Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 23:01, курсовая работа
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить, следующие задачи:
1) исследовать теоретические и методологические аспекты организации формирования, распределения и использования прибыли предприятия, а также направления её повышения;
2) рассмотреть характеристику предприятия, оказываемые услуги, ознакомиться с организационной структурой предприятия;
3) произвести анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия по основным технико-экономическим показателям за три года;
4) проанализировать формирование и использование прибыли на предприятии, выявить резервы роста прибыли предприятия;
Как видно из таблицы, дорога за счет полученной балансовой прибыли покрыла все свои плановые потребности в финансовых ресурсах, причем распределение прибыли соответствует плану. За счет прибыли было оказано материальной помощи работникам в размере больше, чем намечалось по плану, на 5 млн. р. и отчислено на иные цели, не приводящие к образованию нового имущества на 47 млн. р. выше планового показателя.
В государственный бюджет Белорусской железной дорогой было перечислено в виде платежей за производственные фонды (основные и оборотные) больше плана на 2,9 млн. р. Удельный вес налогов и обязательных сборов, уплачиваемых из прибыли в государственный бюджет, фактически за 2009 г. составил 38,6 %, а в денежном выражении на 1331 млн. р. выше плана. В виде процентов за кредиты в 2009 г. было отчислено 0,1 % от полученной суммы прибыли, что в денежном выражении составило 3,4 млн. р.
Планом не было предусмотрено отчислений в виде свободного остатка прибыли, однако в связи с тем, что фактически было получено прибыли выше плана на 1176 млн. р., в 2009 г. в виде свободного остатка было отчислено 775 млн. р.
2.5.7 Анализ резервов роста прибыли
Резервы роста прибыли - это количественно измеримые возможности ее увеличения за счет роста объема реализации продукции, уменьшения затрат на ее производство и реализацию, недопущения вне реализационных убытков, совершенствование структуры производимой продукции. Резервы выявляются на стадии планирования и в процессе выполнения планов. Определение резервов роста прибыли базируется на научно обоснованной методике их расчета, мобилизации и реализации.
Поиск резервов увеличения суммы прибыли являются основными задачами субъекта хозяйственной деятельности в рыночной экономике, так как имеют непосредственное влияние на конкурентоспособности продукции и услуг и повышение эффективности производства.
Основными источниками повышения суммы прибыли являются увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышения качества товарной продукции, реализация ее на более выг.ных рынках сбыта.
Белорусская железная дорога систематически изыскивает пути повышения эффективности своей деятельности при условии полного и своевременного удовлетворения потребностей народного хозяйства в перевозках. Это достигается путем правильного планирования работы с учетом рационализации транспортных связей (правильным распределением грузопотоков по видам транспорта, сокращением и ликвидацией встречных, кружных и нерациональных перевозок, улучшением территориального размещения производительных сил), улучшения качества обслуживания перевозок, модернизации подвижного состава, а также осуществлением организационно-технических мероприятий, обеспечивающих экономию эксплуатационных расходов и снижение себестоимости перевозок.
Данные таблицы 2.9 показывают, что сверхплановая балансовая прибыль в сумме 1345 млн. р. получена в результате перевыполнения плановых заданий по прибыли от реализации продукции, работ, услуг на 777 млн. р. (в том числе суммы прибыли по перевозкам увеличилась на 598 млн. р., а прибыль по ПВД увеличилась на 179 млн. р.) и прибыли от прочей реализации на 84 млн. р.
Положительное влияние на изменение суммы прибыли от реализации оказало:
- увеличение объема перевозок на 561 т-км, привело к увеличению прибыли на 758,65 млн. р.
- увеличение средней доходной ставки на 2,11 р. на 1 пасс-км/т-км привело к увеличению прибыли на 1821,56 млн. р.
Увеличение себестоимости на единицу перевозок на 2,3 р. на 1 пасс-км/т-км привело к снижению прибыли на 1985,59 млн. р.
Исходя из вышеизложенного материала, целесообразно определить такие резервы повышения прибыли, которые будут подходить к организациям различной направленности и действующих в различных сферах:
- увеличение количества оказываемых услуг;
- снижение себестоимости продукции за счёт более рационального использования ресурсов, производственных мощностей и площадей, рабочей силы и рабочего времени;
3 Организационно-экономические мероприятия по повышению прибыли РУП «Главный информационный расчетный центр» БЖД
3.1 Основные направления по повышению прибыли на РУП «Главный расчетный информационный центр» БЖД
Основными мероприятиями по повышению прибыли РУП «Главный информационный расчетный центр» Белорусской железной дороги являются:
1) Для решения проблемы снижения себестоимости продукции можно предложить увеличение срока полезного использования нематериальных активов, что приведет к снижению годовых амортизационных отчислений. Амортизация нематериальных активов и основных средств занимает наибольший удельный вес в структуре затрат себестоимости продукции.
Методика расчета амортизационных отчислений устанавливается в соответствии с учетной политикой предприятия, установление нормативных сроков службы основных средств в РУП «Главный расчетный информационный центр» БЖД устанавливается самостоятельно. На предприятии создана специальная комиссия по установлению сроков службы основных средств и нематериальных активов.
2) Для увеличения объемов грузовых перевозок необходимо расширить спектр информационных услуг по грузовым перевозкам. Необходимо предоставить максимально возможное количество сопроводительных услуг для клиентов-экспедиторов, работающих на долгосрочную перспективу. В случаях больших объемов запрашиваемых данных рассматривать предложения по разработке новых видов информационных услуг.
Важно отметить, что увеличение доли грузовых перевозок положительно сказывается на рентабельности железной дороги. Это связано с тем, что темп роста доходов по грузообороту значительно превышает темп роста расходов.
3) Тарифная политика на железнодорожном транспорте является одним из важнейших факторов, определяющих положение пассажирского комплекса. Особая роль отводится гибкому регулированию тарифов на перевозки пассажиров по периодам года в зависимости от спроса населения. Основными целями гибкого регулирования тарифов являются сглаживание неравномерности перевозок за счет перераспределения пассажиропотоков и обеспечение более эффективного использования пассажирского подвижного состава и других производственных ресурсов.
Одним из предложений в области развития и совершенствования процессов перевозок пассажиров может выступить разработка и внедрение бонусной программы, которая будет учитывать количество поездок, совершенных пассажиром, а также то, воспользовался ли он услугами дополнительного сервиса. Накапливая баллы, пассажир будет получать дополнительные льготные условия при поездке по железной дороге.
Еще одним вариантом мероприятий могут служить тарифы, которые будут корректироваться посредством сезонных коэффициентов, предусматривающих скидки или надбавки к стоимости проезда в размере 15-20 % в зависимости от времени года.
3.2 Пересмотр сроков полезного использования нематериальных активов
Нематериальные активы представляют собой средства предприятия, которые длительное время применяются на предприятии, не имеют материального выражения. К нематериальным активам относятся имущественные права со сроком использования более года. На предприятии к ним относят:
- имущественные права (свидетельства) на пользование землей;
- программное обеспечение (создание, разработка);
- лицензии;
- права пользования и др.
Более 90 % нематериальных активов на РУП «Главный расчетный информационный центр» является программное обеспечение и лицензии на него. Это информационные автоматизированные систем, обеспечивающие перевозочный процесс дороги: АСОУП (автоматизированная система оперативного управления перевозками); комплекс ИОММ (интегрированная обработка маршрута машиниста); АСУСС (автоматизированная система управления сортировочными станциями); ЕК ИОДВ (единый комплекс интегрированной обработки дорожной ведомости); АСУ «Экспресс» (автоматизированная система управления продажей билетов и бронирования мест на поезда), ЕК ИСУФР (единая корпоративная интегрированная система управления финансами и ресурсами), ИАС ПУРГП (информационно-аналитическая система принятия управленческих решений для грузовых перевозок). По состоянию на 1.01.2009 первоначальная стоимость этих нематериальных активов составила 18667 млн. р.
Стоимость нематериальных активов погашается, как правило, посредством амортизации. Амортизация - это потеря стоимости нематериальных активов в течение всего их срока полезного использования, отражаемая путем постепенного переноса части фактической (первоначальной) стоимости нематериальных активов на себестоимость выпускаемой продукции.
Порядок и способы начисления амортизации объектов нематериальных активов регламентируются «Инструкцией о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов» утвержденной министерством экономики Республики Беларусь, министерством финансов Республики Беларусь, министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь 27 февраля 2009 г.
При принятии объекта нематериальных активов к учету организация должна определять срок его полезного использования.
Сроком полезного использования является выраженный в месяцах период, в течение которого организация предполагает использовать нематериальный актив с целью получения экономической выг.ы. Организации могут самостоятельно определять срок полезного использования объектов нематериальных активов исходя из тех или иных условий.
Согласно «Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов» срок полезного использования объекта нематериальных активов определяется организацией при принятии его к бухгалтерскому учету исходя из:
- срока действия прав организации на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации и периода контроля над активом;
- ожидаемого срока использования актива, в течение которого организация предполагает получать экономические выг.ы (или использовать в деятельности, направленной на достижение целей создания некоммерческой организации).
Срок полезного использования нематериального актива ежег.но проверяется организацией на необходимость его уточнения. В случае существенного изменения продолжительности периода, в течение которого организация предполагает использовать актив, срок его полезного использования подлежит уточнению.
Методика расчета амортизационных отчислений устанавливается в соответствии с учетной политикой предприятия, установление нормативных сроков службы основных средств в РУП «Главный расчетный информационный центр» БЖД устанавливается самостоятельно. На предприятии создана специальная комиссия по установлению сроков службы оборудования. Амортизационные отчисления по нематериальным активам начинаются с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого актива к бухгалтерскому учету, и начисляются до полного погашения стоимости либо списания этого актива с бухгалтерского учета. В течение срока полезного использования нематериальных активов начисление амортизационных отчислений не приостанавливается.
С учетом изложенного РУП «Главный информационный расчетный центр» Белорусской железной дороги может самостоятельно пересмотреть ожидаемый срок полезного использования объекта нематериальных активов, в течение которого он может получать экономические выгоды.
В соответствии с учетной политикой на предприятии применяется только линейный способ начисления амортизации, т.е. амортизация начисляется равными долями за нормативный срок службы.
Исходя из срока службы каждой единицы основных фондов определяется норма амортизационных отчислений (На) по формуле (3.1):
(3.1)
Обоснование амортизационной политики имеет большое значение для оптимизации прибыли и создание амортизационного фонда как источника финансирования воспроизводства основного капитала.
По состоянию на 2009 г. сроки эксплуатации по автоматизированным системам ЕК ИСУФР и ИАС ПУРГП составляют 15 лет. Одним из предложений по снижению ежегодных амортизационных отчислений является пересмотр в сторону увеличения срока полезного использования объекта нематериальных активов до 20 лет.
На предприятии ежегодно производится модернизация указанных материальных активов, что позволяет снизить до минимума моральный износ программного обеспечения. В результате постоянного обновления и разработки программного обеспечения можно предположить, что предприятие сможет получать экономические выгоды от внедренных автоматизированных систем в течение 20 лет.
Сумма амортизационных отчислений за 2009 г. составляет 10202 млн. р., в том числе 7492 млн. р. по основным средствам и 2710 млн. р. по нематериальным активам.
Рассмотрим начисление амортизации для двух объектов нематериальных активов: эксплуатируемых автоматизированных систем ЕК ИСУФР и ИАС ПУРГП, сроки эксплуатации которых составляют 15 лет.
Таблица 3.1 – Первоначальная стоимость и нормативные сроки службы объектов нематериальных активов
Наименование нематериального актива |
Первоначальная стоимость нематериального актива по состоянию на 1.01.2009 (ПС), млн. р. |
Нормативный срок службы (ТН), лет |
Норма амортизации, (НА), % |
ЕК ИСУФР |
7183 |
15 |
6,66 |
ИАС ПУРГП |
4156 |
15 |
6,66 |
Рассчитаем сумму амортизации на 2009 г.:
Информация о работе Повышение прибыли предприятия в современных условиях