Повышение прибыли предприятия в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 23:01, курсовая работа

Описание работы

Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить, следующие задачи:
1) исследовать теоретические и методологические аспекты организации формирования, распределения и использования прибыли предприятия, а также направления её повышения;
2) рассмотреть характеристику предприятия, оказываемые услуги, ознакомиться с организационной структурой предприятия;
3) произвести анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия по основным технико-экономическим показателям за три года;
4) проанализировать формирование и использование прибыли на предприятии, выявить резервы роста прибыли предприятия;

Файлы: 1 файл

ПОВЫШЕНИЕ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ.doc

— 1.95 Мб (Скачать файл)

Анализ состава и структуры валовой прибыли и проведение факторного анализа необходимы для ретроспективного анализа финансовых показателей и последующего экономического прогнозирования.

Анализ прибыли проводят комплексно и в определённой последовательности:

1) Анализ и оценка уровня и динамики прибыли.

2) Факторный анализ прибыли от реализации продукции (перевозок), работ и услуг.

3) Анализ финансовых результатов от прочей реализации, внереализационной и финансовой деятельности.

4) Анализ и оценка использования чистой прибыли.

5) Анализ резервов роста прибыли.

2.5.2 Анализ и оценка уровня и динамики прибыли

На железнодорожном транспорте, в первую очередь, оценивают объем и структуру прибыли по видам деятельности — основной (перевозочной) и подсобно-вспомогательной в сравнении с планом и базисным годом.

Для такого анализа составляют аналитическую таблицу 2.3.

 

Таблица 2.3 – Объем и структура балансовой прибыли

Состав балансовой прибыли

2008 г.

2009 г.

Отклонение

(+,-), млн. р.

Темп роста, %

сумма,

млн. р.

структура, %

план,

млн. р.

фактически

выполнение плана,

%

от плана

от предыдущего года

сумма,

млн. р.

структура, %

Балансовая прибыль, в том числе:

2104

100

2273

3449

100

151,7

1176

1345

163,9

1. прибыль от реализации работ, услуг, в том числе:

3622

172,1

3243

4399

127,5

135,6

1156

777

121,5

- прибыль по перевозкам

3409

162,0

3049

4007

116,2

131,4

958

598

117,5

- прибыль по ПВД

213

10,1

194

392

11,3

202,1

198

179

184,0

2. прибыль от прочей реализации

54

2,6

68

138

4,0

202,9

70

84

255,6

3. расходы от внереализационных операций

-1572

-74,7

-1038

-1088

31,5

95,4

50

484

144,5


 

Прибыль по сравнению с базисным годом возросла на 63,9 % и составила 3449 млн. р.; рост прибыли обусловлен, главным образом, увеличением прибыли от перевозок грузов на 598 млн. р., или 17,5 %, а также увеличением прибыли от подсобно-вспомогательной деятельности на 179 млн. р. и увеличением прибыли от прочей реализации на 84 млн. р. Убытки от внереализационных составили 1088 млн. р., однако при этом уменьшились по сравнению с базисным годом на 44,5 %. Следовательно отделение дороги получает прибыль от перевозок грузов и пассажиров, прочей реализации и убытки от внереализационных операций. Несмотря на убытки по внереализационным операциям, которые несет Белорусская железная дорога, прибыль по основному виду деятельности их покрывает и позволяет получить прибыль в размере 3311 млн. р.

Прибыль в целом по Белорусской железной дороге является суммой прибыли, получаемой отделениями дороги и предприятиями дорожного подчинения, и зависит от четырех факторов: объема эксплуатационной работы и подсобно-вспомогательной деятельности, их структуры, себестоимости и уровня среднереализационных цен.

Объем эксплуатационной работы и подсобно-вспомогательной деятельности может оказывать положительное и/или отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема перевозок или подсобно-вспомогательной деятельности приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же перевозки или подсобно-вспомогательная деятельность является убыточной, то при увеличении их объема происходит уменьшение суммы прибыли.

Структура услуг по перевозкам может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов перевозок или продукции в общем объеме реализации, то сумма прибыли возрастет и, наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

Себестоимость и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли и наоборот.

Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.

Одни факторы могут оказывать влияние только на изменение доходов или расходов, другие — на доходы и расходы одновременно (например, объемы грузовых и пассажирских перевозок, изменение структуры перевозок).

Если фактор х влияет только на доход D, а фактор у — только на эксплуатационные расходы Е, то их влияние на прибыль Р равно изменению соответственно доходов и расходов под действием этих факторов:

 

∆P(х) = ∆D(х)     (2.4)

∆P(y) = ∆E(y)      (2.5)

 

В общем виде отклонение фактической прибыли от базисного значения под влиянием какого-либо фактора i определяется как алгебраическая сумма отклонений доходов и расходов под действием того же фактора:

∆P(i) = ∆D(i) ± ∆E(i)      (2.6)

 

На железнодорожном транспорте факторный анализ валовой прибыли традиционно осуществляется с помощью приема элиминирования (способ цепных подстановок) с учетом результатов анализа доходов и расходов.

 

П=Д-Р,       (2.7)

 

где П – прибыль от основной деятельности;

Д – выручка (доходы) от реализации продукции (перевозок), работ, услуг;

Р – полная себестоимость произведённой продукции, работ, услуг.

 

В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли по основной деятельности (перевозкам) и подсобно-вспомогательной деятельности и определяются факторы изменения ее суммы.

На отклонение фактической прибыли от плановой влияют все факторы, изменяющие как суммы полученного дохода, так и эксплуатационных расходов. Прибыль по перевозкам увеличится, если от действия какого-либо фактора образуется сверхплановый доход или снизятся эксплуатационные расходы. Если же какой-либо фактор вызывает снижение фактической суммы доходов или в результате его влияния будет допущен перерасход средств на перевозки, то прибыль в этом случае уменьшится.

Проанализируем формирование прибыли Белорусской железной дороги за 2009 г.

2.5.3 Анализ доходов по основной деятельности Белорусской железной дороги

Доходы Белорусской железной дороги имеют прямую связь с изменениями объема и структуры эксплуатационной работы и подсобно-вспомогательной деятельности. В таблице 2.4 указан план объема доходов, сумма доходов в отчетном и базовом периоде в разбивке по основному и подсобно-вспомогательному виду деятельности (ПВД).

 

Таблица 2.4 - Динамика доходов по основной деятельности

Доходы, в млн.р.

2007 г.

2008 г.

План на  
2009 г.

2009 г.

Выполнение плана, в %

Изменение к 2008 г., в млн.р.

Изменение к 2008 г., в %

Перевозки

18937

24086

31225

31225

100

7139

129,6

ПВД

896

1115

1278

1758

157,7

643

157,7

Всего

19833

25201

32503

32983

101,5

7782

130,9


 

Из вышеприведенных данных следует, что за 2009 г. совокупные доходы дороги составили 32983 млн. р., что выше запланированного показателя на 1,5 %. Выполнение планового задания в разрезе по видам деятельности составило: доходы от перевозок - 31225 млн. р. или 100 % к плану, доходы от подсобно-вспомогательной деятельности – 1758 млн. р. или 157,7 % к плану. Также, по сравнению с 2008 г. доходы Белорусской железной дороги увеличились на 7782 млн. р. или на 30,9 %. Причиной отмеченного снижения стало увеличение доходов от перевозок (на 29,6 %), а также рост доходов от ПВД (на 57,7 %). Удельный вес доходов от перевозок и ПВД в общей сумме доходов по дороге показан на рисунке 2.6.

 

Рисунок 2.6 – Динамика доходов по основной деятельности

 

В таблице 2.5 приводятся данные об объемах перевозок и средней доходной ставке.

 

Таблица 2.5 - Динамика объемов перевозок и средней доходной ставки

 

 

2008

2009

2009 г. к 2008 в %

Объем

Ср. доходная ставка, р. на 1 пасс-км/т-км

Доход, в млн.р.

Объем

Ср. доходная ставка, р. на 1 пасс-км/т-км

Доход, в млн.р.

Объем

Ср. доходная ставка

Доход

Пассажирские, млн. пасс-км

241,8

45,13

10911

251,8

48,36

12177,8

104,1

107,2

111,6

Грузовые, млн. т-км

465,4

28,31

13175

611,5

31,15

19047,2

131,7

110,0

144,6

Приведенные млн. т-км

707,2

34,06

24086

863,3

36,17

31225

122,1

106,2

129,6


 

Из таблицы 2.5 видно, что по сравнению с предыдущим периодом в 2008 г. средняя доходная ставка в целом выросла на 6,2 %, что способствовало увеличению доходов, но и увеличение объема как пассажирских, так и грузовых перевозок оказало положительное влияние на размер доходов в 2009 г., которые в итоге повысились на 29,6 %. Изменение в структуре перевозок, а именно рост доли грузовых перевозок в общем объеме перевозок привел к существенному росту доходов на 44,6 %.

Средняя доходная ставка в целом за 2008 и 2009 гг. рассчитывалась по следующей формуле:

 

СДС = (ДПАС + ДГ)/(ОП + ОГ), (2.8)

 

Где СДС – средняя доходная ставка, в р. на 1 км

Дпас – доходы по пассажирским перевозкам, в млн. р.

Дг – доходы по грузовым перевозкам, в млн. р.

Оп – объем по пассажирским перевозкам, в млн. пасс-км

Ог – объем по грузовым перевозкам, в млн. т-км

Таким образом, средняя доходная ставка составила:

 

СДС2008 =(10911+13175)/(241,8+465,4)=34,06 р. на 1 пасс-км/т-км

СДС2009 =(12177,8+19047,2)/(251,8+611,5)=36,17 р. на 1 пасс-км/т- км

2.5.4 Анализ расходов по основной деятельности Белорусской железной дороги

Рассмотрим изменение расходов Белорусской железной дороги.

В таблице 2.6 приведен план объема расходов, сумма расходов в отчетном и базовом периоде в разбивке по основному и подсобно-вспомогательному виду деятельности (ПВД).

 

Таблица 2.6 - Динамика расходов по основной деятельности

Расходы, в млн. р.

2007 г.

2008 г.

План на  
2009 г.

2009 г.

Выполнение плана, в %

Изменение к 2008 г., в млн. р.

Изменение к 2008 г., в %

Перевозки

15805

20677

28176

27218

96,6

6541

131,6

ПВД

742

902

1084

1366

126,0

464

151,4

Всего

16547

21579

29260

28584

97,7

7005

132,5


 

Совокупные расходы Белорусской железной дороги в отчетном периоде составили 28584 млн. р. или 97,7 % к плану. Рост расходов в 2009 г. по сравнению с запланированными показателями наблюдается по подсобно-вспомогательной деятельности - 126,0 %. По сравнению с 2008 г. расходы дороги выросли на 7005 млн. р. или на 32,5 %, в том числе по перевозкам - на 6541 млн. р. или 31,6 %, по ПВД – на 464 млн. р. или 51,4 %. Удельный вес расходов от перевозок и ПВД в общей сумме расходов по дороге показан на рисунке 2.7.

Информация о работе Повышение прибыли предприятия в современных условиях