Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 23:01, курсовая работа
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить, следующие задачи:
1) исследовать теоретические и методологические аспекты организации формирования, распределения и использования прибыли предприятия, а также направления её повышения;
2) рассмотреть характеристику предприятия, оказываемые услуги, ознакомиться с организационной структурой предприятия;
3) произвести анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия по основным технико-экономическим показателям за три года;
4) проанализировать формирование и использование прибыли на предприятии, выявить резервы роста прибыли предприятия;
Анализ состава и структуры валовой прибыли и проведение факторного анализа необходимы для ретроспективного анализа финансовых показателей и последующего экономического прогнозирования.
Анализ прибыли проводят комплексно и в определённой последовательности:
1) Анализ и оценка уровня и динамики прибыли.
2) Факторный анализ прибыли от реализации продукции (перевозок), работ и услуг.
3) Анализ финансовых результатов от прочей реализации, внереализационной и финансовой деятельности.
4) Анализ и оценка использования чистой прибыли.
5) Анализ резервов роста прибыли.
2.5.2 Анализ и оценка уровня и динамики прибыли
На железнодорожном транспорте, в первую очередь, оценивают объем и структуру прибыли по видам деятельности — основной (перевозочной) и подсобно-вспомогательной в сравнении с планом и базисным годом.
Для такого анализа составляют аналитическую таблицу 2.3.
Таблица 2.3 – Объем и структура балансовой прибыли
Состав балансовой прибыли |
2008 г. |
2009 г. |
Отклонение (+,-), млн. р. |
Темп роста, % | |||||
сумма, млн. р. |
структура, % |
план, млн. р. |
фактически |
выполнение плана, % |
от плана |
от предыдущего года | |||
сумма, млн. р. |
структура, % | ||||||||
Балансовая прибыль, в том числе: |
2104 |
100 |
2273 |
3449 |
100 |
151,7 |
1176 |
1345 |
163,9 |
1. прибыль от реализации работ, услуг, в том числе: |
3622 |
172,1 |
3243 |
4399 |
127,5 |
135,6 |
1156 |
777 |
121,5 |
- прибыль по перевозкам |
3409 |
162,0 |
3049 |
4007 |
116,2 |
131,4 |
958 |
598 |
117,5 |
- прибыль по ПВД |
213 |
10,1 |
194 |
392 |
11,3 |
202,1 |
198 |
179 |
184,0 |
2. прибыль от прочей реализации |
54 |
2,6 |
68 |
138 |
4,0 |
202,9 |
70 |
84 |
255,6 |
3. расходы от внереализационных операций |
-1572 |
-74,7 |
-1038 |
-1088 |
31,5 |
95,4 |
50 |
484 |
144,5 |
Прибыль по сравнению с базисным годом возросла на 63,9 % и составила 3449 млн. р.; рост прибыли обусловлен, главным образом, увеличением прибыли от перевозок грузов на 598 млн. р., или 17,5 %, а также увеличением прибыли от подсобно-вспомогательной деятельности на 179 млн. р. и увеличением прибыли от прочей реализации на 84 млн. р. Убытки от внереализационных составили 1088 млн. р., однако при этом уменьшились по сравнению с базисным годом на 44,5 %. Следовательно отделение дороги получает прибыль от перевозок грузов и пассажиров, прочей реализации и убытки от внереализационных операций. Несмотря на убытки по внереализационным операциям, которые несет Белорусская железная дорога, прибыль по основному виду деятельности их покрывает и позволяет получить прибыль в размере 3311 млн. р.
Прибыль в целом по Белорусской железной дороге является суммой прибыли, получаемой отделениями дороги и предприятиями дорожного подчинения, и зависит от четырех факторов: объема эксплуатационной работы и подсобно-вспомогательной деятельности, их структуры, себестоимости и уровня среднереализационных цен.
Объем эксплуатационной работы и подсобно-вспомогательной деятельности может оказывать положительное и/или отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема перевозок или подсобно-вспомогательной деятельности приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же перевозки или подсобно-вспомогательная деятельность является убыточной, то при увеличении их объема происходит уменьшение суммы прибыли.
Структура услуг по перевозкам может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов перевозок или продукции в общем объеме реализации, то сумма прибыли возрастет и, наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.
Себестоимость и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли и наоборот.
Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.
Одни факторы могут оказывать влияние только на изменение доходов или расходов, другие — на доходы и расходы одновременно (например, объемы грузовых и пассажирских перевозок, изменение структуры перевозок).
Если фактор х влияет только на доход D, а фактор у — только на эксплуатационные расходы Е, то их влияние на прибыль Р равно изменению соответственно доходов и расходов под действием этих факторов:
∆P(х) = ∆D(х) (2.4)
∆P(y) = ∆E(y) (2.5)
В общем виде отклонение фактической прибыли от базисного значения под влиянием какого-либо фактора i определяется как алгебраическая сумма отклонений доходов и расходов под действием того же фактора:
∆P(i) = ∆D(i) ± ∆E(i) (2.6)
На железнодорожном транспорте факторный анализ валовой прибыли традиционно осуществляется с помощью приема элиминирования (способ цепных подстановок) с учетом результатов анализа доходов и расходов.
П=Д-Р, (2.7)
где П – прибыль от основной деятельности;
Д – выручка (доходы) от реализации продукции (перевозок), работ, услуг;
Р – полная себестоимость произведённой продукции, работ, услуг.
В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли по основной деятельности (перевозкам) и подсобно-вспомогательной деятельности и определяются факторы изменения ее суммы.
На отклонение фактической прибыли от плановой влияют все факторы, изменяющие как суммы полученного дохода, так и эксплуатационных расходов. Прибыль по перевозкам увеличится, если от действия какого-либо фактора образуется сверхплановый доход или снизятся эксплуатационные расходы. Если же какой-либо фактор вызывает снижение фактической суммы доходов или в результате его влияния будет допущен перерасход средств на перевозки, то прибыль в этом случае уменьшится.
Проанализируем формирование прибыли Белорусской железной дороги за 2009 г.
2.5.3 Анализ доходов по основной деятельности Белорусской железной дороги
Доходы Белорусской железной дороги имеют прямую связь с изменениями объема и структуры эксплуатационной работы и подсобно-вспомогательной деятельности. В таблице 2.4 указан план объема доходов, сумма доходов в отчетном и базовом периоде в разбивке по основному и подсобно-вспомогательному виду деятельности (ПВД).
Таблица 2.4 - Динамика доходов по основной деятельности
Доходы, в млн.р. |
2007 г. |
2008 г. |
План на |
2009 г. |
Выполнение плана, в % |
Изменение к 2008 г., в млн.р. |
Изменение к 2008 г., в % |
Перевозки |
18937 |
24086 |
31225 |
31225 |
100 |
7139 |
129,6 |
ПВД |
896 |
1115 |
1278 |
1758 |
157,7 |
643 |
157,7 |
Всего |
19833 |
25201 |
32503 |
32983 |
101,5 |
7782 |
130,9 |
Из вышеприведенных данных следует, что за 2009 г. совокупные доходы дороги составили 32983 млн. р., что выше запланированного показателя на 1,5 %. Выполнение планового задания в разрезе по видам деятельности составило: доходы от перевозок - 31225 млн. р. или 100 % к плану, доходы от подсобно-вспомогательной деятельности – 1758 млн. р. или 157,7 % к плану. Также, по сравнению с 2008 г. доходы Белорусской железной дороги увеличились на 7782 млн. р. или на 30,9 %. Причиной отмеченного снижения стало увеличение доходов от перевозок (на 29,6 %), а также рост доходов от ПВД (на 57,7 %). Удельный вес доходов от перевозок и ПВД в общей сумме доходов по дороге показан на рисунке 2.6.
Рисунок 2.6 – Динамика доходов по основной деятельности
В таблице 2.5 приводятся данные об объемах перевозок и средней доходной ставке.
Таблица 2.5 - Динамика объемов перевозок и средней доходной ставки
|
2008 |
2009 |
2009 г. к 2008 в % | ||||||
Объем |
Ср. доходная ставка, р. на 1 пасс-км/т-км |
Доход, в млн.р. |
Объем |
Ср. доходная ставка, р. на 1 пасс-км/т-км |
Доход, в млн.р. |
Объем |
Ср. доходная ставка |
Доход | |
Пассажирские, млн. пасс-км |
241,8 |
45,13 |
10911 |
251,8 |
48,36 |
12177,8 |
104,1 |
107,2 |
111,6 |
Грузовые, млн. т-км |
465,4 |
28,31 |
13175 |
611,5 |
31,15 |
19047,2 |
131,7 |
110,0 |
144,6 |
Приведенные млн. т-км |
707,2 |
34,06 |
24086 |
863,3 |
36,17 |
31225 |
122,1 |
106,2 |
129,6 |
Из таблицы 2.5 видно, что по сравнению с предыдущим периодом в 2008 г. средняя доходная ставка в целом выросла на 6,2 %, что способствовало увеличению доходов, но и увеличение объема как пассажирских, так и грузовых перевозок оказало положительное влияние на размер доходов в 2009 г., которые в итоге повысились на 29,6 %. Изменение в структуре перевозок, а именно рост доли грузовых перевозок в общем объеме перевозок привел к существенному росту доходов на 44,6 %.
Средняя доходная ставка в целом за 2008 и 2009 гг. рассчитывалась по следующей формуле:
СДС = (ДПАС + ДГ)/(ОП + ОГ), (2.8)
Где СДС – средняя доходная ставка, в р. на 1 км
Дпас – доходы по пассажирским перевозкам, в млн. р.
Дг – доходы по грузовым перевозкам, в млн. р.
Оп – объем по пассажирским перевозкам, в млн. пасс-км
Ог – объем по грузовым перевозкам, в млн. т-км
Таким образом, средняя доходная ставка составила:
СДС2008 =(10911+13175)/(241,8+465,4)=
СДС2009 =(12177,8+19047,2)/(251,8+611,
2.5.4 Анализ расходов по основной деятельности Белорусской железной дороги
Рассмотрим изменение расходов Белорусской железной дороги.
В таблице 2.6 приведен план объема расходов, сумма расходов в отчетном и базовом периоде в разбивке по основному и подсобно-вспомогательному виду деятельности (ПВД).
Таблица 2.6 - Динамика расходов по основной деятельности
Расходы, в млн. р. |
2007 г. |
2008 г. |
План на |
2009 г. |
Выполнение плана, в % |
Изменение к 2008 г., в млн. р. |
Изменение к 2008 г., в % |
Перевозки |
15805 |
20677 |
28176 |
27218 |
96,6 |
6541 |
131,6 |
ПВД |
742 |
902 |
1084 |
1366 |
126,0 |
464 |
151,4 |
Всего |
16547 |
21579 |
29260 |
28584 |
97,7 |
7005 |
132,5 |
Совокупные расходы Белорусской железной дороги в отчетном периоде составили 28584 млн. р. или 97,7 % к плану. Рост расходов в 2009 г. по сравнению с запланированными показателями наблюдается по подсобно-вспомогательной деятельности - 126,0 %. По сравнению с 2008 г. расходы дороги выросли на 7005 млн. р. или на 32,5 %, в том числе по перевозкам - на 6541 млн. р. или 31,6 %, по ПВД – на 464 млн. р. или 51,4 %. Удельный вес расходов от перевозок и ПВД в общей сумме расходов по дороге показан на рисунке 2.7.
Информация о работе Повышение прибыли предприятия в современных условиях