств, участвовавшими в перевозках, обеспечивают РУП «Главный расчетный информационный центр» и отделенческие центры.
Расчеты за выполненную транспортную работу с отделениями и организациями дорожного подчинения, участвующими в перевозках производит служба бухгалтерского учета и методологии Управления БЖД. Расчеты производятся в следующих формах:
- путем перечисления денежных средств на их расчетные счета по лимиту финансирования в счет расчетов за перевозки на месяц;
- распределением товарно-материальных ценностей, приобретаемых БЖД централизованно;
- путем осуществления централизованных капитальных вложений.
Для формирования лимита финансирования за перевозки отделения, организации дорожного подчинения, участвующие в перевозках, представляют каждый месяц в финансово-экономическую службу и службу бухгалтерского учета и методологии заявку на финансирование. Заявка учитывает денежные средства, необходимые для покрытия всех видов затрат, связанных с выполнением работ и услуг по перевозкам грузов, пассажиров: текущего (в том числе первоочередные платежи по выплате заработной платы, уплате налогов и сборов, оплате топливно-энергетических ресурсов и др.) и капитального характера; затраты (все либо их часть) по содержанию объектов социальной сферы в составе средств прибыли на потребление.
Денежные средства (в том числе валютные), поступающие на счета отделений и организаций дорожного подчинения, участвующих в перевозках, от иных видов деятельности, не связанных с перевозками от юридических и физических лиц на основании заключенных договоров (подсобно-вспомогательная деятельность по выполнению работ (оказанию услуг) на сторону, от операционных и внереализационных доходов), остаются в их распоряжении.
Прибыль как экономическая категория характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности.
Железные дороги получают прибыль от перевозочной, подсобно-вспомогательной и внереализационной деятельности. Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования железных дорог, решения инвестиционных проблем и проблем социально-экономического характера трудового коллектива.
Прибыль — это обобщающий показатель финансовых результатов деятельности предприятия железнодорожного транспорта, характеризующий абсолютную эффективность хозяйствования. Получение прибыли на предприятии означает, что доходы, полученные предприятием, превышают все расходы, связанные с его деятельностью.
Информация о работе Повышение прибыли предприятия в современных условиях