Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 23:01, курсовая работа
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить, следующие задачи:
1) исследовать теоретические и методологические аспекты организации формирования, распределения и использования прибыли предприятия, а также направления её повышения;
2) рассмотреть характеристику предприятия, оказываемые услуги, ознакомиться с организационной структурой предприятия;
3) произвести анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия по основным технико-экономическим показателям за три года;
4) проанализировать формирование и использование прибыли на предприятии, выявить резервы роста прибыли предприятия;
Рисунок 2.7 - Динамика расходов по основной деятельности
В таблице 2.7 приводятся данные по динамике объемов расходов и себестоимости перевозок.
Таблица 2.7 - Динамика объемов расходов и себестоимости перевозок
|
2008 |
2009 |
2009 г. к 2008 в % | ||||||
Объем |
Себестоим., руб на 1 пасс-км/т-км |
Расходы, в млн.р. |
Объем |
Себестоим., руб на 1 пасс-км/т-км |
Расходы, в млн.р. |
Объем |
Себестоим., руб на 1 пасс-км/т-км |
Расходы, | |
Пассажирские, млн. пасс-км |
241,8 |
34,2 |
8270,8 |
251,8 |
46,5 |
11703,7 |
104,1 |
135,9 |
141,5 |
Грузовые, млн. т-км |
465,4 |
26,7 |
12406,2 |
611,5 |
25,4 |
15514,3 |
131,7 |
95,1 |
125,1 |
Приведенные т-км |
707,2 |
29,2 |
20677 |
863,3 |
31,5 |
27218 |
122,1 |
107,9 |
131,6 |
Себестоимость в целом за 2008 и 2009 гг. рассчитывалась по следующей формуле:
Себ= (Рпас + Рг)/(Оп + Ог), (2.9)
Где Себ – себестоимость, в р. на 1 км
Рпас – расходы по пассажирским перевозкам, в млн. р.
Рг – расходы по грузовым перевозкам, в млн. р.
Оп – объем по пассажирским перевозкам, в млн. пасс-км
Ог – объем по грузовым перевозкам, в млн. т-км
Таким образом, себестоимость составила:
Себ2008 =(82708+12406,2)/(241,8+465,4)
Себ2009 =(11703,7+15514,3)/(251,8+611,
Из таблицы 2.7 видно, что за отчетный период произошло увеличение объемов перевозок и в то же время резкое увеличение себестоимости пассажирских перевозок на 35,9 %. Общее увеличение объемов перевозок и увеличение себестоимости по пассажирским перевозкам привело к росту расходов.
Необходимо отметить, что на Белорусской железной дороге уделяется много внимания планированию эксплуатационных расходов, что предполагает глубокий и комплексный анализ хозяйственной деятельности дороги с целью выявления резервов снижения эксплуатационных расходов.
Для анализа эксплуатационных расходов используют информацию о затратах на перевозки в предыдущем периоде, о темпах роста грузооборота и пассажирооборота и показателей работы подвижного состава, данные калькуляции расходов по видам перевозок и типам тяги, ряд других сведений, сообщаемых Управлению дороги отделениями в виде справок.
Данные о расходах ежеквартально и в целом за г. приводятся в отчете о производственно – финансовой деятельности дороги и ее отделений. В этом отчете расходы сгруппированы по хозяйствам, статьям и элементам затрат. В процессе доаналитической обработки исходной информации они подвергаются дополнительной группировке: выделяют расходы, зависящие от размеров движения, группируют их по видам перевозок (грузовые, пассажирские), затем из расходов по каждому виду перевозок выделяют затраты, связанные с определенным типом тяги, и общие для всех типов тяги. После чего зависящие от размеров движения расходы группируют по измерителям работы подвижного состава, а расходы, независящие от размеров движения, показывают по каждому хозяйству по статьям и элементам затрат.
2.5.5 Факторный анализ прибыли по основному виду деятельности
Рассмотрим динамику прибыли по годам и выполнение дорогой плана прибыли за 2009 г., с учетом ее структуры по видам деятельности. Данные представлены в таблице 2.8.
Таблица 2.8 - Динамика прибыли и выполнение плана прибыли
Прибыль в млн.р. |
2007 г. |
2008 г. |
План на |
2009 г. |
Выполнение плана, в % |
Изменение к 2008 г., в млн. р. |
Изменение к 2008 г., в % |
Перевозки |
3132 |
3409 |
3049 |
4007 |
131,4 |
598 |
117,5 |
ПВД |
154 |
213 |
194 |
392 |
202,1 |
179 |
184,0 |
ИТОГО |
3286 |
3622 |
3243 |
4399 |
135,6 |
777 |
121,5 |
Прибыль от перевозок по сравнению с базисным годом возросла на 17,5 %. Рост прибыли обусловлен увеличением объема перевозок на 22,1 %. Изменение в структуре перевозок, а именно рост доли грузовых перевозок привел к росту расходов. Несмотря на незначительный рост объемов пассажирских перевозок на 4 %, он привел к существенному увеличению уровня расходов на 41,5 %. Темп роста расходов (32,5 %) опережает темп роста доходов (30,9 %) на 1,6 пунктов, в результате темп роста себестоимости выше темпа роста доходной ставки.
Прибыль по каждому виду деятельности рассчитывалась по следующим формулам:
ППЕР = ДП – РП, (2.10)
где ППЕР – прибыль по перевозкам, в млн. р.;
ДП – доходы по перевозкам, в млн. р.;
РП – расходы по перевозкам.
ППВД = ДПВД – РПВД, (2.11)
где ППВД – прибыль по ПВД, в млн. р.;
ДПВД – доходы по ПВД, в млн. р.;
РПВД – расходы по ПВД.
ПР = ППЕР + ППВД , (2.12)
где ПР – прибыль от реализации работ, услуг.
Из таблицы видно, что наибольшую сумму прибыли (около 77%) дорога получает от перевозок. В отчетном 2009 г. дорога перевыполнила план по прибыли от перевозок на 31,4 %, а план по подсобно-вспомогательной деятельности перевыполнен в 2 раза. Таким образом, план по прибыли от реализации работ, услуг перевыполнен на 1156 млн. р.
По сравнению с прошлым годом в 2008 г. прибыль от реализации работ и услуг Белорусской железной дороги увеличилась на 777 млн. р.
Структура прибыли от реализации продукции и услуг представлена на рисунке 2.8.
Рисунок 2.8 – Структура прибыли от реализации продукции и услуг
Размер прибыли от перевозок можно представить в виде:
ППЕР=ДП-РП=О·СДС-О·СЕБ=О(СДС-С
где О – объем перевозок, в млн. пасс-км/т-км;
СДС – средняя доходная ставка, в р. на 1 пасс-км/т-км;
СЕБ – себестоимость, в р. на 1 пасс-км/т-км;
Определение влияния на размер прибыли от перевозок таких факторов как объем перевозок, себестоимость и средняя доходная ставка осуществлялось методом подстановок по следующим формулам:
∆ППЕР(О) =О1(СДС0-СЕБ0)-О0(СДС0-СЕБ0), (2.14)
где ∆ППЕР(О) – влияние на прибыль объема перевозок, в млн. р.;
О1 – объем перевозок в отчетном периоде, в приведенных млн. т-км;
О0 – объем перевозок в базовом периоде, в приведенных млн. т-км;
СДС0 – средняя доходная ставка в базовом периоде, в р. на 1 км;
СЕБ0 – себестоимость в базовом периоде, в р. на 1 км.
∆ППЕР(О) = 863,3·(34,06 – 29,2) – 707,2·(34,06 – 29,2) =
= 156,1•(34,06 – 29,2)= 758,65 млн. р.
∆ППЕР(СДС) =О1(СДС1-СЕБ0)-О1(СДС0-СЕБ0), (2.15)
где ∆ППЕР(СДС) – влияние на прибыль средней доходной ставки, в млн. р.;
СДС1 – средняя доходная ставка в отчетном периоде, в р. на 1 км;
∆ППЕР(СДС)= 863,3•(36,17 – 29,2) – 863,3•(34,06 – 29,2) =
= 863,3•(36,17-34,06) = 1821,56 млн. р.
∆ППЕР(СЕБ) =О1(СДС1-СЕБ1)-О1(СДС1-СЕБ0), (2.16)
где ∆ППЕР(СЕБ) – влияние на прибыль себестоимости, в млн. р.;
СЕБ1 – себестоимость в отчетном периоде, в р. на 1 км.
∆ППЕР(СЕБ)= 863,3•(36,17 – 31,5) – 863,3•(36,17 – 29,2) =
= 863,3•(29,2-31,5) = -1985,59 млн. р.
Факторный анализ балансовой прибыли Белорусской железной дороги представлен в таблице 2.9.
Таблица 2.9 - Факторный анализ балансовой прибыли по основному виду деятельности
Факторы изменения балансовой прибыли |
Алгоритм расчета |
Расчет |
Сумма влияния на балансовую прибыль (+,-), млн. р. |
1 |
2 |
3 |
4 |
Изменение балансовой прибыли, всего В том числе за счет: |
ΔПБ= ПБ1-ПБ0 |
3449-2104 |
1345 |
1. Прибыли от реализации продукции, услуг (ΔПР) |
ΔПР=ПР1-ПР0 |
4399-3622 |
777 |
1.1. Прибыли по перевозкам (ΔППЕР) |
ΔППЕР=ППЕР1-ППЕР0 |
4007-3409 |
598 |
1.1.1. Объема перевозок (ΔППЕР(О)) |
∆ППЕР(О) =О1(СДС0-Себ0)-О0(СДС0-Себ0) |
863,3•(34,06 – 29,2) – 707,2•(34,06 – 29,2) |
758,65 |
1.1.2. Средней доходной ставки (ΔППЕР(СДС)) |
∆ППЕР(СДС) =О1(СДС1-Себ0)-О1(СДС0-Себ0) |
863,3•(36,17 – 29,2) – 863,3•(34,06 – 29,2) |
1821,56 |
1.1.3. Себестоимости перевозок (ΔППЕР(Себ)) |
∆ППЕР(Себ) =О1(СДС1-Себ1)-О1(СДС1-Себ0) |
863,3•(36,17 – 31,5) – 863,3•(36,17 – 29,2) |
-1985,59 |
1.2. Прибыли по ПВД (ΔППВД) |
ΔППВД=ППВД1-ППВД0 |
392-213 |
179 |
2. Прибыли от прочей реализации (ΔПА) |
ΔПА=ПА1-ПА0 |
138-54 |
84 |
3. Внереализационных результатов (ΔПВ) |
ΔПВ=ПВ1-ПВ0 |
-1088-(-1572) |
484 |
3.1. Штрафов, пени, неустоек, полученных за вычетом уплаченных (ΔПШ) |
ΔПШ=ПШ1-ПШ0 |
-818-(-919) |
101 |
3.2. Суммы, причитающиеся в возмещение причиненных убытков в связи с нарушением хозяйственных договоров (ΔПД) |
ΔПД=ПД1-ПД0 |
-524-(-709) |
185 |
3.3. Прибыль (убытки) прошлых лет, выявленные в отчетном году (ΔПУ) |
ΔПУ=ПУ1-ПУ0 |
254-56 |
198 |
Таким образом, в 2009 г. уровень балансовой прибыли Белорусской железной дороги по сравнению с прошлым годом повысился на 1345 млн. р.
По результатам анализа прибыли было установлено, что увеличение уровня балансовой прибыли произошло за счет увеличения уровня прибыли от реализации продукции и услуг (на 777 млн. р.), прибыли от прочей реализации (на 84 млн. р.), а также внереализационных результатов (на 484 млн. р.). Изменение уровня прибыли по перевозкам и по подсобно-вспомогательной деятельности привело к росту прибыли от реализации на 598 и 179 млн. р. соответственно. Согласно факторного анализа прибыли по перевозкам, на изменение прибыли от перевозок повлияли следующие факторы: объем перевозок, себестоимость и уровень средней доходной ставки. Среди указанных факторов на уменьшение прибыли оказало влияние увеличение уровня себестоимости перевозок – на 1985,59 млн. р. Объем перевозок, а также средняя доходная ставка повлияли на размер прибыли положительно – на 758,65 и 1821,56 млн. р. соответственно.
2.5.6 Анализ и оценка использования прибыли
Прибыль, полученная предприятием в отчетном периоде от различных видов деятельности, используется на цели, предусмотренные в г.овом финансовом плане: централизованные платежи в бюджет и вышестоящую организацию (налог на недвижимость, налог на прибыль, местные налоги и сборы, прочие налоги и сборы из прибыли (50 % от сдачи имущества в аренду)); покрытие плановых затрат, образование резервов и отчисления в фонды экономического стимулирования и иные цели, не приводящие к образованию нового имущества.
Сверхплановая прибыль направляется в первую очередь на выплату обязательных платежей (за производственные фонды, за кредит) в тех случаях, когда фактические их размеры превышают суммы, предусмотренные в финансовом плане предприятия, а затем на дополнительные отчисления в фонды экономического стимулирования в соответствии с результатами работы и установленными нормативами, на возмещение сверхплановых убытков от эксплуатации жилищно-коммунального хозяйства и реализации топлива, отпущенного домоуправлениям для отопления и горячего водоснабжения жилых домов, на строительство и ремонт шоссейных дорог, покрытие ссуд банка, полученных под новую технику, и другие цели. Разница между суммой сверхплановой прибыли и перечисленными выше платежами и отчислениями из нее поступает в бюджет в виде свободного остатка сверхплановой прибыли.
В таблице 2.10 представлен анализ выполнения плана и направления балансовой прибыли Белорусской железной дороги за 2009 г.
Таблица 2.10 - Направление балансовой прибыли
Направление балансовой прибыли |
План |
Отчет |
Отклонение от плана, | ||
в млн. р. |
в % от прибыли |
в млн. р. |
в % от прибыли | ||
1. Общая сумма балансовой |
2273 |
100,0 |
3449 |
100,0 |
1176 |
налоги и сборы, уплачиваемые из прибыли, в том числе: |
1033 |
45,4 |
1331 |
38,6 |
298 |
- на недвижимость |
200 |
- |
105 |
- |
-95 |
- на прибыль |
746 |
- |
1066 |
- |
320 |
-местные налоги и сборы |
72 |
- |
101 |
- |
29 |
- прочие налоги и сборы из прибыли ( 50% от сдачи имущества в аренду) |
15 |
- |
59 |
- |
44 |
2. Чистая прибыль |
1240 |
54,6 |
2118 |
61,4 |
878 |
Отчисления части прибыли унитарными предприятиями |
114 |
- |
161 |
- |
47 |
3. Нераспределенная прибыль |
1126 |
49,5 |
1957 |
56,7 |
831 |
4. Капитализированная часть прибыли |
88 |
3,9 |
90 |
2,6 |
779 |
- плата за фонды |
85,7 |
- |
88,6 |
- |
|
- проценты за кредит |
2,3 |
0,1% |
3,4 |
0,1% |
1,1 |
4. Использование прибыли на потребление: |
1038 |
45,7 |
1090 |
31,6 |
52 |
- на выплаты стимулирующего, компенсирующего характера и иных выплат работникам |
844 |
- |
849 |
- |
5 |
- на иные цели, не приводящие к образованию нового имущества |
194 |
- |
241 |
- |
47 |
5. Взносы в бюджет свободного остатка прибыли |
- |
- |
775 |
- |
- |
Информация о работе Повышение прибыли предприятия в современных условиях