Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 11:22, научная работа
1. Правила технической эксплуатации железнодорожного транспорта (далее - Правила) устанавливают основной порядок эксплуатации железнодорожного транспорта и требования предъявляемые к нему.
2. Настоящие Правила необходимы для всех подразделений и работников железнодорожного транспорта.
3. Выполнение настоящих Правил обеспечивает слаженность всех звеньев железнодорожного транспорта, четкую и бесперебойную работу железнодорожных организаций и безопасность движения.
§ 9. Снаряжение и обслуживание поездов
224. Пассажирские, почтово-багажные, грузопассажирские,
воинские и людские поезда
снабжаются противопожарными
Составы пассажирских поездов
оборудуются радиостанциями для связи
с машинистом поезда.
225. Локомотивы снабжаются двумя
носимыми радиостанциями, средствами
пожаротушения и подъемами подвижного
состава на путь, необходимыми сигнальными
приборами и инструментами.
В случае оборудования локомотива
двухдиапазонной или трехдиапазонной
радиостанцией достаточно иметь на локомотиве
одну носимую радиостанцию.
Локомотивы и моторвагонные поезда,
кроме того, должны быть снабжены четырьмя
тормозными башмаками на случай необходимости
закрепления состава на перегоне.
Специальный самоходный подвижной
состав снабжается приборами, устройствами
и инвентарем.
226. Поезд обслуживается локомотивной
бригадой или бригадой для управления
специальным самоходным подвижным составом
в транспортном режиме. Пассажирский поезд,
обслуживается проводниками вагонов и
другими работниками.
Специальный самоходный подвижной
состав, обслуживается бригадой, назначаемой
для управления и обслуживания этого подвижного
состава в рабочем режиме в соответствии
с инструкцией по его эксплуатации.
На поезда, с которыми производится
маневровая работа на промежуточных станциях,
для руководства этой работой назначается
главный кондуктор (составитель поездов)
или кондукторская (составительская) бригада.
Руководство передвижением хозяйственных
поездов на перегоне осуществляется руководителем
работ или лицом, им уполномоченным.
Для отдыха локомотивных бригад
и кондукторов в пунктах оборота должны
быть специальные помещения.
227. Действующие электровозы и
тепловозы ставятся в голове поезда и
управляются машинистом из передней кабины.
Тепловозы, имеющие одну кабину управления,
и паровозы ставятся в голове поезда для
движения передним ходом.
228. В поездах, которые следуют
с двумя или тремя действующими локомотивами
по всему участку обращения, в голове поезда
ставится локомотив, имеющий более мощные
компрессоры (паровоздушные насосы).
229. Для маневровых передвижений
локомотивов с двумя и более кабинами
управления или работающих по системе
многих единиц, в зависимости от местных
условий, устанавливается порядок управления
локомотивом, обеспечивающий безопасность
движения и людей.
Локомотивы, занятые на поездной
работе и специальный самоходный подвижной
состав, должны эксплуатироваться в пределах
участков обращения.
230. Движение задним ходом локомотивов
и специального самоходного подвижного
состава, имеющих одну кабину управления,
допускается только:
1) в поездах пригородных, хозяйственных,
восстановительных, пожарных, передаточных
и вывозных;
2) при следовании по железнодорожным
подъездным и соединительным путям;
3) при производстве маневров;
4) при следовании вторым локомотивом
при двойной тяге;
5) при отправлении поезда со станций,
где нет устройств для поворота локомотивов;
6) при возвращении с поездом обратно
на станцию отправления после подталкивания;
7) при подталкивании поездов
из одного пункта в оба направления, а
также при подталкивании поездов в пределах
станций;
8) при выводе поезда с перегона
вспомогательным локомотивом;
9) при следовании без вагонов.
231. Локомотивы и специальный
самоходный подвижной состав, отправляемые
в недействующем состоянии подготавливаются
к постановке в поезда.
Недействующие локомотивы ставятся
вслед за ведущим локомотивом в установленном
количестве.
6. Движение поездов
§ 1. Общие требования
232. Движением поездов на участке
руководствуется только один
работник - поездной диспетчер,
Приказы поездного диспетчера
подлежат безоговорочному выполнению
работниками, непосредственно связанными
с движением поездов на данном участке.
233. Не допускается давать оперативные
указания о движении поездов на участке
помимо поездного диспетчера.
При обслуживании локомотивов
пассажирских поездов одним машинистом,
поездной диспетчер, при нахождении такого
поезда на обслуживаемом участке, обеспечивает
контроль за его следованием и информирует
об этом дежурных по станциям данного
участка.
234. Каждая станция и путевой пост
в части руководства движением поездов
и каждый поезд находятся одновременно
в распоряжении только одного работника:
станция - дежурного по станции, а на участках,
оборудованных диспетчерской централизацией,
- поездного диспетчера, пост - дежурного
по посту, поезд - машиниста ведущего локомотива
(моторвагонного поезда), специального
самоходного подвижного состава.
На станциях, в зависимости от
путевого развития, возможно несколько
дежурных по станции, постам или паркам,
каждый из которых единолично распоряжается
движением поездов в пределах своего района
работы. Разграничение районов управления
на таких станциях и круг обязанностей,
связанных с движением поездов, каждого
дежурного по станции, посту или парку
указываются в техническо-распорядительном
акте станции.
На станциях машинист ведущего
локомотива (моторвагонного поезда), специального
самоходного подвижного состава и все
остальные работники, обслуживающие поезд,
подчиняются указаниям дежурного по станции,
а на станциях участков, оборудованных
диспетчерской централизацией, поездного
диспетчера.
235. Разрешается, на малодеятельных
участках при отмене дежурств дежурными
по станциям, возлагать руководство движением
поездов на этих станциях на дежурного
по соседней станции, если станция оборудована
устройствами телеуправления, стрелками
и сигналами прилегающих станций, или
на поездного диспетчера на участках,
имеющих устройства диспетчерского контроля
обеспечивающего безопасность движения
поездов и обслуживаемых одним машинистом.
236. Каждый пассажирский, почтово-багажный,
грузо-пассажирский и людской поезд принимается
на определенный путь, а грузовые поезда
- на определенные группы путей.
Поезда, не имеющие остановки
на станции, пропускаются по главным путям.
237. Дежурный по станции обеспечивает
наличие свободных путей для своевременного
приема поездов. За всякую не вызванную
необходимостью задержку поезда у закрытого
входного сигнала дежурный по станции
несет ответственность.
Не допускается занимать приемоотправочные
пути отдельными вагонами или группами
вагонов, отцепленными от проходящих поездов
и предназначенными для подачи под погрузку,
выгрузку и ремонт.
На промежуточных станциях временное
занятие приемо-отправочных путей отдельными
вагонами или группами вагонов допускается
только по разрешению поездного диспетчера.
238. Не допускается занимать улавливающие
тупики любым подвижным составом, а предохранительные
тупики - пассажирскими или грузовыми
вагонами, занятыми людьми, грузовыми
вагонами с опасными грузами.
Перед приемом, отправлением
пассажирского поезда, обслуживаемого
одним машинистом, дежурный по станции,
а на участках, оборудованных диспетчерской
централизацией - поездной диспетчер,
информирует машиниста о готовности маршрута
и открытии сигналов.
239. Начальник станции контролирует
работу дежурных по станции, операторов
поста централизации, сигналистов и дежурных
стрелочного поста по выполнению операций,
связанных с приемом и отправлением поездов
и производством маневров, особенно в
условиях нарушения нормальной работы
устройств СЦБ. Начальник станции так
организовывает работу дежурных по станции,
чтобы при безусловном обеспечении безопасности
движения не допускались задержки поездов.
Помещение дежурного по станции
должно быть изолировано. Правом входа
в помещение дежурного по станции пользуются
только начальник станции, лица, непосредственно
работающие или выполняющие свои должностные
обязанности совместно с дежурным по станции,
и работники, контролирующие действия
дежурного по станции и исправность приборов
управления.
240. На станциях, где не предусмотрены
в штате работники службы перевозок, операции
по приему и отправлению поездов, производству
маневров, техническому обслуживанию
стрелочных переводов, обслуживанию пассажиров,
приему и выдаче грузов, выполняются работниками
других служб.
§ 2. Прием поездов
241. Прием поездов на станцию
производится на свободные
На отдельных станциях при длине
пути, достаточной для установки двух
моторвагонных поездов, разрешается разделять
путь маршрутным светофором на два участка,
на которые принимаются эти поезда.
242. При занятии моторвагонным
поездом участка пути за маршрутным светофором,
разделяющим путь приема, второй моторвагонный
поезд принимается на свободный участок
до этого светофора по специальному сигналу
на входном (маршрутном) светофоре. Показания
входного (маршрутного) светофора зависимы
от показаний маршрутного светофора, разделяющего
путь приема.
Одновременный прием двух моторвагонных
поездов с противоположных направлений
на такой путь не допускается.
243. Установленный для этой станций
порядок приема моторвагонных поездов
разрешается также использовать при приеме
на станцию одиночных локомотивов и дрезин
несъемного типа.
Для приема на станцию подталкивающих
локомотивов и локомотивов, следующих
в расположенное на станции депо, или локомотивов,
следующих из депо под составы поездов,
устанавливаются определенные участки
путей.
Допускается прием восстановительных
и пожарных поездов, вспомогательных локомотивов,
локомотивов без вагонов, снегоочистителей,
специального самоходного подвижного
состава, а также хозяйственных поездов
(при производстве работ с закрытием перегона)
на свободные участки станционных путей.
244. Дежурный по станции не открывает
входной светофор, не убедившись в том,
что маршрут для приема поезда готов, стрелки
заперты, путь приема свободен и маневры
на стрелках маршрута приема прекращены.
Входной светофор открывается
дежурным по станции лично, или по его
указанию оператором поста централизации.
На участках, оборудованных диспетчерской
централизацией, входной светофор открывается
поездным диспетчером.
Входной светофор закрывается
автоматически после прохода его первой
колесной парой прибывающего поезда, а
на станциях, не имеющих электрических
рельсовых цепей, - дежурным по станции,
оператором поста централизации или дежурным
стрелочного поста после прохода светофора
всем составом прибывающего поезда.
245. Не допускается прием поезда
на станцию при не допускающем показании
или погасших основных огнях входного
светофора. Прием поезда на станцию при
запрещающем показании или погасших основных
огнях входного светофора осуществляется
по пригласительному сигналу, по разрешению
дежурного по станции.
Скорость следования поезда при
приеме на станцию по пригласительному
сигналу или по специальному разрешению
дежурного по станции не более 20 км/час,
при этом машинист ведет поезд с особой
бдительностью и готовностью остановиться,
если встретится препятствие для дальнейшего
движения.
246. Дежурному по станции, а на
участках с диспетчерской централизацией
поездному диспетчеру перед приемом поезда:
1) убеждается в свободности пути
приема поезда;
2) прекращает маневры с выходом
на путь и маршрут приема поезда;
3) приготавливает маршрут приема
поезда;
4) открывает входной светофор.
247. Одновременный прием на станцию
поездов противоположных направлений
не допускается, если подход к станции
хотя бы с одной стороны расположен на
затяжном спуске и при этом маршрут приема
поезда со стороны, противоположной этому
спуску, не изолирован от маршрута приема
другого поезда (предохранительным тупиком
или взаимным расположением путей).
На промежуточных станциях двухпутных
и многопутных линий одновременный прием
поездов противоположных направлений,
кроме того, не допускается, когда продолжение
маршрута приема поезда, следующего со
стороны, имеющей на протяжении тормозного
пути спуск круче 0,006, пересекает маршрут
приема пассажирского, почтово-багажного,
грузо-пассажирского или людского поезда.
На станциях, где не допускается
одновременный прием поездов, в случае
их одновременного подхода, первым принимается
поезд, для которого условия остановки
у закрытого входного сигнала или трогания,
являются допускающими.
248. Прибывающий на станцию поезд
останавливается между выходным сигналом
и предельным столбиком пути приема, а
там где нет выходного сигнала, - между
предельными столбиками.
В случае если хвост поезда останется
за предельным столбиком, сигналист или
дежурный стрелочного поста докладывает
об этом дежурному по станции, который
принимает меры к установке поезда в границах
полезной длины пути приема.
249. На станциях с электрической
централизацией стрелок, контроль за установкой
поезда в границах полезной длины пути
приема, осуществляет дежурный по станции,
а на участках с диспетчерской централизацией
поездной диспетчер, по показаниям контрольных
приборов.
Если поезд установить в границах
полезной длины пути приема невозможно,
дежурный по станции принимает меры, обеспечивающие
безопасность при передвижениях подвижного
состава по смежным путям.
250. Дежурный по станции встречает
каждый прибывающий поезд, следя за его
состоянием, наличием и правильным показанием
поездных сигналов.
На станциях, где пути приема
поездов удалены или по местным условиям
дежурный по станции не встречает поезда,
их встречают сигналисты или дежурные
стрелочного поста.
251. После прибытия на станцию
пассажирского, почтово-багажного, людского
или грузо-пассажирского поезда дежурный
по станции, а на участках, оборудованных
диспетчерской централизацией, - поездной
диспетчер принимает меры, направленные
на обеспечение безопасности этих поездов,
предусмотренные в ТРА станции.
На участках с диспетчерской
централизацией, где нет дежурных по станции,
а на станциях, расположенных на участках
с автоматической блокировкой, где дежурный
по станции по местным условиям не встречает
поезда и нет других работников (сигналистов,
дежурных стрелочного поста), прибытие
поездов контролируется по показаниям
приборов управления, кроме того, прибытие
на станцию поезда в полном составе контролируется
машинистом поездного локомотива по показаниям
приборов, характеризующих целостность
тормозной магистрали.
252. Время фактического прибытия
или проследования каждого поезда и его
номер дежурный по станции отмечает в
журнале движения поездов и сообщает дежурному
по соседней станции, отправившей поезд,
и поездному диспетчеру и передает соответствующую
информацию в автоматизированную систему
управления.
На участках с интенсивным движением,
устанавливается порядок передачи сведений
о прибытии и отправлении поездов.
§ 3. Отправление поездов
253. Дежурный по станции не
отправляет поезда на
На двухпутных участках отправление
поездов производится по указанию дежурного
по станции, с которой поезда отправляются
по правильному пути, после получения
уведомления о прибытии ранее отправленного
поезда, а при автоблокировке - после освобождения
первого блок-участка. Предварительного
согласия дежурного по станции, на которую
отправляется поезд, не требуется.
254. На участках, оборудованных
диспетчерской централизацией, отправление
поездов производится по указанию поездного
диспетчера. Отправление со станции специального
самоходного подвижного состава, необорудованного
в соответствии с пунктом 309 настоящих
Правил устройствами безопасности, разрешается
по указанию поездного диспетчера на свободный
от поездов межстанционный перегон.
255. Дежурному по станции, а на
участках с диспетчерской централизацией
поездному диспетчеру перед отправлением
поезда:
1) убеждается в свободности перегона,
а при автоматической блокировке первого
блок-участка;
2) прекращает маневры с выходом
на маршрут отправления поезда;
3) приготавливает маршрут отправления;
4) открывает выходной светофор
или вручить машинисту другое разрешение
на занятие перегона.
256. Не допускается отправление
поезда на перегон без разрешения дежурного
по станции.
Разрешением на занятие перегона
для машиниста отправляющегося поезда
является разрешающее показание выходного
светофора, а при его неисправности или
при отправлении поезда с путей, где не
имеется выходных светофоров, - письменное
разрешение установленной формы, приказ
дежурного по станции, переданный по радиосвязи,
или жезл.
Машинисту пассажирского и почтово-багажного
поезда не допускается отправлять со станции
ранее времени, установленного расписанием,
а также проследовать безостановочно
станцию, где по расписанию предусмотрена
остановка для посадки и высадки пассажиров.
257. На раздельных пунктах, где
остановка пассажирского или почтово-багажного
поезда предусмотрена для выполнения
технологических операций (скрещение,
обгон) и не предназначена для посадки,
высадки пассажиров и погрузки, выгрузки
багажа и почты, она по указанию поездного
диспетчера, передаваемому машинисту
и дежурному по станции, сокращена или
отменена.
В служебных расписаниях движения
поездов такие остановки отмечаются особым
знаком, а в афишах и расписаниях, издаваемых
для пассажиров, эти остановки не показываются.
258. Не допускается дежурному
по станции, а на участках, оборудованных
диспетчерской централизацией, поездному
диспетчеру открывать выходной светофор
или давать другое разрешение на занятие
перегона, не убедившись в том, что маршрут
для отправления поезда готов, стрелки
заперты, маневры на стрелках маршрута
отправления прекращены, техническое
обслуживание и коммерческий осмотр состава
закончены.
При отправлении поездов со станций
их формирования, станций, где к составу
поезда производилась прицепка и отцепка
вагонов, или станций, где предусмотрена
замена сигнальных дисков, обозначающих
хвост поезда, дежурный по станции перед
открытием выходного светофора или выдачей
машинисту локомотива, специального самоходного
подвижного состава разрешения на занятие
перегона убеждается в наличии поездного
сигнала на последнем вагоне, в соответствии
с порядком, установленным ТРА станции.
Выходной светофор открывается
дежурным по станции лично или по его указанию
оператором поста централизации. На участках,
оборудованных диспетчерской централизацией,
выходной светофор открывается поездным
диспетчером.
259. При нарушении графика движения
поездов дежурный по станции перед открытием
выходного светофора поезду, следующему
за пассажирским, почтово-багажным, людским
или грузопассажирским, уведомляет машиниста
о следовании за пассажирским поездом.
Выходной светофор закрывается
автоматически после прохода его первой
колесной парой отправляющегося поезда,
а на станциях, не имеющих электрических
рельсовых цепей, - дежурным по станции,
оператором поста централизации или дежурным
стрелочного поста после прохода светофора
всем составом отправившегося поезда.
260. При отправлении поезда со
станционных путей при не допускающем
показании выходного светофора, а также
с путей, не имеющих выходных светофоров,
машинист ведущего локомотива, специального
самоходного подвижного состава при наличии
разрешения на занятие перегона не приводит
в движение поезд без указания дежурного
по станции, переданного по радиосвязи,
или сигнала отправления, поданного дежурным
по станции либо по его указанию дежурным
по посту, парку, оператором поста централизации,
дежурным стрелочного поста, сигналистом
или главным кондуктором (составителем
поездов). Порядок подачи сигнала отправления
устанавливается технико-распорядительным
актом станции и приложениями к нему.
Перед приведением поезда в движение
машинист ведущего локомотива и специального
самоходного подвижного состава, его помощник
проверяют наличие подачи работниками
станции сигналов остановки.
Проводники вагонов пассажирского
поезда, при наличии препятствия к безопасному
следованию, принимают меры к его остановке.
261. В случае остановки на перегоне
пассажирского поезда (кроме моторвагонного)
из-за применения стоп-крана или вследствие
самопроизвольного торможения проводники
осматривают обслуживаемые ими вагоны
и подают сигнал остановки в сторону локомотива.
При остановке моторвагонного
поезда на перегоне помощник машиниста
выясняет причину и докладывает машинисту.
В остальных поездах при такой остановке
помощник машиниста осматривает поезд,
выясняет, в полном ли он составе по номеру
последнего вагона, и проверить наличие
поездного сигнала на этом вагоне.
262. Движение пассажирского поезда
возобновляется после снятия сигналов
остановки всеми проводниками вагонов,
а остальных поездов - по докладу помощника
машиниста.
При обслуживании локомотивов
пассажирских поездов одним машинистом
перед приведением поезда в движение на
станции или перегоне машинист по радиосвязи
получает от начальника (механика-бригадира)
пассажирского поезда сообщение о готовности
поезда к отправлению.
263. Разрешение на занятие перегона
там, где нет выходных сигналов, а также
в случаях отправления поезда при не допускающем
показании выходного сигнала вручается
машинисту ведущего локомотива, специального
самоходного подвижного состава дежурным
по станции лично, или через одного из
работников локомотивной бригады этого
поезда, дежурного по посту, парку, оператора,
дежурного стрелочного поста, сигналиста
или главного кондуктора (составителя
поездов).
Машинист убеждается в правильности
полученного разрешения на занятие перегона.
264. Одновременное отправление
и прием на станцию поезда, следующего
в том же направлении, не допускается,
если подход к станции со стороны принимаемого
поезда расположен на затяжном спуске
и при этом маршрут принимаемого поезда
не изолирован от маршрута отправляемого
(предохранительным тупиком или взаимным
расположением приемоотправочных путей).
265. Дежурный по станции провожает
каждый отправляемый или следующий безостановочно
по станции поезд, следя за его состоянием,
наличием и правильным показанием поездных
сигналов.
Об отправлении поезда в полном
составе дежурный по станции убеждается
по докладу сигналиста, дежурного стрелочного
поста или лично.
На станциях, где пути отправления
поездов удалены или где по местным условиям
дежурный по станции не провожает поезда,
их провожают сигналисты или дежурные
стрелочного поста.
266. На участках с диспетчерской
централизацией, где нет дежурных по станции,
и на станциях, имеющих электрическую
изоляцию путей и стрелок, где дежурный
по станции по местным условиям не провожает
поезда и нет других работников (сигналистов,
дежурных стрелочного поста), отправление
поездов контролируется по показаниям
приборов управления.
267. Работник, провожающий поезд,
убеждается, что поезд проследовал в исправном
состоянии.
В случае обнаружения в поезде
неисправности, угрожающей безопасности
движения, а также при проследовании поезда
без установленных поездных сигналов,
работник, провожающий поезд, принимает
меры к его остановке.
Работники станции перед отправлением
поезда в соответствии с технологическим
процессом работы станции, ТРА станции,
графиком движения и планом формирования
поездов проверяют формирования поезда,
прочность крепления грузов на открытом
подвижном составе, сохранность грузов,
сигналы и снабжения.
268. Техническое обслуживание
поездных сигнальных приборов, обозначающих
хвост грузовых и грузопассажирских поездов,
навешивание сигнальных приборов на эти
поезда и снятие их возлагаются на работников
пунктов технического обслуживания вагонов.
269. На все грузовые и грузопассажирские
поезда на станциях формирования перед
отправлением поезда машинисту ведущего
локомотива выдается натурный лист и перевозочные
документы в запечатанном виде. Не допускается
отправлять поезда, в составе которых
имеются вагоны без перевозочных документов.
На пассажирские (кроме моторвагонных
поездов) и почтово-багажные поезда натурный
лист поезда машинисту ведущего локомотива
и начальнику (механику-бригадиру) пассажирского
поезда выдается на станциях формирования
и на станциях оборота.
270. При прицепках и отцепках вагонов
в пути следования в натурный лист поезда
работниками станции должны вноситься
соответствующие изменения.
На все пассажирские (кроме моторвагонных)
и почтово-багажные поезда натурный лист
поезда вручается начальнику (механику-бригадиру)
пассажирского поезда.
271. Время фактического отправления
или проследования каждого поезда, его
номер, дежурный по станции отмечает в
журнале движения поездов и сообщает дежурному
по соседней станции, на которую отправлен
поезд, и поездному диспетчеру. Кроме того,
дежурный по станции обеспечивает передачу
данных о поезде в автоматизированную
систему управления.
272. Сооружения и устройства магистральной
железнодорожной сети должны содержаться
в исправном состоянии.
Предупреждение появления неисправностей
и обеспечение длительных сроков службы
сооружений и устройств являются главным
в работе лиц, ответственных за их содержание.
Работники систематически проверяют
состояние сооружений и устройств, обеспечивают
высокое качество содержания, технического
обслуживания и ремонта, норм и требований
межгосударственных, государственных
стандартов для сооружений и устройств
железнодорожного транспорта.
273. Сооружения, устройства, механизмы
и оборудование должны соответствовать
утвержденной проектной документации
и техническим условиям. На основные сооружения,
устройства, механизмы и оборудование
имеются технические паспорта, содержащие
важнейшие технические и эксплуатационные
характеристики.
274. Сооружения и устройства железнодорожного
транспорта должны соответствовать требованиям,
обеспечивающим пропуск поездов с наибольшими
установленными скоростями: пассажирских
- 140 км/ч, рефрижераторных - 120 км/ч, грузовых
- 90 км/ч.
275. Вновь построенные и реконструированные
линии, сооружения, устройства и здания
принимаются в постоянную эксплуатацию
приемочными комиссиями.
Вновь построенные и реконструированные
сооружения и устройства вводятся в действие
только после утверждения технической
документации, устанавливающей порядок
их работы, обеспечивающий охрану труда
и безопасность движения (техническо-распорядительные
акты, инструкции по работе), и после проверки
знания указанной документации работниками,
обслуживающими эти сооружения и устройства.
276. Габариты С и Сп соблюдаются
при проектировании, строительстве, реконструкции
магистральной железнодорожной сети,
железнодорожных подъездных путей, сооружений
и устройств на них, при электрификации
и строительстве вторых путей, а также
у всех эксплуатируемых сооружений и устройств,
ранее приведенных к указанным габаритам.
При планировании переустройства
существующих сооружений и устройств,
не отвечающих требованиям габаритов
С и Сп, в первую очередь учитываются объекты,
не обеспечивающие пропуск перспективного
подвижного состава габаритов Тпр и Тц,
а также грузов, погруженных по зональному
габариту.
277. Не допускается нарушать габариты
сооружений и устройств при проведении
любых ремонтных, строительных и других
работ.
278. Расстояние между осями путей
на перегонах двухпутных линий на прямых
участках должно быть не менее 4100 мм.
На трехпутных и четырехпутных
линиях расстояние между осями второго
и третьего путей на прямых участках должно
быть не менее 5000 мм.
Расстояние между осями смежных
путей на железнодорожных станциях (далее
- станции) на прямых участках не менее
4900 мм, на второстепенных путях и путях
грузовых районов - не менее 4500 мм. При
расположении главных путей на станциях
крайними допускается расстояние между
ними 4100 мм. Расстояние между осями путей,
предназначенных для непосредственной
перегрузки грузов из вагона в вагон, может
быть допущено 3600 мм.
279. Горизонтальные расстояния
устанавливаются на кривых участках между
осями смежных путей и между осью пути
и габаритом приближения строений на перегонах
и станциях.
280. Погруженный на открытом подвижном
составе груз (с учетом упаковки и крепления)
размещается в пределах габаритов погрузки.
281. Для проверки правильности
размещения грузов в пределах указанного
габарита в местах массовой погрузки (на
железнодорожных подъездных путях, в морских
и речных портах, на станциях перегрузки)
устанавливаются габаритные ворота. Выгруженные
или подготовленные к погрузке около пути
грузы укладываются и закрепляются так,
чтобы габарит приближения строений не
нарушался.
Грузы (кроме балласта, выгружаемого
для путевых работ) при высоте до 1200 мм
должны находиться от наружной грани головки
крайнего рельса не ближе 2.0 м, а при большой
высоте - не ближе 2.5 м.
282. Все элементы железнодорожного
пути (земляное полотно, верхнее строение
и искусственные сооружения) по прочности,
устойчивости и состоянию должны обеспечивать
безопасное и плавное движение поездов
со скоростями, установленными на данном
участке.
283. Размещение и техническое
оснащение дистанций пути, путевых машинных
станций и других предприятий путевого
хозяйства обеспечивают выполнение необходимых
работ по содержанию и ремонту железнодорожного
пути, сооружений и устройств для выполнения
заданных размеров движения поездов с
установленными скоростями.
284. Железнодорожный путь в отношении
радиусов кривых, сопряжения прямых и
кривых, крутизны уклонов соответствует
плану и профилю линии.
285. Станции, разъезды и обгонные
пункты располагаются на горизонтальной
площадке. В отдельных случаях допускается
расположение их на уклонах не круче 0,0015,
а в трудных условиях - не круче 0,0025.
В особо трудных условиях на разъездах
и обгонных пунктах всех типов, либо на
промежуточных станциях продольного или
полупродольного типов, на которых не
предусматривается маневр и отцепки локомотива
или вагонов от состава и разъединение
соединенных поездов, допускаются уклоны
более 0,0025 в пределах станционной площадки.
При удлинении приемоотправочных путей
на существующих станциях и при условии
принятия мер против самопроизвольного
ухода вагонов или составов (без локомотива),
допускаются уклоны более 0,0025, но не круче
0,010.
286. Для предотвращения самопроизвольного
ухода вагонов или составов (без локомотива)
на станциях, разъездах и обгонных пунктах,
вновь построенные и реконструированные
приемоотправочные пути, на которых предусматривается
отцепка локомотивов от вагонов и производство
маневровых операций, должны иметь продольный
профиль с противоуклонами в сторону ограничивающих
стрелок и соответствовать нормативам
на его проектирование.
287. Для предупреждения самопроизвольного
выхода вагонов на другие пути, маршруты
приема и отправления поездов, предусматривается
устройство предохранительных тупиков,
охранных стрелок, сбрасывающих башмаков,
сбрасывающих остряков, сбрасывающих
стрелок, а также применение стационарных
устройств для закрепления вагонов.
В расположении станции, разъездов
и обгонных пунктов на уклонах обеспечиваются
условия трогания с места поездов установленной
весовой нормы и условия удержания поездов
вспомогательными тормозами локомотивов.
288. Станции, разъезды и обгонные
пункты, а также отдельные парки и вытяжные
пути должны располагаться на прямых участках.
В трудных условиях допускается размещение
их на кривых радиусом не менее 1500 м. В
особо трудных условиях допускается уменьшение
радиуса кривой до 600 м, а в горных условиях
- до 500 м.
289. План и профиль главных и станционных
путей, а также железнодорожных подъездных
путей, принадлежащих железнодорожной
организации, подвергаются периодической
инструментальной проверке.
Организация работ по инструментальной
проверке плана и профиля путей, изготовлению
соответствующей технической документации,
а также составление масштабных и схематических
планов станций возлагается на Национальную
железнодорожную компанию с привлечением
для выполнения этих работ проектных институтов,
проектно-изыскательских и проектно-сметных
групп.
290. Дистанции пути имеют:
1) чертежи и описания всех имеющихся
на дистанции сооружений и устройств путевого
хозяйства, а также соответствующие стандарты
и нормы;
2) масштабные и схематические
планы станций, продольные профили всех
главных и станционных путей, сортировочных
горок, а также железнодорожных подъездных
путей, где обращаются локомотивы.
291. Продольные профили сортировочных
горок, подгорочных и профилированных
вытяжных путей на сортировочных, участковых
и грузовых станциях проверяются не реже
одного раза в три года. На остальном протяжении
станционных путей всех станций профиль
проверяется не реже одного раза в десять
лет. Продольный профиль главных путей
на перегонах проверяется в период капитального
и среднего ремонта путей. По результатам
проверки устанавливаются конкретные
сроки по выправке профилей. Участки пути,
на которых производится реконструкция
пути, вызывающие изменение плана и профиля,
проверяются исполнителями работ после
их окончания с представлением в дистанцию
пути, а на станциях также и начальнику
станции соответствующей документации.
При возведении на территории
станции новых объектов, расширении или
переносе существующих любая организация,
выполняющая такие работы, должна незамедлительно
передавать начальнику дистанции пути
и начальнику станции исполнительную
документацию, определяющую привязку
объекта к существующему развитию станции.
§ 4. Земляное полотно,
верхнее строение пути
и искусственные сооружения
292. Ширина земляного полотна,
поверху на прямых участках
пути должна соответствовать
верхнему строению пути. На существующих
линиях до их реконструкции
допускается ширина земляного
полотна не менее: на
На кривых участках радиусом
менее 2000 м земляное полотно уширяется
по установленным нормам.
293. Для вновь строящихся железнодорожных
линий и вторых путей ширина земляного
полотна поверху должна соответствовать
требованиям Строительных норм и настоящих
Правил.
Бровка земляного полотна в местах
разлива вод должна быть не менее чем на
0,5 м выше максимальной высоты наката волны
при сильных ветрах.
294. Номинальный размер ширины
колеи между внутренними гранями головок-рельсов
на прямых участках пути и на кривых радиусом
350 м и более - 1520 мм.
295. Ширина колеи на более крутых
кривых предусмотрено следующее:
1) при радиусе от 349 до 300 м - 1530
мм;
2) в т.ч. на железобетонных шпалах
- 1520 мм;
3) при радиусе 299 м и менее - 1535
мм.
296. На участках железнодорожных
линий и путях, где комплексная замена
рельсошпальной решетки не производилась,
допускается на прямых и кривых участках
пути радиусом более 650 м номинальный размер
ширины колеи - 1524 мм.
297. При этом, на более крутых кривых
ширина колеи принимается:
1) при радиусе от 650 до 450 м - 1530
мм;
2) при радиусе от 449 до 350 м - 1535
мм;
3) при радиусе от 349 м и менее -
1540 мм.
Величина отклонений от номинальных
размеров ширины колеи, не требующих устранений,
на прямых и кривых участках пути не превышают
по сужению -4 мм, по уширению +8 мм, а на
участках, где установлены скорости движения
50 км/ч и менее - по сужению -4 мм, а по уширению
+10 мм.
298. Ширина колеи менее 1512 мм и
более 1548 мм не допускается.
299. Верх головок рельсов обеих
нитей пути на прямых участках располагается
на одном уровне. Разрешается на прямых
участках путей содержать одну рельсовую
нить на 6 мм выше другой.
Возвышение наружной рельсовой
нити не должно превышать 150 мм. На кривых
участках главного пути максимальное
возвышение наружной рельсовой нити допускается
более 150 мм.
300. Мосты и тоннели ограждаются
контрольно-габаритными устройствами,
оборудуются оповестительной сигнализацией
и заградительными светофорами.
Искусственные сооружения должны
быть снабжены противопожарными средствами
и приспособлениями для осмотра.
301. Все мосты классифицируются
по грузоподъемности на основании действующих
расчетных норм.
302. Для контроля за состоянием
пути и сооружений на магистральной железнодорожной
сети должны применяться путеизмерительные
вагоны и тележки, вагоны-дефектоскопы,
дефектоскопные автомотрисы, дефектоскопные
тележки, лаборатории по дефектоскопии,
мостовые, тоннельные, путевые обследовательские,
габарито-обследовательские, испытательные,
ремонтно-обследовательско-
Информация о работе Правила технической эксплуатации подвижного состава