Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 23:01, курсовая работа
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить, следующие задачи:
1) исследовать теоретические и методологические аспекты организации формирования, распределения и использования прибыли предприятия, а также направления её повышения;
2) рассмотреть характеристику предприятия, оказываемые услуги, ознакомиться с организационной структурой предприятия;
3) произвести анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия по основным технико-экономическим показателям за три года;
4) проанализировать формирование и использование прибыли на предприятии, выявить резервы роста прибыли предприятия;
Рисунок 2.7 - Динамика расходов по основной деятельности
В таблице 2.7 приводятся данные по динамике объемов расходов и себестоимости перевозок.
 
Таблица 2.7 - Динамика объемов расходов и себестоимости перевозок
  | 
  2008  | 
  2009  | 
  2009 г. к 2008 в %  | ||||||
Объем  | 
  Себестоим., руб на 1 пасс-км/т-км  | 
  Расходы, в млн.р.  | 
  Объем  | 
  Себестоим., руб на 1 пасс-км/т-км  | 
  Расходы, в млн.р.  | 
  Объем  | 
  Себестоим., руб на 1 пасс-км/т-км  | 
  Расходы,  | |
Пассажирские, млн. пасс-км  | 
  241,8  | 
  34,2  | 
  8270,8  | 
  251,8  | 
  46,5  | 
  11703,7  | 
  104,1  | 
  135,9  | 
  141,5  | 
Грузовые, млн. т-км  | 
  465,4  | 
  26,7  | 
  12406,2  | 
  611,5  | 
  25,4  | 
  15514,3  | 
  131,7  | 
  95,1  | 
  125,1  | 
Приведенные т-км  | 
  707,2  | 
  29,2  | 
  20677  | 
  863,3  | 
  31,5  | 
  27218  | 
  122,1  | 
  107,9  | 
  131,6  | 
Себестоимость в целом за 2008 и 2009 гг. рассчитывалась по следующей формуле:
Себ= (Рпас + Рг)/(Оп + Ог), (2.9)
Где Себ – себестоимость, в р. на 1 км
Рпас – расходы по пассажирским перевозкам, в млн. р.
Рг – расходы по грузовым перевозкам, в млн. р.
Оп – объем по пассажирским перевозкам, в млн. пасс-км
Ог – объем по грузовым перевозкам, в млн. т-км
Таким образом, себестоимость составила:
Себ2008 =(82708+12406,2)/(241,8+465,4)
Себ2009 =(11703,7+15514,3)/(251,8+611,
Из таблицы 2.7 видно, что за отчетный период произошло увеличение объемов перевозок и в то же время резкое увеличение себестоимости пассажирских перевозок на 35,9 %. Общее увеличение объемов перевозок и увеличение себестоимости по пассажирским перевозкам привело к росту расходов.
Необходимо отметить, что на Белорусской железной дороге уделяется много внимания планированию эксплуатационных расходов, что предполагает глубокий и комплексный анализ хозяйственной деятельности дороги с целью выявления резервов снижения эксплуатационных расходов.
Для анализа эксплуатационных расходов используют информацию о затратах на перевозки в предыдущем периоде, о темпах роста грузооборота и пассажирооборота и показателей работы подвижного состава, данные калькуляции расходов по видам перевозок и типам тяги, ряд других сведений, сообщаемых Управлению дороги отделениями в виде справок.
Данные о расходах ежеквартально и в целом за г. приводятся в отчете о производственно – финансовой деятельности дороги и ее отделений. В этом отчете расходы сгруппированы по хозяйствам, статьям и элементам затрат. В процессе доаналитической обработки исходной информации они подвергаются дополнительной группировке: выделяют расходы, зависящие от размеров движения, группируют их по видам перевозок (грузовые, пассажирские), затем из расходов по каждому виду перевозок выделяют затраты, связанные с определенным типом тяги, и общие для всех типов тяги. После чего зависящие от размеров движения расходы группируют по измерителям работы подвижного состава, а расходы, независящие от размеров движения, показывают по каждому хозяйству по статьям и элементам затрат.
2.5.5 Факторный анализ прибыли по основному виду деятельности
Рассмотрим динамику прибыли по годам и выполнение дорогой плана прибыли за 2009 г., с учетом ее структуры по видам деятельности. Данные представлены в таблице 2.8.
 
Таблица 2.8 - Динамика прибыли и выполнение плана прибыли
Прибыль в млн.р.  | 
  2007 г.  | 
  2008 г.  | 
  План на    | 
  2009 г.  | 
  Выполнение плана, в %  | 
  Изменение к 2008 г., в млн. р.  | 
  Изменение к 2008 г., в %  | 
Перевозки  | 
  3132  | 
  3409  | 
  3049  | 
  4007  | 
  131,4  | 
  598  | 
  117,5  | 
ПВД  | 
  154  | 
  213  | 
  194  | 
  392  | 
  202,1  | 
  179  | 
  184,0  | 
ИТОГО  | 
  3286  | 
  3622  | 
  3243  | 
  4399  | 
  135,6  | 
  777  | 
  121,5  | 
Прибыль от перевозок по сравнению с базисным годом возросла на 17,5 %. Рост прибыли обусловлен увеличением объема перевозок на 22,1 %. Изменение в структуре перевозок, а именно рост доли грузовых перевозок привел к росту расходов. Несмотря на незначительный рост объемов пассажирских перевозок на 4 %, он привел к существенному увеличению уровня расходов на 41,5 %. Темп роста расходов (32,5 %) опережает темп роста доходов (30,9 %) на 1,6 пунктов, в результате темп роста себестоимости выше темпа роста доходной ставки.
Прибыль по каждому виду деятельности рассчитывалась по следующим формулам:
ППЕР = ДП – РП, (2.10)
где ППЕР – прибыль по перевозкам, в млн. р.;
ДП – доходы по перевозкам, в млн. р.;
РП – расходы по перевозкам.
ППВД = ДПВД – РПВД, (2.11)
где ППВД – прибыль по ПВД, в млн. р.;
ДПВД – доходы по ПВД, в млн. р.;
РПВД – расходы по ПВД.
ПР = ППЕР + ППВД , (2.12)
где ПР – прибыль от реализации работ, услуг.
Из таблицы видно, что наибольшую сумму прибыли (около 77%) дорога получает от перевозок. В отчетном 2009 г. дорога перевыполнила план по прибыли от перевозок на 31,4 %, а план по подсобно-вспомогательной деятельности перевыполнен в 2 раза. Таким образом, план по прибыли от реализации работ, услуг перевыполнен на 1156 млн. р.
По сравнению с прошлым годом в 2008 г. прибыль от реализации работ и услуг Белорусской железной дороги увеличилась на 777 млн. р.
Структура прибыли от реализации продукции и услуг представлена на рисунке 2.8.
Рисунок 2.8 – Структура прибыли от реализации продукции и услуг
Размер прибыли от перевозок можно представить в виде:
ППЕР=ДП-РП=О·СДС-О·СЕБ=О(СДС-С
где О – объем перевозок, в млн. пасс-км/т-км;
СДС – средняя доходная ставка, в р. на 1 пасс-км/т-км;
СЕБ – себестоимость, в р. на 1 пасс-км/т-км;
Определение влияния на размер прибыли от перевозок таких факторов как объем перевозок, себестоимость и средняя доходная ставка осуществлялось методом подстановок по следующим формулам:
∆ППЕР(О) =О1(СДС0-СЕБ0)-О0(СДС0-СЕБ0), (2.14)
где ∆ППЕР(О) – влияние на прибыль объема перевозок, в млн. р.;
О1 – объем перевозок в отчетном периоде, в приведенных млн. т-км;
О0 – объем перевозок в базовом периоде, в приведенных млн. т-км;
СДС0 – средняя доходная ставка в базовом периоде, в р. на 1 км;
СЕБ0 – себестоимость в базовом периоде, в р. на 1 км.
∆ППЕР(О) = 863,3·(34,06 – 29,2) – 707,2·(34,06 – 29,2) =
= 156,1•(34,06 – 29,2)= 758,65 млн. р.
∆ППЕР(СДС) =О1(СДС1-СЕБ0)-О1(СДС0-СЕБ0), (2.15)
где ∆ППЕР(СДС) – влияние на прибыль средней доходной ставки, в млн. р.;
СДС1 – средняя доходная ставка в отчетном периоде, в р. на 1 км;
∆ППЕР(СДС)= 863,3•(36,17 – 29,2) – 863,3•(34,06 – 29,2) =
= 863,3•(36,17-34,06) = 1821,56 млн. р.
∆ППЕР(СЕБ) =О1(СДС1-СЕБ1)-О1(СДС1-СЕБ0), (2.16)
где ∆ППЕР(СЕБ) – влияние на прибыль себестоимости, в млн. р.;
СЕБ1 – себестоимость в отчетном периоде, в р. на 1 км.
∆ППЕР(СЕБ)= 863,3•(36,17 – 31,5) – 863,3•(36,17 – 29,2) =
= 863,3•(29,2-31,5) = -1985,59 млн. р.
 
Факторный анализ балансовой прибыли Белорусской железной дороги представлен в таблице 2.9.
Таблица 2.9 - Факторный анализ балансовой прибыли по основному виду деятельности
Факторы изменения балансовой прибыли  | 
  Алгоритм расчета  | 
  Расчет  | 
  Сумма влияния на балансовую прибыль (+,-), млн. р.  | 
1  | 
  2  | 
  3  | 
  4  | 
Изменение балансовой прибыли, всего В том числе за счет:  | 
  ΔПБ= ПБ1-ПБ0  | 
  3449-2104  | 
  1345  | 
1. Прибыли от реализации продукции, услуг (ΔПР)  | 
  ΔПР=ПР1-ПР0  | 
  4399-3622  | 
  777  | 
1.1. Прибыли по перевозкам (ΔППЕР)  | 
  ΔППЕР=ППЕР1-ППЕР0  | 
  4007-3409  | 
  598  | 
1.1.1. Объема перевозок (ΔППЕР(О))  | 
  ∆ППЕР(О) =О1(СДС0-Себ0)-О0(СДС0-Себ0)  | 
  863,3•(34,06 – 29,2) – 707,2•(34,06 – 29,2)  | 
  758,65  | 
1.1.2. Средней доходной ставки (ΔППЕР(СДС))  | 
  ∆ППЕР(СДС) =О1(СДС1-Себ0)-О1(СДС0-Себ0)  | 
  863,3•(36,17 – 29,2) – 863,3•(34,06 – 29,2)  | 
  1821,56  | 
1.1.3. Себестоимости перевозок (ΔППЕР(Себ))  | 
  ∆ППЕР(Себ) =О1(СДС1-Себ1)-О1(СДС1-Себ0)  | 
  863,3•(36,17 – 31,5) – 863,3•(36,17 – 29,2)  | 
  -1985,59  | 
1.2. Прибыли по ПВД (ΔППВД)  | 
  ΔППВД=ППВД1-ППВД0  | 
  392-213  | 
  179  | 
2. Прибыли от прочей реализации (ΔПА)  | 
  ΔПА=ПА1-ПА0  | 
  138-54  | 
  84  | 
3. Внереализационных результатов (ΔПВ)  | 
  ΔПВ=ПВ1-ПВ0  | 
  -1088-(-1572)  | 
  484  | 
3.1. Штрафов, пени, неустоек, полученных за вычетом уплаченных (ΔПШ)  | 
  ΔПШ=ПШ1-ПШ0  | 
  -818-(-919)  | 
  101  | 
3.2. Суммы, причитающиеся в возмещение причиненных убытков в связи с нарушением хозяйственных договоров (ΔПД)  | 
  ΔПД=ПД1-ПД0  | 
  -524-(-709)  | 
  185  | 
3.3. Прибыль (убытки) прошлых лет, выявленные в отчетном году (ΔПУ)  | 
  ΔПУ=ПУ1-ПУ0  | 
  254-56  | 
  198  | 
Таким образом, в 2009 г. уровень балансовой прибыли Белорусской железной дороги по сравнению с прошлым годом повысился на 1345 млн. р.
По результатам анализа прибыли было установлено, что увеличение уровня балансовой прибыли произошло за счет увеличения уровня прибыли от реализации продукции и услуг (на 777 млн. р.), прибыли от прочей реализации (на 84 млн. р.), а также внереализационных результатов (на 484 млн. р.). Изменение уровня прибыли по перевозкам и по подсобно-вспомогательной деятельности привело к росту прибыли от реализации на 598 и 179 млн. р. соответственно. Согласно факторного анализа прибыли по перевозкам, на изменение прибыли от перевозок повлияли следующие факторы: объем перевозок, себестоимость и уровень средней доходной ставки. Среди указанных факторов на уменьшение прибыли оказало влияние увеличение уровня себестоимости перевозок – на 1985,59 млн. р. Объем перевозок, а также средняя доходная ставка повлияли на размер прибыли положительно – на 758,65 и 1821,56 млн. р. соответственно.
2.5.6 Анализ и оценка использования прибыли
Прибыль, полученная предприятием в отчетном периоде от различных видов деятельности, используется на цели, предусмотренные в г.овом финансовом плане: централизованные платежи в бюджет и вышестоящую организацию (налог на недвижимость, налог на прибыль, местные налоги и сборы, прочие налоги и сборы из прибыли (50 % от сдачи имущества в аренду)); покрытие плановых затрат, образование резервов и отчисления в фонды экономического стимулирования и иные цели, не приводящие к образованию нового имущества.
Сверхплановая прибыль направляется в первую очередь на выплату обязательных платежей (за производственные фонды, за кредит) в тех случаях, когда фактические их размеры превышают суммы, предусмотренные в финансовом плане предприятия, а затем на дополнительные отчисления в фонды экономического стимулирования в соответствии с результатами работы и установленными нормативами, на возмещение сверхплановых убытков от эксплуатации жилищно-коммунального хозяйства и реализации топлива, отпущенного домоуправлениям для отопления и горячего водоснабжения жилых домов, на строительство и ремонт шоссейных дорог, покрытие ссуд банка, полученных под новую технику, и другие цели. Разница между суммой сверхплановой прибыли и перечисленными выше платежами и отчислениями из нее поступает в бюджет в виде свободного остатка сверхплановой прибыли.
В таблице 2.10 представлен анализ выполнения плана и направления балансовой прибыли Белорусской железной дороги за 2009 г.
Таблица 2.10 - Направление балансовой прибыли
Направление балансовой прибыли  | 
  План  | 
  Отчет  | 
  Отклонение от плана,    | ||
в млн. р.  | 
  в % от прибыли  | 
  в млн. р.  | 
  в % от прибыли  | ||
1. Общая сумма балансовой    | 
  2273  | 
  100,0  | 
  3449  | 
  100,0  | 
  1176  | 
налоги и сборы, уплачиваемые из прибыли, в том числе:  | 
  1033  | 
  45,4  | 
  1331  | 
  38,6  | 
  298  | 
- на недвижимость  | 
  200  | 
  -  | 
  105  | 
  -  | 
  -95  | 
- на прибыль  | 
  746  | 
  -  | 
  1066  | 
  -  | 
  320  | 
-местные налоги и сборы  | 
  72  | 
  -  | 
  101  | 
  -  | 
  29  | 
- прочие налоги и сборы из прибыли ( 50% от сдачи имущества в аренду)  | 
  15  | 
  -  | 
  59  | 
  -  | 
  44  | 
2. Чистая прибыль  | 
  1240  | 
  54,6  | 
  2118  | 
  61,4  | 
  878  | 
Отчисления части прибыли унитарными предприятиями  | 
  114  | 
  -  | 
  161  | 
  -  | 
  47  | 
3. Нераспределенная прибыль  | 
  1126  | 
  49,5  | 
  1957  | 
  56,7  | 
  831  | 
4. Капитализированная часть прибыли  | 
  88  | 
  3,9  | 
  90  | 
  2,6  | 
  779  | 
- плата за фонды  | 
  85,7  | 
  -  | 
  88,6  | 
  -  | 
  |
- проценты за кредит  | 
  2,3  | 
  0,1%  | 
  3,4  | 
  0,1%  | 
  1,1  | 
4. Использование прибыли на потребление:  | 
  1038  | 
  45,7  | 
  1090  | 
  31,6  | 
  52  | 
- на выплаты стимулирующего, компенсирующего характера и иных выплат работникам  | 
  844  | 
  -  | 
  849  | 
  -  | 
  5  | 
- на иные цели, не приводящие к образованию нового имущества  | 
  194  | 
  -  | 
  241  | 
  -  | 
  47  | 
5. Взносы в бюджет свободного остатка прибыли  | 
  -  | 
  -  | 
  775  | 
  -  | 
  -  | 
Информация о работе Повышение прибыли предприятия в современных условиях