Повышение прибыли предприятия в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 23:01, курсовая работа

Описание работы

Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить, следующие задачи:
1) исследовать теоретические и методологические аспекты организации формирования, распределения и использования прибыли предприятия, а также направления её повышения;
2) рассмотреть характеристику предприятия, оказываемые услуги, ознакомиться с организационной структурой предприятия;
3) произвести анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия по основным технико-экономическим показателям за три года;
4) проанализировать формирование и использование прибыли на предприятии, выявить резервы роста прибыли предприятия;

Файлы: 1 файл

ПОВЫШЕНИЕ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ.doc

— 1.95 Мб (Скачать файл)

 

Рисунок 2.7 - Динамика расходов по основной деятельности

В таблице 2.7 приводятся данные по динамике объемов расходов и себестоимости перевозок.

 

 

Таблица 2.7 - Динамика объемов расходов и себестоимости перевозок

 

 

2008

2009

2009 г. к 2008 в %

Объем

Себестоим., руб на 1 пасс-км/т-км

Расходы, в млн.р.

Объем

Себестоим., руб на 1 пасс-км/т-км

Расходы, в млн.р.

Объем

Себестоим., руб на 1 пасс-км/т-км

Расходы,

Пассажирские, млн. пасс-км

241,8

34,2

8270,8

251,8

46,5

11703,7

104,1

135,9

141,5

Грузовые,

млн. т-км

465,4

26,7

12406,2

611,5

25,4

15514,3

131,7

95,1

125,1

Приведенные

т-км

707,2

29,2

20677

863,3

31,5

27218

122,1

107,9

131,6


 

Себестоимость в целом за 2008 и 2009 гг. рассчитывалась по следующей формуле:

 

Себ= (Рпас + Рг)/(Оп + Ог), (2.9)

 

Где Себ – себестоимость, в р. на 1 км

Рпас – расходы по пассажирским перевозкам, в млн. р.

Рг – расходы по грузовым перевозкам, в млн. р.

Оп – объем по пассажирским перевозкам, в млн. пасс-км

Ог – объем по грузовым перевозкам, в млн. т-км

Таким образом, себестоимость составила:

 

Себ2008 =(82708+12406,2)/(241,8+465,4)=29,2

Себ2009 =(11703,7+15514,3)/(251,8+611,5)=31,5

 

Из таблицы 2.7 видно, что за отчетный период произошло увеличение объемов перевозок и в то же время резкое увеличение себестоимости пассажирских перевозок на 35,9 %. Общее увеличение объемов перевозок и увеличение себестоимости по пассажирским перевозкам привело к росту расходов.

Необходимо отметить, что на Белорусской железной дороге уделяется много внимания планированию эксплуатационных расходов, что предполагает глубокий и комплексный анализ хозяйственной деятельности дороги с целью выявления резервов снижения эксплуатационных расходов.

Для анализа эксплуатационных расходов используют информацию о затратах на перевозки в предыдущем периоде, о темпах роста грузооборота и пассажирооборота и показателей работы подвижного состава, данные калькуляции расходов по видам перевозок и типам тяги, ряд других сведений, сообщаемых Управлению дороги отделениями в виде справок.

Данные о расходах ежеквартально и в целом за г. приводятся в отчете о производственно – финансовой деятельности дороги и ее отделений. В этом отчете расходы сгруппированы по хозяйствам, статьям и элементам затрат. В процессе доаналитической обработки исходной информации они подвергаются дополнительной группировке: выделяют расходы, зависящие от размеров движения, группируют их по видам перевозок (грузовые, пассажирские), затем из расходов по каждому виду перевозок выделяют затраты, связанные с определенным типом тяги, и общие для всех типов тяги. После чего зависящие от размеров движения расходы группируют по измерителям работы подвижного состава, а расходы, независящие от размеров движения, показывают по каждому хозяйству по статьям и элементам затрат.

2.5.5 Факторный анализ прибыли по основному виду деятельности

Рассмотрим динамику прибыли по годам и выполнение дорогой плана прибыли за 2009 г., с учетом ее структуры по видам деятельности. Данные представлены в таблице 2.8.

 

 

Таблица 2.8 - Динамика прибыли и выполнение плана прибыли

Прибыль в млн.р.

2007 г.

2008 г.

План на  
2009 г.

2009 г.

Выполнение плана, в %

Изменение к 2008 г.,

в млн. р.

Изменение к 2008 г.,

в %

Перевозки

3132

3409

3049

4007

131,4

598

117,5

ПВД

154

213

194

392

202,1

179

184,0

ИТОГО

3286

3622

3243

4399

135,6

777

121,5


 

Прибыль от перевозок по сравнению с базисным годом возросла на 17,5 %. Рост прибыли обусловлен увеличением объема перевозок на 22,1 %. Изменение в структуре перевозок, а именно рост доли грузовых перевозок привел к росту расходов. Несмотря на незначительный рост объемов пассажирских перевозок на 4 %, он привел к существенному увеличению уровня расходов на 41,5 %. Темп роста расходов (32,5 %) опережает темп роста доходов (30,9 %) на 1,6 пунктов, в результате темп роста себестоимости выше темпа роста доходной ставки.

Прибыль по каждому виду деятельности рассчитывалась по следующим формулам:

 

ППЕР = ДП – РП, (2.10)

 

где ППЕР – прибыль по перевозкам, в млн. р.;

ДП – доходы по перевозкам, в млн. р.;

РП – расходы по перевозкам.

 

ППВД = ДПВД – РПВД, (2.11)

 

где ППВД – прибыль по ПВД, в млн. р.;

ДПВД – доходы по ПВД, в млн. р.;

РПВД – расходы по ПВД.

 

ПР = ППЕР + ППВД , (2.12)

где ПР – прибыль от реализации работ, услуг.

 

Из таблицы видно, что наибольшую сумму прибыли (около 77%) дорога получает от перевозок. В отчетном 2009 г. дорога перевыполнила план по прибыли от перевозок на 31,4 %, а план по подсобно-вспомогательной деятельности перевыполнен в 2 раза. Таким образом, план по прибыли от реализации работ, услуг перевыполнен на 1156 млн. р.

По сравнению с прошлым годом в 2008 г. прибыль от реализации работ и услуг Белорусской железной дороги увеличилась на 777 млн. р.

Структура прибыли от реализации продукции и услуг представлена на рисунке 2.8.

 

Рисунок 2.8 – Структура прибыли от реализации продукции и услуг

 

Размер прибыли от перевозок можно представить в виде:

 

ППЕРПП=О·СДС-О·СЕБ=О(СДС-СЕБ), (2.13)

 

где О – объем перевозок, в млн. пасс-км/т-км;

СДС – средняя доходная ставка, в р. на 1 пасс-км/т-км;

СЕБ – себестоимость, в р. на 1 пасс-км/т-км;

Определение влияния на размер прибыли от перевозок таких факторов как объем перевозок, себестоимость и средняя доходная ставка осуществлялось методом подстановок по следующим формулам:

 

∆ППЕР(О) =О1(СДС0ЕБ0)-О0(СДС0ЕБ0), (2.14)

 

где ∆ППЕР(О) – влияние на прибыль объема перевозок, в млн. р.;

О1 – объем перевозок в отчетном периоде, в приведенных млн. т-км;

О0 – объем перевозок в базовом периоде, в приведенных млн. т-км;

СДС0 – средняя доходная ставка в базовом периоде, в р. на 1 км;

СЕБ0 – себестоимость в базовом периоде, в р. на 1 км.

 

∆ППЕР(О) = 863,3·(34,06 – 29,2) – 707,2·(34,06 – 29,2) =

= 156,1•(34,06 – 29,2)= 758,65 млн. р.

∆ППЕР(СДС) =О1(СДС1ЕБ0)-О1(СДС0ЕБ0), (2.15)

 

где ∆ППЕР(СДС) – влияние на прибыль средней доходной ставки, в млн. р.;

СДС1 – средняя доходная ставка в отчетном периоде, в р. на 1 км;

 

∆ППЕР(СДС)= 863,3•(36,17 – 29,2) – 863,3•(34,06 – 29,2) =

= 863,3•(36,17-34,06) = 1821,56 млн. р.

∆ППЕРЕБ) =О1(СДС1ЕБ1)-О1(СДС1ЕБ0), (2.16)

 

где ∆ППЕРЕБ) – влияние на прибыль себестоимости, в млн. р.;

СЕБ1 – себестоимость в отчетном периоде, в р. на 1 км.

 

∆ППЕРЕБ)= 863,3•(36,17 – 31,5) – 863,3•(36,17 – 29,2) =

= 863,3•(29,2-31,5) = -1985,59 млн. р.

 

Факторный анализ балансовой прибыли Белорусской железной дороги представлен в таблице 2.9.

 

Таблица 2.9 - Факторный анализ балансовой прибыли по основному виду деятельности

Факторы изменения балансовой прибыли

Алгоритм расчета

Расчет

Сумма влияния на балансовую прибыль (+,-), млн. р.

1

2

3

4

Изменение балансовой прибыли, всего

В том числе за счет:

ΔПБ= ПБ1Б0

3449-2104

1345

1. Прибыли от реализации продукции, услуг

(ΔПР)

ΔПРР1Р0

4399-3622

777

1.1. Прибыли по перевозкам

(ΔППЕР)

ΔППЕРПЕР1ПЕР0

4007-3409

598

1.1.1. Объема перевозок

(ΔППЕР(О))

∆ППЕР(О) =О1(СДС0еб0)-О0(СДС0еб0)

863,3•(34,06 – 29,2) – 707,2•(34,06 – 29,2)

758,65

1.1.2. Средней доходной ставки (ΔППЕР(СДС))

∆ППЕР(СДС) =О1(СДС1еб0)-О1(СДС0еб0)

863,3•(36,17 – 29,2) – 863,3•(34,06 – 29,2)

1821,56

1.1.3. Себестоимости перевозок

(ΔППЕРеб))

∆ППЕРеб) =О1(СДС1еб1)-О1(СДС1еб0)

863,3•(36,17 – 31,5) – 863,3•(36,17 – 29,2)

-1985,59

1.2. Прибыли по ПВД (ΔППВД)

ΔППВДПВД1ПВД0

392-213

179

2. Прибыли от прочей реализации (ΔПА)

ΔПАА1А0

138-54

84

3. Внереализационных результатов (ΔПВ)

ΔПВВ1В0

-1088-(-1572)

484

3.1. Штрафов, пени, неустоек, полученных за вычетом уплаченных (ΔПШ)

ΔПШШ1Ш0

-818-(-919)

101

3.2. Суммы, причитающиеся в возмещение причиненных убытков в связи с нарушением хозяйственных договоров (ΔПД)

ΔПДД1Д0

-524-(-709)

185

3.3. Прибыль (убытки) прошлых лет, выявленные в отчетном году (ΔПУ)

ΔПУУ1У0

254-56

198


 

Таким образом, в 2009 г. уровень балансовой прибыли Белорусской железной дороги по сравнению с прошлым годом повысился на 1345 млн. р.

По результатам анализа прибыли было установлено, что увеличение уровня балансовой прибыли произошло за счет увеличения уровня прибыли от реализации продукции и услуг (на 777 млн. р.), прибыли от прочей реализации (на 84 млн. р.), а также внереализационных результатов (на 484 млн. р.). Изменение уровня прибыли по перевозкам и по подсобно-вспомогательной деятельности привело к росту прибыли от реализации на 598 и 179 млн. р. соответственно. Согласно факторного анализа прибыли по перевозкам, на изменение прибыли от перевозок повлияли следующие факторы: объем перевозок, себестоимость и уровень средней доходной ставки. Среди указанных факторов на уменьшение прибыли оказало влияние увеличение уровня себестоимости перевозок – на 1985,59 млн. р. Объем перевозок, а также средняя доходная ставка повлияли на размер прибыли положительно – на 758,65 и 1821,56 млн. р. соответственно.

 

2.5.6 Анализ и оценка использования прибыли

Прибыль, полученная предприятием в отчетном периоде от различных видов деятельности, используется на цели, предусмотренные в г.овом финансовом плане: централизованные платежи в бюджет и вышестоящую организацию (налог на недвижимость, налог на прибыль, местные налоги и сборы, прочие налоги и сборы из прибыли (50 % от сдачи имущества в аренду)); покрытие плановых затрат, образование резервов и отчисления в фонды экономического стимулирования и иные цели, не приводящие к образованию нового имущества.

Сверхплановая прибыль направляется в первую очередь на выплату обязательных платежей (за производственные фонды, за кредит) в тех случаях, когда фактические их размеры превышают суммы, предусмотренные в финансовом плане предприятия, а затем на дополнительные отчисления в фонды экономического стимулирования в соответствии с результатами работы и установленными нормативами, на возмещение сверхплановых убытков от эксплуатации жилищно-коммунального хозяйства и реализации топлива, отпущенного домоуправлениям для отопления и горячего водоснабжения жилых домов, на строительство и ремонт шоссейных дорог, покрытие ссуд банка, полученных под новую технику, и другие цели. Разница между суммой сверхплановой прибыли и перечисленными выше платежами и отчислениями из нее поступает в бюджет в виде свободного остатка сверхплановой прибыли.

В таблице 2.10 представлен анализ выполнения плана и направления балансовой прибыли Белорусской железной дороги за 2009 г.

 

Таблица 2.10 - Направление балансовой прибыли

Направление балансовой прибыли

План

Отчет

Отклонение от плана,  
в млн.р.

в млн. р.

в % от прибыли

в млн. р.

в % от прибыли

1. Общая сумма балансовой  
прибыли

2273

100,0

3449

100,0

1176

налоги и сборы, уплачиваемые из прибыли, в том числе:

1033

45,4

1331

38,6

298

- на недвижимость

200

-

105

-

-95

- на прибыль

746

-

1066

-

320

-местные налоги и сборы

72

-

101

-

29

- прочие налоги и сборы из прибыли ( 50% от сдачи имущества в аренду)

15

-

59

-

44

2. Чистая прибыль

1240

54,6

2118

61,4

878

Отчисления части прибыли унитарными предприятиями

114

-

161

-

47

3. Нераспределенная прибыль

1126

49,5

1957

56,7

831

4. Капитализированная часть прибыли

88

3,9

90

2,6

779

- плата за фонды

85,7

-

88,6

-

 

- проценты за кредит

2,3

0,1%

3,4

0,1%

1,1

4. Использование прибыли на потребление:

1038

45,7

1090

31,6

52

- на выплаты стимулирующего, компенсирующего характера и иных выплат работникам

844

-

849

-

5

- на иные цели, не приводящие к образованию нового имущества

194

-

241

-

47

5. Взносы в бюджет свободного остатка прибыли

-

-

775

-

-

Информация о работе Повышение прибыли предприятия в современных условиях