Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2015 в 10:38, курсовая работа
Прикладная механика - это область науки и техники, которая включает совокупность средств, способов и методов человеческой деятельности, направленных на создание и применение новой техники, машин, конструкций, сооружений, приборов, технических систем и технологий новых материалов. Она интегрирует с одной стороны циклы общеобразовательных дисциплин таких как: физика, математика, теоретическая механика, материаловедение, инженерная графика, а с другой стороны - это первая инженерная дисциплина, которая преподается студентам технических специальностей.
Введение……………………………………………………………………...3
1. Расчет и выбор электродвигателя………………………………………..4
2. Определение общего передаточного числа……………………………..5
3. Проверка числа ступеней механизма……………………………………5
4. Определение передаточных чисел по номограмме………………….....5
5. Определение числа зубьев по ступеням…………………………………6
6. Определение диаметров делительных окружностей колёс и
геометрических размеров зубчатого колеса на последнем
валу……………………………………………………………………………6
7. Уточнённый расчет мощности двигателя……………………………….7
8. Определение геометрических размеров вала и расчёт на прочность….8
8.1 Расчёт валов на прочность…….………………………………………..8
8.1.1. Предварительный расчёт…………………………………………….8
8.1.2.Уточнённый расчёт на прочность……………………………………9
8.2 Расчёт валов на жёсткость.....................................................................13
9. Подбор подшипников качения……………………………………………14
10. Расчёт штифта……………………………………………………………15
Список используемой литературы………………………………………….16
Рабочий чертёж цилиндрического зубчатого колеса……………………..17
Рабочий чертёж выходного вала…………………………………………….18
Министерство образования Российской Федерации
Таганрогский Технологический інститут
Южного федерального университета
Пояснительная записка к курсовой работе
по дисциплине «Прикладная механика»
тема: «Расчёт элементов привода (аппарата, устройства)»
Выполнил
студент гр. РТбо2-8:
Проверил:
Исходные данные для расчёта курсовой работы………………………..3
Введение…………………………………………………………
1. Расчет и выбор
2. Определение общего
3. Проверка числа ступеней
4. Определение передаточных
5. Определение числа зубьев по ступеням…………………………………6
6. Определение диаметров
геометрических размеров зубчатого колеса на последнем
валу……………………………………………………………………
7. Уточнённый расчет мощности двигателя……………………………….7
8. Определение геометрических
8.1 Расчёт
валов на прочность…….………………………
8.1.1. Предварительный расчёт……………………
8.1.2.Уточнённый расчёт на прочность……………………………………9
8.2 Расчёт
валов на жёсткость............
9. Подбор подшипников качения…………
10. Расчёт штифта……………………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………….16
Рабочий чертёж цилиндрического зубчатого колеса……………………..17
Рабочий чертёж выходного вала…………………………………………….18
Вариант |
Нагрузка Т4, Нм |
ω4,с-1 |
К |
10 |
4 |
5 |
1 |
Прикладная механика - это область науки и техники, которая включает совокупность средств, способов и методов человеческой деятельности, направленных на создание и применение новой техники, машин, конструкций, сооружений, приборов, технических систем и технологий новых материалов. Она интегрирует с одной стороны циклы общеобразовательных дисциплин таких как: физика, математика, теоретическая механика, материаловедение, инженерная графика, а с другой стороны - это первая инженерная дисциплина, которая преподается студентам технических специальностей.
И не случайно курсовая работа по прикладной механике является первой значительной по всем параметрам расчетно-графической работой в плане подготовки будущих специалистов. Зачастую объектами курсового проектирования являются приводы различных машин и механизмов (например, ленточных и цепных конвейеров, индивидуальные, испытательных стендов), использующие большинство деталей и узлов общемашиностроительного применения. Конструирование — процесс творческий. Известно, что каждая конструкторская задача может иметь несколько решений. Важно по определенным критериям сопоставить конкурирующие варианты и выбрать один из них — оптимальный для данных конкретных условий.
При выполнении курсового проекта студент последовательно проходит от выбора схемы механизма через многовариантность проектных решений до его воплощения в рабочих чертежах; приобщаясь к инженерному творчеству, осваивая предшествующий опыт, учится предвидеть новые идеи в создании машин, надежных и долговечных, экономичных в изготовлении и эксплуатации, удобных и безопасных в обслуживании.
Согласно исходным данным определяется мощность
P4=T4ω4, a P3=KP4,
где Т4 – нагрузка (крутящий момент на выходе);
ω4 – угловая скорость;
К – коэффициент нагрузки на третьем валу.
Р4=4*5=20 Вт,
Р3=1*20=20 Вт.
Для проектируемого механизма при параллельном разветвлении потока мощность на входе P1 равна:
,
где и – полезная мощность на выходе редуктора, соответственно на валах 4 и 3;
и – Общие КПД передачи от двигателя до объекта потребления мощности.
где , , – КПД соответственно пары конических и цилиндрических колёс и пары подшипников качения,
=0,96...0,98,
=0,97...0,99,
=0,98...0,995.
Ƞ4=0,88*(0,90)2*(0,99)4=0,685;
Ƞ3=0,88*0,90*(0,99)3=0,768;
Pдвиг =P1=(20/0,685)+(20 /0,768)=55,235 Вт
По таблице 1 выбираем двигатель, мощность которого близка к расчётной. Данному значению мощности удовлетворяет двигатель АПН-011-2, полезная мощность 80 Вт, скорость вращения 2750 об/мин, пусковой момент 0,37 Нм. Напряжение питания у данного двигателя стандартное для России (220 В).
где и – соответственно угловые скорости ведущего и ведомого звеньев;
и – техническая угловая скорость, мин-1.
n4=60* ω/2*π=60*2750/2*3,14= 287,979 мин-1
ip=2750/287,979=57,596
q=1,85*lg iр,
где – передаточное число редуктора.
q=1,85*lg(57,596)=3,257.
Принимаем q = 3.
По номограмме определяем передаточное число каждой ступени. Через деление на правой шкале iр=57,596 и точку 3,соответствующуючислу ступеней, проводим прямую и на левой шкале определяем передаточное отношение первой ступени:
i12=2,3
Передаточное отношение оставшихся двух ступеней:
i24=
Через деление 34 на правой шкале и точку 2, соответствующую числу оставшихся ступеней, проводим прямую и на левой шкале определяем передаточное отношение второй ступени i23=3,7. Определяем передаточное отношение оставшейся третьей ступени i34:
i34=
i13
Эта методика даёт возможность разработать кинематическую схему механизма с малым приведённым моментом инерции, малым мёртвым ходом при умеренных его габаритах:
Общее передаточное число редуктора:
Передаточные числа определяем по номограмме:
; ; ,
принимаем zmin=20
Тогда ; ; .
z2=20*2,3=46
z3=20*3,7=74
z4=20*6,7=134.
D1=m*z1;
D2=m*z2;
D3=m*z2;
D4=m*z3;
D5=m*z3;
D6=m*z4.
Где m – модуль зубчатых колёс принимается по ГОСТу 9563 – 75 равным 0,1; 0,15; 0,2; 0,3; 0,4; 0,5; 0,6; 0,8; 1.
Для не силовых передач модуль выбирается по ГОСТу без расчёта.
Размеры колеса в зависимости от модуля приведены в таблице 2.
m |
db |
Dc |
λ |
b |
d1 |
D |
0,5 |
5 |
10 |
9 |
3 |
1,6 |
mz4 |
D1=m*z1=10 мм
D2= m*z2=23 мм
D3= m*z2=10 мм
D4= m*z3=37 мм
D5= m*z3=10 мм
D6= m*z4= 67 мм
Уточнённый расчёт проводится по формуле:
P1 = Tω1,
где Т – пусковой момент двигателя
,
где Jn – приведённый момент инерции редуктора.
Момент инерции зубчатого колеса в кг/м2 вычисляется по формуле
J=0,1ρbD4,
где D – диаметр делительной окружности зубчатого колеса, м;
b – толщина колеса, м (для ведущих колёс b можно принимать равной длине ступицы колеса, а для ведомых колёс – ширине зубчатого венца);
ρ – плотность материала колеа, кг/м3; для стали ρ=7,8*103 кг/м3.
J1=0,1ρbD14,
J2=0,1ρb(D14+D34),
J3=0,1ρb(D44+ D54),
J4=0,1ρbD64.
b=3 мм.
J1=0,1*7,8*103*0,003*0,0104=2.
J2=0,1*7,8*103*0,003*(0,0104+
J3=0,1*7,8*103*0,003*(0,0374+
J4=0,1*7,8*103*0,003*(0,674)= 4,386*10-6 кг/м2.
Приведённый к валу двигателя момент инерции механизма вычисляется по формуле
+
где Jn – приведённый момент инерции всех элементов, закреплённых на соответствующем валу.
Jn=1,488*10-7 кг/м2.
Для приближённых расчётов :
Ɛ=,
где ωдв – номинальная угловая скорость вала двигателя, с-1;
tp – время разгона двигателя, с. Принимают t=0,3
e=287,979/0,3=959,931
P3=T3*ω3; ω3=i34* ω4;
Откуда T3;
T3=20/(6,768*5)= 0,591 Нм
T=(0,591/8,51*0,768)+(4/57,
Мощность двигателя:
Pдв=Тпускωдв,
Pдв=0,192*287,979=55,276 Вт
Двигатель АПН-011-2, полезная мощность 80 Вт, скорость вращения 2750 об/мин.
Оси и валы предназначены для крепления вращающихся деталей механизмов.
Осью называют деталь, поддерживающую часть механизма; валом – деталь, вращающуюся в опорах и предназначенную для передачи крутящих моментов. Главным отличием оси от вала является то, что она, поддерживая деталь, не участвует в передаче механической энергии. При работе ось испытывает только деформацию изгиба, тогда как вал подвергается ещё и деформации кручения. Вал всегда вращается.
Ось же может быть как вращающейся, так и неподвижной. Конструктивно оси можно разделить на сплошные и полые. Валы различают по следующим признакам: по конструкции (жесткие и гибкие) и по нагрузкам (легко и тяжело нагруженные). Жесткие валы, так же как оси, бывают сплошные и полые. Так как валы передают крутящие моменты, то они испытывают напряжение от совместного действия изгиба и кручения. Легко нагруженными валами считают такие, у которых крутящие моменты значительно больше изгибающих, а тяжело нагруженными – такие, у которых крутящие и изгибающие моменты соизмеримы.
Исходя из расчёта на прочность, производим расчёт только на кручение при пониженном допускающем напряжении:
,
где T – крутящий момент, действующий в расчётном сечении вала;
– допускаемое касательное напряжение при кручении (для стальных валов = 20 МПа);
.
d4=10 мм.
Полученные значения диаметра d округляют до ближайшего стандартного значения (мм) d4=10 мм.
– момент сопротивления кручению.
;
.
При выполнении этого расчёта нужно знать длину вала L. Исходя из схемы механизма:
L=a+d+b+c,
где а и с – расстояние между стенками корпуса и зубчатыми колёсами;
d – диаметр первой шестерни;
b – расстояние между шестернями.
Принимаем а=5 мм; с=5 мм; d=20 мм; b= 3 мм.
L=5+5+20+3=33 мм.
При передаче движения от шестерни к колесу от силы давления по линии зацепления на зуб действуют Fτ4 – окружная сила, Fr4 – радиальная сила, которые определяются следующим образом:
Fτ4=2T4/d4;
Fr4= Fτ4tgα;
где α=200 – угол зацепления.
Fτ4=2*4/0,010=800 H,
Fr4=400*0,364= 1,79 кH.
Суммарная сила по линии зацепления будет:
;
F4= кH.
Совместим эту силу с плоскостью листа. Реакции на опорах вала будут: l1=11 мм
RA=F4(L-L1)/L; RB=F4l1/L.
RA=H; RB=H.
Максимальный изгибающий момент М4 будет под силой F, что представлено эпюрой.
M4=RAl1=RB(L-L1).
Минимальный диаметр вала круглого поперечного сечения определяют, исходя из третьей теории о прочности по формуле
где Мnp= - приведённый момент;
W=- момент сопротивления изгибу;
- допускаемое нормальное напряжение.
Тогда
,
Информация о работе Расчёт элементов привода (аппарата, устройства)