Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 15:45, курсовая работа
В данном курсовом проекте должны быть рассчитаны показатели и построены следующие графические характеристики проектируемого автомобиля:
- внешняя скоростная характеристика двигателя;
- график силового баланса;
- график мощностного баланса;
- динамическая характеристика;
- график ускорений;
- график пути и времени разгона;
- топливно-экономическая характеристика.
На основании приведенных зависимостей можно рассчитать силу тяги на ведущих колесах на каждой передаче и построить тяговую характеристику автомобиля.
Для построения графика силового баланса необходимо рассчитать силы сопротивления дороги и силы сопротивления воздуха
1.3 Расчет графика мощностного баланса проектируемого автомобиля
Мощность, подведенная к колесам определется как сумма мощности на преодоление силы сопротивления качению , силы сопротивления подъему, силы сопротивления воздуха, так же мощности, затрачиваемой на ускорение автомобиля.
Значения мощностей рассчитываются по выражениям:
Мощность, подведённая к колёсам
, (1.8)
Для МАЗ – 53371
Nт1 = 18,87*0,98 =18,5 кВт
Nт2 = 48,18*0,98 =47,2 кВт
Nт3 = 79,2*0,98 =77,6 кВт
Nт4 = 95,04*0,98 =93 кВт
Nт5 = 108,24*0,98 =106 кВт
Nт6 = 132*0,98 =129 кВт
Мощность, затрачиваемая на преодоление сопротивления дороги
Для МАЗ-53371
Nд1 = 845* 10/1000 = 8,45 кВт
Nд2 = 857* 20/1000 = 17,14 кВт
Nд3 = 878* 30/1000 = 26,34 кВт
Nд4 = 908* 40/1000 = 36,32 кВт
Nд5 = 945*50/1000 = 47,25 кВт
Nд6 = 992* 60/1000 = 59,52 кВт
Nд7 = 1046* 70/1000 = 73,22 кВт
Nд8 = 1144* 85/1000 = 97,24 кВт
Мощность, затрачиваемая на преодоление сопротивления воздуха
Для МАЗ-53371
Nв1 = 22,6*10/1000 = 0,2 кВт
Nв2 = 90*20/1000 = 1,8 кВт
Nв3 = 203*30/1000 = 6 кВт
Nв4 = 362*40/1000 = 14,5 кВт
Nв5 = 565*50/1000 = 28,25 кВт
Nв6 = 814*60/1000 = 48,9 кВт
Nв7 = 1108*70/1000 = 77,6 кВт
Nв8 = 1633*85/1000 = 138,8 кВт
Результаты расчетов заносим в таблицу 4.
Таблица 4– Значения мощностей автомобиля
mi |
ne, об/мин |
V, км/час |
Nт, кВт |
Nв, кВт |
Nд, кВт |
Запас мощн., кВт |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
400 |
2 |
18,5 |
0,004 |
1,7 |
16,796 |
800 |
4 |
47,2 |
0,032 |
3,4 |
43,768 | |
1200 |
6 |
77,6 |
0,06 |
5,1 |
72,44 | |
1400 |
7 |
93 |
0,105 |
5,9 |
86,995 | |
1600 |
8 |
106 |
0,144 |
6,7 |
99,156 | |
2100 |
11 |
129 |
0,33 |
9,3 |
119,37 | |
2 |
400 |
4 |
18,5 |
0,032 |
3,4 |
15,068 |
800 |
7 |
47,2 |
0,105 |
5,9 |
41,195 | |
1200 |
11 |
77,6 |
0,33 |
9,3 |
67,97 | |
1400 |
13 |
93 |
0,52 |
11,0 |
81,48 | |
1600 |
15 |
106 |
0,75 |
12,8 |
92,45 | |
2100 |
19 |
129 |
1,615 |
16,3 |
111,09 | |
3 |
400 |
7 |
18,5 |
0,105 |
5,9 |
12,495 |
800 |
14 |
47,2 |
0,49 |
11,9 |
34,81 | |
1200 |
21 |
77,6 |
2,1 |
18,0 |
57,5 | |
1400 |
24 |
93 |
3,6 |
20,8 |
68,6 | |
1600 |
28 |
106 |
5,32 |
24,5 |
76,18 | |
2100 |
36 |
129 |
41,4 |
32,2 |
55,4 | |
4 |
400 |
11 |
18,5 |
0,33 |
9,3 |
8,87 |
800 |
21 |
47,2 |
2,1 |
18,0 |
27,1 | |
1200 |
32 |
77,6 |
3,52 |
28,3 |
45,78 | |
1400 |
37 |
93 |
42,55 |
33,2 |
17,25 | |
1600 |
42 |
106 |
54,6 |
38,4 |
13 | |
2100 |
55 |
129 |
90,75 |
53,2 |
0 | |
5 |
400 |
16 |
18,5 |
0,96 |
13,6 |
3,94 |
800 |
32 |
47,2 |
3,52 |
28,3 |
15,38 | |
1200 |
48 |
77,6 |
69,6 |
45,0 |
0 | |
1400 |
56 |
93 |
98 |
54,5 |
0 | |
1600 |
64 |
106 |
128 |
64,8 |
0 | |
2100 |
84 |
129 |
137,2 |
95,5 |
0 |
По данным таблицы 4 строим график мощностного баланса автомобиля, рисунок 3.
1.4. Расчет динамической характеристики автомобиля
Динамическая характеристика
- графическое изображение
Динамический фактор определяется по формуле:
РВ – сила сопротивления воздуха,
G0 – масса автомобиля
Для МАЗ-53371
D11= (3904-0.9)/(7150*9,8) =0.05
D12= (4993-3.6)/(7150*9,8) =0.07
D13= (5470-8.14)/(7150*9,8) =0.07
D14= (5627-11)/(7150*9,8) =0.08
D15= (5607-14)/(7150*9,8) =0.079
D16= (5210-27)/(7150*9,8) =0.73
Таблица №5 Расчет динамической характеристики автомобиля
nc |
V1 |
D1 |
V2 |
D2 |
V3 |
D3 |
V4 |
D4 |
V5 |
D5 |
400 |
2 |
0,055703 |
4 |
0,030703 |
7 |
0,01594 |
11 |
0,010199 |
16 |
0,006167 |
800 |
4 |
0,071206 |
7 |
0,039131 |
14 |
0,019947 |
21 |
0,01212 |
32 |
0,005629 |
1200 |
6 |
0,077949 |
11 |
0,042652 |
21 |
0,02114 |
32 |
0,011537 |
48 |
0,002368 |
1400 |
7 |
0,080147 |
13 |
0,043739 |
24 |
0,021246 |
37 |
0,010852 |
56 |
0 |
1600 |
8 |
0,079813 |
15 |
0,043401 |
28 |
0,020604 |
42 |
0,00952 |
64 |
0 |
2100 |
11 |
0,073964 |
19 |
0,039837 |
36 |
0,01731 |
55 |
0,004365 |
84 |
0 |
Необходимо также рассчитать динамический фактор по условию сцепления колеса с дорогой. Максимальная тяговая сила, которая может быть передана через ведущие колеса, определяется по формуле:
Для МАЗ-53371
Pmax = 0.4*1.1*3060 = 1346.4
- коэффициент перераспределения веса для задней ведущей оси автомобиля ( = 1,1 - 1,2);
-вес, приходящийся на задние ведущие колеса.
Подставив в формулу значения = 0,2 - 0.4 , определим для каждой скорости движения автомобиля тот максимальный динамический фактор, который может быть реализован в различных условиях движения.
По полученным данным в координатах D – V строится график динамической характеристики автомобиля, штриховыми линиями наносится динамический фактор по сцеплению.
График динамической характеристики автомобиля МАЗ-53371
1.5 График ускорений автомобиля
График ускорений – закономернсть ускорения проектируемого автомобиля. Расчет ускорений при разгоне проектируемого автомобиля производится по выражению:
где: -коэффициент суммарного дорожного сопротивления
где – коэффициент суммарного дорожного сопротивления при i = 0
= 0.012(1+V2/20000);
- коэффициент учета вращающихся масс:
δвр = 1+(δ1+ δ2×iтр×m)/mа, (1.15)
g – ускорение свободного падения тела.
где δ1 δ2 (0,03-0,05);
m – полная масса автомобиля;
mа – фактическая масса автомобиля;
iтр – передаточное число трансмиссии.
Таблица 6 – Значения ускорений автомобиля
D1 |
0,05 |
0,07 |
0,077 |
0,08 |
0,079 |
0,07 | |||||||||
I |
|
0,0120024 |
0,01201 |
0,0120216 |
0,01203 |
0,01204 |
0,012073 | ||||||||
V1, км/ч |
2 |
4 |
6 |
7 |
8 |
11 | |||||||||
j1, м/с2 |
0,33 |
0,516642 |
0,57889847 |
0,60556 |
0,59657 |
0,51608 | |||||||||
D2 |
0,03 |
0,039 |
0,042 |
0,043 |
0,043 |
0,039 | |||||||||
II |
|
0,0120096 |
0,012029 |
0,0120726 |
0,0121 |
0,01214 |
0,012217 | ||||||||
V2, км/ч |
4 |
7 |
11 |
13 |
15 |
19 | |||||||||
J2, м/с2 |
0,16 |
0,240284 |
0,26662593 |
0,27528 |
0,27498 |
0,238616 | |||||||||
D3 |
0,016 |
0,019 |
0,02 |
0,021 |
0,02 |
0,017 | |||||||||
III |
|
0,0120294 |
0,012118 |
0,0122646 |
0,01235 |
0,01247 |
0,012778 | ||||||||
V3, км/ч |
7 |
14 |
21 |
24 |
28 |
36 | |||||||||
J3, м/с2 |
0,03 |
0,061316 |
0,06891538 |
0,0771 |
0,06708 |
0,037618 | |||||||||
D4 |
0,01 |
0,012 |
0,011 |
0,01 |
0,009 |
0,004 | |||||||||
IV |
|
0,0120726 |
0,012265 |
0,0126144 |
0,01282 |
0,01306 |
0,013815 | ||||||||
V4, км/ч |
11 |
21 |
32 |
37 |
42 |
55 | |||||||||
J4, м/с2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 | |||||||||
D5 |
0,006 |
0,005 |
0,002 |
0 |
0 |
0 | |||||||||
V |
|
0,0121536 |
0,012614 |
0,0133824 |
0,01388 |
0,01446 |
0,016234 | ||||||||
V5, км/ч |
16 |
32 |
48 |
56 |
64 |
84 | |||||||||
J5, м/с2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 | |||||||||
1.6 Определения
времени разгона
При проведении расчетов принимают, что разгон автомобиля на каждой передаче производится до достижения максимальных оборотов двигателя.
Как показано
на рисунке 1 для определения
времени разгона автомобиля
среднее ускорение:
При изменении скорости от Vн (начальная) до Vк (конечная) среднее ускорение можно определить из выражения:
Изменение скорости;
(1.17)
А время разгона автомобиля в каждом интервале определяют по выражению:
где - соответственно, ускорения и скорости в начале и конце интервала
Время переключения передач принимается по таблице 1.1
Таблица 1.1
Тип коробки передач |
Время переключения передач, с | |
Карбюраторные. |
Дизельные | |
Без синхронизаторов |
1,3-1,5 |
1-1,5 |
С синхронизаторами |
0,2-0,5 |
1 - 1,5 |
Падение скорости за время переключения передач определяют по зависимости:
Для МАЗ-53371
DVп = 9,3* 1,5*1,05 = 14,6
где - коэффициент учета вращающихся масс при накате, =1,05.
1.7 Определение пути разгона автомобиля
Путь разгона определяется в тех же интервалах изменения скорости:
Путь, проходимый автомобилем при разгоне. как и время определяется нарастающим итогом.
Результаты расчетов заносят в таблицу, по результатам расчета строится график пути разгона проектируемого автомобиля.
Таблица 8
Первая передача | ||||||||
n,об/мин. |
Vн |
Vк |
Vср |
Jн |
Jк |
Jср |
Dt |
DS |
400-800 |
2 |
4 |
3 |
0,33 |
0,51 |
0,42 |
4,761904762 |
14,286 |
800-1200 |
4 |
6 |
5 |
0,51 |
0,57 |
0,54 |
3,703703704 |
18,519 |
1200-1400 |
6 |
7 |
6,5 |
0,57 |
0,6 |
0,585 |
1,709401709 |
11,111 |
1400-1600 |
7 |
8 |
7,5 |
0,6 |
0,59 |
0,595 |
1,680672269 |
12,605 |
1600-2100 |
8 |
11 |
9,5 |
0,59 |
0,51 |
0,55 |
5,454545455 |
51,818 |
Вторая передача | ||||||||
n,об/мин. |
Vн |
Vк |
Vср |
Jн |
Jк |
Jср |
Dt |
DS |
400-800 |
4 |
7 |
5,5 |
0,16 |
0,24 |
0,2 |
15 |
82,5 |
800-1200 |
7 |
11 |
9 |
0,24 |
0,26 |
0,25 |
16 |
144 |
1200-1400 |
11 |
13 |
12 |
0,26 |
0,27 |
0,265 |
7,547169811 |
90,566 |
1400-1600 |
13 |
15 |
14 |
0,275 |
0,274 |
0,2745 |
7,285974499 |
102 |
1600-2100 |
15 |
19 |
17 |
0,274 |
0,23 |
0,252 |
15,87301587 |
269,84 |
Третья передача | ||||||||
n,об/мин. |
Vн |
Vк |
Vср |
Jн |
Jк |
Jср |
Dt |
DS |
400-800 |
7 |
14 |
10,5 |
0,03 |
0,06 |
0,045 |
155,5555556 |
1633,3 |
800-1200 |
14 |
21 |
17,5 |
0,06 |
0,068 |
0,064 |
109,375 |
1914,1 |
1200-1400 |
21 |
24 |
22,5 |
0,068 |
0,07 |
0,069 |
43,47826087 |
978,26 |
1400-1600 |
24 |
28 |
26 |
0,07 |
0,06 |
0,065 |
61,53846154 |
1600 |
1600-2100 |
28 |
36 |
32 |
0,06 |
0,03 |
0,045 |
177,7777778 |
5688,9 |
Четвертая передача | ||||||||
n,об/мин. |
Vн |
Vк |
Vср |
Jн |
Jк |
Jср |
Dt |
DS |
400-800 |
11 |
21 |
16 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
800-1200 |
21 |
32 |
26,5 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1200-1400 |
32 |
37 |
34,5 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1400-1600 |
37 |
42 |
39,5 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1600-2100 |
42 |
55 |
48,5 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Пятая передача | ||||||||
n,об/мин. |
Vн |
Vк |
Vср |
Jн |
Jк |
Jср |
Dt |
DS |
400-800 |
16 |
32 |
24 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
800-1200 |
32 |
48 |
40 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1200-1400 |
48 |
56 |
52 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1400-1600 |
56 |
64 |
60 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1600-2100 |
64 |
84 |
74 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Информация о работе Расчет тягово-экономических характеристик автомобиля МАЗ 5337