Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 11:09, дипломная работа
В настоящее время индустрия туризма является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства. Она входит в число трех крупнейших экспортных отраслей, уступая лишь нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению. И это объяснимо, так как на уровне государства иностранный туризм является существенным источником роста национальной экономики, а на уровне турфирм - прибыльным делом. Следует заметить, что, по сравнению с развитыми странами, значимость туризма для национальной экономики в России пока минимальна.
ВВЕДЕНИЕ 3
I ГЛАВА: ОПИСАНИЕ КОМПАНИИ 6
2.1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
2.2. ОСНОВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 8
2.3. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ФУНКЦИИ ОТДЕЛОВ ОСНОВНЫЕ ДОЛЖНОСТИ 12
2.4. АНАЛИЗ ТУРИСТИЧЕСКОГО РЫНКА 17
2.5. ПОЗИЦИИ КОМПАНИИ НА РЫНКЕ 27
2.6. ОСНОВНЫЕ КОНКУРЕНТЫ КОМПАНИИ 33
2.7. СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ О РАБОТЕ КОМПАНИИ ЗА 1999-2001 ГГ. 36
2.8. ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ 40
2.9. КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА 43
2.10. ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ КОТОРУЮ БУДЕМ РЕШАТЬ
II ГЛАВА.
III ГЛАВА: ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ
4.1. ЭКОНОМИКО-ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ И РАЦИОНАЛЬНОСТИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
4.2. БИЗНЕС-ПЛАН ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Проиллюстрируем данные таблицы диаграммой (рис. 4).
Рис. 4. Структура туристских потоков «Лужники-Тур» по основным направлениям
Приведенные данные показывают, что ОАЭ занимают в общей структуре туристских потоков первое место – 56%; Египет – 25%; Турция – 4%; Италия – 4%; Франция – 4%.
Как видно из таблицы 9, в зимний период (декабрь-февраль) фирма отправляет за рубеж 1130 чел., что составляет 28% всего туристического потока; весной (март-май) – 1540 чел. (24%), летом (июнь-август) – 1585 чел (24%), осенью (сентябрь-ноябрь) – 1600 чел. (24%). Это стабильные показатели, характеризующие успешную сезонную деятельность фирмы. Проиллюстрируем приведенные данные диаграммой (рис. 5).
Рис. 5. Сезонное распределение туристских потоков
В 2001 г. благодаря введению новой системы бронирования «Лужники-Тур» увеличили как сама агентскую сеть, так и, соответственно, поток туристов в 3-4 раза. За 6 мес. 2001 г. было отправлено за рубеж уже 6218 чел.
Рис. 6. Структура потока в ОАЭ по видам клиентов
Являясь туроператором, «Лужники-Тур» преимущественно продает свой продукт по оптовым ценам агенту, но также фирма занимается агентской деятельностью, то есть непосредственной продажей услуг населению, и реализует их по розничным ценам. Так, по основному направлению – Объединенные Арабские Эмираты – в 2000 г. 2937 чел. приобрели путевки через агентскую сеть, 670 чел. – индивидуально, преимущественно через систему on-line (рис. 6).
На деятельность компании повлиял кризис 1998 г., когда снизились все финансовые показатели. В 1999 г. уровень продаж вернулся в показателям 1997 г., а в 2000 г. превзошел их (табл. 10).
Таблица 10.
Основные показатели по основной деятельности «Лужники-Тур»
в 1998-2001 гг.
Показатели |
1998 (у.е.) |
1999 |
2000 |
2001 (6 мес.) (у.е.) | ||
У.е. |
Изменение к 1998 г. |
У.е. |
Изменение к 1999 г. | |||
Реализация услуг |
4663280 |
3284000 |
+1379280 |
5444000 |
+2160000 |
5285300 |
Полная себестоимость |
4665240 |
2824040 |
+1841200 |
5367400 |
+2543360 |
4492505 |
Прибыль (убыток) от реализации |
-1960 |
459960 |
+461920 |
786600 |
+326640 |
792795 |
Прочие операционные расходы |
- |
620 |
+620 |
- |
- | |
Внереализационные доходы |
15350 |
980 |
-14370 |
- |
||
Валовая прибыль |
13390 |
460320 |
+446930 |
786600 |
+326280 |
792795 |
В результате разработки маркетинговой политики после кризиса 1998 г. «Лужники-Тур» имеет улучшение показателей по основной деятельности. Так, в 1999 г. увеличился объем реализации, увеличилась прибыль. Внереализационные расходы, имеющие расходное сальдо, снизили возможную валовую прибыль. Эти расходы представляют собой штрафы, пени за несоблюдение хозяйственных договоров. Проведя оперативный анализ соблюдения договорных обязательств позволило фирме в 2000 г. не допускать подобных расходов.
В 2000 г. объем реализации продолжал увеличиваться, как и в первом полугодии 2001 г. В настоящее время фирма работает с прибылью 15% от реализации.
Рассмотрим основные средства фирмы, которые играют важную роль в деятельности туристической фирмы. К основным средствам «Лужники-Тур» относятся материально-вещественные ценности, используемые в качестве средств труда непосредственно при выполнении работ и оказании услуг и для осуществления управленческой деятельности в течение периода более года: это компьютеры и средства связи, вычислительная техника, транспортные средства, производственно-хозяйственный инвентарь и др. Т.к. фирма не имеет собственного здания, машин и оборудования, то доля основных средств в активах фирмы невелика.
При анализе финансово-
Таблица 11.
Бухгалтерский баланс «Лужники-Тур» на 01.07.2001 г.
(тыс.руб.)
АКТИВ |
Код стр. |
На начала периода |
На конец периода |
I. Внеоборотные активы |
|||
Нематериальные активы |
110 |
45,1 |
44 |
Основные средства |
120 |
1500 |
1700 |
Незавершенное строительство |
130 |
||
Долгосрочные финансовые вложения |
140 |
1800 |
1800 |
Итого по разделу I |
190 |
3345,1 |
3544 |
II. Оборотные активы |
|||
Запасы |
210 |
368 |
185 |
НДС по приобретенным ценностям |
220 |
||
Дебиторская задолженность – краткосрочная |
230 |
800 |
750 |
Краткосрочные финансовые вложения |
250 |
||
Денежные средства |
260 |
5280 |
7482 |
Прочие оборотные активы |
270 |
1690 |
1910 |
Итого по разделу II |
290 |
8138 |
10327 |
БАЛАНС (сумма строк 190+290) |
300 |
11483,1 |
13871 |
ПАССИВ |
|||
III. Капиталы и резервы |
|||
Уставной капитал |
410 |
5460 |
5460 |
Добавочный капитал |
420 |
680 |
745 |
Фонды и резервы |
430 |
1000 |
2200 |
Нераспределенная прибыль |
460 |
2156 | |
Итого по разделу III |
490 |
7140 |
10561 |
IV. Долгосрочные пассивы |
|||
Кредиты банков и прочие займы |
510 |
1916 |
1235 |
Прочие долгосрочные пассивы |
520 |
450 |
|
Итого по разделу IV |
590 |
2366 |
1235 |
V. Краткосрочные пассивы |
|||
Заемные средства |
610 |
500 |
|
Кредиторская задолженность |
620 |
1085,5 |
1560 |
Прочие краткосрочные пассивы |
660 |
391,6 |
515 |
Итого по разделу V |
690 |
1977,1 |
2075 |
БАЛАНС (сумма строк 490+590+690) |
700 |
11483,1 |
13871 |
Рассмотрим тенденции развития фирмы на основании относительных и абсолютных показателей, рассчитанных на основании баланса. Анализ состава и структуры имущества дает возможность установить размер абсолютного и относительного прироста имущества. Анализ структуры активов и ее динамики позволяет сделать вывод о том, какие активы вложены во вновь привлеченные финансовые активы или за счет каких активов произошел отток финансовых ресурсов.
Из баланса видно, что увеличение активов фирмы произошло за полгода на 2388 тыс. руб. или на 120 %, в основном за счет роста оборотных (мобильных) средств на 2189 тыс. руб. Это свидетельствует о положительных изменениях в деятельности компании, так как увеличение оборотных средств способствует возрастанию оборачиваемости активов и создает благоприятные условия для финансовой деятельности фирмы. Наибольший удельный вес в увеличении оборотных средств занимают краткосрочные ликвидные средства, которые увеличились на 2202 тыс. руб. что способствует своевременным расчетам с кредиторами. Снижение же дебиторской задолженности, хотя и незначительно (на 50 тыс.руб.) нельзя признать положительным фактом. Дебиторская задолженность относится к ликвидным оборотным средствам, хотя несет в себе некоторый финансовый риск.
Положительным следует признать тот факт, что на «Лужники-Тур» наблюдается устойчивое превышение мобильных средства над внеоборотными активами.
Характеристика
В целом можно сделать вывод, что «Лужники-Тур» имеет хорошие финансовые показатели по основным статьям баланса, что говорит об эффективной деятельности фирмы.
Кадровая политика предприятия во многом влияет на успех фирмы. Все сотрудники фирмы «Лужники-Тур» имеют стаж работы в туризме не менее 6 лет. Фирма принимает на работу приветливых, работоспособных служащих, которые могут создать хорошую атмосферу в беседе с клиентом, собирающимся воспользоваться услугами индустрии туризма.
Многие из клиентов испытывают тревогу за качество
приобретаемой услуги, которое они не
могут знать заранее. Опытный служащий
фирмы всегда старается уменьшить беспокойство
клиента, объяснив ему, что фирма не в первый
раз проводит такие туры. Работник фирмы
стремится завоевать расположение клиента,
рассказав тому некоторые подробности
из биографии фирмы, показав ему при этом
благодарственные письма других клиентов.
Служащий фирмы, если увидит, что клиент
в чем-то нуждается, всегда ему поможет,
даже если это не входит в круг его обязанностей.
Обслуживание клиента включает в себя
не только продажу ему туристского продукта.
Накануне путешествия сотрудник фирмы
звонит клиенту, интересуясь, не возникло ли у него каких-либо проблем,
напоминает о предстоящем туре.
По прибытии туриста сотрудники «Лужники-Тур» часто созваниваются с клиентом, выясняя у него все негативные моменты, с целью их устранения.
В фирме существуют следующие требования:
Персонал должен:
Руководством «Лужники-Тур» выработаны специальные инструкции, в которых указываются обязанности и права персонала. Отдельными пунктами выделены требования к поведению служащих. Например, персонал не имеет права в присутствии посетителей вести личные телефонные разговоры, принимать пищу или напитки; персонал должен сводить к минимуму ожидание посетителей (оно не должно превышать 6 минут); обслуживание посетителя должно быть первоочередным наряду с другими служебными обязанностями.
Инструкция предписывает, что менеджеры, определяющие в конечном итоге имидж и успех фирмы, должны постоянно изучать передовые методы повышения корпоративной культуры, способы адаптации предприятия к факторам постоянно меняющейся внешней среды, принимать непосредственное участие в маркетинговой деятельности фирмы.
Руководство компании понимает, что конкурентные преимущества фирмы достижимы только при увеличении роли его кадрового потенциала, при профессиональной компетентности каждого члена коллектива, его способности делегировать и принимать на себя полномочия при возникновении внештатных ситуаций. Для этого проводится такой метод повышения квалификации, как ротация, т.е. перевод сотрудника на различные должности по служебной горизонтали.
Обучение персонала производится постоянно, изо дня в день, в самых разнообразных формах. Кроме традиционных методов повышения квалификации на семинарах и в институтах (включая и Академию туризма), на самом предприятии практикуется проведение круглых столов, анализ работы лучших работников, чтобы отметить секреты их мастерства, широко применяются методы экспертных оценок и «мозговой атаки» при решении наиболее сложных управленческих задач.
Учитывая, что фирма специализируется на международном туризме, руководство фирмы понимает, что успех возможен только при владении персоналом разговорным иностранным языком, что характерно для всех турфирм мира. С этой целью проводится обучение персонала иностранным языкам.
В туризме более часто, чем в других сферах происходят различные "производственные" неувязки и форс-мажорные обстоятельства из-за неграмотной работы сотрудничающих фирм и по не зависящим ни от кого обстоятельствам. Такие случаи иногда встречаются в практике работы «Лужники-Тур». Может не вылететь самолет, начаться война, туристов может не выпустить особо строгая таможня, так как, например, в Израиле, принимающая сторона может "забыть" встретить туристов, которые в новой для них стране, не зная языка, окажутся совершенно дезориентированы; авиакомпания может разместить родителей и их маленького ребенка в разных самолетах и тому подобное. Поэтому менеджеру необходимо иметь высокую устойчивость к стрессам и уметь оперативно разрешить сложившуюся ситуацию, не выходя при этом из рабочего ритма. Можно сказать, что люди, работающие в «Лужники-Тур», являются "фантиками" этой области и не уйдут работать в другую сферу даже за большую заработную плату.
Мотивация труда достигается при
помощи учета иерархических потребност
Летом следующего года собираемся предложить своим клиентам отдых в Хорватии. На наш взгляд, это очень интересное и перспективное направление. Что касается зимнего отдыха, то думаем всерьез заняться горнолыжными турами. Скорее всего, это будет Австрия. В планах компании «Лужники-Тур» - подготовить такой пакет к зимнему сезону 2001/2002 гг.
По данным маркетинговой компании
"Инфо-сити"9,
лидером по приему россиян, выезжающих
по турпакетам, осталась Турция. Причем
объем поездок российских туристов в Турцию
по сравнению с прошлым годом возрос в
полтора раза. Второе место по поездкам
выходного дня россиян держит Испания
(впрочем, здесь прирост несколько скромнее).
Почти в три раза увеличилось число поездок
в Финляндию, но в данном случае речь в
первую очередь идет о частых, но коротких
приграничных поездках.
На третье место в секторе пляжного туризма
летом 2000 г. вырвалась Болгария, опередив
Кипр, Грецию и Италию. И такой поворот
событий можно, пожалуй, отнести к разряду
сюрпризов. Причем турпоток из России
в Болгарию увеличился в 2,6 раза. Почти
в два раза больше туристов побывало этим
летом в Германии. Это может свидетельствовать
о значительном росте интереса к отдыху
в умеренно-континентальном климате, скажем,
на озерах. Тому подтверждением служат
и цифры по Австрии - летний турпоток из
России вырос на 26%. В относительном выражении
по Австрии зафиксирован более высокий
рост, чем по Кипру, Греции, Италии. Еще
больший прирост отмечен по Венгрии: плюс
45%. Удивила и Великобритания, которая
приняла на 74% больше туристов из России,
чем прошлым летом. На 20% увеличился поток
во Францию и в два раза (!) - в Швейцарию!
Одним словом, есть о чем подумать маркетологам
турфирм.